Строительные машины и оборудование, справочник





Автогрейдеры и грейдер-элеваторы

Категория:
   Общие сведения об автогрейдерах



Автогрейдеры и грейдер-элеваторы

Автогрейдер (рис. 81) представляет собой самоходную землеройно-транспортную машину, рабочий орган которой — отвал с ножом установлен .между передней и задними осями машины. Отвал автогрейдера может легко переставляться в любое рабочее положение в горизонтальной и вертикальной плоскостях, а также быть вынесенным в сторону относительно основной рамы. Благодаря этому автогрейдер является универсальной машиной и применяется для профилирования земляного полотна, возведения насыпей высотой до 0,6 м, планировки откосов, выемок и насыпей, перемещения грунта и дорожно-строительных материалов.

Рис. 81. Автогрейдер:
1— основная рама; 2 — двигатель; 3 — отвал; 4 — поворотный круг; 5 — тяговая рама; 6 — рыхлитель; 7 — ведущие
колеса; 8—10 — гидроцилиндры

Автогрейдеры обладают высокой мобильностью (транспортная скорость до 40—45 км/ч) и могут иметь различное сменное навесное оборудование (до 20 видов). В качестве дополнительного сменного оборудования чаще всего используются кирковщик, бульдозерный отвал, откосник и удлинитель.

Авто грейдеры классифицируют:
1. По массе машины и соответствующей ей мощности двигателя на:
легкие —с массой 7—9 т для содержания или мелкого ремонта грунтовых дорог;
средние — с массой 10—12 т для строительства и среднего ремонта дорог в грунтах средних категорий;
тяжелые—с массой 13—15 г;
особо тяжелые — с массой 17—24 т.

Тяжелые и особо тяжелые автогрейдеры предназначаются для планирования больших строительных площадок, аэродромов, для выполнения дорожных работ большого объема в тяжелых грунтовых условиях и т. п.

2. По системе управления рабочим органом на автогрейдеры:
с гидравлической системой управления (наиболее распространенной);
с механической редукторной системой управления; с комбинированной системой управления. Некоторые последние конструкций автогрейдеров изготовляются с приводом от индивидуальных электродвигателей.
3. По виду и системе ходового оборудования на:
двухосный — с одной или двумя ведущими осями;
трехосные — с двумя или тремя ведущими осями.

Большинство автогрейдеров имеет три оси — одну переднюю с ведомыми колесами и две задние с ведущими колесами. Передние ведомые колеса обычно имеют специальную подвеску, которая обеспечивает, помимо поворотов в плане, боковой 1[двУСто-ронний) наклон колес (в пределах до 30° к вертикали). Наклон колес улучшает устойчивость машины при наличии боковых нагрузок, что особенно важно при работе машины на косогоре и при разработке кюветов.

Автогрейдеры в основном предназначаются для планировочных профилировочных и других земляных работ в дорожном строительстве. Однако они могут быть эффективно использованы на планировочных и вспомогательных работах (особенно для окончательной планировки площадок и земляных сооружений, требующих точной отделки) в гидротехническом и других строительствах. Возможность использования автогрейдеров со сменным дополнительным навесным оборудованием (удлинителями отвала, откосниками, бульдозерами, снегоочистителями, грейдер-элеваторами) значительно расширяет область их применения.

Автогрейдеры имеют следующие механизмы управления рабочим органом: подъема и опускания правого и левого концов отвала, поворота отвала в горизонтальной плоскости, выноса тяговой рамы в сторону, выдвижения отвала в сторону в направляющих (обычно только при применении гидропривода). Основными тенденциями развития конструкций современных автогрейдеров являются повышение их мощности и транспортных скоростей, гидрофикация управления, использование гидромеханических трансмиссий и унифицированных узлов, расширение комплектов дополнительного сменного оборудования, использование колесных шин низкого давления и централизованного регулирования давления в шинах, облегчение управления машиной и перестановок рабочих органов, повышение прочности и надежности.

В соответствии с утвержденным типажем предусматривается выпуск автогрейдеров с массой от 7—9 до 21—23 т с дизелями мощностью соответственно от 46—55 кет (63—75 л. с.) до 275— 315 /сет (375—430 л. с).

Грейдер-элеваторы. Рабочим органом грейдер-элеваторов являются дисковые или прямые ножи, с помощью которых эти машины осуществляют непрерывное послойное резание грунта. При этом разрабатываемый грунт поступает сразу на ленточный транспортер, который расположен непосредственно у рабочего-органа. Приближение транспортирующего механизма к забою весьма рационально, так как позволяет освободить рабочий орган от функции перемещения грунта. Разделение функций резания и транспортирования грунта между рабочим органом и ленточным транспортером выгодно отличает грейдер-элеваторы от других землеройно-травспортных машин и обеспечивает по сравнению с ними наиболее высокие технико-экономические показатели.

Грейдер-элеваторы классифицируют: – по типу рабочего органа — на грейдер-элеваторы с дисковым ножом (неповоротным или поворотным) и с системой прямых ножей (землеройные струи); – по расположению транспортирующих устройств — с поперечно расположенным, диагонально расположенным и поворотным конвейерами; – по типу привода —с механическим, гидравлическим и с многомоторным дизель-электрическим приводом (-механический привод для управления машиной при современном развитии гидропривода следует считать устаревшим); – по способу перемещения — прицепные, полуприцепные, навесные и самоходные.

Наибольшее распространение получили полуприцепные грейдер-элеваторы, работающие с гусеничным трактором и обладающие меньшей массой и большей маневренностью. Навесные грейдер-элеваторы выполняются в виде сменного оборудования к автогрейдерам.

Грейдер-элеваторы с диагональным расположением отвального конвейера применяются только для выдачи разрабатываемого грунта в транспортные средства. Модели с поперечно расположенными или поворотными конвейерами могут отсыпать грунт непосредственно в отвал или в транспортные средства.

Грейдер-элеваторы работают производительно лишь на связных грунтах, лишенных каменистых включений, и на ровной местности, позволяющей делать достаточно длинные рабочие ходы. Грейдер-элеваторы применяются на строительстве каналов малых и средних сечений, сооружаемых в лолувыемках-полуна-сыпях, а также на работах по возведению дорожных насыпей, разработке выемок и на строительстве аэродромов.

Грейдер-элеватор с дисковым ножом показан на рис. 82. Его основными частями являются рама, к которой подвешена плужная балка с установленным на ней ножом в форме диска со сферическими поверхностями, отвальный ленточный конвейер для отсыпки грунта в отвал или транспортные средства и привод.

Для гидротехнического строительства значительный интерес представляют диагональные грейдер-элеваторы (землеройные струи) машины с рабочим органом в виде системы плоских ножей, с отвальным конвейером, установленным под углом или в направлении движения машины.

Рис. 82. Грейдер-элеватор с дисковым ножо

Рабочий орган диагонального грейдер-элеватора (рис. 83), осуществляющий вырезание грунта и направление его на отвальный конвейер, состоит из трех косо поставленных ножей; планирующего, под плоскостью которого размещается натяжной барабан отвального конвейера 2, и подгребающих ножей 3 с углом резания в плоскости нормального сечения 65—70°.

При мощности двигателя 185—220 кет (250—300 л. с.) такая машина может в благоприятных грунтовых условиях иметь производительность до 1000—1600.

Рис. 83. Диагональный грейдер-элеватор

Рабочий орган с системой плоских ножей конструктивно приспособлен для разработки только легких или средней плотности взрыхленных грунтов. Некоторые -новейшие зарубежные модели снабжаются коротким механическим питателем скребкового типа, который является переходным звеном между рабочим органом и наклонным отвальным конвейером, облегчающим подачу на ленту взрыхленных тяжелых грунтов, подорванных скальных пород и т. п. материалов, которые без такого питателя плохо захватываются лентой.

Рабочий орган трейдер-элеваторов с системой плоских ножей устраивается с регулируемой шириной захвата, которая в зависимости от величины сопротивления разрабатываемых грунтов может изменяться от 0,9 до 3,0 м. Эти машины снабжаются также вертикальным ножом для разработки забоев высотой 3— 3,5 м, что особенно важно при наличии разнохарактерных верхних и подстилающих грунтов. В процессе резания и при дальнейших перегрузках происходит перемешивание грунтов и достигается возможность их полного использования при возведении качественных насыпей (дамб, плотин и т. п.).

Типаж машин, намеченных к изготовлению в СССР на ближайшие годы, предусматривает выпуск полу/прицепных грейдер-элеваторов с дисковым ложом на гусеничной и колесной тяге производительностью 500—1600 м3/ч и полуприцепных землеройных стругов к серийным гусеничным тракторам производительностью до 1000 м3/ч с метателем, отбрасывающим грунт на расстояние до 25 м; струги предназначаются для разработки крупных линейных выемок (каналов).


Читать далее:

Категория: - Общие сведения об автогрейдерах





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины