Строительные машины и оборудование, справочник





Cистема смазки и вентиляции картера двигателя автомобилей УАЗ

Категория:
   УАЗ

Cистема смазки и вентиляции картера двигателя автомобилей УАЗ

Устройство

Смазка деталей двигателя комбинированная — под давлением и разбрызгиванием. Коренные и шатунные подшипники коленчатого вала, подшипники распределительного вала, упорные подшипники коленчатого и распределительного валов, втулки коромысел и верхние наконечники штанг толкателей смазываются под давлением, остальные детали — разбрызгиванием.



Рис. 1. Схема смазки двигателя: 1 — масляный насос; 2— пробка сливного отверстия картера; 3 — маслоприем-ннк; 4—трубка смазки распределительных шестерен; 5 — редукционный клапан; 6 — масляный радиатор; 7 —кран масляного радиатора; 8 — датчик указателя давления масла; 9 — рукоятка фильтра грубой очистки; 10 — перепускной клапан; 11 — очистительные пластинки фильтра; 12 — фильтр грубой очистки масла; 13 — пробка сливного отверстия фильтра; 14 — фильтр тонкой очистки масла; 15 — фильтрующий элемент; 16 — пробка сливного отверстия фильтра тонкой очистки

Стенки цилиндров дополнительно смазываются брызгами масла, выбрасываемого через сверления в нижних головках шатунов при совпадении их с масляными каналами в шейках коленчатого вала.

К шестерням привода распределительного вала масло подводится через трубочку, периодически сообщающуюся через канавки на шейке первого подшипника распределительного вала с масляной магистралью.

Система смазки двигателя (рис. 1) состоит из маслоприем-ника, масляного насоса, установленного внутри масляного картера, системы масляных каналов, масляных фильтров грубой и тонкой очистки, редукционного клапана, масляного радиатора, масляного картера с установленным на нем маслоизмери-тельным стержнем и маслоналивного патрубка, закрываемого крышкой-фильтром вентиляции картера.

Емкость системы смазки 6,2 л. Заливают масло через патрубок фильтра вентиляции картера.

Давление масла в системе при движении автомобиля со скоростью 45 км/ч должно быть в пределах 2—4 кГ/см2. Оно может повыситься при холодном, непрогретом двигателе до 4,5—5 кГ/см2 и понизиться в жаркую летнюю погоду до 1,5 кГ/см2. На малых оборотах холостого хода давление масла должно быть не ниже 0,5 кГ/см2. Падение давления масла ниже 1 кГ/см2 при движении автомобиля со скоростью 50 км/ч (при исправных масляном манометре и его датчике) указывает на наличие неисправности двигателя или масляного насоса. Работа двигателя при этом должна быть прекращена до устранения причины падения давления масла.

Рис. 2. Масляный насос: 1 — ведущая шестерня; 2 — прокладка; 3 — корпус; 4 —валик насоса; 5— направляющая втулка; 6—ось; 7 — ведомая шестерня; 8 — крышка

В системе смазки двигателя имеются два клапана: редукционный (в блоке цилиндров с правой стороны) и перепускной (в фильтре грубой очистки). Клапаны отрегулированы на заводе и нарушать заводскую регулировку клапанов запрещается.

Для охлаждения масла в системе смазки предусмотрен масляный радиатор, который включают (открывая кран) при температуре воздуха выше 20 °С. При более низких температурах радиатор должен быть отключен. Однако независимо от температуры воздуха, при движении в тяжелых условиях (с большой нагрузкой и высокими оборотами коленчатого вала двигателя) также необходимо открывать кран масляного радиатора.

Рис. 3. Привод масляного насоса и распределителя: 1 — валик масляного насоса; 2 — втулка; 3 — промежуточный валик; 4 — ведущая шестерня; 5 — распределитель; 6 — корпус привода; 7 — упорная втулка; 8 — валик привода; 9 — прокладка; 10 — блок цилиндров; 11 — упорная шайба; 12 — ведомая шестерня; 13 — штифт

Поддон картера стальной, штампованный. Плоскость разъема поддона с картером уплотнена пробковыми прокладками. Крепят поддон к картеру шпильками. При ремонтных работах следует иметь в виду, что левая передняя шпилька, ввернутая в крышку распределительных шестерен, — специальная; она ввернута в крышку на малую глубину. Установленная вместо нее шпилька с большей ввернутой частью может заклинить шестерню распределительного вала.

Маслоприемник прикреплен неподвижно к крышке масляного насоса. Он имеет мелкую сетку, препятствующую попаданию в насос крупных частиц грязи, находящихся в масле во взвешенном состоянии.

Масляный насос шестеренчатого типа, размещен внутри поддона картера и закреплен к крышке четвертого коренного подшипника двумя шпильками. Корпус насоса 3 изготовлен из алюминиевого сплава, крышка — из чугуна.

Привод масляного насоса осуществляется от распределительного вала парой винтовых шестерен. Ведущая шестерня выполнена за одно целое с распределительным валом. Ведомая шестерня стальная, цианированная, закреплена штифтом на валике привода. Верхний конец валика привода имеет смещенную на 0,8 мм в одну сторону прорезь для привода распределителя зажигания.

Осевые усилия в приводе от винтовой шестерни направлены кверху и воспринимаются торцом бронзовой втулки, запрессованной в корпус привода. Для увели-. чения долговечности между торцом шестерни и бронзовой втулкой проложена тонкая стальная фосфатированная шайба 11.

Валик в корпусе привода смазывается маслом, разбрызгиваемым движущимися деталями двигателя. Стекая по стенкам блока, масло попадает в прорезь-ловуш-ку на нижнем конце хвостовика корпуса привода, а оттуда через отверстие — на поверхность валика.

Если по каким-либо причинам с двигателя был снят привод масляного насоса и распределителя зажигания, то для обеспечения правильного положения распределителя привод на блок необходимо устанавливать в следующем порядке.

Вывернуть свечу первого цилиндра.

Закрыв пальцем отверстие свечи, пусковой рукояткой поворачивать коленчатый вал до тех пор, пока воздух не начнет выходить из-под пальца. Это произойдет в начале такта сжатия.

Убедившись, что сжатие началось, осторожно повернуть коленчатый вал до совпадения отверстия на ободке шкива коленчатого вала с указателем на крышке распределительных шестерен.

Рис. 4. Оправка для центрирования масляного насоса

Повернуть валик привода, чтобы прорезь на его торце для шипа распределителя была расположена так, как указано на рис. 3, в, а валик масляного насоса при помощи отвертки повернуть в положение, указанное на рис. 3, г.

Осторожно, остерегаясь задеть шестерней за стенки блока, ставить привод в блок. После установки привода на место его валик должен занять положение, указанное на рис. 3, б.

Между валиком привода и валиком насоса имеется промежуточный валик, соединенный с ними шарнирно. Это обеспечивает некоторую свободу в установке насоса. Но для уменьшения износов в шарнирных соединениях привода и для обеспечения безупречной его работы насос устанавливают по возможности соосно с отверстием для привода. Для этого необходимо пользоваться оправкой, плотно входящей в отверстие для привода в блоке и имеющей цилиндрический хвостовик диаметром 13 мм. Насос центрируют по хвостовику оправки и в этом положении закрепляют.

Рис. 5. Редукционный клапан: 1 — продольный масляный канал; 2 — пробка; 3 — пробка редукционного клапана; 4 — прокладка: 5 — пружина; 6 — сливной канал; 7 — разгрузочная канавка; 8 — канал для подвода масла к редукционному клапану; 9 — плунжер

Редукционный клапан. Для предотвращения повышения давления масла в системе, выше требуемого, в передней части блока цилиндров с правой стороны установлен редукционный клапан.

При повышении давления в системе смазки выше допустимого масло отжимает плунжер редукционного клапана и избыточное масло сбрасывается в картер через сливной канал.

Редукционный клапан в процессе эксплуатации не регулируют. Пружину клапана тарируют: для сжатия ее до длины 40 мм необходимо усилие в пределах от 4,35 до 4,85 кГ.

Фильтр грубой очистки масла пластинчатый, щелевой.

Фильтрующий элемент фильтра состоит из тонких, штампованных из ленточной стали фильтрующих и промежуточных пластин, которые насажены на центральный валик фильтра. Промежуточные пластины создают зазоры величиной 0,09— 0,1 мм для прохода масла. Путь масла указан на рисунке стрелками.

Рис. 6. Фильтр грубой очистки масла: 1 — отстойник; 2 — стержень счищающих пластин; 3 — резиновое кольцо; 4— шарик перепускного клапана; 5 — пружина; 6—пробка перепускного клапана; 7 — рычаг валика; 8 — фильтрующая пластина; 9 —промежуточная пластина; 10 — счищающая пластина; 11 — корпус фильтра; 12 —стойка; 13 — валик фильтра

Для очистки фильтрующего элемента служат счищающие пластины, набранные на отдельном квадратном стержне, закрепленном неподвижно в корпусе фильтра. Заходя в промежутки между фильтрующими пластинами, они при повороте валика вместе с фильтрующим элементом удаляют всю грязь, осевшую как на поверхности фильтрующего элемента, так и в промежутках между фильтрующими пластинами.

Через фильтр грубой очистки проходит все масло, нагнетаемое насосом в систему. Между подводящим и отводящим каналами в корпусе фильтра расположен шарик перепускного клапана, перепускающий масло в масляную магистраль при засорении фильтра. Перепускной клапан начинает пропускать масло при увеличении сопротивления фильтра (из-за его загрязнения) до давления 0,7—0,9 кГ/см2. Сопротивление чистого фильтра равно примерно 0,1 кГ/см2.

Фильтр тонкой очистки состоит из штампованного из листовой стали корпуса с крышкой и сменного фильтрующего элемента ДАСФО-2.

Масло подводится через трубку и, заполняя весь объем корпуса, поступает в щели между картонными дисками элемента. Ввиду малой скорости движения масла в щелях оседает некоторое количество смолистых веществ. Далее масло продавливается через поры картонных прокладок и дисков и по маслосборным прорезям в прокладках поступает в центральное отверстие элемента. Из центрального отверстия масло, проходя через калиброванное отверстие диаметром 1,6—1,7 мм в верхней части стержня корпуса, проникает внутрь стержня и выходит из фильтра через трубку.

Рис. 7. Фильтр тонкой очистки масла: 1 — трубка выпускного шланга; 2—пробка сливного отверстия; 3 — фильтрующий элемент; 4 — трубка впускного шланга; 5 — пружина; 6 — стяжной болт; 7—крышка корпуса; 8—прокладка крышки; 9 — корпус; 10 — диск фильтрующего элемента; 11 — прокладка фильтрующего элемента; 12—центральный стержень; 13 — перепускное отверстие; 14 — стяжка; 15 — крышка фильтрующего элемента; 16 — рукоятка фильтрующего элемента

Для быстрого прогрева масла в фильтре на нижней крышке фильтрующего элемента сделано перепускное отверстие диаметром 1,1 мм, через которое после пуска двигателя масло циркулирует, минуя фильтрующий элемент.

При заполнении грязью полостей между дисками и прокладками фильтрация практически прекращается, и фильтрующий элемент должен быть заменен.

Вентиляция картера двигателя открытая, действует за счет разрежения около нижнего конца вытяжной трубы, создающегося во время движения автомобиля.

Воздух из атмосферы поступает через воздушный фильтр в крышку головки цилиндров, а из ее полости по отверстиям для штанг в картер двигателя. Из картера воздух отсасывается вместе с парами бензина и отработавшими газами, которые проникают в картер из-за неплотности поршневых колец.

Вентиляция предохраняет двигатель от избыточного давления в картере, от разжижения масла бензином и уменьшает разъединение шлифованных поверхностей серной кислотой, образун> щейся из продуктов сгорания.

Техническое обслуживание

Уровень масла в картере двигателя должен поддерживаться между метками «П» и «О» маслоизмери-тельного стержня. Замерять уровень масла необходимо через 3—5 мин после остановки прогретого двигателя. Наливать масло выше метки «И» нельзя, так как это приводит к закоксовы-ванию колец, нагарообразованию в головке цилиндров и на днищах поршней, течи масла через сальники и прокладки. Понижение уровня масла ниже метки «О» может вызвать выплавление подшипников.

Масло в картере двигателя необходимо заменять через одно ТО-1, т. е. через 2200—3400 км пробега в зависимости от покрытия дорог и их «пыльности».

Практически загрязненность масла определяют по его прозрачности и цвету. Через слой чистого масла хорошо видны метки на указателе уровня масла, а через слой загрязненного 30 масла они не видны. Такой способ можно применять для масел, не имеющих присадок.

Рис. 8. Схема вентиляции картера

Загрязненность масел, имеющих присадки, определяют по осадку на дне прозрачного сосуда, в котором оно должно простоять не менее суток. Заменять масло рекомендуется при прогретом двигателе.

Один раз в год при очередном ТО-2 необходимо очистить и протереть от смолистых отложений все внутренние детали и стенки двигателя.

Уход за фильтром тонкой очистки масла. При ТО-1 необходимо сливать отстой через сливное отверстие в корпусе фильтра.

Через ТО-1 (через 2200—3400 км пробега) одновременно со сменой масла в картере двигателя заменять фильтрующий элемент. Если масло быстро темнеет, нужно Заменить фильтрующий элемент раньше, так как это свидетельствует о его засорении или повреждении.

Менять фильтрующий элемент рекомендуется в такой последовательности:
— снять левую боковину Капота;
— отвернуть пробку сливного отверстия, слить отстой, снять крышку, вынуть фильтрующий элемент, протереть внутреннюю поверхность корпуса и прочистить отверстие для стока масла в центральной трубке;
— заменить фильтрующий элемент новым, завернуть пробку сливного отверстия и залить в корпус свежее масло;
— установить крышку на место, закрепить болтом, не затягивая его слишком сильно, так как можно повредить прокладку;
— добавить масла в картер двигателя до метки «П» стержневого маслоуказателя;
— пустить двигатель и проверить, нет ли течи масла через пробку, штуцера и крышку фильтра тонкой очистки. Остановить двигатель и долить масло в картер до метки «П».

Уход за фильтром грубой очистки масла. Ежедневно после работы на горячем двигателе поворачивать рукоятку фильтра на 1,5—2 оборота (15—20 качаний рукоятки).

Через ТО-1 (одновременно со сменой масла в двигателе) сливать отстой из отстойника фильтра, предварительно повернув валик на несколько оборотов.

При проведении ТО-2 снять с двигателя фильтр, промыть его отстойник и фильтрующий элемент. Очищать фильтрующий элемент нужно волосяной щеткой, периодически погружая его в керосин и прокручивая рукоятку. Во избежание повреждения нельзя чистить фильтрующий элемент проволочными щетками. После промывки во избежание ржавления пластин следует промыть фильтр в жидком масле.

Уход за вентиляцией картера сводится к про—верке плотности соединений и очистке крышки коробки толкателей и вытяжной трубки от отложений при ТО-2.

При обнаружении повышенного расхода масла необходимо проверить исправность системы вентиляции картера. В холодное время года ежедневно проверять и при необходимости прочищать вытяжную трубку, в противном случае возможно образование в картере повышенного давления и появление течи масла через сальники.

Фильтр вентиляции картера следует промыть в керосине или бензине и просушить, затем окунуть его в масло (для двигателя) и дать маслу стечь. Эту работу выполняют одновременно со сменой масла в двигателе. Надо помнить, что сухой фильтр пропускает в двигатель пыль.

При ремонте системы вентиляции картера надо иметь в виду, что болт крепления вытяжной трубки не должен превышать по длине 65 мм во избежание задевания за него штанги толкателя.

Читать далее:

Категория: - УАЗ

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины