Строительные машины и оборудование, справочник






Cистема охлаждения рядных двигателей автомобилей ГАЗ


Категория:
   Устройство и работа двигателя


Cистема охлаждения рядных двигателей автомобилей ГАЗ

У двигателя автомобиля «Волга» система охлаждения принудительная, закрытая (рис. 81). Радиатор 6 трубчато-ленточного типа, трехрядный, с гофрированными охлаждающими пластинами из красной меди, закреплен на раме в двух точках на резиновых шайбах, а по бокам крепится к кузову пружинными пластипами. Горловина радиатора закрыта крышкой с паровоздушным клапаном.

Перед радиатором расположены жалюзи, управляемые рукояткой с места водителя.

Верхний патрубок радиатора соединен шлангом с патрубком корпуса термостата, закрепленного на отводном патрубке кронштейна водяного насоса.



Рис. 1. Система охлаждения двигателя автомобиля «Волга»

Термостат с двойным клапаном установлен в корпусе, в котором имеется перепускной канал.

Нижний патрубок радиатора соединяется шлангом с подводящим патрубком водяного насоса. Чугунная ступица пластмассовой крыльчатки насоса закреплена болтом с резиновой шайбой на внутреннем конце валика, установленного в корпусе насоса на двух шарикоподшипниках, имеющих по оокам уплотнения и смазываемых через пресс-масленку (ранее устанавливалась колпачковая масленка). На переднем конце валика болтом укреплена ступица, к которой болтами прикреплены приводной шкив и вентилятор с четырьмя разъемными лопастями. В холодное время переднюю двойную лопасть можно снимать; она имеет метку П, а задняя — метку.

Корпус насоса присоединен на прокладке болтами к кронштейну, отлитому вместе с отводным патрубком и прикрепленному болтами к передней плоскости головки цилиндров. Корпус, кронштейн насоса и корпус термостата отлиты из алюминиевого сплава.

Валик в корпусе насоса уплотнен самоподжимным уплотняющим устройством, установленным в металлическом кожухе, соединенном с корпусом. Это устройство представляет собой неподвижную текстолитовую, прижимаемую к торцу чугунной ступицы крыльчатки пружиной с резиновой манжетой. В целях повышения надежности работы с 1966 г. конструкция водяного насоса несколько изменена. Применена вращающаяся уплотняющая шайба, установленная в прорезях ступицы крыльчатки и выполненная из графито-свинцовой композиции. Значительно усилен передний подшипник вала насоса.

От насоса вода поступает по каналу в кронштейне корпуса в водораспределительную трубу из нержавеющей стали, установленную в водяной рубашке вдоль головки цилиндров, охлаждая в первую очередь патрубки выпускных клапанов. Далее вода через рубашку головки и через отводной патрубок и термостат проходит в верхний патрубок радиатора. Циркуляция воды через водяную рубашку блока естественная и осуществляется конвекцией, за счет разности температур ее в водяных рубашках головки и блока.

Водяной насос и вентилятор приводятся в действие трапециевидным ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня производится перемещением генератора.

Сливные краны расположены: один (кран) на нижнем бачке радиатора, а другой на правой стороне блока.

К системе охлаждения подключены шланги отопителя кузова; кран включения отопителя ввернут сверху в головку блока и соединен с подводящим шлангом. Отводящий шланг присоединен к водяному насосу. Для контроля работы системы охлаждения служат указатель температуры воды и сигнальная лампа перегрева системы. Датчик указателя температуры расположен в кронштейне корпуса водяного насоса, а датчик сигнальной лампы — в верхнем бачке радиатора.

На автомобилях УАЗ, оборудованных двигателем типа ГАЗ-21, система охлаждения имеет в основном аналогичное устройство. У двигателя автомобиля ГАЗ-69 применен шестилопастный вентилятор. К системе охлаждения подключен пусковой подогреватель. На автомобилях УАЗ, которые ранее были оборудованы двигателем типа ГАЗ-20, система охлаждения аналогична по устройству системе охлаждения двигателя автомобиля «Победа» или автомобиля ГАЗ-51А.

Система охлаждения двигателя автомобиля ГАЗ-51А принудительная, закрытая. Радиатор трубчато-пластинчатого типа, прикреплен к раме на резиновых подушках. В горловину радиатора впаяна пароотводная трубка, проходящая вниз с левой стороны. В крышке горловины установлен унифицированный паровоздушный клапан. Перед сердцевиной радиатора на специальных кронштейнах расположены жалюзи, имеющие ручное управление из кабины. Впереди жалюзи установлена облицовочная решетка. Верхний патрубок радиатора соединен гибким шлангом с патрубком корпуса термостата, закрепленного на верхней части головки цилиндров и соединяющегося с водяной рубашкой головки. Нижний патрубок радиатора через промежуточную трубу и два гибких шланга соединен с приемным патрубком насоса.

Водяной насос расположен в верхней части блока и смонтирован на одном валике вместе с вентилятором. Чугунный корпус насоса прикреплен болтами на прокладке к обработанной площадке блока в его верхней передней части. Полость корпуса через отверстие в стенке блока сообщается с водораспределительной трубой из нержавеющей стали, установленной в водяной рубашке вдоль блока. Из этой трубы вода в первую очередь поступает к патрубкам выпускных клапанов.

Рис. 2. Система охлаждения двигателя автомобиля ГАЗ-51Л

Конструкция насоса аналогична описанной выше. На переднем конце валика насоса с помощью ступицы закреплены приводной шкив и четырехлопастный вентилятор. Лопасти вентилятора съемные. Передняя двойная лопасть может быть снята на период зимней эксплуатации.

Насос и вентилятор приводятся в действие ремнем от шкива коленчатого вала. Натяжение ремня регулируют перемещением генератора. На головке блока в чугунном корпусе установлен унифицированный термостат с двойным клапаном. В корпусе термостата, а также в головке и блоке имеется перепускной канал к насосу. Один сливной кран расположен на ниясыем патрубке радиатора, другой — в нижней части котла пускового подогревателя или в нижней части водяной рубашки блока с левой стороны.

К водяной рубашке головки присоединен датчик электрического указателя температуры воды в системе охлаждения.

У автомобилей, оборудованных отонителем кабины, к системе охлаждения присоединяются шланги отопителя.

Читать далее:

Категория: - Устройство и работа двигателя

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины