Строительные машины и оборудование, справочник





Cооружение земляного полотна дороги

Категория:
   Бульдозеры, скреперы и грейдеры



Cооружение земляного полотна дороги

Вначале выполняют подготовительные работы, к которым относятся расчистка полосы от леса, кустарника, пней и камней, устройство водоотводов, временных дорог и подготовка оснований насыпей.

Водоотводы устраивают в виде канав, а для предупреждения попадания дождевой воды к местам выполнения основных работ устраивают обвалование.

Если выемка или котлован прорезает водоносный слой грунта или требуется осушить болото, то сбор и отвод грунтовых вод осуществляют дренажными системами, т. е. открытыми или закрытыми канавами. Чтобы предохранить закрытые канавы от засыпания, в них укладывают щебень или другой материал, пропускающий воду, а иногда пользуются трубами с боковыми отверстиями.

Для отвода воды из котлована можно искусственно понижать грунтовые воды при помощи иглофильтров — вертикально вставляемых в грунт труб с боковыми- отверстиями и сеткой, через которые воду из грунта отсасывают с помощью насосов.

До начала основных работ выполняют разбивку земляных сооружений, т. е. нанесение границ этих сооружений и закрепление их на местности. При разбивке земляного полотна (рис. 4) фиксируют места пересечения откосов земляных сооружений с поверхностью земли, высоту насыпей и кавальеров, уклоны откосов. Направление уклона откоса насыпи фиксируют шаблоном (откосником), состоящим из доски, прибитой к вертикальным кольям. Откосники устанавливают при помощи откосного лекала (рис. 5), который состоит из деревянной рамки У и уровня 2. Границы подошвы насыпи обычно обозначают бороздой, пропаханной плугом.

Поперечное сечение дороги разбивают через 20—40 м, а на криволинейных участках или на участках с высокими насыпями и подходами к искусственным сооружениям через 10—20 м.

Рис. 4. Разбивка земляного полотна:
a — насыпь, б — выемка; 1 — направление откоса, 2 — доска откосника, 3 — поверхность земли, 4 — колья

Перед началом основных земляных работ устраивают малые искусственные сооружения — водоотводные трубы и др.

При основных земляных работах отрывают выемки и котлованы, транспортируют грунт, укладывают его в насыпь и уплотняют. В зависимости от условий работы и применяемых машин выемки разрабатывают либо послойным снятием грунта и постепенным увеличением глубины выемки, либо лобовым забоем, когда машина движется на уровне дна отрываемого котлована и выбирает грунт одновременно на всю глубину выемки.

Рис. 5. Откосное лекало:
1 — рамка, 2 — уровень

Грунт в насыпи укладывают послойно на всю ширину насыпи. Такой способ обеспечивает высокую прочность возводимой насыпи.

Иногда насыпь отсыпают «с головы», т. е. грунт сразу отсыпают на всю высоту насыпи. При этом способе затруднено уплотнение грунта. Способ применяют обычно там, где машинам нельзя перемещаться по месту, предназначенному для возведения насыпи, например, при отсыпке насыпи на заболоченных землях.

При уплотнении грунта происходит некоторое перемещение твердых частиц грунта, которые занимают пустоты, вытесняя воздух или воду. Объем уложенного грунта всегда меньше, чем разрыхленного, поэтому уплотненный грунт прочнее, его несущая способность больше. Уплотненный грунт меньше пропускает воду.

Грунт может уплотняться под действием собственного веса, атмосферных осадков, изменения температуры. Однако для естественного уплотнения требуется длительное время — год, а иногда и более.

Для ускорения процесса строительства дороги, дамбы или какого-либо другого объекта грунт искусственно уплотняют машинами, отсыпающими грунт, и катками статического, ударного и вибрационного действия. Плотность грунта, уплотняемого машинами, можно довести до более высокой степени, чем плотность грунта, находящегося в естественном состоянии в резерве, и тем самым улучшить строительные свойства грунта.

Грунт, отсыпанный небольшим слоем, уплотняется легче и лучше, поэтому при послойной отсыпке грунта в насыпи его одновременно уплотняют. При отсыпке насыпи «с головы» приходится уплотнять грунт более сложными машинами, уплотняющими грунт на большую глубину.

Уплотнение грунта зависит от его влажности. Сухой и переувлажненный грунты уплотняются плохо. Поэтому перед уплотнением сухой грунт увлажняют. Вода, попавшая между твердыми частицами грунта, является смазкой. Она облегчает перемещение частиц и способствует лучшему уплотнению. Чрезмерное количество воды мешает частицам приблизиться друг к другу, поэтому яеред уплотнением такой грунт надлежит осушить. Лучше всего уплотняется глина при влажности 23—28%, тяжелый суглинок — при 22—25%, средний суглинок — при 21—23%, легкий суглинок и супесь — при 15—17%, чернозем — при 25—35% и лёссовые грунты — при 19—21 %.

Грунт из выемки в насыпь перемещают вдоль сооружаемой дороги (при этом обычно используют земляное полотно этой дороги), а из резерва — поперек насыпи.

Во всех случаях грунт следует перемещать по наиболее короткому пути, причем целесообразно устраивать специальные временные выезды на насыпь, уменьшать крутизну временной дороги, планировать ее, срезая бугры и засыпая впадины. Труд, затраченный на постройку и содержание временной дороги, окупается уменьшением времени на транспортирование за счет повышения скорости движения и сокращения пути.


Читать далее:

Категория: - Бульдозеры, скреперы и грейдеры





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Правила безопасной работы при эксплуатации землеройно-транспортных машин
Техника безопасности на рабочем месте землеройно-транспортных машин
Спецодежда и обувь рабочего землеройно-транспортных машин
Нормирование и оплата труда механизаторов
Ремонт землеройно-транспортных машин
Обслуживание землеройно-транспортных машин в зимних условиях
Обкатка и консервация землеройно-транспортных машин
Смазка землеройно-транспортных машин
Уход за шинами
Техническое обслуживание рулевого управления, тормозов и ходовых колес


Остались вопросы по теме:
"Cооружение земляного полотна дороги"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы