Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Публикация:
   Бульдозерные работы

Читать далее:




Бульдозерные работы

Разработка и перемещение грунта

Производительность бульдозера зависит от количества грунта, перемещаемого отвалом, от продолжительности цикла и потерь грунта при транспортировании.

Работа бульдозера состоит из опускания и заглубления ножа отвала, резания грунта и накапливания его на отвале, перемещения грунта, разгрузки и возвращения бульдозера в исходное положение.

Резание грунта (рис. 42). В начале резания на отвале нет гоунта и все толкающее усилие расходуется только на резание; поэтому можно сразу заглублять отвал бульдозера на большую гтубину. По мере накопления грунта на отвале и увеличения сопротивления его перемещению следует постепенно выглублять отвал, чтобы двигатель не заглох. Резание и перемещение грунта производят обычно при движении на первой передаче.

Резать грунт следует при движении под уклон, чтобы использовать силу тяжести машины. Во время подъема машина должна работать на холостом ходу. При этом можно использовать рельеф местности, сохраняя выгодный уклон забоя на претяжении рабочего хода бульдозера.

Рис. 42. Схема работы бульдозера:
а — начало резания грунта, б — резание и перемещение грунта, в — перемещение; 1 — отвал, 2 — срезаемая стружка 3 — грунт на отвале

При работе в плотных грунтах кож отвала заглубляется очень медленно. Чтобы ускорить заглубление и наполнение отвала и тем самым увеличить производительность бульдозера, грунт предварительно разрыхляют. Для этого, кроме рыхлителей и кирковщиков, используют зубья, прикрепляемые на петлях к тыльной стороне отвала бульдозера. При движении машины задним ходом зубья (рис. 43) заглубляются в грунт и разрыхляют его. Это повышает производительность бульдозера до 30%. При движении вперед и резании грунта ножом отвала зубья благодаря своей шарнирной подвеске отключаются.

При резании следует как можно быстрее заглублять нож, чтобы снимать стружку при максимальной загрузке двигателя.

Острый нож при большом заднем угле резания быстро заглубляется; тупой нож заглубляется плохо или не заглубляется вовсе. Целесообразно начинать резание с уступа, оставшегося после предыдущих заглублений.

Усилие, затрачиваемое на резание растительного слоя суглинка или глины, для бульдозера снижается с уменьшением угла резания. Практически можно отрегулировать угол резания в пределах 40—45° путем уменьшения длины тяг. Однако следует учитывать, что при такой установке отвала уменьшается его полезная высота, сокращается количество перемещаемого бульдозером грунта, уменьшается задний угол и ухудшаются условия, заглубления ножа.

Перемещение грунта. Эта операция сопровождается значительными потерями грунта. С целью сохранения его на отвале грунт перемещают только на первой передаче.

Перемещение грунта на небольшие расстояния целесообразно выполнять челночным движением, т. е. после отсыпки грунта машина должна возвращаться задним ходом. При этом способе не затрачивается время на повороты и лучше сохраняется ходовая часть трактора, интенсивно изнашивающаяся при поворотах.

Рис. 43. Рыхлительные зубья на бульдозере:
а — общий вид отвала с зубьями, б — креплений зуба к отвалу; 1 — отвал, 2 — шарнирное крепление зубьев, 3 — зубья, 4 — зуб в нерабочем положении

Движение восьмеркой рекомендуется при двусторонней разработке выемки. При движении восьмеркой резание и перемещение грунта выполняется под уклон и число поворотов трактора сокращается.

Нож отвала при перемещении грунта должен находиться на уровне гусениц. Однако если грунт перемещается по местности, подлежащей разработке, нож следует несколько заглубить, чтобы срезанный грунт восполнял потери.

Для сокращения потерь грунта, если это возможно, следует транспортировать его по одному и тому же следу. Грунт, сваливающийся с отвала, образует по бокам валики, препятствующие потере грунта при последующих проходах (рис. 44). Большое количество грунта целесообразно перемещать на значительные расстояния по траншее. Боковые стенки траншеи препятствуют потере грунта. Кроме того, стенки траншеи позволяют значительно увеличивать количество грунта, перемещаемого отвалом.

Если необходимо транспортировать грунт на большие расстояния, то для сохранения высокой производительности его сначала перемещают на 20—50 м. Затем этот грунт перемещают еще на такое же расстояние, и так делают до места назначения. При таком способе бульдозер каждый раз движется с полностью загруженным отвалом. Если же транспортирорать грунт сразу на 100—200 м, то при подходе бульдозера к месту назначения отвал окажется почти пустым.

Таким же способом выгодно перемещать грунт под откос, для чего нужно сделать несколько проходов и накопить побольше грунта. При этом грунт каждого последующего прохода следует переваливать через ранее накопившийся грунт, затем образовавшуюся кучу столкнуть за один проход. При таком способе экономится время, обычно расходуемое на осторожное и медленное сталкивание грунта и движение у края откоса.

Потери перемещаемого грунта будут незначительны при одновременной работе двух-трех бульдозеров. Бульдозеры идут рядом и их отвалы перемещают общую кучу грунта. Потери грунта происходят только у наружных стенок отвалов этих бульдозеров.

Грунт перемещается при неполностью загруженном двигателе. С целью увеличения количества грунта, транспортируемого бульдозером, его оснащают уширителями или открылками. Производительность при этом повышается в два раза.

Рис. 44. Перемещение грунта:
а — перемещение грунта бульдозером в траншее, б, в — заполнение отвала буль, дозера грунтом при перемещении по поверхности и траншее, г — одновременное перемещение грунта двумя бульдозерами

По способу крепления к отвалу различают, болтовые или шарнирные открылки. Последние удерживаются от вращения тягами (рис. 45).

Рис. 45. Открылки:
а — схема шарнирного крепления открылков, б — положение открылков при работе в легких грунтах, в — то же, в средних, г —в тяжелых; 1 — открылки, 2 — отвал бульдозера, 3 — тяги, 4 — петли, 5 — трактор

Крепление открылков на шарнирах исключает возможность поломки отвала бульдозера. В случае временной перегрузки может пострадать тяга крепления открылка, встретившего непреодолимое препятствие, а не отвал бульдозера. Следует иметь запасные тяги, что позволит- легко выполнить необходимый ремонт.

Рис. 46. Отсыпка грунта в насыпь:
а — при сооружении насыпи «с головы», б — послойная отсыпка, в — отсыпка насыпи высотой до 1м, г — отсыпка насыпи высотой до 3 м

Отсыпка грунта и насыпь

В зависимости от характера выполняемой работы эту операцию осуществляют различными способами.

Отсыпку насыпи «с головы» (рис. 46,а) применяют при постройке насыпи в заболоченной местности, при подходе к мостам и путепроводам, во всех тех случаях, когда послойная отсыпка с одновременным послойным уплотнением затруднена.

Послойная отсыпка (рис. 46,6) позволяет возводить более качественные насыпи. Толщину отсыпаемого слоя регулируют, изменяя высоту установки ножа.

Насыпи высотой до 1 м сооружают при движении гусениц бульдозера по нетронутому грунту. Транспортируемый грунт может быть поднят отвалом бульдозера (рис. 46,8 и г). Грунт поднимают и укладывают в насыпи высотой более 1 м при подъеме отвала и самого бульдозера на насыпной грунт.

Планировка грунта

Грунт планируют бульдозером (рис. 47), отвал которого устанавливают на высоте гусениц или несколько ниже. Движущийся отвал с ножом срезает бугры и засыпает впадины. При этом на отвале должно находиться некоторое количество грунта, но не более половины возможной загрузки, так как при большем количестве грунта трудно регулировать глубину резания.

Рис. 47. Планировка грунта при движении вперед и назад

Планировка выполняется параллельными проходами в обе стороны. Часть высоты отвала (примерно 0,5 м) должна находиться над спланированной площадью.

Рис. 48. Схема движения бульдозера для определения его производительности при планировке

Выравнивание грунта, особенно малосвязного, выполняется при движении бульдозера задним ходом. Отвал собственным весом разравнивает и несколько уплотняет грунт.

Планировка откосов может быть также выполнена бульдозером с откосником (рис. 49). Отвал откосника 2 крепят к отвалу бульдозера. При планировке трактор идет вдоль откоса. При этом отвал откосника срезает выступы и засыпает впадины. Грунт, оставшийся на отвале, постепенно сдвигается вниз, переходит на отвал бульдозера и разравнивается.

Нужно следить, чтобы грунт, срезанный отвалом откосника, откладывался ровным слоем под обе гусеницы трактора, иначе трактор наклонится и заданный угол откоса несколько изменится. Разметку планируемого откоса следует делать по верху насыпи, устанавливая колышки, как показано на рисунке. Если отвал откосника не достигает колышков, его надо удлинить. Для этого на конце отвала прикрепляют болтами или сваркой металлическую планку.

Рис. 49. Планировка откосов бульдозером с откосником:
а — поперечное сечение насыпи, б — вид места работы сверху, в — разметка откоса; 1 — насыпь, 2 — откосник, 3 — отвал бульдозера, 4 — трактор, 5 — колышек

Откосник в течение часа планирует 2000 м откоса насыпи высотой до 1 м или 1000 м откоса насыпи высотой 2 м.

Движение бульдозера с откосником на высоких скоростях недопустимо, поэтому при перемещении с одного объекта работы На ДРУГОЙ на расстояние более 5 км откосник снимают.

При использовании откосника полностью исключается ручной труд на планировке откосов. Количество рабочих значительно сокращается, а стоимость работ снижается.

Засыпка траншей

Небольшие траншеи можно засыпать поперечно-челночным движением бульдозера. Такой способ показан на рис. 50,а и б— движение вперед обозначено сплошной линией, движение назад — пунктирной.

Рис. 50. Способы засыпки траншей бульдозером:
а и б — при движении машины поперек траншеи, в — вдоль траншеи, г, д, е — под углом 45°; 1, 2, 3 и т. д. — последовательность работ

Траншею целесообразно засыпать универсальным бульдозером, который перемещается вдоль нее, а грунт перемещается по отвалу в сторону траншеи (рис. 50, б). Эту работу можно выполнять также бульдозером с неповоротным отвалом.

Большие траншеи засыпать этим способом нецелесообразно, так как для отделения от массива очередной порции грунта приходится резать грунт боковой кромкой отвала при неблагоприятном внецентровом расположении (рис. 50, а). Поэтому большие траншеи засыпают так, как показано на рис. 50, г и д.

Для сокращения поворотов бульдозера можно делать два-четыре параллельных прохода (рис. 50, е).

Подготовительные работы

Подготовительные работы также могут быть выполнены бульдозером. Очистка основания насыпи от дерна, кустарника и мелколесья (диаметром до 12 см) производится бульдозерами мощностью 100 л. с. и выше. При этом растительность вместе с корнями и грунтом удаляют одновременно за пределы расчищаемой площади так же, как обычный грунт.

Деревья корчуют следующим образом (рис. 51,а). Вначале упираются в них отвалом на высоте 70 см и более от земли. Затем нажимают на дерево, раскачивают его и наклоняют вперед. После этого под корни подводят и устанавливают нож и движением трактора вперед дерево выкорчевывают.

Тонкие пни с редкими корнями можно выкорчевывать в один прием: устанавливают отвал, а затем нажимают на пень, подавая трактор вперед.

Деревья валят (рис. 51,6), срезав предварительно бульдозером все боковые корни. При неглубокой корневой системе можно валить деревья, не подрывая корней. Срезав корни, бульдозер нажимает отвалом, поднятым на возможно большую высоту, на дерево и валит его. Если дерево стоит на склоке, то заезжать нужно с верха склона. При валке дерева трактор с поднятым ножом перемещается медленно и постепенно нажимает на дерево. Нужно остерегаться падающих деревьев и сучьев- Если дерево не валится, нужно срезать оставшиеся корни, причем иногда приходится подрезать около самого отвала и на значительной глубине. Ямку, оставшуюся при подкопе, заполняют грунтом «с шапкой», чтобы образовался холмик, съезжая с которого бульдозер сможет нажать на дерево с большим усилием и при большем плече.

Нажимают на дерево до тех пор, пока оно не начнет наклоняться и падать, затем трактор подают назад, нож бульдозера отпускают под корни и вторично нажимают на дерево, одновременно включая лебедку на подъем ножа. Следует помнить, что значительно легче и быстрее свалить дерево, чем спилить его и затем выкорчевать пень.

Погрузка грунта

Погрузку грунта, щебня и других сыпучих материалов в автотранспорт можно также выполнять бульдозером. Для этого нужно провести несложные мероприятия: бульдозером отрыть траншею на 0,5—1 м шире автомашины и глубже ее высоты; поперек; траншеи устроить деревянный настил несколько шире трактора с отверстием для засыпки грунта или других материалов.

Рис. 51. Валка И корчевка деревьев бульдозером:
а — корчевка, б — валка; 1 и 2 — ямы для подрезки корней, 3— бугор для увеличения усилия, действующего на дерево, и высоты ею приложения

Погрузка выполняется следующим образом: автомашина въезжает в траншею и останавливается под настилом, после этого бульдозером перемещают грунт на помост. Через отверстие в помосте грунт проваливается в кузов автомобиля.

Железнодорожные платформы также можно разгружать бульдозером, лучше всего универсальным. При этом бульдозер движется по платформе вдоль состава, а разгружаемый материал перемещается в сторону.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Бульдозерные работы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства