Строительные машины и оборудование, справочник





Аккумуляторные батареи КрАЗ

Категория:
   Автомобили КрАЗ



Аккумуляторные батареи КрАЗ

На автомобиле установлены две аккумуляторные батареи типа 6ТСТ-182ЭМС напряжением 12В каждая, соединенные между собой последовательно.

Батареи находятся в металлическом ящике с теплоизоляцией и размещены на подножке автомобиля.

Емкость батареи 6ТСТ-182ЭМС — 182А -ч при 20-часовом режиме разряда.

Минимальный срок службы аккумуляторных батарей 6ТСТ-182ЭМС при условии соблюдения правил ухода за батареями и исправности электрооборудования установлен 24 месяца при пробеге автомобиля за этот период не более 75000км.

Приведение аккумуляторных батарей в рабочее состояние. Для заполнения одной батареи требуется 11.5 л электролита.

Рис. 47. Схема электрооборудования автомобилей КрАЗ-256Б, КрАЗ-257 и КрАЗ-258:
1 — фара; 2 — подфарник; 3 — боковой повторитель указателя поворота; 4 — стартер; 5 — реле сигнализации заднего хода автомобиля КрАЗ-256Б; 6 — реле-регулятор; 7 — звуковой электрический сигнал; 8 — аккумуляторные батареи; 9 — электродвигатель вентилятора обдува ветровых стекол; 10 — конденсатор; 11 — электродвигатель вентилятора кабины; 12 — розетка переносной лампы; 13 — выключатель «массы»; — биметаллический предохранитель; 15 — включатель электродвигателей вентилятора; 16 — переключатель освещения приборов; 17 — плафон освещения кабины; 18 — включатель приборов; 19 — кнопка включения стартера; 20 — розетка прицепа; 21 —- центральный переключатель света; 22 — задний фонарь правый; 23 — выключатель ламп указателей поворота; 24 — фонарь освещения номерного знака; 25 — панель проводов соединительная; 26 — задний фонарь левый; 27 — розетка переносной лампы; 28 — включатель света «Стоп»; 29 — датчики указателей уровня топлива; 30 — выключатель сигнализации заднего хода автомобиля КрАЗ-256Б; 31 — биметаллический предохранитель в цепи пускового подогревателя; 32 — переключатель электродвигателя подогревателя; 33 — включатель свечи накаливания подогревателя; 34 — переключатель датчиков указателя уровня топлива; 35 — выключатель электромагнитного клапана; 36 — переключатель указателей поворота; 37 — контрольная спираль подогревателя; 38 — манометр пневмосистемы; 39 — амперметр; 40 — указатель температуры воды; 41 — указатель уровня топлива; 42 — спидометр; 43 — манометр системы смазки двигателя; 44 — сигнальная лампа дальнего света фар; 45 — подкапотная лампа; 46 — лампы освещения приборов; 47 — кнопка сигнала; 48 — реле указателей поворота; 49 — сигнальная лампа поворота; 50 — электромагнитный клапан подогревателя; 51 — электродвигатель пускового подогревателя; 52 — ножной переключатель света фар; 53 — свеча накаливания пускового подогревателя; 54 — датчик указателя температуры воды; 55 — генератор; 56 — блоки плавких предохранителей.

Зарядка аккумуляторных батарей. После заливки батарей электролитом (но не ранее, чем через 20 минут, и не позже, чем через 2 часа) замеряют плотность электролита. Если она понизилась не более чем на 0,03 г/см3 против исходной плотности заливаемого электролита, такие батареи могут быть сданы в эксплуатацию.

Если же плотность электролита понизилась более чем на 0,03 г/см3, батареи следует зарядить. Аккумуляторные ба?ареи заряжаются постоянным током с помощью выпрямителей или генераторов. Положительную клемму батареи присоединяют к положительному полюсу источника тока, а отрицательную — к отрицательному. Величина зарядного тока — 18 А.

Батареи включаются на заряд при температуре электролита в аккумуляторах не выше плюс 30 °С в условиях умеренного климата и не выше 35 °С в условиях тропиков.

Заряд батарей ведут до тех пор, пока не наступит обильное газовыделение во всех аккумуляторах, а напряжение и плотность электролита будут постоянными в течение двух часов подряд, что служит признаком конца заряда.

Во время заряда периодически проверяют температуру электролита и следят, чтобы она не поднималась выше плюс 45 °С в условиях умеренного климата и не выше плюс 50 °С в условиях тропиков. Если температура электролита окажется выше указанных значений, зарядный ток уменьшают наполовину или прерывают заряд на время, необходимое для снижения температуры электролита до 30—35 °С.

В процессе заряда плотность электролита постепенно повышается и только к концу заряда достигает постоянной величины.

После доливки дистиллированной воды или кислоты заряд батарей продолжают в течение 30 минут до полного перемешивания электролита. Затем батарея отключается от зарядной цепи и отстаивается еще в течение 30 минут без тока.

По окончании корректировки плотности проверить уровеьь электролита во всех аккумуляторах батареи. Уровень считается нормальным, когда поверхность электролита касается нижнего торца тубуса заливной горловины.

Хранение аккумуляторных батарей

Хранение батарей в сухом виде. Новые, не залитые электролитом аккумуляторные батареи можно хранить в неотапливаемых помещениях при температуре до минус 30 °С; хранение при более низкой температуре не рекомендуется во избежание образования трещин мастики.

Батареи устанавливаются в один ряд, выводными клеммами вверх, и защищаются от действия прямых солнечных лучей. Перед постановкой на хранение следует проверить, чтобы пробки на батареях были плотно ввинчены, а герметизирующие детали в вентиляционных отверстиях не были удалены.

Минимальный срок хранения батарей в сухом виде не должен превышать трех лет. По окончании хранения необходимо проверить на батареях состояние мастики: обнаруженные трещины удалить, оплавляя слабым пламенем или разогретым металлическим прутком.

Хранение батарей с электролитом. Батареи с электролитом следует устанавливать на хранение в состоянии полной заряженности и по возможности в прохладном помещении для замедления саморазряда и коррозии аккумуляторных пластин. Температура помещения должна быть не ниже минус 30 °С и не выше 0 °С. Батареи устанавливаются в один ряд, выводными клеммами вверх.

Допустимый срок хранения батарей с электролитом составляет не более полутора лет, если батареи хранятся при температуре не выше 0° С, и не более 9 месяцев, если батареи хранятся при комнатной температуре и выше.

Батареи, приведенные в рабочее состояние, но не бывшие в эксплуатации или снятые с автомобиля после небольшого периода работы, устанавливаются на хранение после их заряда и доведения плотности электролита до нормы, соответствующей данному климатическому району. Исключение составляют батареи с электролитом плотности 1,310 г/см3, принятой для зимнего времени эксплуатации в районах с резко континентальным климатом. В этих батареях плотность электролита следует понизить до 1,290 г/см3, так как хранение аккумуляторных пластин в электролите высокой плотности ускоряет их разрушение.

Батареи, поставленные на хранение в качестве резерва, который может потребоваться в любой момент для работы на автомобилях, должны поддерживаться в состоянии полной заряженности. Поэтому батареи, поставленные на хранение при положительной температуре, следует один раз в месяц подзаряжать (для восстановления емкости, потерянной от саморазряда). На батареях, поставленных на хранение при температуре 0 °С и ниже, следует ограничиваться ежемесячной проверкой плотности электролита и подзаряжать их только в тех случаях, когда установлено падение плотности элекро-лита ниже 1,230 г/см3, приведенной к 15 °С.

Тренировочный разряд батарей проводится при температуре электролита плюс 20—30 °С током 10-часового режима 16,5 А. Постоянство тока должно соблюдаться в течение всего разряда, который заканчивается в момент снижения напряжения до 1,7 В на наихудшем аккумуляторе батареи.

При включении на разряд и далее через 4 часа замеряется общее напряжение всех аккумуляторов и температура в среднем аккумуляторе батареи. При снижении напряжения на одном из аккумуляторов до 1,85 В замер напряжения производится через каждые 15 минут, а при снижении напряжения до 1,75 В выходящий аккумулятор контролируется непрерывно, чтобы уловить конец разряда. Как только на указанном аккумуляторе напряжение понизится до 1,7 В, немедленно производится замер напряжения всех аккумуляторов и батарея отключается от разрядной цепи.

Уход за аккумуляторными батареями

1. Для правильного ухода за аккумуляторными батареями не реже одного раза в две недели (при очередном ТО-1) выполняйте следующее:
– очистите батареи от пыли и грязи. Электролит, пролитый на поверхности батарей, удалите чистой ветошью, смоченной в 10% растворе нашатырного спирта или кальцинированной соды. Очистите окислившиеся выводные клеммы батарей и наконечники проводов;
– проверьте надежность крепления батареи в гнезде и плотность контакта наконечников проводов с выводными клеммами. Не допускайте натяжения проводов;
– проверьте и при необходимости прочистите вентиляционные Отверстия в пробках элементов;
– проверьте уровень электролита в каждом аккумуляторе. Уровень считается нормальным, если поверхность электролита касается Нижнего торца тубуса заливной горловины. При пониженном уровне электролита в аккумуляторы следует долить дистиллированную воду. В холодное время года дистиллированную воду доливают непосредственно перед пуском двигателя для быстрого перемешивания ее с электролитом.

Рис. 48. Замер плотности электролита ареометром:
1 — корпус ареометра; 2 — ареометр; 3 — резиновая груша; 4 — трубка; 5 — шкала ареометра.

Доливать в аккумуляторы электролит или кислоту запрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение Уровня произошло за счет выплескивания электролита. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до выплескивания.

2. Не реже одного раза в квартал (при очередном ТО-2), а также при участившихся случаях ненадежного запуска двигателя, необходимо проверять степень заряженности аккумуляторных батарей замеру плотности электролита.

Плотность электролита определяется при нормальном его уровне кислотным ареометром (рис. 48).

Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, следует снять с автомобиля и поставить на заряд.

Рис. 49. Замер напряжения нагрузочной вилкой:
1 — изолятор между контактами; 2 — пружина удлиненного контакта; 3 — удлиненный контакт; 4 — укороченный контакт; 5— сопротивление; 6 — вольтметр; 7 — ручка нагрузочной вилки.

При определении пригодности батареи к работе нагрузочной вилкой напряжение в полностью заряженном элементе должно быть 1,7—1,8 В (под нагрузкой) и держаться устойчиво в течение 5 секунд; разница напряжений отдельных элементов батареи не должна превышать 0,1 В. Проверять батарею под нагрузкой можно только р том случае, если плотность электролита не ниже 1,2 г/см3, иначе будУт разрушаться пластины. Для проверки напряжения ножки нагрузочной вилки поочередно устанавливают на клеммы элементов батареи и плотно прижимают к ним. Замер напряжения показан на рис. 49.

Сильное понижение напряжения батареи при проверке ее под нагрузкой (несмотря на допустимую плотность электролита и нормальное напряжение без нагрузки) служит признаком сульфатаиии пластин.

—-

На автомобиле установлены две кислотные аккумуляторные батареи типа 6ТСТ-182ЭМС, соединенные последовательно перемычкой.

Батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов, заключенных в моноблоке из эбонита с двойными сепараторами из мипласта и стекловолокна. Минимальный гарантируемый срок службы составляет 24 месяца или 75 тыс. км пробега автомобиля (3000 моточасов). Изолированные друг от друга пластины двух полублоков каждого аккумулятора, собранных в один блок, размещены в отдельных ячейках моноблока и закрыты сверху крышкой.

Штыри полублоков пластин соединены последовательно свинцовыми перемычками, кроме крайних штырей, служащих выводными клеммами. Отверстия для заливки электролита закрыты пробками с вентиляционным отверстием. Моноблок и крышки герметизированы мастикой, залитой в желоба стыков.

Батареи снабжены металлическими ручками, укрепленными на специальной рамке, и устанавливаются в ящике, прикрепленном болтами к правой подножке и правому лонжерону рамы под кабиной. Крышка ящика запирается специальными защелками. Ящик и крышка утеплены изнутри пенопластом.

Техническое обслуживание аккумуляторных батарей в процессе эксплуатации сводится к выполнению следующих работ при каждом ТО-1, но не реже одного раза в две недели:
1. Очищают окислившиеся выводы и наконечники; протирают поверхность батареи чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе гидрата окиси аммония (водный раствор аммиака) или соды; смазывают детали крепления наконечников и зажимы тонким слоем технического вазелина.
2. Проверяют крепление батареи в ящике и плотность контакта наконечников проводов с выводами батареи.
3. Проверяют уровень электролита во всех аккумуляторах батарей и при необходимости доливают дистиллированную воду. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка.

При каждом ТО-2, но не реже одного раза в квартал, проверяют степень заряженности батарей замером плотности электролита. Батарею, разряженную более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, необходимо снять с автомобиля и направить на подзарядку.


Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины