Строительные машины и оборудование, справочник





Блоки

Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация


Блоки

Блоки с гладким ручьем по ободу служат для направления перемещающихся канатов. По роду работы различают блоки неподвижные (направляющие) и подвижные (полиспастные). И те и другие по конструктивному исполнению одинаковы.

Рис. 22. Цепной блок (звездочка)



Поддерживающие блоки, применяемые для устранения излишнего провисания каната и с небольшим углом обхвата, могут иметь диаметр меньший, чем у направляющих блоков. Размеры профиля А, В, С и R ручья блоков выбираются по установившимся нормам в зависимости от диаметра каната d (см. рис. 21, б).

Рис. 21. Канатные блоки
а — на подшипнике скольжения; б — на шариковых подшипниках; в — профиль ручья блокад г — допускаемый угол отклонения каната

Угол отклонения каната от нормали к продольной оси блока ограничивается условием, чтобы канат не касался реборд блока; допустимое отклонение не должно превышать 4°. Блоки для направления сварных цепей могут иметь гладкий или фасонный ручей (рис. 22). Последний применяется, когда блок (звездочка) заклинивается на валу и участвует в передаче крутящего момента, вызываемого натяжением цепи.

Диаметр блока, огибаемого сварной цепью, должен быть не менее 20 диаметров прутка, из которого изготовлены звенья цепи у грузоподъемных машин с ручным приводом, и не менее 30 — у машин с механическим приводом.

Изготовляются блоки в большинстве случаев литьем из чугуна маки не ниже СЧ 15-32 по ГОСТ 1412—54 или же из стального литья.

Вследствие того, что блоки, особенно у стреловых (башенных и козловых) кранов, находятся в труднодоступных местах, рекомендуется их устанавливать на подшипниках качения с закладкой порции смазки, рассчитанной на длительный период работы, и снабжать устройством, исключающим спадание каната.

Блоки входят в состав большинства грузоподъемных машин. Их применяют для подъема или перемещения грузов (грузовые блоки) и для изменения направления

движения канатов (отводные). Все блоки, предназначенные для монтажа, называются монтажными.

Однорольный блок (рис. 21, а) представляет собой насаженный на ось ролик, который по наружному периметру имеет канавку («ручей») для троса.

Рис. 21. Блок (а), крюк (б), петля (в) и предохранительная скоба (г): 1 — тяга (скоба), 2— оси, 3 — ролик, 4 — грузовой крюк, 5 и 8 — щеки, 6— проушина, 7 — втулка, 9 — болт, 10 — скоба, 11 — канат, 12 — петля

Размеры «ручья» зависят от диаметра каната, идущего через блок. Поэтому в характеристиках монтажных блоков указывается диаметр каната. Оси блока закреплены между двумя щеками. Щеки блока усилены тягой (скобой), наверху которой имеется проушина для крепления мертвой нити, а внизу — крюк или петля для подвески груза.

В монтажных работах применяют одно- и многорольные (с числом роликов до семи) блоки. Однорольные блоки применяют и как отводные и для подъема грузов, многорольные — для подъема тяжелых грузов. Блоки могут оснащаться крюками (рис. 21, б), грузовыми петлями или подвесками.

В многорольном блоке щеки отделяют ролики друг от друга. В блоке, состоящем из нескольких роликов, все ролики вращаются на оси самостоятельно, независимо друг от друга. В блоках различной грузоподъемности число роликов не одинаково:

Блоки грузоподъемностью, указанной в скобках, могут быть изготовлены по специальному заказу.

Крюк и петлю (рис. 21, в) блока изготовляют коваными или штампованными. Для предохранения каната от соскакивания с крюка последний снабжают предохранительной скобой (рис. 21, г), изготовляемой отдельно от блока. Втулку приваривают к крюку. Тяга (скоба) состоит из двух щек, соединенных между собой болтом 9. Концы двух щек соединяются скобой. Для заводки каната на крюк предохранительную скобу поднимают за один конец. После опускания скобы канат не может соскочить с крюка.

Предохранительными скобами обычно оснащают грузовые крюки всех стреловых монтажных кранов, а также кранов, перемещающих груз в контейнерах, бадьях и другой таре, навешиваемой на крюк посредством скобы или других жестких элементов.

Для подъема тяжелых грузов, а также на кранах большой грузоподъемности часто применяют двурогие крюки.

Крюки и петли должны иметь клеймо завода-изгото-вителя и паспорт, в котором указываются их номер по ГОСТ и техническая характеристика. Если крюки готовятся по специальному заказу, то к ним также прилагают паспорт, в котором указывают номер крюка, грузоподъемность, материал, из которого он изготовлен, а также дату изготовления.

Грузоподъемные блоки должны иметь заводское клеймо, на котором указывается их грузоподъемность. При отсутствии клейма блоки должны быть испытаны. Техническое освидетельствование блоков производится ежегодно.

Применение блока не дает выигрыша в силе, так как груз, подвешенный к тросу, перекинутому через ролик блока, для своего уравновешивания требует усилия, равного весу груза.

Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины