Строительные машины и оборудование, справочник





Авиация, космонавтика и архитектура

Категория:
   Разное



Авиация, космонавтика и архитектура

Создание первого в мире реактивного пассажирского самолета (Ту-104, 1956 г.) открыло новую эру гражданской авиации. На смену первому поколению реактивных пассажирских самолетов пришло второе (Ил-62, Ту-154, Як-40 с двигателями в хвостовой части фюзеляжа). Наряду с совершенствованием и пополнением парка самолетов была создана сеть аэровокзалов с системой автоматизации управления. Реактивные самолеты решающим образом повлияли на развитие пассажирских перевозок. Но по мере увеличения веса и скорости самолетов растет и длина необходимых для них взлетно-посадочных полос и соответственно растут размеры аэродромов. Размещение таких аэродромов вблизи городов становится все более затруднительным. А отнесение их на большие расстояния от города (40—50 км) резко обесценивает авиацию как скоростной вид транспорта. Выход из этого положения многие видят в разработке самолетов вертикального взлета и посадки. Кроме того, реактивные самолеты создают большой шумовой фон, загрязняют атмосферу, зависят от метеорологических условий. Каждый полет связан с трудными и небезопасными маневрами взлета и особенно посадки, требуют дорогостоящих аэропортов со сложной системой обеспечения полета. Основную часть пути самолет находится за облаками, и пассажиры не могут наблюдать панораму местности.

Самолетостроение и ее детище — космическое машиностроение оказали влияние на строительство и архитектуру. Имеет ли отношение строгая мраморная колоннада Парфенона к гудящим за облаками самолетам или совсем невидимым космическим станциям? На первый взгляд, не имеет. Тем не менее архитектура, древнейшая область человеческой деятельности, многими нитями связана с одной из самых молодых отраслей машиностроения. Более того, авиация и космическое машиностроение, как это ни парадоксально, оказывает все возрастающее влияние на современную архитектуру во многих аспектах. Жемчужину архитектурной классики Парфенон строили с помощью подъемных блоков и других несложных приспособлений. За прошедшие две с половиной тысячи лет строительная техника развивалась сравнительно медленно, иногда веками сохраняя традиционные материалы и приемы индивидуального проектирования. Родившаяся в начале XX в. авиация развивалась стремительно, не имея традиций, от матерчатых бипланов до современных гигантов, берущих на борт по 500 человек и многотонный груз.

Авиация подготовила почву для качественно новой техники — космической, позволившей человеку осваивать пространства, на сотни-и тысячи километров удаленные от земной поверхности, достичь поверхности Луны и ездить по ней на электромобиле. Возможно^ недалеко время, когда человек ступит на поверхность ближайших планет солнечной системы. Прогрессивная область машиностроения-, ее высокая культура веса, конструкции, технологии, расчетов, сложность функциональных задач подготовили почву и стимулировали развитие дизайна и эргономики. Создали предпосылки для нового формопонимания и восприятия. Все это оказало влияние на архитектурное мышление, зарождение новых идей в архитектуре и дизайне, на методы проектирования и индустриализации строительства, на конструкции и материалы в архитектуре.



Авиация подготовила почву для качественно новой техники — космической, позволившей человеку осваивать пространства, на сотни-и тысячи километров удаленные от земной поверхности, достичь поверхности Луны и ездить по ней на электромобиле. Возможно^ недалеко время, когда человек ступит на поверхность ближайших планет солнечной системы. Прогрессивная область машиностроения-, ее высокая культура веса, конструкции, технологии, расчетов, сложность функциональных задач подготовили почву и стимулировали развитие дизайна и эргономики. Создали предпосылки для нового формопонимания и восприятия. Все это оказало влияние на архитектурное мышление, зарождение новых идей в архитектуре и дизайне, на методы проектирования и индустриализации строительства, на конструкции и материалы в архитектуре.

Рис. 53. Развитие авиации стимулировало развитие архитектуры аэропортов и аэровокзалов и создало новые условия восприятия застройки с «птичьего полетаСтремительные формы сверхзвуковых самолетов оказывают определенное воздействие на архитектурное мышление

С первых своих шагов легкие расчалочные конструкции матерчатых и фанерных самолетов привлекли внимание прогрессивных архитекторов, которые работали в русле идей конструктивизма и функционализма, пришедших на смену эклектичному копированию архитектурных форм прошлых столетий. Форма этих самолетов в силу самой специфики и назначения машин выражала легкость, возможность преодоления силы тяжести и парения в воздухе. Растянутая тросами конструкция самолета представляла собой самостоятельный организм, не связанный с основанием или фундаментом. Все это наводило на мысль о возможности достижения красоты и выразительности целесообразных, функционально необходимых форм без применения декоративных аксессуаров традиционных архитектурных фасадов, о возможности преодоления привычной неподвижной тяжеловесности традиционных архитектурных форм и материалов, о возможности сделать архитектурные элементы и сооружения не только конструктивно самостоятельными, но и мобильными.

Как уже говорилось, в 20-х годах появился проект мобильного пространственного города, жители которого перемещаются в индивидуальных капсулах-квартирах и одновременно транспортных средствах. Утопичный в условиях голода и разрухи, этот проект и сегодня поражает смелостью и логикой мышления.

Но и для обычных, немаксималистских проектов архитектуры 20-х годов были характерны легкость, функциональная и конструктивная ясность и оправданность форм. В большинстве проектов общественных зданий конструктивистов (И. Леонидов, И. Голосов, братья Веснины, А. Буров, Г. Вегман, В. Владимиров, И. Татлин, М. Гинзбург) широко применялись тросовые растяжки, легкие антенны, прямо ассоциирующиеся с самолетными растяжками тех лет. Натяжные тросовые конструкции получили затем дальнейшее развитие в виде так называемых вантовых конструкций легких безопорных крыш, позволяющих перекрывать большие площади стадионов, спортивных комплексов и т. п.

Спустя десять лет другой прогрессивный архитектор-новатор Ле Корбюзье углубленно изучал конструкции современных ему металлических самолетов с целью использования принципов их конструкций и компоновки в архитектуре, а также новые условия восприятия застройки городов с воздуха.

Предшественниками и современниками первых самолетов были дирижабли и еще раньше монгольфьеры. Характерные формы надувных летательных аппаратов легче воздуха, пластика их объема, сам принцип создания жесткой конструкции путем наполнения воздухом емкости из эластичной пленки сегодня получает свое развитие в виде надувной архитектуры. Эти мобильные, чрезвычайно легкие здания могут широко использоваться и уже используются для быстрого возведения временных ангаров, зерновых складов, выставочных залов и даже производственных помещений. Надувные формы не имеют ничего общего с традиционными архитектурными классическими канонами красоты, но зато обладают собственной выразительностью больших мягких по пластике объемов при восприятии такого крупногабаритного светло-серебристого или яркого цветного здания в природном окружении или же при восприятии своеобразной пластики их внутреннего пространства. Причем характер этой пластики меняется в зависимости от того, создан ли единый объем за счет избыточного внутреннего давления или посредством надувных арок жесткости. Воздух как конструкционный материал используется не только при возведении зданий, но и в весьма перспективной надувной мебели.

Развитие авиации вызвало появление нового типа архитектурных общественных комплексов — аэропорты и аэровокзалы. Характер этих сооружений, их пластика во многом сложились под влиянием форм современных самолетов. Разумеется, речь идет не о прямом копировании формы, хотя такие примеры в истории архитектуры бывали. (Например, французский архитектор Лекё в прошлом веке запроектировал хлев в виде коровы.) Плавные кривые обводы самолетов и их оперения оказали несомненное влияние на формообразование легких и выразительных зданий аэровокзалов. Достаточно вспомнить парящие и стремительные формы крыльев здания аэропорта архит. Сааринена. Выразительная, почти скульптурная пластика наружной формы и внутренних пространств интерьеров конденсирует в себе наше представление об авиации с ее легкостью, стремительностью. Сложные кривые, образующие силуэт этого здания, не имеют ничего общего с классической ордерной системой построения архитектурных фасадов, но тем не менее создают впечатляющее зрелище огромной скульптуры из бетона и стекла. Тяжелый бетон в руках талантливого архитектора легко вздымается в пространстве, так же как легко взмывает в небо многотонный воздушный лайнер, так же как и формы стоящего на земле самолета выражают стремление вперед и ввысь.

Это влияние авиационных форм не ограничено только зданиями аэровокзалов. В сложных параболах многих современных общественных зданий нетрудно угадать влияние авиации, преодолевшей представление о незыблемости разделения формы на несущие и несомые элементы. Дело, конечно, не в перенесении выразительных силуэтов самолета на здание, но в усвоении характера летательного аппарата как самостоятельного конструктивного организма. Впрочем, на проекте комплексного аэровокзала американской фирмы «Отис» не трудно заметить прямое влияние формы носовой части пассажирского гиганта «Боинг-747».

За последние три десятилетия резко выросли габариты, абсолютные размеры самолетов, превратившихся в массовый вид общественного транспорта. Их салоны приобретают внушительные размеры, которые все меньше напоминают тесную и неуютную кабину или вытянутую трубу фюзеляжа и все больше похожи на интерьеры общественных зданий. В салонах крупнейших лайнеров расположено до полутысячи комфортабельных кресел по девять в ряд, установлены большие телевизионные экраны, имеются просторные холлы и лестницы, ведущие на второй служебный этаж. С другой стороны, характерные формы кресел и элементов интерьера пассажирского салона влияют на формообразование мебели в общественных зданиях, на ее удобство и рациональность форм. Маленькие круглые окна-иллюминаторы пассажирского салона постепенно сменяются другой формой, напоминающей телевизионный экран и все чаще переносятся на оконные проемы общественных зданий. Так, в Брюсселе построено здание (архит. Бродский), в котором окна сильно напоминают самолетные иллюминаторы. И это не случайная фантазия архитектора, но, скорее, закономерное следствие влияния передовой отрасли машиностроения на архитектурное мышление в условиях индустриализации строительства.

В связи с потребностью авиации в легких и прочных материалах получило развитие производство дюраля и других алюминиевых сплавов. Эти материалы все глубже проникают в сферу строительства, позволяя архитектуре отказываться от традиционных природных материалов (камня, дерева). Это не только легкие профили оконных переплетов и конструкционные балки, но и штампованные облицовочные алюминиевые панели, придающие зданию совершенно иной характер нежели традиционный камень или штукатурка. Упомянутые формы оконных проемов не только воспроизводят авиационный характер формы, но и во многом обусловлены технологией штамповки такой панели. В недалекой перспективе, по мере перехода от индустриального изготовления блоков или панелей зданий к заводскому изготовлению готовых квартир — первичных строительных объемных модульных элементов, алюминий найдет еще большее применение как легкий материал для изготовления пластических форм мобильной ячейки-квартиры. Алюминиевые сплавы позволят резко снизить вес мобильной квартиры-ячейки, из которых, как отмечалось, можно собирать дома-башни, пространственные системы и использовать как самостоятельные дома дачного поселка, поселка геологов и т. п.

Применение алюминия при изготовлении фюзеляжа и оперения самолета как самостоятельного объема, не связанного с фундаментом или колоннами, невольно повлияло на архитектуру, позволив ей перейти от традиционной стоечно-балочной конструкции, арок и куполов к изготовлению легких оболочек сложной двоякой кривизны и самостоятельных объемов, имеющих свой конструктивный скелет. Примером может служить «Атомиум» — здание-символ всемирной выставки в Брюсселе в виде молекулы железа. Полированные залы-шары и соединяющие • их трубы-эскалаторы сконструированы по самолетному принципу жесткой самонесущей оболочки. Каждому, кому приходилось бывать в чреве самолета в процессе его сборки, запомнился его каркас-скелет, образованный шпангоутами (рамами) и продольными стрингерами. При проектировании объемных легких квартир — мобильных ячеек этот конструктивный принцип, возможно, получит свое развитие. Панцирь-оболочка позволит совер1 шенно по-иному решать композицию и оборудование внутреннего жилого пространства. Этот конструктивный принцип во многом нашел применение при проектировании зданий-куполов, позволяющих изолировать и перекрывать большие пространства, в которых можно, отбросив сковывающую сетку колонн, свободно размещать любое комплексное промышленное производство, спортивно-зрелищный комплекс, ангар для хранения и обслуживания самолетов и т. п.

Жесткие требования к качеству конструкций самолетов и других летательных аппаратов, высокая степень точности размеров и взаимозаменяемость деталей, культура веса и другие требования, продиктовали и обусловили высокий уровень технологии проектирования и изготовления этих машин. Переход массового строительства на индустриальный способ позволит взять уроки у авиации для преодоления весьма характерной для индивидуального строительства небрежности в размерах, безразличия к весу конструкции, привычки «подгонять» по месту, Перенесение технологической культуры проектирования и производства из авиационной промышленности в сферу строительства жилых, общественных и промышленных зданий позволит значительно повысить качество строительства, скорость монтажа и взаимозаменяемость отдельных элементов архитектурного комплекса.

Современный аэропорт, особенно с воздуха, представляет собой целостную архитектурно-транспортную систему. Здание аэропорта с поднятой башней диспетчерской службы с помощью распределительных коридоров связано непосредственно с воздушными лайнерами, и пассажиры попадают в самолет по телескопическим коридорам. Такие конструктивные сочетания машин с архитектурными объектами предъявляют почти авиационные требования к культуре размеров последних, к безотказности трансформируемых конструкций. Архитекторы, как правило, анализируют форму,,достоинства и недостатки отдельно взятого здания аэропорта. Но в действительности оно лишь составная часть сложного архитектурно-машинного комплекса современного аэропорта.

Как уже отмечалось, именно в авиации и космонавтике родилась новая наука эргономика. Именно здесь взаимодействие между человеком и технической системой должно быть безотказным и нарушение его приводит, как правило, к катастрофе. Поэтому при. проектировании технических систем в центре внимания ставится человек. Распространяя этот гуманный принцип на архитектурное проектирование отдельного сооружения, функционалы ный комплекс или весь город, необходимо сделать вывод, что и эти компоненты окружающей нас искусственной среды можно и нужно проектировать, исходя из тщательного анализа деятельности человека, трудовых, общественных и семейных коллективов, а не из привычных традиций и сложившихся обстоятельств.. Применять этот принцип первичности анализа функций в процессе формообразования, можно, начиная с рациональной компоновки комплекса оборудования интерьера и кончая структурой города и системой расселения.

Следует вспомнить и еще об одном аспекте взаимодействия архитектуры и авиации’ По мере увеличения грузоподъемности самолетов, отработки конструкций летательных аппаратов, способных подниматься вертикально и зависать неподвижно в воздухе, у них появляется новая «профессия» строительного крана. Уже сегодня грузоподъемные вертолеты вагон^ ного типа нередко участвуют в строительном монтаже. Так, с помощью вертолета проводи^ лась реконструкция разрушенного во время войны Петродворца. Вертолеты нередко, в труднодоступных условиях местности устанавли-. вают опоры линий электропередач и другие строительные конструкции. В перспективе при освоении лесных массивов тайги грузоподъем-.

ные вертолеты могут найти применение при скоростной доставке и монтаже поселков геологов и строителей-первопроходцев из мобильных квартир-ячеек. В центральной печати все чаще появляются статьи, указывающие на целесообразность возрождения на основе новых материалов грузоподъемных дирижаблей, способных доставлять в труднодоступные районы и монтировать конструкции мостов, легкие здания-купола и т. п.

Рис. 54. Современный аэропорт — пример пространственной связи и интеграции машин и архитектуры как единой системы. Архитектура аэровокзалов часто ассоциируется со сложными кривыми и динамикой формы самолетов. Перспективный проект комплексного вокзала.

Все больший процент населения пользуется самолетами для поездок на большие расстояния. Это дает возможность учитывать восприятие архитектуры города сверху, с «птичьего полета». Так, город Бразилиа, столица-новостройка явно рассчитана на восприятие с самолета, и сама планировка города напоминает большой самолет в плане. Этот аспект восприятия города зависит не только от рисунка генплана, но и от величины и пластической четкости отдельных крупных общественных зданий. В этом смысле крупная пластика зда-ний-куполов, большепролетных перекрытий, зданий-шаров различного диаметра создаст выразительные ориентиры на фоне измельченной старой застройки, не рассчитанной на восприятие сверху. Но если с самолета мы воспринимаем город только на коротком отрезке выхода лайнера из-за облачности при посадке, то применение надземного электроэкспресса как скоростного пригородно-городского транспорта даст возможность постоянно видеть в пути архитектурную панораму города с оптимальной высоты. Такой гибрид самолета, поезда и автомобиля, выразительные формы вагонов-фюзеляжей и легкие эстакады-направляющие станут неотъемлемым элементом архитектурного пейзажа, характерным атрибутом города XXI в., отказавшегося от половодья индивидуальных автомобилей.

Читать далее:

Категория: - Разное





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Перспективные транспортные системы
Речной и морской транспорт
Железнодорожный транспорт
От «моторного дома» к мобильной архитектуре
Структурная модель оптимального города (разработка автора)
Футурологические абстракции
Город для ... машин? (Транспортная проблема больших городов)
Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах
Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры
Технологические системы и формирование промышленных зданий


Остались вопросы по теме:
"Авиация, космонавтика и архитектура"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы