Строительные машины и оборудование, справочник






Автомобильное топливо и смазочные материалы


Категория:
   Справочник сельского автомеханика


Автомобильное топливо и смазочные материалы

В соответствии с ГОСТ 2084—77 выпускают бензин для автомобилей четырех марок: А-72, А-76, АИ-93 и АИ-98. Буква А указывает, что бензин автомобильный, буква И означает, что определение детонационной стойкости бензина произведено по исследовательскому методу, а цифры — минимальное октановое число бензина.

Бензин АИ-98 сельскому хозяйству не поставляется.

Бензины А-76 и АИ-93 могут производиться с государственным Знаком качества. Они имеют меньшее количество серы, смолы и пониженную кислотность.



Неэтилированными выпускают только бензины А-76 и АИ-93 со Знаком качества. Этилированные бензины А-76 окрашивают в желтый, а АИ-93 — в красновато-оранжевый цвет.

Автомобильные бензины подразделяют на летние, предназначенные для использования во всех районах страны, кроме северных и северо-восточных, в период с 1 апреля по 1 октября, и зимние, предназначенные для применения с 1 октября по 1 апреля. В южных районах в течение года можно использовать летние бензины, а в северных и северо-восточных районах — зимние.

Бензин А-76 со Знаком качества выпускается только летний.

Дизели автомобилей работают на дизельном топливе ГОСТ 305—82 марок: Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое). Летнее (Л) топливо используют для эксплуатации при температуре окружающего воздуха 0“С и выше; зимнее (3)—для двух климатических зон: первая — при температуре окружающего воздуха минус 20 °С и выше (температура застывания топлива не выше минус 35 °С), вторая — при температуре окружающего воздуха минус 30 °С и выше (температура застывания этого топлива не выше минус 45°С), арктическое (А) — при температуре окружающего воздуха минус 50 °С и выше.

По содержанию серы дизельное топливо подразделяют на два вида: I — массовая доля серы не более 0,2%; II — массовая доля серы не более 0,5% (для марки А — не более 0,4%). В условное обозначение дизельного топлива марки Л должны входить массовая доля серы и температура вспышки. Например, Л-0,2-40 ГОСТ 305—82 расшифровывается так: летнее топливо с массовой долей серы до 0,2% и температурой вспышки 40 °С. Если дизельное топливо марки 3, то в его обозначение входит массовая доля серы и температура застывания. Например, 3-0,2-35 ГОСТ 305—42. В обозначение арктического дизельного топлива входит только массовая доля серы. Например, А—0,4 ГОСТ 305—42.

В дизельном топливе не должно быть механических примесей, воды, водорастворимых кислот и щелочей.

Для двигателей грузовых автомобилей, работающих в сельском хозяйстве, начали применять газовое топливо. Это главным образом естественные природные газы нефтяных и газовых месторождений, транспортируемые по трубопроводам. Газовое топливо значительно дешевле жидкого, поэтому работа на газовом топливе снижает себестоимость перевозок. Кроме того, продукты сгорания (отработанные газы) газового топлива уменьшают загрязнение окружающего воздуха ядовитыми веществами (окислами углерода и азота).

В двигателях можно использовать сжиженные и сжатые газы, для хранения запаса которых на автомобиле нужно иметь тяжелые и дорогие баллоны. Заправляют газобаллонные автомобили на специальных компрессорных наполнительных станциях.

В настоящее время в СССР наиболее широко распространены автомобили, работающие на сжиженном газе. Его выпускают по ГОСТ 20448—80 двух марок: СПБТЗ (смесь пропана и бутана техническая зимняя), СПБТЛ (такая же летняя). Избыточное давление насыщенных паров сжиженных газов при температуре 45 °С не должно превышать 1,6 МПа.

Конструкция большинства моделей автомобилей, работающих на сжиженных газах, такова, что при отсутствии газа в баллонах они могут работать на жидком топливе.

Сжатые газы обычно находятся в баллонах под давлением около 20 МПа. Большая масса баллонов с газом снижает грузоподъемность автомобиля, работающего на сжатом газе, до 15% по сравнению с базовой моделью. Запас хода у этого типа газовых автомобилей меньше, чем у работающих на жидком топливе. Сейчас ведутся работы по созданию конструкций двигателей, у которых эти недостатки снижены.

Масла. Чтобы работа автомобилей и их сборочных единиц была надежной и длительной, применяемые масла должны удовлетворять следующим требованиям:
— иметь достаточную вязкость на всех эксплуатационных режимах (вязкость или внутреннее трение — это способность масла оказывать сопротивление перемещению одних его слоев относительно других);
— обладать высокой маслянистостью и необходимой противоокис-лнтельной устойчивостью (химической стабильностью). Маслянистость— это способность масла растекаться по поверхности металла и образовывать на этой поверхности плотно пристающую к ней непрерывную пленку;
— не содержать свободных минеральных кислот и щелочей, воды и механических примесей;
— вымывать нагар продуктов износа и другие загрязнения из зазоров между деталями, т. е. иметь хорошую моющую способность.

Для улучшения эксплуатационных свойств в масла в небольших количествах добавляют присадки (сложные химические соединения), которые улучшают определенные свойства масел. В масла карбюраторных двигателей и дизелей вводят многофункциональные комплексные присадки, улучшающие одновременно несколько его свойств.

В соответствии с новой классификацией по ГОСТ 17479.1—85 марку моторного масла обозначают так: М — моторное; цифра — класс кинематической вязкости; буквы Б, В, Г, Д — группы масел по эксплуатационным свойствам. Масла группы Б применяют для малофорсированных двигателей, группы В — для среднефорсиро-ванных, а групп Г и Д — для высокофорсированных. Если эти буквы без цифрового индекса — масло универсальное и может использоваться в двигателях с искровым зажиганием и дизелях. Если имеется индекс 1, масло применяют в двигателях с искровым зажиганием, индекс 2— в дизелях. Моторные масла, имеющие индекс к в скобках, предназначены для двигателей КамАЗ-740 и ЯМЗ-КАЗ-642. В настоящее время масла для составных частей автомобиля выпускают по ГОСТам и ТУ (техническим условиям).

Летом применяют более вязкие, а зимой менее вязкие сорта масел.

Недопустимо смешивать моторные масла, предназначенные для карбюраторных двигателей и дизелей. Масла различных групп одного ГОСТа для этих типов двигателей также смешивать нельзя.

Промышленность производит масла для двигателей с искровым зажиганием по ГОСТ 10541—78 и для дизелей по ГОСТ 8581—78,

марки которых приведены в нормативно-технической документации. В таблице 3 указаны марки этих масел по ГОСТ 17479.1—85.

Трансмиссионные масла обязаны выдерживать большие нагрузки и предохранять зубья зубчатых колес и других трущихся деталей от преждевременного износа и разрушения. Для различных по конструкции сборочных единиц трансмиссий автомобилей требуются разные марки масел. Например, для смазывания главных передач с гипоидным зацеплением зубчатых колес нужно применять только гипоидные масла, содержащие специальные присадки.

Промышленность выпускает трансмиссионные масла по ГОСТ 23652—79, марки которых приведены в нормативно-технической документации. Обозначения этих марок записаны в скобках после обозначения марок масел по новой классификации ГОСТ 17479.2—85, где буквы ТМ указывают, что это трансмиссионное масло, первая цифра — группу масла по эксплуатационным свойствам, вторая цифра — класс кинематической вязкости. В сборочных единицах трансмиссий автомобилей применяют главным образом масло ТМ-3-18 (ТАГ1-15В, ТАП-15К). Оно всесезонное и содержит противозадирные присадки. В условиях низких температур окружающего воздуха (до минус 40 °С) следует использовать масло ТМ-3-9 (ТСП-Ю).

Масло ТМ-4-18 (ТСп-14Пш) предназначено для смазки гипоидных передач автомобилей ГАЭ-53-12 и ГАЗ-66-11.

Масло ТМ-5-18 (ТАД-17И) — универсальное и всесезонное. Им можно смазывать цилиндрические, конические, спирально-конические и гипоидные передачи трансмиссий автомобилей.

Для приводов рулевых управлений автомобилей ЗИЛ-431410 и КамАЭ-5320 нужно всесезонно применять масло Р (ТУ 38 101179—71).

Пластичные смазки — это густые мазеобразные продукты, получаемые загущением минеральных или синтетических масел (75 — 90%) различными мылами или твердыми углеводородами (10— 20%). В смазки в небольшом количестве вводятся стабилизирующие вещества, наполнители и присадки. Стабилизирующие вещества предотвращают отделение загустителя от масла.

По назначению различают три основные группы смазок: антифрикционные, защитные и уплотнительные.

Антифрикционные пластичные смазки общего назначения, многоцелевые и тугоплавкие применяют для сборочных единиц автомобилей, к которым затруднена непрерывная подача жидкого масла или на которых оно не удерживается.

Широко используют антифрикционные смазки-солидолы: синтетические (ГОСТ 4366—76), которые выпускают двух марок — солидол С, пресс-солидол С; жировые (ГОСТ 1033—79), выпускаемые также двух марок — солидол Ж и пресс-солидол Ж Солидол С и Ж заправляют в подвижные соединения ручным нагнетателем при температуре до минус 15—20 °С. При более низкой температуре лучше использовать пресс-солидол.

Для смазывания подшипников ступиц колес, водяного насоса муфты сцепления, карданных соединений используют автомо-бнльную смазку (ГОСТ 9432—60) и смазку 1-13 жировую (ОСТ 38.01145—80); для подшипников генераторов и электродвигателей—смазку 158 (ТУ 38 101320—77); для листов рессор-графитную смазку (ГОСТ 3333—80); для сборочных единиц, детали которых оказывают небольшие давления,—смазку ЦИАТИМ-201 (ГОСТ 6267—84).

Взамен солидолов, смазки автомобильной и 1-13 во всех районах страны можно применять Литол-24 (ГОСТ 21150—87).

Для долговременной защиты от коррозии поверхностей металлических деталей автомобиля используют жидкие консервационные масла К-17 (ГОСТ 10877—76),присадку АКОР-1 (ГОСТ 15171—78), которую смешивают с рабочими (моторными, трансмиссионными) маслами. Присадку АКОР-1 (5—15%) добавляют к маслу в зависимости от условий консервации. При приготовлении защитных масел присадку подогревают до температуры 60—70 °С и тщательно перемешивают с рабочим маслом. Все сборочные единицы, законсервированные маслом с присадкой АКОР-1, включают в эксплуатацию без предварительной расконсервации и замены масла в картерах. В отдельных случаях для защиты от коррозии металлических изделий и предохранения резинотекстильных материалов от старения в условиях складского хранения и на открытых площадках под навесами при температурах от минус 50 до плюс 50 °С применяют: пушечную смазку (ГОСТ 19537—83); микровосковые составы на водной основе 3BB-13 и органической ПЦВ-74; инги-бированный водно-восковой состав ИВВС.

Для уплотнения разъемных соединений топливо- и маслопроводов, сальников и отдельных сборочных единиц промышленность выпускает бензиноупорную смазку (ГОСТ 7171—78).

Приборы и их сборочные единицы смазывают водо- и морозостойкой пластичной смазкой ГОИ-54п по ГОСТ 3276—89. Она работоспособна при температурах от плюс 50 до минус 40 °С.

Читать далее:

Категория: - Справочник сельского автомеханика


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины