Строительные машины и оборудование, справочник





Автомобильный компрессор КрАЗ

Категория:
   Автомобили КрАЗ


Автомобильный компрессор КрАЗ

Автомобильный компрессор (рис. 41) — поршневого типа, непрямоточный, двухцилиндровый, одноступенчатого сжатия. Установлен в развале цилиндров двигателя на специальной площадке

Рис. 41. Компрессор



Воздух к компрессору подводится по трубопроводу от патрубка впускных коллекторов двигателя. Таким образом, для очистки воздуха, необходимого для работы компрессора, используется воздушный фильтр двигателя. В цилиндры компрессора воздух поступает через пластинчатые впускные клапаны, которые открываются под действием разрежения в период такта всасывания в соответствующем цилиндре. Сжатый поршнями воздух вытесняется в пневматическую систему автомобиля и прицепа (полуприцепа) через пластинчатые нагнетательные клапаны, расположенные в головке цилиндров.

В блоке цилиндров компрессора расположено разгрузочное устройство, работающее совместно с регулятором давления воздуха. При достижении в пневматической системе давления 7,35— 7,65 кгс/см2 регулятор включает разгрузочное устройство и сжатый воздух поступает в канал Р под плунжеры. Плунжеры поднимаются, открывая впускные клапаны 16 обоих цилиндров, и компрессор перегоняет воздух из одного цилиндра в другой, не нагнетая его в систему, то есть работает вхолостую. Когда давление в пневматической системе снизится до 6,0—6,35 кгс/сма, регулятор отключает разгрузочное устройство и сообщает канал Р с атмосферой. Плунжеры под действием пружин опускаются, освобождая впускные клапаны, и компрессор вновь начинает нагнетать воздух в пневматическую систему.

Блок и головка цилиндров компрессора охлаждаются водой, подводимой из водяного коллектора системы охлаждения двигателя. Вода из компрессора сливается во всасывающий патрубок водяного насоса.

Смазка компрессора — смешанная (под давлением и разбрызгиванием). Под давлением смазываются шатунные подшипники: масло подводится по трубке из масляной магистрали двигателя к задней крышке 20 картера компрессора и далее по каналам коленчатого вала к подшипникам шатунов. Коренные шарикоподшипники, поршневые пальцы и стенки цилиндров смазываются разбрызгиванием.

Признаками неисправности компрессора являются: шум и стук в нем, нагрев, увеличенное количество масла в конденсате, сливаемом из воздушных баллонов.

При появлении стуков в компрессоре из-за увеличения зазоров между подшипниками шатунов и шейками коленчатого вала необходимо заменить вкладыши шатунов.

Если компрессор не обеспечивает требуемого давления в системе, прежде всего необходимо проверить состояние трубопроводов и их соединений, а также герметичность клапанов.

При повышенном содержании масла в конденсате проверить состояние поршневых колец, поршней, цилиндров, уплотнения заднего конца коленчатого вала, подшипников нижних головок шатунов. При замене поршневых колец компрессионные кольца необходимо ставить выточкой вверх.

При втором техническом обслуживании (ТО-2) необходимо проверить состояние уплотнительных резиновых колец плунжеров разгрузочного устройства компрессора. Изношенные кольца на плунжере 19 заменить новыми. Заменять уплотни-тельные кольца можно без снятия головки компрессора. Для этого нужно снять патрубок подвода воздуха, вынуть пружину и коромысло; поднять гнездо штока вверх и снять его вместе со штоком, после чего вынуть плунжер из гнезда, введя крючок из проволоки в отверстие торца плунжера или подведя сжатый воздух в горизонтальный канал Р разгрузочного устройства. Перед установкой плунжеры смазать дизельным маслом.

При каждом пятом техническом обслуживании № 2 (ТО-2) снимите головку цилиндров компрессора и очистите от нагара поршни, клапаны, седла клапанов, пружины и воздушные каналы, проверьте работу и герметичность клапанов. Клапаны, не обеспечивающие герметичность, необходимо притереть к седлам, а сильно изношенные или поврежденные заменить новыми. Новые клапаны также следует притереть к седлам до получения непрерывного кольцевого контакта.

После установки головки блока цилиндров гайки шпилек затянуть в порядке, указанном на рис. 42. Затяжку следует производить равномерно в два приема. Окончательный момент затяжки 1,2—1,7 кгс – м.

Регулировка натяжения ремня привода компрессора. Натяжение ремня необходимо регулировать, если величина его прогиба при нажатии на середину короткой ветви с усилием 3 кгс превышает 8 мм.

Для этого необходимо:
– ослабить гайки крепления оси шкива натяжного устройства и гайку болта-натяжителя;
– вращением болта-натяжителя по часовой стрелке от регулировать натяжение ремня, после чего затянуть гайки крепления оси и гайку болта-натяжителя.

Рис. 42. Схема затяжки гаек крепления головки блока цилиндров компрессора.

Исправный компрессор при герметичной системе, правильно отрегулированном регуляторе давления и нормальном натяжении приводного ремня должен заполнять систему воздухом до давления 7 кгс/см2 не более чем за 3,5 минуты на средних оборотах двигателя.

—-

Поршневой двухцилиндровый компрессор с одной степенью сжатия установлен в развале цилиндров двигателя на площадке верхней крышки шестерен распределения. Привод компрессора осуществляется клиноременной передачей от шкива вентилятора двигателя.

Картер компрессора отлит из серого чугуна СЧ18-36. Для крепления компрессора к верхней крышке блока двигателя на нижней плоскости картера предусмотрены четыре бобышки с отверстиями диаметром 10,5 мм. В торцах картера расположены отверстия диаметром 72 мм для установки шариковых подшипников коленчатого вала.

Коленчатый вал, кованный из стали, имеет две шатунные шейки диаметром 28,5 мм и длиной 27+0’084 мм и две шейки под шариковые подшипники диаметром 35 мм. Шатунные шейки закалены на глубину 1,5—3,0 мм до твердости HRC 52—62. Смазка к шатунным подшипникам подводится по масляным каналам диаметром 5 мм, просверленным в теле коленчатого вала. В расточке задней шейки вала диаметром 25+0’033 мм установлен уплотнитель, изготовленный из серого чугуна СЧ 18-36, и его пружина с правой навивкой. При вращении вала пружина увлекает за ним уплотнитель, одновременно прижимая его к торцу бобышки задней крышки.

Рис. 97. Компрессор:
1 — ступица шкива; 2 – регулировочные прокладки; 3 — шкив; 4 — поршень с шатуном в сборе; 5 — седло нагнетательного клапана- 6 — нагнетательный клапан; 7 — пружина нагнетательного клапана; 8 — пробка нагнетательного клапана; 9 — головка блока; 10 — блок цилиндров- 11 — седло впускного клапана; 12 — шток впускного клапана; 13 — гнездо штока; 14 — пружина впускного клапана; 15- направляющая впускного клапана; 16 — впускной клапан; 17 — коромысло; 18 — пружина коромысла; 19 — плунжер разгрузочного устройства; 20 — задняя крышка картера-21 и 24 — шарикоподшипники; 22— картер; 23 — коленчатый вал; 25 — передняя крышка картера; 26 — сальник

Передняя и задняя крышки отлиты из серого чугуна СЧ18-36 и крепятся к картеру болтами М8Х25. Между крышками и картером установлены уплотнительные прокладки из паронита толщиной 0,8 мм. Резьбовое отверстие в задней крышке служит для подсоединения системы смазки компрессора к системе смазки двигателя. В передней крышке установлен двухкромочный резиноармированный сальник.

На конусный носок коленчатого вала посажена на сегментной шпонке ступица шкива компрессора. Тремя болтами М8Х25 к ступице прикреплен шкив. Между ступицей и шкивом установлены регулировочные прокладки, отштампованные из листовой стали толщиной 1 мм. Ступица и шкив отлиты из серого чугуна СЧ15-32.

Стык между картером и блоком цилиндров уплотнен прокладкой толщиной 0,8 мм из пропитанного прокладочного картона. Блок цилиндров отлит из серого чугуна СЧ 18-36. Цилиндры расточены и хонингованы до диаметра 60 мм. Для охлаждения цилиндров используется водяная рубашка блока. Между головкой блока и блоком установлена прокладка из паронита толщиной 0,8 мм.

Поршень отлит из алюминиевого сплава АЛ 10В. В двух верхних канавках установлены компрессионные кольца шириной 2,5-0,012 мм, в нижней, третьей канавке — маслосъемное с шестью прорезями. Высота маслосъемного кольца 4,755_о,ог мм. Кольца изготовлены из индивидуальных отливок серого специального чугуна твердостью НВ 98—106. Поршневой палец фиксируется от осевых смещений в бобышках.поршня стопорными кольцами из пружинной проволоки диаметром 0,8 мм. Поршневой палец изготавливается из стали 20, цементируется на глубину 0,7—1,0 мм и термообрабаты-вается до твердости HRC 56—62. Наружный диаметр пальца 12,5 мм полируется до 10-го класса чистоты.

Перед сборкой поршни и пальцы сортируются по сопрягаемым диаметрам на четыре группы с разницей в 0,003 мм.

Шатун и крышка его нижней головки отштампованы из стали. В отверстие верхней головки шатуна запрессована свертная втулка поршневого пальца, изготовленная из полутвердой бронзовой ленты ОЦС4-4-2,5 толщиной 1,03 мм. В верхней головке шатуна и втулке просверлены отверстия диаметром 5 мм, а в отверстии втулки расточена канавка шириной 2 мм и диаметром 13,5+0’24 мм для подвода смазки.

Крышка нижней головки прикреплена к шатуну двумя болтами из стали 40Х твердостью НВ 255—285 с корончатыми гайками. Отверстие в нижней головке шатуна диаметром 32+0-015 мм обрабатывают в сборе с крышкой. В последующем шатун и крышка не должны раскомплектовываться. На стержне шатуна и крышке выбиваются метки, которые при сборке должны располагаться с одной стороны. В нижней головке шатуна установлены тонкостенные вкладыши из стальной ленты, залитой сурьмянистым сплавом СОС-6-6 на свинцовой основе. Толщина ленты 1,5 мм, толщина слоя заливки 0,25 мм.

Масло под давлением по маслопроводу от двигателя поступает к угольнику, ввернутому в резьбовое отверстие задней крышки картера 20. Через отверстие уплотнителя, вращающегося вместе с коленчатым валом, масло поступает по каналам внутри коленчатого вала к шатунным подшипникам. Стекающее из подшипников масло разбрызгивается, попадает на зеркало цилиндров и внутреннюю поверхность поршней, на верхние головки шатунов и через отверстия в головках — на пальцы шатунов.

Блок и головка цилиндров компрессора охлаждаются водой, подводимой из водяного коллектора системы охлаждения двигателя. Вода из компрессора сливается во всасывающий патрубок водяного насоса. Необходимо иметь в виду, что система охлаждения компрессора заполняется только при работающем двигателе. Поэтому, залив воду в радиатор, надо пустить двигатель и дать ему проработать 3—5 мин, после чего проверить уровень воды в радиаторе.

Предварительно отфильтрованный воздух подводится к компрессору от патрубка впускного трубопровода двигателя и поступает далее в цилиндры через камеру К и пластинчатые впускные клапаны. Клапаны открываются под действием разрежения в период такта всасывания в соответствующем цилиндре. Диаметр впускного клапана 18,4—0,14 мм, изготовлен он из стали 85 (ГОСТ 14959—69) и прошлифован с обеих сторон до толщины 1 мм. Направляющие клапанов, изготовленные из стали 65Г и термообрабо-танные до твердости HRC 42—48, ограничивают их боковое смещение. К седлам, запрессованным в блок цилиндров, клапаны прижаты пружинами, изготовленными из проволоки диаметром 0,6 мм. Длина пружины в свободном состоянии 15 мм, а под нагрузкой 40 ± 5 гс равна 13 мм.

В период такта сжатия поршень движется вверх и сжимает воздух в цилиндре. Сжатый воздух преодолевает силу пружины 7 нагнетательного клапана 6. Клапан приподнимается над седлом 5: и воздух из полости головки блока компрессора поступает в пнев-мосистему автомобиля в направлении стрелки С. Седло нагнетательного клапана изготовлено из стали 35 и ввернуто в отверстие головки с резьбой М20Х1,5. Под фланец седла установлена уплотнительная прокладка из мягкой меди толщиной 0,5 мм. Клапан изготовлен из стали 85 (ГОСТ 14959—69), прошлифован с обеих сторон и термообработан до твердости HRC 50—55. Толщина клапана 1,4 мм. Пружина клапана изготовлена из проволоки диаметром 1,1 мм, длина ее в свободном состоянии 36 мм, а под нагрузкой 0,55 ± 0,05 кгс равна 26 мм. Подъем клапана ограничивает торец пробки, ввернутой в отверстие головки с резьбой М30Х1,5. Под фланец пробки установлена-уплотняющая прокладка, отштампованная из мягкой меди толщиной 0,8 мм.

В блоке цилиндров компрессора расположено разгрузочное устройство, работающее совместно с регулятором давления воздуха. При достижении в пневматической системе давления 7—7,35 кгс/см2 регулятор включает разгрузочное устройство и сжатый воздух поступает в разгрузочный канал Р под плунжеры. Плунжеры поднимаются, открывая впускные клапаны обоих цилиндров с помощью штоков 12, и компрессор перегоняет воздух из одного цилиндра в другой, не нагнетая его в систему, т. е. работает вхолостую. Когда давление в пневматической системе снизится до 5,65—6 кгс/см2, регулятор отключает разгрузочное устройство и сообщает канал Р с атмосферой. Плунжеры под действием пружины опускаются, освобождая впускные клапаны, и компрессор вновь начинает нагнетать .воздух в пневматическую систему. Плунжеры перемещаются в латунных втулках, запрессованных в гнезде блока цилиндров. Уплотнение зазора между втулкой и плунжером осуществляется при помощи уплотнительного кольца из бензомаслостой-кой резины.

Натяжное приспособление приводного ремня компрессора (рис. 98) предназначено для регулировки натяжения клинового ремня и установлено на. кронштейне передней опоры двигателя с правой стороны. Кронштейн, на котором смонтировано приспособление, отлит из серого чугуна СЧ 15-32. В паз кронштейна установлена ось из стали. В отверстие оси с резьбой М12 ввернут натяжной винт. При вращении винта ось вместе с натяжным шкивом перемещается вдоль паза, что позволяет регулировать необходимое натяжение ремня. По окончании регулировки положение оси фиксируется гайками.

На шейке оси под установку подшипников в канавке установлено еще одно стопорное кольцо. Шкив с подшипниками может перемещаться вдоль шейки пальца до упора в это кольцо, самоустанавливаясь вдоль ремня. Подшипники шкива закрыты штампованной из листовой стали толщиной 2 мм крышкой.

Техническое обслуживание компрессора заключается в периодической проверке и регулировке натяжения приводного ремня. Стрела прогиба ремня при нажатии на середину короткой ветви с усилием 3 кгс не должна превышать 8 мм. Для регулировки необходимо ослабить гайки крепления оси шкива натяжного устройства и гайку натяжного винта, вращая винт по часовой стрелке, довести стрелу прогиба ремня до установленного значения и затянуть все гайки.

После первой 1000 км пробега нового автомобиля следует проверить и подтянуть все резьбовые соединения компрессора, проверить герметичность соединений масляных, воздушных и водяных трубопроводов. Гайки крепления головки цилиндров подтягивают в два приема моментом 1,2—1,7 кгс-м в последовательности, указанной на рис. 99.

Рис. 98. Натяжное приспособление приводного ремня компрессора:
1 — натяжной винт; 2 и 4— гайки; 3— кронштейн; 5 — пресс-масленка; 6 — установочная шайба; 7 — войлочное кольцо; 8 — подшипник; 9 — распорное кольцо; 10 — шкив; 11 — стопорное кольцо; 12 — крышка; 13 — пружинное кольцо; 14 — ось

Рис. 99. Порядок затяжки гаек крепления головки цилиндров компрессора

В дальнейшем через 40— 50 тыс. км пробега автомобиля при очередном плановом техническом обслуживании рекомендуется снять головку цилиндров, разобрать ее и очистить от нагара клапаны, седла, воздушные каналы, промыть детали в керосине или дизельном топливе и просушить. Перед установкой деталей разгрузочного устройства нужно смазать плунжеры и гнезда штоков дизельным маслом.

Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины