Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Бурение геологоразведочных скважин

Публикация:
   Бурильные трубы

Читать далее:




Бурильные трубы

В современных условиях бурения передача вращения от бурового станка к породоразрушающему инструменту (долото, коронка) осуществляется при помощи тонкостенных стальных бесшовных бурильных труб (штанг). Кроме передачи вращения бурильные трубы обеспечивают также передачу осевого давления на забой и подвод промывочной жидкости к забою скважины.

Рис. 1. Бурильные трубы.
а — ниппельного соединения; б — муфтово-замкового соединения; в — ниппельно-замковое соединение в собранном виде.

В процессе бурения скважины трубы испытывают сложные напряжения. Нижняя часть бурильной колонны, равная примерно 100 м от забоя, под влиянием вращения и осевых нагрузок работает в наиболее тяжелых условиях. Она испытывает напряжения продольного изгиба, кручения и сжатия. Верхняя же часть бурильной колонны испытывает напряжения растяжения и изгиба. Напряжения изгиба в нижней части колонны возникают в результате совместного действия продольной силы сжатия от осевой нагрузки и поперечных центробежных сил инерции. Учитывая тяжелые условия работы бурильных труб в скважине, они должны изготавливаться из материала высокого качества.

По целевому назначению трубы разделяются на бурильные, имеющие правую резьбу на концах, и ловильные с левой резьбой, применяемые для ликвидации аварий и осложнений в скважине. Наличие левой резьбы допускает развертывание оставшегося в скважине инструмента на отдельные звенья и извлечение его по частям.

В геологоразведочном бурении применяют бурильные трубы с наружным диаметром 33,5; 42; 50; 63,5 и 73 мм.

Трубы бурильные, соединяемые муфтами, имеют коническую наружную резьбу муфтового соединения, а трубы, соединяемые ниппелями, — внутреннюю резьбу ниппельного соединения.

Трубы изготовляются из стали марок 36Г2С и Д. Толщина стенки трубы во впадинах резьбы должна быть: для труб диаметром 33,5 мм — не менее 2,2 мм\ 42 мм — не менее 3,9 мм; 50 мм — не менее 3,6 мм.

Бурильные трубы ниппельного соединения применяются при алмазном бурении. При соответствующем подборе диаметра труб и диаметра алмазной коронки обеспечивается минимальный (при существующих стандартах) зазор между бурильной колонной и стенками скважины. Такое соотношение диаметров обеспечивает успешное применение антивибрационной смазки и виброгасящих эмульсий при форсированных режимах алмазного бурения, например, бурильные трубы диаметром 50 мм ниппельного соединения и коронка диаметром 59 мм.

У бурильных труб муфтово-замкового соединения отдельные трубы соединяются в свечй при помощи муфт и ниппелей, а свечи в колонну при помощи замков. Замки, будучи более прочным звеном по сравнению с обычными ниппелями, значительно повышают сопротивление скручиванию в соединениях бурильных труб и, обладая большим внутренним диаметром, чем ниппели, приводят к уменьшению гидравлических сопротивлений движению промывочной жидкости.

Утяжеленные бурильные трубы УБТ. Утяжеленные бурильные трубы предназначены для создания нагрузки на забой при бурении станками вращательного типа. При наличии УБТ в составе инструмента бурильная колонна работает только на растяжение, не давая вибрации под действием продольного изгиба, что обеспечивает, в свою очередь, равномерную и высокопроизводительную работу породоразрушающего инструмента при высоком числе оборотов последнего. Кроме того, при бурении в породах, вызывающих значительное отклонение ствола от заданного направления (искривление скважины), УБТ, являясь жестким направлением сравнительно большой длины и веса, предупреждают возможность искривления скважины.

Утяжеленные бурильные трубы изготовляются из толстостенных трубных заготовок с высаженными концами из стали марок 36Г2С или 40Х под маркой УБТ-У или из проката круглого профиля стали марки 40Х с засверленным каналом для прохода промывочной жидкости марки УБТ-С.

Трубы марки УБТ-У диаметром 73 и 89 мм имеют наружную и внутреннюю высадки концов, а трубы диаметром 108 мм — только внутреннюю высадку с одного конца, со стороны наружной резьбы (ниппеля). Трубы имеют на ронцах коническую замковую наружную и внутреннюю резьбу и соединяются непосредственно «труба в трубу».

Уход за бурильными трубами. Для полноценной и продолжительной работы бурильных труб рекомендуется соблюдать следующие правила.
1. Сборку бурильных труб в комплект следует производить из труб одной марки и одинаковой степени износа.
2. Перед завертыванием замков или муфт нужно внимательно осмотреть резьбу, очистить и смазать ее.
3. Бурильные трубы со значительной кривизной, механическими пороками и изношенные по наружному диаметру трубы более чем на 2 мм, следует отбраковывать.
4. С целью равномерного износа бурильных труб нужно работать ими в определенной последовательности, разбив их на под-комплекты с последующим поочередным включением в бурение.
5. Комплект бурильных труб должен иметь паспорт, в который заносятся сведения об их работе с указанием пробуренного метража.
6. После ликвидации аварии или осложнения следует рассортировать бурильные трубы по их качественному состоянию.
7. При долговременном хранении бурильных труб и замков нужно смазать их отработанным маслом, а резьбу — солидолом.
8. Необходимо следить за целостью бурильных труб при погрузке, перевозке и выгрузке, предохраняя их от ударов, вмятин, изгибов. Категорически запрещается использование труб в качестве ваг или подкладок под механизмы или тяжелые детали.
9. Комплекты левых бурильных труб должны иметь особую маркировку и храниться отдельно от рабочих комплектов.

Рис. 2. Утяжеленные бурильные трубы УБТ-У.
а — труба диаметром 73 мм, б — труба диаметром 89 и 108 мм.

Бурильные трубы, касаясь стенок скважины при вращепии, с течением времени изнашиваются по наружной поверхности. При этом износ происходит неравномерно как по длине труб, так и по их окружности. Наибольший износ наблюдается в трубах ниппельного соединения при бурении в твердых абразивных породах, например в песчаниках. Односторонний износ труб часто является причиной их поломки в процессе бурения, что нередко приводит к затратам значительного количества времени и средств на ловильные работы. С целью повышения износостойкости бурильных труб заводы применяют для их изготовления стали марки 36Г2С, а производственные организации производят закалку поверхности труб токами высокой частоты (ТВЧ). В результате термической обработки бурильных труб ТВЧ твердость стали по шкале Роквелла увеличивается почти в 4 раза. Опытом бурения трубами, обработанными ТВЧ, установлено, что срок их службы повышается на 30—40% по сравнению с обычными.

Бурильные трубы служат для спуска бурового снаряда в скважину, обеспечения промывки или продувки ее забоя, передачи вращения породоразрушающему инструменту с поверхности от вращателя станка, передачи осевой нагрузки на забой скважины, подъема бурового снаряда из скважины, транспортировки керна, съемных керноприемников и ликвидации аварий.

Бурильные трубы испытывают в скважине различные напряжения: во время спуска бурового снаряда подвергаются растяжению (особенно в верхней части колонны); в процессе бурения они одновременно подвергаются скручиванию, изгибу, растяжению в верхней и сжатию в нижней частях колонны, вибрационным нагрузкам; при подъеме бурового снаряда, особенно если он заклинен в скважине, они испытывают большие растягивающие усилия, иногда приводящие к обрыву бурильных груб. Кроме того, в процессе вращения бурильные трубы и их соединения подвергаются износу по наружной поверхности, а при спуско-подъемных операциях изнашиваются резьбы, с помощью которых колонна разбирается и собирается в свечи.

Рис. 1. Бурильная труба муфтово-замкового соединения:
а — труба; б — муфта

Рис. 2. Легкосплавные бурильные трубы:
а — ЛБТМ-54: 1 — замок; 2 — труба; 3 — муфта; б — ЛБТН-54: 1 — ниппель типа А; 2 — труба; 3 — ниппель типа Б

Рис. 3. Бурильный замок:
а — ниппель; б — муфта

Бурильные трубы выпускаются как с правой, так и с левой резьбой. Последние применяют при ликвидации аварии и при левом вращении снаряда для уменьшения интенсивности естественного искривления скважин.

По типу соединений бурильные трубы для геологоразведочных работ подразделяются на:
а) трубы бурильные муфтово-замкового соединения;
б) трубы бурильные ниппельного соединения;
в) трубы бурильные, соединяемые непосредственно «труба в трубу».

Бурильные трубы муфтово-замкового соединения, стальные бесшовные, имеют высаженные внутрь (утолщенные) концы для увеличения прочности в местах соединений. Высадка концов труб должна производиться в заводских условиях, после высадки трубы подвергаются термической обработке. Трубы имеют наружную коническую резьбу.

Муфты предназначены для соединения труб в бурильные свечи и имеют внутреннюю коническую резьбу. Размеры бурильных труб и муфт в миллиметрах приведены в табл. 40. Длина муфтово-замковых труб диаметром 42 и 50 мм— 1,5; 3,0 и 4,5 мм, диаметром 63,5 мм — 3,0; 4,5 и 6,0 м; допуски по длине от +100 до —50 мм.

Легкосплавные бурильные трубы разработаны СКВ ВПО «Союзгеотехника» двух типов: муфтово-замкового ЛБТМ-54 и ниппельного ЛБТН-54 соединений.

Бурильные замки для соединения между собой бурильных свечей из труб диаметром 50 мм изготавливают по ГОСТ 7918—75. Замок состоит из ниппеля и муфты, соединяемых между собой как правой, так и левой замковой резьбой.

По заказу производственной организации муфты замков могут изготовляться с кольцевой проточкой вместо прорезей «под ключ» со стороны замковой резьбы. Размеры проточки — ширина 55 м, диаметр 50 мм (при диаметре замка 65 мм).

В соответствии с Техническими условиями Министерства геологии СССР изготавливаются замки 3-42-ТВЧ (ТУ 41-01-309— 77) с индукционно закаленной замковой резьбой, предназначенные для соединения геологоразведочных бурильных труб. Основные размеры замков 3-42-ТВЧ следующие:

Рис. 4. Ниппели:
а — тип А; б — тип Б

Ниппели служат для соединения бурильных геологоразведочных труб в свечи и свечей в колонны выпускаются двух типов:
А — с наружной резьбой на обоих концах; Б — с наружной резьбой на одном конце и внутренней на другом.

Ниппели каждого типа должны изготавливаться как с правой, так и с левой резьбой.

Бурильные колонны стандартного ниппельного соединения не нашли широкого применения из-за разрушения резьбы ниппелей при использовании труборазворотов.

При алмазном бурении наибольшее распространение получили комбинированные колонны бурильных труб, т. е. колонны труб диаметром 50 мм с замками диаметром 57 мм, причем в соединении с трубой используют трубную или цилиндрическую резьбы. Такие колонны позволяют уменьшить зазор между трубами и стенками скважины, улучшить условия работы бурового снаряда и, следовательно, повысить частоту вращения. Для комбинированных колонн выпускаются специальные заготовки труб с увеличенной толщиной стенки высаженных концов (ТУ 14-3-549—76). Еще более благоприятные условия работы бурового снаряда обеспечиваются при использовании легкосплавных труб ЛБТН-54 и стальных СБТН-54 ниппельного соединения. Согласно нормали ОН 41-1—68 разработаны и приняты к серийному производству аналогичные трубы ЛБТН-42 и СБТН-42, ЛБТН-68 и СБТН-68. Для предохранения цилиндрических резьб от разрушения труборазворотом в соединении предусмотрены специальные цилиндрические пояски, исключающие перекос резьбовых деталей при свинчивании. Бурильные трубы, соединяемые по принципу «труба в трубе», используются при бурении комплексами технических средств ССК-76, ССК-59, ССК-46, обеспечивающих подъем керна с помощью съемных керноприемников. В этих трубах используется коническая резьба конусностью 1:32.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Бурение геологоразведочных скважин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Бурильные трубы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства