Строительные машины и оборудование, справочник





Асинхронный электропривод, с фазным ротором

Категория:
   Схемы электроприводов крановых механизмов


Асинхронный электропривод, с фазным ротором

Скорость вращения асинхронного электродвигателя с фазным ротором можно регулировать, изменяя величину сопротивления его роторной цепи. На башенных кранах электродвигателями управляют с помощью магнитных или силовых контроллеров.

Принципиальная схема управления двигателем с помощью магнитного контроллера показана на рис. 91, а. В первом положении командоконтроллера Вперед замыкается контакт В1-1 и включается катушка К1. Контактор К1 включает статор двигателя и тормозной электромагнит в сеть. В цепь ротора двигателя включено полное сопротивление пускорегулирующего реостата и двигатель работает на характеристике со скоростью при заданном моменте сопротивления Мс (рис. 91, б). Во втором положении замыкается контакт В1-3 командоконтроллера и включается контактор КЗ, который закорачивает часть сопротивления реостата. Двигатель работает на характеристике со скоростью пц. В третьем положении контроллера включается контактор К4, который закорачивает обмотку ротора двигателя и двигатель будет работать на естественной характеристике III со скоростью «ш (рис. 91, б).

Принципиальная схема управления двигателем с помощью силового контроллера показана на рис. 91, в. В первом положении при включении Вперед замыкаются контакты В2-1 и В2-3 контроллера, включая в сеть обмотку статора двигателя и тормозной магнит. Двигатель работает на характеристике I (рис. 91, д). Во втором, третьем и четвертом положениях последовательно закорачиваются ступени реостата R (см. рис. 91, г) и двигатель работает соответственно на характеристиках II, III я IV. В пятом положении контроллера пуско-регулирующий реостат R будет полностью закорочен и двигатель будет работать на естественной характеристике со скоростью пу (рис, 91, д).



Искусственные (реостатные) механические характеристики, получаемые при работе двигателя с включенным добавочным сопротивлением в цепи ротора, имеют больший наклон к оси моментов, т. е. обладают меньшей жесткостью. Чем больше введенное в цепь ротора сопротивление, тем круче идет характеристика, тем меньше ее жесткость и меньше скорость вращения двигателя при одном и том же моменте сопротивления. Следовательно, при постоянной нагрузке на валу скорость вращения двигателя будет возрастать при уменьшении сопротивления в цепи его ротора (при переводе рукоятки управления в последнее положение) и уменьшаться при увеличении сопротивления.

Особенность работы двигателя грузовой лебедки заключается в том, что подвешенный на крюке груз стремится вращать лебедку в направлении спуска. При включении двигателя на подъем его вращающий момент всегда больше момента сопротивления, создаваемого ч грузом, и двигатель вращается в направлении подъема груза. Изменяя величину сопротивления в цепи ротора, можно обеспечить работу двигателя на искусственных и естественной характеристиках (кривые 1П, 2П, ЗП, 4П, 5П на рис. 91, ё) и при достаточно большой нагрузке. Регулировать скорость вращения двигателя. Когда двигатель включен в направлении спуска, то груз не только преодолевает силы трения, но и стремится ускорить вращение двигателя в направлении спуска. Скорость двигателя очень быстро достигает синхронной, после чего Двигатель начинает работать как генератор, преодолевая момент (усилие) груза, т. е. тормозя механизм.

Рис. 91. Управление асинхронными электродвигателями с фазным ротором:
а — принципиальная схема управления с помощью магнитного контроллера, б — механические характеристики двигателя при управлении магнитным контроллером, е — принципиальная схема управления с помощью силового контроллера, г — цепь ротора двигателя при первом, втором, третьем, четвертом и пятом положениях рукоятки силового контроллера, д — механические характеристики двигателя при управлении силовым контроллером, е — механические характеристики двигателя грузовой лебедки при управлении силовым контроллером

Если сопротивление в цепи ротора двигателя полностью закорочено, то скорость опускания груза будет на 5—10% больше синхронной скорости (характеристика 5С и скорость п5с при моменте Мс на рис. 91 е). Увеличением роторного сопротивления уменьшить скорость спуска груза нельзя, наоборот, она будет увеличиваться при включении сопротивления в цепь ротора двигателя.

Из сказанного видно, что скорость вращения грузовой лебедки можно регулировать изменением величины роторного сопротивления двигателя только при подъеме тяжелого груза. При подъеме легкого груза скорость этим способом практически не регулируется. При спуске как пустого крюка, так и всякого груза скорость всегда близка к синхронной или чуть больше ее при закороченном сопротивлении ротора и увеличивается при включении этого сопротивления.

Рис. 92. Торможение электродвигателя противовключением:
а — схема управления, б — механические характеристики двигателя; 1П, 217, ЗП, 417 и 5П — характеристики двигателя при соответствующем положении контроллера, включенного на подъем; 1С, 2С, ЗС, 4С, 5С — характеристики двигателя при соответствующем положении контроллера, включенного на спуск; 1Пр, 2Пр ~ характеристики двигателя, работающего в режиме противовключения соответственно во втором и первом положениях контроллера; RI — пускорегулирующий реостат, R2 — реостат торможения противовключением

Для получения небольших скоростей спуска на ряде кранов применяется электрическая схема, предусматривающая возможность торможения противовключением (рис. 92, а). Торможение противовключением заключается в том, что при спуске груза двигатель включается на подъем, а в цепь его ротора включается дополнительное сопротивление R2. Введение дополнительного сопротивления, а в первом положении контроллера также отключение одной фазы ротора приводит к тому, что вращающий момент двигателя (включенного на подъем) оказывается меньше момента, создаваемого грузом, в результате чего происходит замедленный спуск груза (характеристика 2Пр и скорость япр2 на рис. 92, б).

Скорость спуска можно регулировать, изменяя контроллером величину сопротивления пускорегулирующего реостата. Так, во втором положении контроллера будут закорочены две ступени реостата, а все три фазы ротора соединятся в звезду и скорость спуска уменьшится (япр1 на рис. 92, б). В третьем положении будет закороченач еще часть сопротивления реостата и т. д.

Для включения в цепь ротора дополнительного реостата исполь-. зуют выключатель В2 с ножным приводом и контактор К1. Если педаль выключателя не нажата, то контактор К1 включен, а его контакты закорачивают дополнительные резисторы и включают в звезду все три фазы ротора. В этом случае работа схемы аналогична рассмотренной выше и двигатель работает на одной из характеристик П при подъеме или С при спуске.

Недостатком схемы торможения противовключением является большая зависимость скорости от массы груза и невозможность опускания с малой скоростью относительно легких грузов. При легких грузах вместо спуска возможен подъем.

Читать далее:

Категория: - Схемы электроприводов крановых механизмов

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины