Строительные машины и оборудование, справочник





Автомобили-самосвалы

Категория:
   Автомобили и трактора



Автомобили-самосвалы

Автомобили-самосвалы относятся к специализированному подвижному составу автомобильного транспорта и используются для перевозок навалочных грузов на короткие расстояния.

Платформы кузовов автомобилей-самосвалов загружают при помощи экскаваторов, транспортеров и других грузоподъемных машин, а разгружают при помощи подъемных механизмов, смонтированных на подрамниках автомобилей-самосвалов. Минимальное время, затрачиваемое на погрузку и разгрузку, значительно увеличивает производительность автомобиля.

Автомобили-самосвалы по своему назначению подразделяются на карьерные (для перевозки руды и топлива), строительные (для перевозки песка, гравия, кирпича и мусора), сельскохозяйственные (для перевозки минеральных удобрений, зерна и овощей) и узкоспециализированные (для перевозки растворов бетона, хлопка и других грузов). Широкое распространение получили автомобили-самосвалы ГАЗ-САЭ-53Б, ЗИЛ-ММЗ-555, ЗИЛ-ММЗ-4502, МАЗ-БОЗБ, МАЗ-5549, КрАЗ-256Б, БелАЗ-548А, КамАЗ-5511, КамАЗ-55102, Урал-5557 и др.

Автомобили-самосвалы предназначены для перевозки сыпучих грузов и получили широкое применение на строительных, дорожных и карьерных работах для массовой переброски грунта, камня, строительного мусора и т. д. Наличие опрокидывающейся платформы значительно ускоряет разгрузку автомобиля-самосвала и повышает эффективность его использования.

Автомобили-самосвалы общего назначения обычно представляют собой модификацию какой-либо основной базовой модели грузового автомобиля и отличаются от нее наличием опрокидывающегося металлического кузова с необходимым оборудованием для ее подъема и опускания и некоторыми другими незначительными конструктивными изменениями. К этой группе относятся выпускаемые отечественной промышленностью автомобили-самосвалы ЗИЛ-ММЗ-555, MA3-503 и КрАЗ-256, созданные соответственно на базе автомобилей ЗИЛ-130, МАЗ-500 и КрАЗ-257.

Ранее выпускались автомобили-самосвалы общего назначения ГАЗ-3ЗА, ЗИЛ-ММЗ-585, МАЗ-205, КрАЗ-222 и др., созданные соответственно на базе грузовых автомобилей ГАЗ-51А, ЗИЛ-164, МАЗ-200, КрАЗ-219 и др.

Специализированные автомобили-самосвалы большой грузоподъемности, предназначенные для выполнения определенного рода работ (перевозка породы при земляных работах и др.), представляют собой специально созданные для этих целей конструкции автомобилей. К числу специализированных автомобилей-самосвалов относится базовая модель БелАЗ-540 и ее различные модификации, а также выпускаемые ранее автомобили-самосвалы МАЗ-525 и MA3-530.

На автомобилях-самосвалах кузов опрокидывается с помощью гидравлической подъемной системы с приводом от двигателя. Подъемная система включает обычно коробку отбора мощности, масляный насос с краном управления и гидравлический силовой подъемный цилиндр, связанный с кузовом.

В качестве примера ниже приведено описание конструкции автомобилей самосвалов общего назначения ЗИЛ-ММЗ-555 и MA3-503 и специальных автомобилей самосвалов БелАЗ-540, МАЗ-525 и MA3-530.

Повышение производительности автомобильного транспорта требует максимального сокращения времени, затрачиваемого на погрузку и разгрузку автомобилей. Наиболее эффективным средством уменьшения времени, необходимого для разгрузки сыпучих грузов, является применение автомобилей-самосвалов.

Автомобили-самосвалы оборудуются опрокидывающим устройством, предназначенным для механизированной разгрузки кузова его наклоном. У большинства автомобилей-самосвалов груз сбрасывается назад, однако существуют также автомобили-самосвалы с разгрузкой на две и три стороны.

Автомобили-самосвалы выпускаются на базе большинства обычных грузовых автомобилей и имеют деревянные (для сельскохозяйственных грузов) или металлические (для строительных и некоторых других грузов) кузова. Кроме того, Белорусский и Могилев-ский автозаводы выпускают автомобили-самосвалы особо большой грузоподъемности (20—75 тс), специально сконструированные для работы на крупных стройках и в карьерах. Такие автомобили-самосвалы имеют металлические сварные кузова ковшового типа. Прочная конструкция кузова позволяет выполнять погрузку породы при помощи экскаваторов. Кабина водителя прикрывается сзади и сверху защитным козырьком.

Кузов автомобиля-самосвала представляет собой цельнометаллическую сварную конструкцию. Основанием кузова служат две продольные балки, соединенные между собой поперечинами. К приваренной боковой обвязке крепится усилитель пола. Поперечные балки основания несут на себе кронштейны шарниров для опрокидывания кузова.

Если кузов предназначен только для сбрасывания груза назад, то ему часто придают ковшовую форму с опрокидывающимся задним бортом, оборудованным полуавтоматическим запорным устройством

Задний борт, подвешенный на верхних шарнирах, автоматически отпирается в начале опрокидывания кузова, а запирается вручную поворотом рукоятки, действующей на шарнирный механизм

Самосвальный кузов устанавливается на надрамнике, состоящем из двух лонжеронов и нескольких поперечных балок. К раме автомобиля надрамник крепится болтами на специальных кронштейнах

Для соединения с кузовом, имеющим заднее опрокидывание, к лонжеронам надрамника приварены втулки, в которых вращается ось, закрепленная на кузове в кронштейнах.

В середине надрамника, между поперечинами, вварены дополнительные короткие продольные балки, служащие опорой для подвески гидравлического подъемника, осуществляющего опрокидывание кузова во время разгрузки.

Деревянные бруски и металлические подкладки, установленные между лонжеронами рамы и надрамником, воспринимают повышенные усилия, передаваемые в момент разгрузки кузова.

В опрокидывающее устройство автомобиля-самосвала входят коробка отбора мощности, масляный насос, кран управления, масляный бак, гидравлический подъемник и трубопроводы. Водитель управляет опрокидывающим устройством непосредственно из кабины автомобиля.

Производительность масляного насоса при вращении со скоростью 1650 об/мин составляет 52 л/мин, а рабочее давление в гидросистеме поддерживается около 80 кгс/см2.

Высокое давление масла, создаваемое насосом, требует тщательного уплотнения всех соединений. Поэтому между крышкой и бронзовыми втулками, в которых вращаются оси шестерен, установлены уплотнительные резиновые кольца круглого сечения. Ось ведущей шестерни уплотнена самолоджимным сальником.

Для включения и выключения насоса служит кран управления. В корпусе крана расположены плунжер-золотник, предохранительный и обратный клапаны.

Предохранительный клапан открывается при повышении давления в системе до 90— 95 кгс/см2. При этом масло из полости высокого давления перетекает в сливной трубопровод и масляный бак.

При включении насоса открывается обратный клапан, пропускающий масло из полости нагнетания в трубопровод высокого давления, по которому оно направляется к цилиндру гидроподъемника.

Масляный бак служит резервуаром, в котором находится запас масла, необходимый для работы гидроподъемника. В нем же предусмотрено устройство для очистки масла в виде фильтра с набором сетчатых элементов. Масло, поступающее из сливного трубопровода, проходя через этот фильтр, очищается от грязи и пыли. Для возможности циркуляции масла в случае засорения фильтра в нем установлен шариковый клапан, открывающийся при повышении давления до 3—5 кгс/см2 и пропускающий в бак нефильтрованное масло.

В цилиндре гидравлического подъемника имеется плунжер телескопического типа с двумя выдвижными звеньями. Одним выдвижным звеном является гильза, а другим звеном— сам плунжер. Направляющими подвижных звеньев служат втулки, установленные между корпусом, гильзой и плунжером. В нижней части гильзы размещено стальное стопорное кольцо, служащее для ограничения перемещения плунжера вниз. Для создания необходимой герметичности цилиндра подвижные звенья уплотнены резиновыми кольцами. Снаружи подвижные соединения защищены резиновыми грязесъемниками.

На шасси автомобиля цилиндр гидроподъемника крепится шарнирно. Для этого в средней части его корпуса приварено кольцо с двумя цапфами. При помощи этих цапф цилиндр установлен и может поворачиваться в кронштейнах, закрепленных к поперечным балкам подрамника. С кузовом плунжер шарнирно соединен ушком, приваренным к его верхней части.

Для обеспечения безопасности проведения ремонтных работ при поднятом порожнем кузове на левом лонжероне надрамника имеется откидной упор.

Опрокидывающее устройство работает следующим образом. Подъем кузова осуществляется включением коробки отбора мощности. рычаг управления которой переводят назад. Вместе с коробкой отбора мощности в работу вступает шестеренчатый насос, подающий масло из бака в цилиндр гидроподъемника. Под давлением масла телескопические звенья подъемника выдвигаются, поднимая кузов. При достижении определенного угла наклона происходит сбрасывание груза.

В момент окончания подъема кузова рычаг управления коробкой отбора мощности переводят в нейтральное положение. Точно так же поступает при необходимости остановки кузова в промежуточном положении. Когда в коробке отбора мощности включена нейтраль, насос не работает, обратный клапан закрыт и количество масла, находящееся в гидроподъемнике, остается постоянным. Выдвижные звенья сохраняют занятое ими положение и кузов остается с зафиксированным., углом наклона.

Если при достижении максимального подъема кузова рычаг управления коробкой отбора мощности не будет переведен в нейтральное положение или будет допущена перегрузка кузова, то при работающем насосе произойдет повышение давления в системе до 90—95 кгс/см2. Это вызовет срабатывание предохранительного клапана и произойдет перепуск масла из нагнетательного трубопровода в сливной трубопровод и далее в масляный бак.

Опускание кузова происходит после того, как рычаг управления коробкой отбора мощности будет переведен вперед. Это перемещение рычага действует на плунжер-золотник крана управления, который соединяет нагнетательный трубопровод со сливным, в результате чего давление в системе падает. Масса кузова, приложенная к плунжеру гидравлического подъемника, заставляет его опускаться, и масло из полости гидроцилиндра вытесняется в нагнетательный трубопровод, а затем через сливной трубопровод поступает в масляный бак. Происходит плавное возвращение телескопических звеньев гидроподъемника в исходное положение. Наклон кузова постепенно уменьшается до тех пор, пока он не займет горизонтальное положение.


Читать далее:

Категория: - Автомобили и трактора





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины