Строительные машины и оборудование, справочник







Блоки и полиспасты автомобильных кранов

Категория:
   Рабочее оборудование автомобильного крана


Блоки и полиспасты автомобильных кранов

На автомобильных кранах применяют блоки для изменения направления движения каната (направляющие и отклоняющие) и для выравнивания усилий (уравнительные). Блоки изготовляют

Рис. 93. Блоки и полиспасты:
а — неподвижный блок, б — подвижный блок, е — простейший двукратный полиспаст, г — схема к определению кратности полиспаста литыми из серого чугуна, а для больших нагрузок из стального литья.

По характеру установки различают неподвижные и подвижные блоки. Неподвижным называют такой блок, ось которого при работе остается неподвижной (рис. 93, а). Из рисунка видно, что для подъема груза весом А к свободному концу каната необходимо приложить усилие Р, равное по величине весу груза А. Следовательно, неподвижный блок дает возможность изменять направление усилия для подъема груза, но не дает выигрыша в силе.

Подвижным блоком называют такой, ось которого опускается или поднимается вместе с грузом (рис, 93, б). При подъеме груза весом А к свободному концу каната необходимо приложить усилие Р, равное по величине половине веса груза 0,5 А. Таким образом, подвижный блок дает возможность поднять груз А, прикладывая к подвижному концу каната усилие Р в два раза меньшее, чем вес груза А. Следовательно, подвижный блок дает выигрыш в силе в два раза.

При подъеме груза блок вращается вокруг оси и преодолевает при этом сопротивление от сил трения в оси блока. Кроме того, возникает также сопротивление от перегиба каната при его движении по блоку. Поэтому величина усилия Р будет несколько больше, чем вес груза А (при неподвижном блоке) или 0,5 А (при подвижном блоке), на величину, учитываемую к. п. д. блока. При стальном канате и установке блока на подшипниках качения к. п. д. блока 0,97—0,98.

Получая выигрыш в силе почти в два раза (учитывая к. п. д.), мы проигрываем в скорости подъема груза в два раза, так как для того чтобы поднять груз на некоторую высоту, конец каната должен пройти в два раза больший путь, чем требуемая высота подъема.

Система, состоящая из подвижных и неподвижных блоков, огибаемых гибким органом — канатом, представляет собой простейшее грузоподъемное устройство — полиспаст (рис. 93, в), с помощью которого можно уменьшить усилие, развиваемое лебедкой, изменить направление прилагаемого к грузу усилия (т. е. тянуть за свободный конец полиспаста вниз или в сторону) и уменьшать скорость подъема груза по сравнению со скоростью каната, наматываемого на барабан лебедки.

Характеристикой полиспаста является его кратность, показывающая, во сколько раз потребное усилие для подъема груза меньше заданного веса груза. Так как число ветвей полиспаста, на которое распределяется вес поднимаемого груза, численно равно кратности полиспаста, можно рекомендовать следующий простой способ ее определения. Если полиспаст мысленно рассечь плоскостью (рис. 93, г), пересекающей все ветви каната, который огибает блоки, то кратность полиспаста численно будет равна числу пересеченных плоскостью канатов.

Чем больше кратность полиспаста К, тем меньше усилие Р, которое необходимо развить лебедкой для подъема заданного груза А и тем больше скорость каната VK, наматываемого на барабан, обеспечивающая заданную скорость подъема груза Ут.

Блоки полиспаста закрепляют на двух или нескольких (по вертикали) параллельных осях, образуя блочные обоймы: неподвижные и подвижные.

Крюк грузового полиспаста подвешивают к подвижной обойме полиспаста, а неподвижную обойму крепят к оголовку стрелы. Свободный конец каната полиспаста закрепляют на подвижной Или неподвижной обойме (стреле, двуногой стойке).

На автомобильных кранах для подъема груза применяют дву-, трех- и четырехкратные полиспасты.

Двукратный полиспаст (рис. 94, а) состоит из неподвижного блока, установленного на головке стрелы, и подвижного, установленного в крюковой подвеске. Неподвижный блок головок стрелы и гуськов, с которого канат полиспаста уходит на барабан лебедки, называют отклоняющим.

Рис. 94. Полиспасты подъема груза:
а и б—двукратные (основной жесткой стрелы кранов К-162 и К-67), в — трехкратный (основной жесткой стрелы крана КС-2561Д); 1, 7 я 9 — неподвижные отклоняющие блоки, 2 —подвижный блок, 3 —крюковая подвеска, 4 — барабан, 5 — конусная втулка, 6 —головка стрелы, 8 — направляющий блок

Грузовой канат, закрепленный на головке стрелы конусной втулкой, огибает ПОДВИЖНЫЙ блок, а затем неподвижный блок и уходит на барабан грузовой лебедки. На некоторых моделях кранов (К-67) грузовой канат крепят не на головке стрелы, а огибают им дополнительный неподвижный блок (рис. 94, б) и крепят его на нижнем или верхнем поясе головной секции стрелы.

При установке полиспаста на основных и удлиненных жестких стрелах, стрелах с гуськом и башенно-стреловом оборудовании грузовой канат, обогнув отклоняющий блок, уходит на барабан, огибая один или несколько направляющих блоков, установленных в необходимых местах стрелового оборудования.

Трехкратный полиспаст (рис. 94, в) состоит из блоков, установленных на головке стрелы, и подвижного блока, установленного в крюковой подвеске. Грузовой канат, закрепленный в верхней части щек крюковой подвески с помощью конусной втулки, огибает блоки и переходит на блок, огибает его и уходит на барабан грузовой лебедки.

Четырехкратный полиспаст аналогичен по устройству двукратному и отличается только тем, что в крюковой подвеске располагаются два подвижных блока, а на головке стрелы неподвижный и отклоняющий блоки.

Для подъема стрелы применяют дву-, четырех- и пятикратные полиспасты (полиспасты с кратностью 2, 4 и 5).

Двукратный полиспаст (рис. 95, а) состоит из неподвижного (отклоняющего) блока, установленного на оси головки двуногой стойки поворотной рамы, и подвижного, установленного на подвижной траверсе. Стреловой канат, закрепленный на головке, огибает блок и через блок уходит на барабан стреловой лебедки. Траверса связана оттяжками с головкой стрелы через ось, на которой установлен направляющий блок для грузового каната.

Рис. 95. Схемы полиспастов подъема стрелы:
а — двукратный (К-46), б — четырехкратный (К-64), в — пятикратный (КС-3561 и КС-3562А); 1, 9 и 12 — неподвижные блоки, 2 — барабан, 3 — ось головки двуногой стойки, 4 — подвижные блоки, 5 —подвижная траверса, 6 — ось, 7 — направляющий блок, 8 — ось головки стрелы, 10 — неподвижная траверса, 11 — датчик усилий ограничителя грузоподъемности

Четырехкратные полиспасты (рис. 95, б) наиболее широко применяют на автомобильных кранах и отличаются друг от друга местом расположения датчика усилий ограничителя грузоподъемности и местом установки подвижных блоков полиспаста.

Если ограничитель грузоподъемности устанавливают на поворотной раме (КС-2561Д), стреловой канат крепят к рычагу ограничителя, огибают им два подвижных, неподвижный и отклоняющий блоки и направляют на стреловую лебедку. Неподвижные блоки устанавливают на головке двуногой стойки, а подвижные — на головке стрелы или в подвижной траверсе, связанной оттяжками со стрелой.

На кранах с ограничителем грузоподъемности ОГП-1 датчик усилий устанавливают на оттяжках между осью головки двуногой стойки и неподвижной траверсой (или между головкой стрелы и подвижной траверсой, как на кране К-67).

Неподвижный блок установлен на траверсе. Стреловой канат крепится на головке двуногой стойки и, огибая последовательно подвижный блок, установленный на головке 8 стрелы (а у крана К-67 — на подвижной траверсе), неподвижный блок и второй подвижный блок, уходит через отклоняющий блок на барабан стреловой лебедки.

Пятикратный полиспаст (рис. 95, в) состоит из неподвижных блоков, установленных на оси головки двуногой стойки и неподвижной траверсе, и подвижных блоков, установленных на подвижной траверсе. Траверса оттяжками соединена с осью 8 головки стрелы. Датчик усилия ограничителя грузоподъемности установлен на оттяжках между головкой двуногой стойки и траверсой. Стреловой канат крепится на подвижной траверсе и, огибая последовательно блоки, второй блок, ухоДит через блок на барабан стреловой лебедки.


Читать далее:

Категория: - Рабочее оборудование автомобильного крана





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины