Строительные машины и оборудование, справочник




Безопасность движения

Категория:
   Управление автомобилем



Безопасность движения

В правовой литературе автомобиль определяется как источник повышенной опасности. Имея высокую скорость и достаточно большую массу, автомобиль в движении обладает огромной кинетической энергией, которая при столкновении с препятствием превращается в разрушительную силу. Свидетельством этого является гибель людей в результате дорожно-транспортных происшествий. По данным Всемирной организации здравоохранения, ежегодно в мире в автомобильных катастрофах погибает около 300 тыс. и получает ранения 7 млн человек. А за все время своего существования автомобильный транспорт унес уже около 200 млн человеческих жизней. По числу жертв он является самым опасным среди других видов транспорта. Так, по данным зарубежных исследований, автомобильный транспорт в 3 раза опаснее воздушного и в 10 раз опаснее железнодорожного. В абсолютных же результатах эти цифры еще более впечатляют: если на воздушных трассах ежегодно погибает около 3 тыс. человек, то на автомобильных дорогах — в 100 раз больше!

Дорожно-транспортные происшествия наносят и большой материальный ущерб. В Великобритании, например, потери в результате ДТП достигают 1,6% общей суммы валового национального дохода, в США — около 10 млрд долларов в год, в ФРГ — 22 млрд марок, в КНР—1 млрд юаней. У нас в стране народнохозяйственные потери от ДТП составляют более 3 млрд рублей ежегодно.

Все ДТП классифицируются по характеру их совершения: наезды (на пешеходов, велосипедистов, повозки, животных, неподвижные предметы, на другие транспортные средства), столкновения, опрокидывания. По данным ГАИ, из числа всех ДТП наезды в целом по нашей стране составляют 36—38%, столкновения около 30%. опрокидывания 18—19%. Интересна статистика происшествий по времени года, недели, суток. Она показывает, что в июне-октябре их совершается в два-три раза больше, чем в январе-марте. Самыми аварийными месяцами считаются август и сентябрь. В течение недели больше всего происшествий совершается в пятницу и субботу, а в течение суток — с 16 до 20 ч (за эти четыре часа происходит около 30% всех происшествий за сутки).




При рассмотрении факторов, влияющих на безопасность движения, и причин ДТП используется системный анализ. Главным в системе «водитель — автомобиль — дорога» является водитель, и 60—70% ДТП происходит по вине именно водителей. Они воспринимают информацию о дорожной обстановке, режиме движения, состоянии автомобиля, положении органов управления и т. д. Они перерабатывают эту информацию, принимают соответствующие решения и воздействуют на органы управления автомобилем, устанавливая режим движения, соответствующий дорожной обстановке.

Некоторые водители считают, что ДТП — это случайность, оно может случиться с любым и избежать его нельзя. Это глубоко ошибочное мнение. При рассмотрении причин ДТП почти всегда можно найти доказательства того, что водителем была допущена какая-то ошибка.

Безопасность движения находится в прямой зависимости прежде всего от мастерства вождения, а также от возраста водителя, темперамента, физического и психофизиологического состояния и даже характера.

Бытует мнение, что решающим фактором безопасности движения является время реакции водителя и будто бы молодые водители, обладающие хорошей реакцией, реже попадают в аварийные ситуации. Статистические данные это опровергают. Действительно с возрастом время реакции водителя увеличивается, у него снижается острота зрения и слуха. Однако с возрастом приходит опыт, это очень важно. Опытный водитель имеет такие ценные качества, как осторожность, внимательность, он обладает способностью прогнозировать развитие обстановки, избегать аварийных ситуаций и предвидеть их последствия. Он находит ту оптимальную скорость движения, которая позволяет ему сохранять контроль над автомобилем. А это в конечном счете — самое важное для обеспечения безопасности движения.

Статистика показывает, что наибольшее количество происшествий наблюдается у водителей в возрасте до 19 лет. Затем с возрастом оно уменьшается и своего минимума достигает в 33—34 года. У водителей старше 45 лет аварийность опять увеличивается. Водители, живущие в общежитии, совершают больше ДТП, чем живущие в квартирах; семейные меньше, чем холостые. Наиболее опасны — разведенные. Чем ниже образование водителей, тем чаще они совершают ДТП. Но независимо от возраста и других факторов водители со стажем один год и менее совершают ДТП в 1,5 раза чаще, чем водители со стажем около 3 лет. Именно поэтому Правилами устанавливается ограничение скорости для водителей со стажем до 2 лет.

Нередко ДТП происходят вследствие самонадеянности или легкомыслия водителй, их беспечности, невнимательности, неуважения к другим водителям и пешеходам, небрежного отношения к выполнению обязанностей водителя, пренебрежения к требованиям Правил. У невнимательных водителей, недостаточно сосредоточенных на обстановке движения, время реакции значительно увеличивается и их действия при возникновении аварийной ситуации зачастую не соответствуют создавшейся обстановке.

При управлении автомобилем водитель должен избегать разговоров с пассажирами. Если же он все-таки будет вовлечен в разговор, то следует лишь кратко отвечать на вопросы и не давать втянуть себя в дискуссию. Совсем плохо, когда водитель сам обращает внимание пассажиров на резкое изменение дорожной обстановки, на возникновение аварийных ситуаций, высказывает недовольство действиями других водителей, анализирует и критикует действия работников ГАИ, заводит разговор об авариях и т. д. Пассажиры вовлекаются в такие разговоры и невольно начинают сами участвовать в оценке обстановки, предупреждать водителя о возможной опасности, подсказывать водителю «наиболее верные» решения в управлении автомобилем и т. д. В результате таких подсказок и указаний начинающий водитель в экстремальных условиях может просто растеряться и принять неверное решение, навязанное ему людьми, не знающими требований Правил и не имеющими опыта вождения автомобиля. Поэтому-то водитель должен вести машину молча. Если пассажиры все же начинают комментировать обстановку, надо умело перевести их разговор в другое русло или в крайнем случае просто попросить их разговаривать о чем-то другом и не отвлекать от управления автомобилем. Недопустимо при разговоре с пассажирами поворачивать к ним голову, особенно к сидящим на заднем сиденье.

Причин дорожно-транспортного происшествия почти всегда бывает несколько. Но среди этих причин всегда имеется одна, главная, которая фиксируется при оформлении происшествия работниками милиции и учитывается впоследствии в отчетных и статистических данных. Анализ этих данных показывает, что из общего числа происшествий, случившихся по вине водителей, абсолютное большинство происходит из-за неправильных их действий: примерно четверть — из-за плохих дорожных условий и около 10—15%—из-за неудовлетворительного состояния автомобилей.

Неправильные действия водителей чаще всего выражаются в нарушениях требований Правил, как следствие недисциплинированности или неопытности водителей, а также снижения работоспособности под влиянием различных факторов. Превышение скорости — наиболее опасное из всех нарушений Правил дорожного движения. Все современные легковые автомобили обладают довольно высокой скоростью и ради этого они, собственно, и создаются. Любой водитель стремится полнее ее использовать для достижения наибольшего эффекта. Однако скорость порождает и опасность, которая возрастает с увеличением скорости.

Высокая скорость неизбежно связана с определенным риском. Если принять показатель риска гибели пассажира при происшествии на скорости 65 км/ч за единицу, то при скорости 80 км/ч этот показатель будет равен 1,5, при скорости 96 км/ч — 2,5, при 112 км/ч — 6 и 128 км/ч — 20. Из-за превышения скорости на автомобильном транспорте совершается до 40% общего числа происшествий.

При движении на большой скорости возрастает нервное напряжение водителя. На скорости 100 км/ч частота пульса даже у опытных водителей на 40% выше нормальной. На высокой скорости возрастает поток информации, не переработанной водителем. С увеличением скорости увеличивается тормозной путь, который пропорционален квадрату скорости, а это приводит к резкому увеличению остановочного пути. Большая скорость вызывает снижение коэффициента сцепления шин с дорогой, ухудшает устойчивость автомобиля и увеличивает его склонность к заносу и опрокидыванию. На большой скорости резко увеличивается износ агрегатов и механизмов, увеличивается вероятность их отказа в движении, что приводит нередко к трагическим последствиям.

С увеличением скорости возрастают тяжесть последствий и ущерб от дорожно-транспортных происшествий. Для каждой ситуации, определяемой дорожной обстановкой, состоянием транспортного средства, подготовленностью водителя, существует определенный предел скорости, превышение которого приводит к ДТП. Выбор скорости движения в конкретной обстановке является для водителя одной из наиболее сложных и важных задач, связанных с умением и желанием сопоставить свои возможности со складывающимися условиями движения. Но в любых условиях безопасность движения может быть обеспечена за счет снижения скорости. Ухудшение работоспособности водителей является следствием их болезненного состояния, переутомления и других факторов. Но наибольшим злом является управление автомобилем в нетрезвом состоянии. Употребление даже небольшого количества алкоголя резко влияет на работоспособность водителя: нарушается координация движений, рассеивается внимание, снижается точность определения расстояния, увеличивается время реакции. При содержании в крови водителя более 0,5%о алкоголя вероятность происшествия увеличивается в 5 раз, при 1%о — в 25 раз, при концентрации 1,5%о — в 125 раз. Проблема пьянства за рулем в нашей стране стоит очень остро. Статистика свидетельствует, что каждое третье ДТП из тех, что происходят по вине водителей, совершается нетрезвыми водителями. И характерно, что большинство из них находилось в состоянии опьянения легкой степени. Беда многих из выпивших водителей состоит именно в том, что они не видят связи между состоянием легкого опьянения и аварией. Больше того, некоторые считают, что небольшие дозы спиртного даже повышают их возможности в управлении автомобилем.

Врачи-наркологи определяют легким опьянение, наступающее после употребления взрослым человеком 1—3 кружек пива или 150—300 г вина или 40—100 г водки. Концентрация алкоголя в крови при этом не превышает 0,5%о. Внешне поведение человека почти не меняется. Самое же опасное состоит в том, что у него появляется излишняя самоуверенность, и он, будучи за рулем, нарушает Правила умышленно. Однако и при этих дозах уже теряются такие крайне необходимые водителю качества, как время реакции, двигательные способности; нарушается глубинное зрение, способность четко определять расстояние, замедляется световая адаптация, увеличивается время восприятия слуховых ощущений.

Даже очень малые дозы спиртного нарушают координацию движений. Наглядной и яркой иллюстрацией является эксперимент, проведенный с группой снайперов и описанный в журнале «За рулем» № 3, 1985 г. Им перед стрельбой предложили выпить по столовой ложке водки. Многие испытуемые при этом заявили, что «от такой малости только рука будет тверже». Но получилось совсем наоборот: вместо 96% точных попаданий, которые они имели до приема спиртного, они получили только 26%.

У нас в стране нет сухого закона, и водители, свободные от поездок за рулем, могут выпить вина. И тогда встает вопрос, а когда можно сесть за руль после употребления спиртного? Через какое время? Четкий ответ на этот вопрос найти очень трудно. Он зависит от многих факторов: от психологических особенностей водителя, состояния его здоровья, от общего тонуса, веса. За рубежом и в нашей стране на этот счет есть много методик, однако они не учитывают всех особенностей личности конкретного водителя, сильно разнятся друг от друга, и единого мнения по определению искомого времени в них нет. Так, газета «Советская индустрия» 26 марта 1985 г. опубликовала соответствующую Методику расчета времени. Суть ее такова. Выпитое водителем спиртное в граммах переводится в дозы по 100 мл (0,1 л), затем количество доз умножается на содержание чистого спирта в выпитом напитке (в пиве 4 г на 0,1 л, в сухом вине 9 г, в портвейне—15 г, в водке — 32 г). Полученная цифра умножается на Ю и делится на собственный вес водителя. К частному надо прибавить единицу и это будет искомое время в часах.

Пример.
Пусть водитель выпил 200 г водки. Это две дозы. 2X32X10 = 640. Допустим, водитель весит 80 кг; тогда 640:80+1=9. Значит, только через 9 ч после приема 200 г водки водитель может сесть за руль.

Многие водители — читатели газеты «Советская индустрия» освоили эту методику и приняли ее к руководству.

Журнал «За рулем» в октябре 1985 г. опубликовал иное мнение по этому вопросу ученых В. П. Латенкова и Г. Д. Чубина. Они утверждают, что если водитель выпил 250 г водки (или 4 бутылки пива, или бутылку портвейна, или 1,5 бутылки сухого вина), то он не может управлять автомобилем в течение суток и ограниченно годен к управлению на вторые сутки.

Видимо, эти рекомендации больше соответствуют требованиям безопасности движения и для водителей они должны стать нормой.

Иные водители, находясь в поездке, позволяют себе принять алкоголь, надеясь на вывод его из организма с помощью крепкого кофе или чая, холодного душа, физических упражнений и т. д. Такие действия глубоко ошибочны, алкоголь перерабатывается (окисляется) только печенью и ускорить этот процесс не может ничто. Для вывода спиртного нужно лишь время. Печень же в состоянии окислить от 7 до 15 г спирта в час, причем этот процесс может быть и замедлен в зависимости от психологического состояния, общего тонуса водителя.

Правила запрещают управлять транспортным средством не только в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, в болезненном состоянии и состоянии утомления, но и «под воздействием лекарственных препаратов, снижающих скорость реакции и внимание». Такая запись в Правилах сделана не зря. Многие водители, принимая то или иное лекарство, и не подозревают, что оно приводит к отрицательным явлениям, не допустимым для водителя за рулем. Многие лекарства могут вызвать сонливость, апатию, ухудшить внимание, снизить физическую и психическую работоспособность, иногда, наоборот,— вызвать возбуждение. К этой группе относятся успокаивающие, снотворные, болеутоляющие, все наркотические, различного рода стимуляторы, лекарства против кашля, гриппа, для понижения кровяного давления и даже витаминные комплексы для усиления аппетита.

Чтобы выделить их в особую группу лекарств, которые снижают необходимые водителю качества, в ряде стран (в Финляндии, например) на их этикетках имеется особый знак: красный треугольник с белым полем. Таким знаком обозначено около 150 лекарств. Не исключено, что препараты с таким знаком могут поступать в продажу и в наши аптеки, поэтому рекомендуем обращать на это внимание.

Большинство аварий из-за плохих дорожных условий происходит на скользких участках дорог. При снижении коэффициента сцепления с 0,7 до 0,3 вероятность ДТП возрастает в два раза. Вероятность ДТП увеличивается также в местах резкого ухудшения дорожных условий: сужения проезжей части, закрытые крутые повороты, резкие переломы профиля дороги, неудовлетворительное состояние покрытия, внезапно возникшие препятствия (например, оставленные на проезжей части дорожные машины), ухудшение метеорологических условий, плохая освещенность и т. д.

Из общего числа ДТП, по данным ститистики, 10— 15% происходит из-за неудовлетворительного технического состояния автомобиля. По этой причине может создаться очень опасная аварийная ситуация, которая нередко приводит к тяжелым происшествиям. Особенно опасны неисправности тормозных систем. Так, безопасность значительно ухудшается при неодновременном торможении колес, течи тормозной жидкости, заклинивании тормозных механизмов и т. д. Статистика гласит, что из всех ДТП вследствие технической неисправности транспортных средств более 60% происходит из-за повреждений и неисправности тормозов.

На втором месте нужно поставить рулевое управление. Совершенно недопустимы такие неисправности рулевого управления, как увеличенный люфт рулевого колеса, заедание или тугое его вращение, ослабление креплений рулевого привода.

Третьим в этом ряду можно считать колеса и шины. Большое значение имеет крепление колес, состояние шин. Старая покрышка с «лысым» протектором — потенциальная причина ДТП. Для обеспечения безопасности движения важное значение имеет также исправность приборов сигнализации и освещения, стеклоочистителя и омывателя ветрового стекла, правильная установка зеркал заднего вида, наличие противосолнечных козырьков, состояние стекол и т. д.

Нельзя не остановиться и на курении в автомобиле, как на одной из причин вероятных ДТП. Не секрет, что курение отвлекает водителя от наблюдения за дорогой. Чтобы прикурить, сбросить пепел, загасить или выбросить сигарету, нужны, кажется, всего секунды. Но в эти секунды водитель прекращает наблюдение за дорогой, и они могут стать роковыми. Пепел, оброненный на одежду, тем более раскаленный пепел, вызывает судорожные движения водителя с целью сбросить его. В это время водитель отрывается от наблюдения и может даже непроизвольно повернуть руль. Опасно прикуривать спичкой во время движения: водитель не только прекращает наблюдение за дорогой, но и освобождает рулевое колесо. Медики определили, что если в течение часа пассажиры в закрытом салоне выкурят по одной сигарете, то на организм некурящего водителя будет воздействовать концентрация отравляющих веществ в 75 раз больше предельно допустимой.

Табачный дым вызывает состояние воздушного дискомфорта и головную боль, ухудшает самочувствие, повышает утомляемость, понижает работоспособность. У особо чувствительных могут появиться симптомы удушья, обморочное состояние.

За рубежом считают, что у курящих водителей вероятность совершить ДТП на 75—90% больше, чем у некурящих. И наконец, при наличии курящего при ДТП значительно повышается опасность возгорания автомобиля. Поэтому в крайнем случае самому нетерпеливому из пассажиров можно разрешить выкурить сигарету, но обязательно при открытых стеклах дверей. Водителю же курить лучше только вне машины. В ряде стран водителю законодательством запрещается курить при управлении автомобилем.

При столкновениях, опрокидываниях и наездах автомобилей находящиеся в них люди получают травмы или гибнут от ударов о детали внутреннего оборудования кузова. Не пристегнутые ремнями безопасности водители чаще всего ударяются о рулевое колесо и рулевую колонку, реже — о лобовое стекло и о панели приборов. Сидящий рядом пассажир обычно травмируется о панель приборов и лобовое стекло или даже вылетает, пробив стекло, на дорогу. При пользовании ремнями безопасности, как показывает опыт, шансы травм и гибели у водителей и пассажиров резко возрастают. Ремни удерживают человека на месте, поэтому им сейчас всюду придается большое значение как страховочному средству. Пользование ими стало обязательным более чем в 40 странах, в основном с высоким уровнем автомобилизации. Внедрение их, к сожалению, встречает сопротивление водителей и поэтому сопровождается принуждением и другими карами. В ряде стран принимаются самые жесткие меры к тем, кто ими не пользуется. Например, в ФРГ ущерб от ДТП страховыми кампаниями не выплачивается, если водитель и пассажиры не были пристегнуты ремнями. А в Австрии — наоборот, если ремни в момент ДТП были пристегнуты, страховка увеличивается на 25%- Некоторые зарубежные фирмы даже вводят в конструкции автомобилей устройства, которые исключают или ограничивают использование автомобиля, пока водитель не пристегнет ремень безопасности (например, делается невозможным пуск двигателя, ограничивается скорость движения).

У нас в стране правила четко требуют от водителей при управлении автомобилем пристегиваться ремнями безопасности и не перевозить пассажиров, пренебрегающих ремнями. Тем не менее далеко не все водители выполняют это требование или выполняют его формально, накинув ремень на плечо и не пристегнув его. И оправдывают они это самыми различными доводами. Большая группа водителей считает, что ремни при движении на малых скоростях просто не нужны, а при высокой скорости ничем в аварии не помогут, что они стесняют движение, ограничивают свободу, а в аварийной ситуации лишь помешают покинуть автомобиль. Рассмотрим эти возражения.

Итак, почему нужно пристегивать ремни даже при малых скоростях движения (по современным понятиям «малые» — это скорости 40—60 км/ч). Исследования, проведенные в ФРГ, показали, что при столкновении с неподвижным препятствием даже при скорости 20 км/ч водителю не удается избежать травм, если он при этом не был пристегнут ремнями. Наезд на неподвижное препятствие со скоростью 50 км/ч по воздействию на человека равносилен прыжку с четвертого этажа. Если этот «тихоход» столкнется с таким же «тихоходом», то скорость встречного столкновения уже будет 100 км/ч. А от случайного столкновения ведь никто не застрахован, и скорость в 50 км/ч никак нельзя считать безопасной. На высоких скоростях ремни действительно менее эффективны. Однако и при скорости 80 км/ч гибель водителя с пристегнутыми ремнями крайне редка. По статистике многих стран, пристегнутые ремни уменьшают вероятность гибели водителя и пассажиров при лобовом столкновении автомобилей в два-три раза, а при опрокидывании — в пять раз.

Ремни, конечно, несколько стесняют движение водителя по управлению автомобилем, но это вовсе не значит, что по этой причине можно пренебрегать опасностью. К ним просто надо привыкнуть, как привыкают, например, к очкам. А в аварийной ситуации хороши любые средства, лишь бы оградить человека от травм и сохранить способность водителя управлять автомобилем.

Находятся «силачи», которые считают, что они и без ремней защитят себя от травм, удержавшись за рулевое колесо. Эти люди просто не знают законов физики, а согласно им при наезде на неподвижное препятствие на скорости всего лишь 25 км/ч силы инерции стремятся выбросить водителя и пассажиров из автомобиля (катапультировать) с силой, превышающей их собственный вес в семь раз, а при скорости 50 км/ч — в 40 раз. Таким образом, силы инерции могут достигнуть нескольких тонн, и вряд ли найдется «силач», который при этом удержится в машине. Катапультирование же приводит, как правило, к гибели водителя и пассажиров или травмам, полученным от ударов о дерево, столб, стену. Многочисленные исследования показывают, что, находясь в автомобиле, шансов остаться в живых в десять раз больше, чем при катапультировании. Наконец, вывод о том, что при загорании автомобиля пристегнутыми ремнями спастись не удастся, ошибочный. В загоревшемся автомобиле погибает, как правило, тот, кто потерял сознание. Ремни же позволяют водителю остаться в здравом уме, значит, оставляют ему возможность спастись.

Наряду с ремнями безопасности эффективным страховочным средством являются и подголовники, которые также недооцениваются многими водителями. При скорости автомобиля более 60 км/ч в случае наезда на неподвижный предмет или при столкновении с встречным автомобилем голова водителя и пассажиров резко склоняется до упора подбородком в грудь и затем столь же стремительно отбрасывается назад. От таких сильных колебаний головы обычно разрываются связки шейных позвонков, а при более высокой скорости могут быть повреждены и сами позвонки, а также межпозвоиковые диски и даже спинной мозг. Эти травмы крайне опасны для жизни, а нередко человек становится инвалидом. Такие же последствия могут быть и от ударов в автомобиль сзади. Подголовник предотвращет запрокидывание головы и защищает шейный отдел позвоночника от переломов.

К сожалению, водители нередко недооценивают грозящую им опасность и снимают подголовники со спинок сидений, тем самым лишая себя надежной защиты от резких ударов.

Реклама:


Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:



Остались вопросы по теме:
"Безопасность движения"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы