Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобильные материалы и шины

Публикация:
   Cпециальные жидкости

Читать далее:




Cпециальные жидкости

Жидкость для гидравлического привода тормозов (тормозная жидкость) предназначается для заполнения тормозной системы автомобиля.

Тормозная жидкость не должна вызывать коррозии металлов, из которых изготовлены детали гидравлического привода, разъедания, набухания или высушивания резиновых деталей: манжет, облицовок клапанов и шлангов гидравлического привода.

К тормозной жидкости предъявляется требование быть высокоподвижной, не создавать затруднений при заполнении системы. Она должна изменять вязкость в незначительных пределах при изменении температуры от минус 40° до плюс 40° и иметь температуру застывания около минус 50°.

Тормозная жидкость служит одновременно и смазочным материалом для подвижных частей гидравлического привода, поэтому она должна обладать достаточно хорошими смазочными свойствами. Она должна иметь высокую температуру кипения (не ниже 100°) во избежание образования паров при возможных в эксплуатации высоких температурах и нарушения вследствие этого нормальной работы тормозов.

Наконец, тормозная жидкость должна быть стабильной, т. е. не расслаиваться, не выделять каких-либо осадков и длительно сохранять неизменными свои свойства.

Перечисленным требованиям удовлетворяет тормозная жидкость, выпускаемая промышленностью по ВТУ МХП № 1608-47. Эта жидкость представляет собой смесь, состоящую из 40°/о касторового масла и 60% бутилового спирта с. добавлением органического красителя. В данной жидкости основой является касторовое масло и растворителем — бутиловый спирт. Касторовое масло является лучшей основой для тормозной жидкости. При отсутствии касторового масла может применяться глицерин в смеси с винным спиртом (ректификатом). При этом в составе тормозной жидкости должно содержаться 35% глицерина и 65% винного спирта.

Нельзя смешивать жидкости, в состав которых входит касторовое масло, с жидкостями, содержащими глицерин. Смешивание указанных жидкостей вызывает расслаивание, т. е. отделение основы от растворителя, в результате чего резиновые манжеты и алюминиевые поршни будут нагреваться и быстро выйдут из строя.

Совершенно недопустимо заливать или добавлять в систему гидравлических тормозов даже в малых количествах автолы или другие минеральные масла.

Жидкость для амортизаторов (амортизаторная жидкость) должна иметь низкую температуру застывания, малую вязкость и возможно меньшее изменение вязкости с изменением температуры. Кроме того, она должна отвечать всем требованиям, предъявляемым к маслам для механизмов силовой передачи.

Применяемые амортизаторные жидкости представляют собой смеси турбинного и трансформаторного масел.

Жидкости для термостатов системы охлаждения — этиловый или метиловый спирт, ацетон, или смеси указанных жидкостей.

Термостаты двигателей автомобилей ГАЗ-51, ЗИС-150 и др. наполняются смесью, состоящей из % этилового спирта и Уз воды. Объем смёсй — 8 см3.

Жидкости с низкой температурой замерзания для системы охлаждения двигателя (антифризы) представляют собой смеси этиленгликоля с водой. До последнего времени промышленностью выпускался один сорт такой жидкости В-2 (ГОСТ 159-41), состоящей из 55% технического этилеигликоля и 45% воды (по объему), а также ингибитора коррозии — кислый, фосфорнокислый натрий и декстрин.

Антифриз В-2 — светлая жидкость без механических примесей с удельным весом 1,055—1,080 и температурой замерзания минус 40°. При иных, чем в стандартном антифризе В-2, соотношениях воды и этиленгликоля изменяются и температуры замерзания раствора. Наиболее низкую температуру замерзания — (минус 75°) водные растворы этиленгликоля будут иметь при содержании ЗЭ% воды и 67% этиленгликоля. При дальнейшем увеличении содержания этиленглиголя, а также и при его уменьшении температура замерзания смеси будет повышаться в сторону плюса.

С октября 1952 г. промышленностью выпускаются новые охлаждающие жидкости с низкой температурой замерзания двух марок: 40 и 65 (ГОСТ 159-52), также состоящие из этиленгли-коля и воды.

Охлаждающая жидкость марки 40 содержит 53% этиленгли-коля и марки 60—66%. В обозначении марки жидкости цифры 40 и 65 указывают соответственно температуру ее замерзания — 40 и 65°.

Для отличия охлаждающей жидкости марки 40 от марки 65 последняя окрашена в оранжевый цвет.

Полностью замерзший антифриз представляет собой рыхлую массу в виде снега и в отличие от замерзшей воды в системе охлаждения не приводит к размораживанию деталей системы.

Этиленгликолевая жидкость оказывает на металлические детали системы охлаждения не большее коррозирующее действие, чем вода. Разрушающее действие жидкости на резиновые шланги системы охлаждения также незначительно.

Вследствие того, что температура кипения этиленгликоля (180—240°) значительно выше существующих температур, в системе охлаждения при работе двигателя из антифриза испаряется вода, которая, как правило, доливается в систему охлаждения. Процентное содержание этиленгликоля в антифризе определяют с помощью специального прибора — гидрометра.

В случае необходимости добавления этиленгликоля может быть использован концентрированный этиленгликоль по ГОСТ 6367-52. Этиленгликоль горюч, но в смеси с водой пожарной опасности не представляет.

Коэффициент объемного расширения антифриза больше, чем у воды; для предотвращения переполнения системы охлаждения при прогретом двигателе антифриз заливают на 5—8% меньше полного объема системы охлаждения.

Во время работы двигателя этилеигликолевый антифриз может вспениваться. Особенно интенсивное вспенивание, приводящее к выбрасыванию антифриза из системы охлаждения, происходит в случае попадания в него бензина, дизельного топлива, автола и других нефтепродуктов даже в незначительных количествах.

Этилеигликолевый антифриз ядовит. Даже небольшое количе. ство антифриза, случайно попавшего внутрь организма, может вызвать тяжелое отравление, поэтому, при переливании антифриза посредством шланга нельзя засасывать его ртом. Для кожи антифриз безвреден.

Вода

Вода при эксплуатации автомобиля необходима для заполнения системы охлаждения. Во избежание повышенного образования накипи в систему охлаждения надо заливать по возможности мягкую воду, не содержащую механических примесей. Если вода жесткая (в жесткой воде плохо мылится мыло и быстро смывается), то ее перед заливкой необходимо смягчить. Смягчение воды может быть произведено кипячением, добавлением 5—10 г на 10 л воды каустической соды, 30—60 г хромпика на 10 л и 4—5 г на 10 л воды тринатрий-фосфата.

Следует избегать частой смены воды в системе охлаждения двигателя,

Жидкости с низкой температурой замерзания

В осенне-зимний период эксплуатации целесообразно заливать в систему охлаждения жидкости, имеющие низкую температуру замерзания (антифризы). В настоящее время выпускаются охлаждающие жидкости двух марок: 40 и 65 (ГОСТ 159—52). Маркировка этих жидкостей соответствует температурам их замерзания.

Для автомобилей семейства ВАЗ и КамАЗ круглогодично применяется охлаждающая жидкость Тосол А-40 с периодичностью замены через 2 года.

Жидкость марки 40 состоит из 53% этиленгликоля и 47% воды, при 20° С имеет удельный вес 13072. Цвет жидкости светло-желтый.

Жидкость марки 65 состоит из 66% этиленгликоля и 34% воды, при 20° С имеет удельный вес 1,086. Цвет жидкости оранжевый. г Промышленностью выпускается концентрированная жидкость Тосол А. В этом случае для приготовления смесей нужно пользоваться данными табл. 27.

Дальнейшее повышение содержания этиленгликоля приводи* к уменьшению стойкости смеси против замерзания.

При обращении с этиленгликолевыми жидкостями следует соблюдать меры предосторожности, так как эти жидкости ядовиты.

Категорически запрещается засасывать охлаждающую жидкость через шланг ртом, так как ее попадание в организм может вызвать отравление.

Водители должны быть ознакомлены с правилами применения охлаждающих жидкостей.

В случае отсутствия этиленгликолевых жидкостей можно применять водоспиртоглицериновые или водоспиртовые смеси, рекомендуемые составы этих смесей приведены в табл. 28 и 29.

Недостатком спиртовых смесей являются их легкая испаряемость и пожароопасность, поэтому нельзя допускать искрения в системе электрооборудования. При понижении уровня жидкости в системе охлаждения следует доливать смесь из 80% спирта и 20% воды.

Перед заправкой системы охлаждения антифризами следует проверить и, если есть, устранить течи в системе охлаждения, так как антифризы легче просачиваются через уплотнения; заполнять систему на 93—95% ее емкости, так как антифризы больше расширяются при нагревании, чем вода.

Жидкость для гидравлического привода тормозов

Для заполнения системы гидравлического привода тормозов служат смеси, которые называются тормозными жидкостями.

Тормозная жидкость должна отвечать следующим требованиям: ее вязкость должна изменяться возможно меньше с изменением температуры;

температура кипения должна быть достаточно высокой; температура застывания должна быть возможно более низкой (—40° С —для средней полосы и —60° С —для Крайнего Севера);

жидкость должна обладать хорошими смазывающими свойствами и не должна вызывать коррозию металлических деталей, разрушение и набухание резинотехнических изделий.

В настоящее время промышленностью выпускается несколько марок тормозной жидкости.

1. Тормозная жидкость «Нева» (ТУ 6-01-1163-78) применяется на легковых автомобилях «Жигули», «Москвич», Иж, а также на грузовых автомобилях ГАЗ-БЗА, ГАЗ-52-04 и Урал-375. Она обладает хорошими смазывающими, антикоррозионными и вязкостно-температурными свойствами (работоспособна до температуры —42 °С, закипает при +90 °С).

2. Спиртокасторовая тормозная жидкость БСК (ТУ 6-10-1533-75) может применяться на автомобилях «Волга», ГАЗ-51А, ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А, но только в районах с умеренным климатом, так как она застывает при температуре —25 °С.

Для сохранения работоспособности тормозной системы, заправленной жидкостью БСК, при более низких температурах, допускается ее разбавление безводным этиловым или бутиловым спиртом. Применение жидкости БСК недопустимо на автомобилях с дисковыми тормозами, из-за недостаточно высокой температуры кипения.

3. Этиленгликолевая тормозная жидкость ГТЖ-22М (ТУ 6-01-787—75) обладает хорошими вязкостно-температурными свойствами и достаточной смазывающей способностью. Предназначена для применения на автомобилях ГАЗ-66. Может применяться и на других автомобилях Горьковского автозавода (при —40 °С).

Жидкости для гидроусилителей рулевого управления

Для автомобилей ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, КрАЗ в системе гидроусилителей рулевого привода в качестве всесезонного используется масло марки Р (ТУ 38-1-01-179—71), оно не меняется в течение всего периода эксплуатации автомобиля. В качестве заменителя допускается использовать летом турбинное масло 22 (ГОСТ 32—53), зимой масло веретенное АУ (ГОСТ 1642—75).

Однако в этом случае необходимо регулярно менять масло.

Жидкости для амортизаторов

Жидкости для амортизаторов должны удовлетворять следующим требованиям:
— иметь низкую температуру застывания;
— обладать невысокой вязкостью, незначительно изменяющейся при изменении температуры.

В настоящее время выпускается единая всесезонная специальная жидкость АЖ-12Т (МРТУ 38-1-165—65), которая работоспособна в интервале температур от —50° до +140 °С.

Для автомобилей семейства ВАЗ завод рекомендует использовать жидкость МГП-10 (ТУ-38-1-278-69).

В качестве заменителей амортизаторных жидкостей используется смесь из турбинного и трансформаторного масел.

Жидкость для подъемных механизмов автомобилей-самосвалов

Для заполнения подъемных механизмов автомобилей-самосвалов применяются масла, имеющие низкую температуру застывания, необходимую вязкость. Этим требованиям отвечают смеси из индустриального и веретенного масел. Так, при температуре +10° С и выше рекомендуется использовать масло индустриальное 20 (веретенное 3) по ГОСТ 1707-51. При температуре от —15 °С до — 30 °С — масло веретенное АУ (ГОСТ 1642—75). При температуре от +10° до —15 °С следует применять масло индустриальное—12 (веретенное 2) по ГОСТ 1707—51.*

В условиях низких температур ниже —30 °С надо заливать масло АМГ-10 (ГОСТ 6794-75).

Гидравлические системы автомобилей-самосвалов ГАЗ-САЗ при температуре не ниже С следует заполнять смесью масла индустриального 20 (веретенное 3) — 70% и масла для двигателей АК-10 — 30%, при температуре ниже +5 °С —маслом индустриальным 12 (веретенное 2).

Электролит для свинцовых аккумуляторных батарей

Электролит приготовляют из аккумуляторной серной кислоты (ГОСТ 667—73) и дистиллированной воды.

Электролит следует приготовлять только в кислотоупорной посуде. Серную кислоту медленно вливают в посуду с дистиллированной водой.

Категориечски запрещено вливать воду в кислоту, так как вследствие происходящей бурной реакции происходит разбрызгивание кислоты, которая, попадая на тело человека, может вызвать сильные ожоги или прожечь одежду.

(ТУ МХП 4182—54) в воде, на 1 л воды 20 г трилона. Эту операцию проводить в течение 4—5 дней, каждый день после отработки 6—7 ч сливать и заливать свежий.

При промывке системы охлаждения двигателей с алюминиевыми головками или блоками цилиндров рекомендуется раствор, состоящий из 5 л соляной кислоты, 0,1 кг ингибитора ПД-5, 2,5 кг уротропина технического, 0,1 л сивушного масла или амилового спирта, 100 л воды. Накипь удаляется за 10—15 мин.

Плотность электролита определяется количеством содержащейся в нем серной кислоты.

Подобные трещины можно заделывать также эпоксидными пастами Эти пасты вырабатывают из эпоксидных смол с добавлением пластификаторов.

Для устранения течи из топливных баков можно пользоваться замазкой, состоящей из 100 г ацетона, 20 г целлулоида и 10 г наполнителя (5 г талька и 5 г алюминиевой пудры). Целлулоид растворяют в ацетоне и затем добавляют наполнитель. Поврежденное место зачищают напильником или металлической щеткой.

Заделку трещин в аккумуляторных батареях производят с помощью мастики, состоящей из 45% размельченного асбеста, 24°/о битума, 30% размельченного лома старой аккумуляторной банки и 1% канифоли. В расплавленный битум добавляют остальные компоненты и непрерывно помешивают.

Можно использовать также замазку, состоящую из 100 г ацетона и 5 г растворенного в нем целлулоида. Этим раствором заливают лом старой аккумуляторной банки.

Перед нанесением мастики или замазки трещину необходимо разделать на глубину 2—4 мм и смочить ее ацетоном.

Клеи

Клей резиновый по ГОСТ 2631—71 представляет собой раствор натурального каучука в бензине «Галоша». Применяется для путевого ремонта камер и склеивания других изделий из резины. Клеи марок БФ-2 и БФ-4 склеивают между собой металлы, фибру, эбонит, керамику, древесину, стекло-текстолит, гетинакс, некоторые пластмассы и др. Для склеивания тканей применяется клей БФ-6.

Склеиваемые поверхности должны быть чистыми и сухими, хорошо подогнанными друг к другу и по возможности иметь шероховатую поверхность. Склеиваемые детали необходимо плотно прижать друг к другу и выдержать в течение 12—24 ч.

Нитроцеллюлозный клей «Геркулес» приготовляется путем растворения в ацетоне или в других растворителях отходов кинопленки. Может применяться для склеивания деталей из пластмасс. Требуемая выдержка при нормальной температуре не более 10—15 мин.

Бакелитовый клей изготовляется из 100 вес. ч. бакелитового лака и 2—3 весовых частей уротропина. Используется для склеивания металлов, стекла, слюды, текстолита, стеклоткани, гетинакса.

Притирочные пасты

Пасту для притирки клапанов приготовляют следующим образом: в моторное масло засыпают порошок корунда, наждака или толченого стекла. Пасты ГОИ (Государственного оптического института) имеют в своем составе тонкоразмельченный абразив — окись хрома, смешанный с загустителями — стеарином и жирами. Пасты ГОИ подразделяются на грубые, средние и тонкие. Для притирки клапанов следует использовать грубую пасту. Среднюю пасту применяют для притирки краников. Для полировки используют тонкую пасту. Перед нанесением на притираемые поверхности пасту ГОИ необходимо размягчить керосином.

Растворители

Скипидар хорошо растворяет масляные краски и лаки.

Уайт-спирит также применяется для растворения масляных красок, лаков и олиф.

Ацетон растворяет смолы, масла, глифталевые и нитроцеллюлоз-ные эмали; может быть использован для удаления старой краски, для промывки деталей и приборов системы питания.

Растворители нитроэмалей состоят из смеси толуола с различными эфирами и бутиловым спиртом. Выпускаются растворители марок №№ 646, 647, 648 и РДВ. Для разбавления синтетических эмалей следует применять растворитель № 651.

Для удаления старой краски можно использовать смывочные растворы: 350 г парафина растворяют в смеси, состоящей из 1 л ацетона и 1 л уайт-спирита. После растворения парафина смесь перемешивается и раствор готов к применению;

100 г парафина или воска разводится в 1 л ацетона или 1 л растворителя нитрокраски. Перед применением раствор нужно тщательно размешать.

Указанные растворы наносятся на окрашенную поверхность и выдерживаются не менее 1 ч. Затем краска снимается шпателем, а очищенная поверхность промывается смесью из 50% уайт-спирита или 50% ацетона.

Составы для мойки и обезжиривания деталей

Для обезжиривания деталей, за исключением алюминиевых и цинковых, применяется горячий (70—90°С) 10%-ный водный раствор каустической соды (100 г соды на 1 л воды).

Для мойки и обезжиривания алюминиевых деталей используются растворы следующего состава:
— горячий раствор, приготовленный из 10 л воды, 150 г жидкого стекла и 20 г жидкого мыла;
— 1 г жидкого мыла, 4,5 г углекислого натрия, 1,3 г едкого кали, 1,45 фосфорнокислого натрия и 1 л воды;
— 4 г жидкого мыла, 7 г углекислого натрия и 1 л воды.

Составы для удаления нагаров

Удаление нагара из камер сгорания и днищ поршней без разборки двигателя можно осуществить следующим способом: после прогрева в каждый цилиндр залить 100—200 см3 смеси, состоящей из 60% дизельного топлива, 20% ацетона и 20% моторного масла. Затем ввернуть свечи, несколько раз повернуть коленчатый вал двигателя и оставить двигатель на 10—12 ч.

После этого очистить свечи от нагара и пустить двигатель на 15—20 мин. По завершении этих операций необходимо сменить масло в картере двигателя.

Для удаления нагара с алюминиевых деталей, демонтированных с двигателя, можно пользоваться раствором, состоящим из 19 г кальцинированной соды, 10 г жидкого мыла, 9 г жидкого стекла и 1 л воды.

Детали помещают в раствор, нагретый до 90—95 °С на 0,5—1 ч. После этого нагар легко удаляется щеткой или ветошью. Очищенные детали необходимо промыть в горячей воде.

Нагар со стальных и чугунных деталей удаляется следующим способом:
— в нагретую до 90—95 °С смесь, составленную из 350 г кальцинированной соды, 150 г жидкого стекла, 250 г едкого натра, 250 г жидкого мыла и 10 л воды, погружают на 2—3 ч детали, а затем щеткой или ветошью удаляют нагар. Очищенные детали промываются в горячей воде.

Составы для ухода за хромированными деталями

Для придания блеска хромированные детали нужно периодически натирать смесью, состоящей из 100 г мела, 60 г животного жира и 20 г. стеарина, воска или парафина. Состав готовится при слабом нагревании и помешивании.

Для удаления ржавчины можно использовать раствор, включающий в себя 0,5 г воды, 25 г дымящей соляной кислоты и 100 г медного купороса.

После обработки этим раствором детали необходимо обмыть водой и насухо вытереть.

Чтобы избежать потускнения хромированных деталей от воздействия влаги и газов, их надо покрывать бесцветным цапонлаком № 951 (ГОСТ 5236—50).

Составы для поддержания блеска окрашенных поверхностей

После мытья и протирки кузова автомобиля 1—2 раза в месяц применяют полировочную воду № 1.

Восковую полировочную пасту № 2 можно использовать для частичного восстановления блеска. Применяется она 1 раз в 2—3 мес.

Для этих же целей можно употреблять жидкий восковой полирующий состав № 3.

В тех случаях, когда окраска становится тусклой и покрытие трудно поддается полированию полировочной водой, следует применять полировочную пасту № 290.

Полировочная паста ВАЗ-2 применяется для полирования покрытий из синтетических эмалей.

Для полировки кузовов легковых автомобилей, окрашенных синтетическими и нитроцеллюлозными эмалями, можно применять имеющиеся в -продаже составы для ухода за окраской автомобиля, а также средства для полировки мебели.

Средства для ухода за стеклами

Чистку стекол рекомендуется производить смесью мела с водой, которая наносится на стекла и после высыхания протирается слегка влажной тряпкой.

Для протирки загрязненных стекол можно использовать газетную бумагу, смоченную в воде.

Для предохранения стекол от обмерзания следует пользоваться специальными антиобледенительными средствами, которые продаются в магазинах хозяйственных товаров, на станциях технического обслуживания и на автозаправочных станциях.

При отсутствии готовых составов можно использовать смесь насыщенного водного раствора поваренной соли с глицерином,

Защитные составы

Для защиты металлических деталей от коррозии их рекомендуется покрывать тонким слоем смазки ПВК или консервационной смазки К-17. В случае отсутствия этих смазок детали можно покрывать раствором воска (100 г) в бензине (0,25 л) или восковыми защитными составами, имеющимися в продаже.

Для предохранения хромированных деталей от атмосферных воздействий применяют состав ПС-3 (ТУ МХП 2168—49). Состав легко смывается бензином.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобильные материалы и шины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Cпециальные жидкости"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства