Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Механик гаража

Публикация:
   Аккумуляторные батареи автомобилей

Читать далее:




Аккумуляторные батареи автомобилей

Типы и обозначения. Типы аккумуляторных свинцовых стартерных батарей согласно ГОСТ 9590—-71 определяются:
— количеством последовательно соединенных аккумуляторов; назначением;
— номинальна емкостью при 20-часовом режиме разряда. Первая цифра в условном обозначении типа означает количество аккумуляторов в батарее (3 или 6) и определяет ее Номинальное напряжение (6 или 12 В), буквы СТ — батарея стартерная, предназначенная для автомобилей и автобусов, ТСТ — для машин, работающих в тяжелых условиях эксплуатации, а цифра после букв — номинальную емкость батареи при 20-часовом разряде (при 10-часовом — по старым обозначениям). В обозначении батареи буквы после цифры характеризуют материал моноблока (Э—эбонит, П — асфальтопековая пластмасса, Т — термопласт) и материал сепараторов (М — мипласт, Р — мипор, С — стекловолокно). Например, стартерная батарея, состоящая нз 6 аккумуляторов, номинальной емкостью при 20-часовом режиме разряда 75 А • ч в моноблоке из пластмассы асфальтопековой и с сепараторами из мипласта и стекловолокна имеет обозначение: 6СТ-75ПМС (ГОСТ 959-14-71).

Характеристики аккумуляторных батарей приведены в табл. 161. Организация технического обслуживания и ремонта аккумуляторных батарей. Аккумуляторное отделение рекомендуется располагать в зоне технического обслуживания автомобилей.

В его состав входят следующие посты:
— обслуживание и ремонт — для ТО и TP аккумуляторных батарей; зарядный — для зарядки аккумуляторных батарей; кислотный — для приготовления электролита, хранения серной кислоты и дистиллированной воды;
— машинный — для размещения зарядных агрегатов и щитов с электроизмерительными приборами и реостатами;
— подсобное помещение — для хранения материалов, аккумуляторных батарей (требующих ремонта и оборотных) и т. п.

Кислотный и зарядный посты, а также подсобное помещение располагают рядом с постом обслуживания и ремонта. Аккумуляторное отделение располагают в трех, двух и даже в одном помещении (если зарядка производится в стеллажах закрытого типа).

Требования к помещениям аккумуляторных отделений. Внутренние перегородки, отделяющие зарядный и кислотный посты от других помещений, должны быть глухими. Желательно, чтобы зарядный пост имел запасной ход наружу. Стены ремонтного, кислотного и зарядного постов окрашивают кислотоупорной (хлорвиниловой) краской. Полы должны быть цементными или кирпичными, а ремонтного и зарядного постов — из кислотоупорной плитки. Высота помещений должна быть не менее 3 м. Ремонтный, зарядный и машинный посты должны иметь естественное освещение. Осветительная арматура должна быть герметичной и взрывобезопасной. Помещение оборудуют приточно-вытяжной принудительной вентиляцией, обеспечивающей 2—2,5-кратный обмен воздуха в час (на зарядном посту 6—8-кратный). Над ваннами для слива и приготовления электролита и над невентилируемыми стеллажами для заряда аккумуляторных батарей на высоте 1,8—2 м от пола устанавливают вытяжные зонты.

Негодный электролит и вода, использованная в аккумуляторном отделении (она может содержать серную кислоту и другие вредные вещества), должна отводиться по изолированной канализационной сети.

Сроки службы аккумуляторных батарей. Сроки службы новых аккумуляторных батарей, гарантируемых заводом-изготовителем и отремонтированных, приведены в табл. 163. Если при ремонте аккумуляторных батарей применяли восстановленные пластины, то гарантийные сроки отремонтированных аккумуляторных батарей снижаются на 40%.

Проверка высоты уровня, плотности электролита и степени разряжения аккумуляторных батарей. Высоту уровня электроли-т а проверяют стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм с двумя рисками на расстоянии 10—15 мм от конца. Для этого вывертывают пробку заливного отверстия аккумулятора, опускают трубку до упора в предохранительный щиток и, зажав ее отверстие большим пальцем, вынимают трубку из заливного отверстия. Высота столбика электролита должна быть 10—15 мм. Если уровень электролита мал, необходимо долить дистиллированную воду, а если снижение его произошло в результате утечки и расплескивания — электролит.

Плотность электролита проверяют денсиметром, размещенным в стеклянной трубке (пипетке) с резиновой грушей на конце. Для этого сжимают пальцами грушу и погружают свободный конец пипетки в электролит. Затем, отпустив грушу и выждав,- пока уровень электролита в трубке перестанет повышаться, определяют по шкале ареометра плотность (ведя отсчет от нижнего уровня мениска электролита), а по температурной шкале — температуру электролита. Замеренная плотность колеблется в зависимости от температуры электролита. Поэтому в практике замеренную плотность электролита приводят к плотности при температуре 15 °С.

Сравнивая плотность электролита, приведенную к 15 °С, с данными плотности, приведенными в табл. 165, можно судить о степени заряжен-ностн аккумуляторных батарей.

Проверка степени разряженности аккумуляторных батарей по напряжению производится с помощью нагрузочной вилки НИИАТ марки ЛЭ-2, снабженной вольтметром и нагрузочным сопротивлением 0,018-0,02 Ом и 0,018-0,02 Ом. Сопротивление 0,018-0,02 Ом следует включать при проверке аккумуляторных батарей емкостью 40—65А • ч, а сопротивление 0,010-0,012 Ом — при проверке аккумуляторных батарей емкостью 70-100А-Ч. При проверке аккумуляторных батарей емкостью 100-135А- ч включать нужно оба сопротивления. Время выдержки замера напряжения должно быть 5—6 с.

Аккумуляторные батареи, разряженные зимой более чем на 25%, а летом более чем на 50%, подлежат зарядке.

Приготовление электролита. Электролит для кислотных аккумуляторных батарей — это смесь серной кислоты (ГОСТ 667-73) плотностью 1,83 г/см3 и дистиллированной воды (ГОСТ 6709-72). Оба компонента должны быть химически чистыми.

Приготовление электролита необходимо производить в кислотоустойчивой посуде (керамической, фаянсовой или эбонитовой, но не в стеклянной, которая при разогреве может дать трещину и разрушиться). В посуду заливают необходимое (точно замеренное) количество дистиллированной воды, затем, непрерывно перемешивая стеклянной палочкой, в нее вливают тонкой струйкой серную кислоту. Потребное количество серной кислоты для получения электролита заданной плотности определяют из данных.

После приготовления электролит оставляют на 16—20 ч для остывания и оседания осадков. Температура электролита, заливаемого в аккумуляторы, должна не превышать 25 °С и быть не ниже 15’G.

Приготовление мастики для заливки крышек аккумуляторов. Для приготовления мастики берется 73—78% битума и 27—22% авиационного масла МК-22, МС-20 или МС-14. Битум дробят на мелкие куски, загружают в специальный котел или электротигель, плавят, при температуре 180—200 °С и перемешивают, добавляя половину необходимого количества масла. Затем по истечении 50—60 мин. заливают остальное количество масла и при непрерывном помешивании варят мастику при температуре 180—200° С до получения однородной массы.

Заряд аккумуляторных батарей. Новые и отремонтированные аккумуляторные батареи перед установкой заряжают.

При подготовке батареи к длительному хранению для получения большей отдачи ее емкости, а также для определения фактической емкости при подготовке автомобиля к зиме батареи подвергают контрольно-тренировочному циклу (заряд-разряд-заряд).

Заряд и подзаряд аккумуляторных батарей производят постоянным током от генераторной установки или от сети переменного тока с использованием выпрямителей. Наибольшее распространение получили выпрямители, характеристики которых приведены в табл. 183. В мелких и средних гаражах применяют выпрямители типа ВСА-5А, ВСА-111, ВАЗ 6/12, ВАГ’З 12/24, в крупных — ВАГЗ-120-60.

Новые аккумуляторные батареи, заряженные на заводе, заливают электролитом соответствующей плотности и через 3 ч проверяют. Если плотность электролита понизится не более как на 0,03 кг/см3, батарею устанавливают на автомобиль и пускают в эксплуатацию. В случае большого снижения плотности аккумуляторную батарею следует зарядить.

Если аккумуляторные батареи не заряжены заводом, тогда заливают в аккумуляторы электролит и выдерживают 4—6 ч, чтобы им пропитались сухие пластины и сепараторы и снизилась температура электролита до 30 °С в условиях умеренного и 35 °С в условиях тропического климата. При этом положительную клемму батареи присоединяют к положительному полюсу, а отрицательную — к отрицательному полюсу выпрямителя.

Величину зарядного тока для первого заряда необходимо брать для незаряженных батарей 0,07 СгоА, а для заряженных — 0,1 С20А (С20 — номинальная емкость при 20-часовом режиме заряда).

Перед зарядом аккумуляторные батареи подбирают в группы таким образом,чтобы:
— батареи в группе имели одинаковую емкость и примерно равную степень разряженности;
— при последовательном соединении на каждый аккумулятор приходилось напряжение 2,7 В (для 6-вольтовой батареи — 8,1 В, для 12-воль-товой — 16,2 В);
— количество групп аккумуляторов, включаемых параллельно, соответствовало мощности выпрямителя. Например, необходимо зарядить аккумуляторные батареи автомобиля ЗИЛ-130 от зарядного устройства ВАГЗ-120-60. Для этого принимаем силу зарядного тока, равную 0,1 С2оА=0,1X90 = 9 А.
— где /выпр — величина выпрямленного тока выпрямителем, А; /зар — величина зарядного тока.

Таким образом, от зарядного устройства ВАГЗ-120-60 можно заряжать одновременно 49 батарей.

Поскольку группы могут быть укомплектованы не полностью и не все выпрямители имеют плавное регулирование, то в каждую группу включают последовательно реостат, используемый также для регулировки величины тока.

Во время зарядки через каждые два часа проводят проверку напряжения аккумуляторов, плотности и температуры электролита. Если температура электролита повышается до 45 °С, уменьшают в два раза силу зарядного’тока и продолжают зарядку до нормального зарядного напряжения. Если после этого температура не снижается до 30—35 °С прекращают зарядку, дают батарее остыть, а затем вновь продолжают зарядку и ведут ее до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах батареи и пока плотность электролита и напряжение не останутся неизменными в течение 2 ч. Продолжительность первого заряда зависит от времени хранения батарей. При сроках хранения не более одного года продолжительность заряда составляет 5—8 ч. Если плотность электролита в конце первого заряда стала выше или ниже нормы, ее необходимо довести до нормы разбавляя электролит дистиллированной водой или добавляя кислоту (или электролит плотностью 1,40 г/см2), и продолжать заряд.

По окончании первого заряда ведут эксплуатационный заряд. При эксплуатационном заряде через каждые 4 ч проверяют напряжение аккумуляторов, плотность и температуру электролита.

При ускоренном заряде применяют двухступенчатый режим. В первом режиме берется сила тока в 1,5 раза большая, чем для нормального процесса, а как только напряжение аккумуляторов достигнет 2,4В, силу тока снижают до значений нормального процесса заряда.

При разрядке к аккумуляторной батарее подключают реостат с последовательно соединенным амперметром. Разряд при 20-часовом режиме проводят непрерывно постоянным током, равным 0,05С2оА, до конечного напряжения 1,75В на одном наихудшем аккумуляторе. Допускается по ГОСТ 959,0—71 проведение 10-часового режима разряда током, равным 0,1 СгоА, до напряжения 1,7В на одном из худших аккумуляторов. Напряжение и температуру замеряют с интервалом времени 4 ч. При снижении напряжения до 5,55В у 6-вольтовой батареи и 11,1В — у 12-вольтовой замеры производят через 15 мин, а затем при снижении напряжения соответственно до 5,4—10,8 В непрерывно. Температура должна находиться в интервале 18—27 °С. Полученную емкость приводят к температуре 25°С по формуле повторяют цикл «зарядка-разрядка». Если и после этого емкость окажется ниже 90%, значит, в батарее засульфатированы пластины и она на хранение не ставится. Если емкость батареи выше 90%, батарею заряжают вновь и доводят плотность электролита до 1,29 г/см3. Хранятся заряженные батареи при температуре не выше 0 °С.

В течение всего времени хранения необходимо ежемесячно проверять плотность электролита и производить подзарядку батарей, когда плотность электролита окажется ниже 1,23. При хранении батарей при положительной температуре необходимо производить один раз в месяц их подзарядку, а через шесть месяцев контрольно-тренировочный цикл.

При постановке батарей на хранение без электролита необходимо произвести их полную зарядку, а затем слить из банок электролит, закрыть отверстия в крышках аккумуляторов, протереть снаружи ветошью, смоченной в аммиак, и установить на стеллажи для хранения. Предельный срок хранения батарей при температуре воздуха не выше 0 °С не более 1 года, а при температуре не ниже +20 °С — не более трех месяцев.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Механик гаража

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Аккумуляторные батареи автомобилей"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства