Строительные машины и оборудование, справочник





Агрегаты шасси сцепление ЗИЛ-130

Категория:
   Автомобили ЗИЛ



Агрегаты шасси сцепление ЗИЛ-130

Сцепление — однодисковое сухое, установлено в литом чугунном картере. Кожух сцепления закреплен на маховике коленчатого вала восемью центрирующими (специальными) болтами. Нажимное усилие сцепления создается шестнадцатью пружинами, установленными между кожухом сцепления и нажимным диском. Под пружины со стороны нажимного диска подложены теплоизолирующие шайбы. Передача крутящего момента от кожуха сцепления на ведомый диск осуществляется через нажимной диск четырьмя парами пружинных пластин.

Рис. 1. Схема пульта управления подогревателем: 1 — переключатель; 2 — электродвигатель вентилятора; 3 — катушка электромагнитного клапана; 4 — свеча накаливания; 5 — подкапотная лампа; 6 — выключатель свечи; 7 — контрольная спираль; 8 — спираль подогрева электромагнитного клапана

Выключающее устройство состоит из четырех рычагов, которые пальцами соединяются g нажимным диском и вилкой. Между пальцами и рычагом поставлены игольчатые ролики. Положение рычагов выключения сцепления регулируют при сборке гайками, которые после регулирования раскернивают. В процессе эксплуатации автомобиля положение этих рычагов не регулируют.

Рис. 2. Сцепление: 1— коленчатый вал; 2 — маховик: 3 — нажимной диск; 4 — пружинная пластина. 5 — втулка пружинных пластин; 6 — болт крепления пластин; 7 — картер; 8 — нажимная пружина; 9 – кжоух; ю — теплоизолирующая шайба нажимной пружины; 11 — упорный подшипник; 12 — муфта; 13 — оттяжная пружина муфты; 14 — направляющая муфты; Л5 — вилка выключения сцепления; 16 — рычаг выключения сцепления; 17 — регулировочная гайка; 13 — вилка; 19 — опорная пластина регулировочной гайки; 20 — пальцы; 21 — крышка картера; 22 — ролики; 23 – болт крепления кожуха сцепления к махопику; 24—шплинт; 25 — венец маховика; 26 — ведомый диск; 27 —щиток; 28 – ведущий вал коробки передач; 29 — подшипник ведущего вала

Ведомый диск сцепления — стальной, с фрикционными накладками, имеет гаситель крутильных колебаний (демпфер) фрикционного типа (с сухим трением стали по стали). Упругой муфтой гасителя являются восемь равномерно расположенных по окружности пружин.

Ведомый диск сбалансирован. Балансировка осуществляется установкой на ведомом диске балансировочных пластин.

Для выключения сцепления применен упорный подшипник, установленный на муфте подшипника. В подшипник смазочный материал закладывается на заводе-изготовителе и при эксплуатации и ремонте не добавляется. В процессе ремонта сцепления подшипник при необходимости следует заменить новым. При правильно отрегулированном приводе сцепления зазор между рычагом и подшипником выключения сцепления должен быть равен — 4 мм.

Для выключения сцепления служит педаль, вал которой установлен в кронштейне, закрепленном на левом лонжероне рамы автомобиля. Нижний конец рычага связан регулируемой тягой с рычагом вилки выключения сцепления. Ход педали ограничивается упором в пол кабины.

Правильно отрегулированное сцепление не должно пробуксовывать в включенном положении, а при нажатии на педаль должно выключаться полностью (не должно «вести»). Свободный ход педали сцепления должен быть равен 35—50 мм, а полный ход — не менее 180 мм.

По мере изнашивания фрикционных накладок уменьшается свободный ход педали сцепления, в результате чего сцепление может пробуксовывать. Это приводит к быстрому изнашиванию ведомого диска и подшипника муфты выключения сцепления. В случае чрезмерного свободного хода (свыше 50 мм) при нажатии на педаль до отказа не происходит полного выключения сцепления, это приводит к ускоренному изнашиванию ведомого диска и затрудняет переключение передач.

Рис. 3. Ведомый диск сцепления: 1 — ведомый диск; 2 — пружина гасителя крутильных колебаний (демпфера); 3 — опорная пластина; 4 — маслоотражатель; Б — диск гасителя’, б — ступица ведомого диска; 7 — заклепка; 8 — фрикционная накладка гасителя; 9 — фрикционная накладка ведомого диска; 10 — балансировочная пластина

Рис. 4. Привод сцепления: 1 — педаль; 2 — пружина; 3 — сферическая гайка; 4 — контргайка; 5 — масленка для смазывания втулок вилки выключения сцепления; б — вал; 7 — тяга; 8 — промежуточный рычаг; 9 — рычаг вилки выключения сцепления: 10 — масленка

Свободный ход педали надо регулировать в таком порядке.
1. Отвернуть контргайку.
2. Отрегулировать свободный ход педали сцепления, вращая сферическую гайку; для уменьшения свободного хода педали сферическую гайку следует завертывать на тягу, а для увеличения свободного хода — отвертывать с тяги.
3. Затянуть контргайку.
4. После регулирования пустить двигатель и проверить правильность работы сцепления.

Уход заключается в регулировании привода сцепления, очистке от грязи, своевременном подтягивании всех болтовых соединений, смазывании вилки выключения сцепления и вала педали в соответствии с картой смазывания.

Передний подшипник ведущего вала коробки передач имеет постоянный запас смазочного материала, закладываемого на заводе-изготовителе подшипников. При эксплуатации периодического добавления смазочного материала не требуется. При ремонтных работах подшипник в случае необходимости надо заменить новым.


Читать далее:

Категория: - Автомобили ЗИЛ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины