Строительные машины и оборудование, справочник





Cпособы ремонта обивки кузова

Категория:
   Ремонт кузова автомобиля

Cпособы ремонта обивки кузова

Ремонт обивки кузова включает следующие основные работы:
а) чистку обивки;
б) постановку заплат сшивкой;
в) постановку заплат или части обивки наклейкой;
г) перелицовку обивки;
д) перетяжку пружин подушек и спинок сидений.

Ремонт производится при полной или частичной разборке обивки, в зависимости от вида ремонта кузова и состояния самой обивки.

1. Разборка обивки



1. Разборка обивки

Разборка обивки кузова состоит из простых операций и производится простыми инструментами (отвертка, клещи, стамеска, обойный молоток).

Обивка, снятая с автобусных кузовов и кабин грузовых автомобилей, обычно идет в утиль. Обивка легковых автомобилей в большинстве случаев восстанавливается, и поэтому разборку следует производить бережно и тщательно.

Полная разборка обивки выполняется в следующем порядке: сначала снимают все подушки и спинки сидений, подлокотники, плафоны крыши, держатели и другие детали, мешающие разборке, а затем внутреннюю обивку бортовых угловых панелей и потолка кузова, наружную обивку крыши (если нужно), окантовку и прошвы.

Подушки и спинки сидений, как правило, разбирают полностью. Пружины сортируют на годные и негодные, а вату передают на прочесывание или в утиль.

Ниже приводится перечень операций при разборке подушки грузового автомобиля или автобуса и внутренней и наружной обивки крыши легкового автомобиля.

Разборка подушки:
1) снимают ленточки (окантовку), держатели, верх подушки, мешковину, натянутую на вату; ватник, натянутый на пружины;
2) развязывают бечевку или отъединяют скрепки и скобы, крепящие пружины;
3) отвязывают пруток от пружин;
4) снимают пружины с рамки;
5) удаляют тесьму, натянутую на рамку подушки;
6) разбирают рамку (если это необходимо).

Разборка внутренней обшивки крыши. Предварительно снимают: 1) переднюю и заднюю подушки сидений; 2) надрамник ветрового окна; 3) наддверные и надоконные прошвы; 4) плафоны потолка; 5) обшивку крыши. Обшивку снимают сначала с передней рейки кузова и с боковых реек, а затем освобождают от бобышек плафонов в середине крыши и снимают с задних реек. Прежде чем снять обшивку, подлежащую восстановлению, необходимо отметить мелом положение ее переднего края на самой обшивке (по углам) и на передней рейке крыши, чтобы обеспечить правильную постановку обшивки на место после ремонта.

Разборка наружной обшивки крыши. Снимают: 1) штапик по краям обшивки; 2) гвозди, крепящие обшивку к рейкам крыши; 3) всю уплотнительную массу (очищается); 4) обшивку крыши.

Для снятия штапиков пользуются заостренной лопаткой с загнутым кверху острием.

2. Ремонт обивки чисткой

Трудоемкость чистки зависит от величины загрязненной площади, материала, из которого сделана обивка, и характера загрязнения.

Сукно с плотной поверхностью чистится иначе, чем материал с ворсом. Пыль и грязь проникают в поры ворсистого матери-,ала и не так заметны на нем, как на поверхности плотного сукна.

После чистки пятна очищенная и высохшая часть обивки часто оказывается светлее, чем вся остальная ее поверхность Это бывает при недостаточной чистоте обивки, а также в тех случаях, когда чистка производилась неправильно и вокруг очищенного пятна остались выцветшие кольца. Поэтому, прежде чем приступить к чистке пятен, надо тщательно очистить всю обивку узла от пыли и грязи. Для чистки следует применять только совершенно чистую жидкость и чистые тряпки. Лучше всего использовать раствор четыреххлористого углерода или хлороформа, которые безопасны в пожарном отношении и вполне оправдали себя в работе. Хлороформ надо употреблять в небольших количествах, так, чтобы не вдыхать его пары.

При очистке пятен надо слегка вытирать их тряпкой, смоченной растворителем, стараясь не нажимать сильно, чтобы не вдавить грязь в обивку. По мере загрязнения тряпки надо перевертывать ее на чистую сторону и затем продолжать вытирать пятно до тех пор, пока оно совершенно не исчезнет.

После очистки пятен на подушках и спинках сидений следует тем же растворителем протереть всю обивку, чтобы уничтожить разницу в оттенках между очищенной и неочищенной поверхностью.

Ниже приведены методы очистки разных видов загрязнений.

Пыль и грязь очищают с поверхности обивки щеткой, выколачиванием или пылесосами. При выколотке пыли удары по обивке должны быть легкими, а подушка перевернута так, чтобы пыль падала вниз.

Шерстяную обивку можно очищать теплой водой с мылом. Мыльная вода должна содержать достаточное количество натурального мыла. Протирка производится влажной тряпкой, губкой или мягкой щеткой по направлению волокон шерсти. Мыльные осадки удаляются чистой влажной тряпкой или губкой. Затем поверхность вытирают сухой тряпкой и, пока материал еще влажный, очищают его мягкой щеткой по направлению волокон. После высыхания материала его снова очищают 4цеткой.

Часто после долгого и небрежного употребления ворс шерстяной обивки приминается. Чтобы восстановить ворсистость Материала, пользуются сухим паром или прикладывают к поверхности обивки влажную тряпку и слегка проводят по ней горячим утюгом. Можно также расстелить на исправляемом месте намоченное в очень горячей воде и выжатое полотенце и оставить его на обивке около 10 минут, после чего почистить материал щеткой средней жесткости.

Аккумуляторная кислота очищается аммиачной водой, которую наливают на пятно и оставляют на нем в течение 1 минуты, чтобы нейтрализовать кислоту. Затем пятно протирают чистой тряпкой, смоченной холодной водой.

Чистку загрязнений от кислоты необходимо производить как можно быстрее, так как кислота разрушает обивку.

Кровь очищается тряпкой, смоченной в холодной воде, или •аммиачной водой, которую оставляют на пятне в течение одной минуты, а затем вытирают мокрой тряпкой.

Нельзя чистить кровавое пятно горячей или мыльной водой, так как в этом случае оно входит глубже в материал и дальнейшая очистка делается невозможной.

Эмаль, краски и лаки в мокром состоянии (когда они еще не успели высохнуть) снимают скипидаром или раствором,, состоящим из равных количеств денатурированного спирта, бензина, ацетона и бутил-ацетата. Предварительно краску снимают тупым ножом, продолжая эту операцию и в процессе очистки раствором. После удаления пятна необходимо немедленно протереть очищенное место теплой водой, а затем холодной водой.

Жировые и масляные пятна очищаются четыреххлористым углеродом, бензином или хлороформом. До чистки раствором снимают наплыв масла тупым ножом.

Чистку начинают вокруг пятна с незагрязненной части обивши, постепенно приближаясь к самому центру. Благодаря этому не остается загрязненных переходов между очищенной и остальной поверхностью обивки.

Чернильные пятна снимают щавелевой кислотой или 2-процентным раствором натрия с фтором. Эти растворы наносят на пятно капельницей и промокают специальной бумагой, повторяя операцию несколько раз до полного удаления пятна. Затем обивку протирают тряпкой, смоченной холодной водой.

Ржавчину промывают тряпкой, смоченной в теплой ‘мыльной воде, и затем холодной водой. После высыхания материала ржавчину очищают так же, как чернильные пятна.

Свежие пятна от сырости удаляют усиленной протиркой тряпкой, смоченной в теплой мыльной воде, с последующей промывкой холодной водой.

Старые пятна от сырости снимают так же, как свежие, но место пятна остается выцветшим. В этом случае рекомендуется залить выцветшее пятно 10-процентным раствором щавелевой кислоты, оставив ее на обивке в течение 1 минуты, а затем снять кислоту промокательной бумагой и полить пятно горячей водой.

Смолу смачивают бензином или четыреххлористым углеродом, снимают тупым ножом и снова протирают раствором, пока пятно не исчезнет.

Пятна от воды снимают четыреххлористым углеродом или очисткой всей поверхности обивки тряпкой, смоченной в холодной воде.

Пятна от фруктов, напитков, мороженого снимают промывкой горячей водой. Если это не поможет, можно протереть пятно четыреххлористым углеродом. Не рекомендуется-очищать такие пятна мыльной водой.

Кожаная обивка, потерявшая свой блеск, может быть восстановлена следующим образом: поверхность кожи промывают теплой мыльной водой и затем губкой, смоченной в чистой воде. После удаления выжатой губкой остатков воды поверхность протирают мягкой тряпкой, смоченной в костяном масле. Этим способом внешний вид кожи восстанавливается.

Кожаную обивку, загрязненную маслом или солидолом, очищают тампоном из ваты, смоченным в очищенном бензине, или вытирают резиновым клеем (можно пальцем набрать немного^ резинового клея и стереть грязное пятно).

Искусственную кожу очищают таким же образом.

Пористость в тенте автомобиля «Кабриолет» может быть ликвидирована следующим способом: изготовляют раствор из, 100 г чистого пчелиного воска и 0,5 л бензина. Воск оставляют в бензине до полного его растворения (около 24 часов). Затем; раствор взбалтывают и наносят его жесткой кистью на тент кузова.

Нанесенная пленка быстро ‘высыхает и делает тент водонепроницаемым. Такое покрытие долговечно.

Целлулоидные вставки в обивке (вместо стекол) могут быть, очищены и отполированы легкой протиркой тампоном из ваты, смоченным в амил-ацетате.

3. Ремонт постановкой заплат

Внутренняя обивка современного легкового автомобиля дорого стоит, и при ремонте ее не всегда целесообразно заменять новой. Поэтому в технических условиях на ремонт легконого автомобиля допускается вставка заплат в определенных местах, обивки при условии соблюдения следующих положений:

1) материал заплаты должен быть такого же качества и цвета, как основной материал;
2) сшивка должна быть впритык, as не внакладку, с отогнутыми кромками;
3) работа должна быть выполнена аккуратно и прочно.

Вставка заплат производится следующим образом:

1) аккуратно вырезают ножницами поврежденную часть, обивки, не поддающуюся штопке;
2) прикраивают к месту выреза заплату с допуском на загиб для шва;
3) ставят заплату на место и пришивают ее на швейной машине, если обивка снята, или вручную, если она только приподнята;
4) проутюживают заплату и шов. Аккуратно пришитая и проутюженная заплата.’ еле заметна для глаза. Видна только тонкая линия соединения» вдоль шва.

На рис. 107, а показана прошва, сожженная во время сварки. Чтобы отремонтировать такую прошву:
1) вырезают поврежденную часть;
2) вставляют деревянный штырь в оба конца резиновой трубки прошвы (рис. 107, б) и соединяют их встык;
3) подгибают верхнюю и нижнюю часть материала прошвы так, чтобы они плотно прилегали по месту их крепления на трубке, и прошивают сперва швы вдоль трубки, а затем сшивают торцы материала встык (рис. 107, в).

Рис. 107. Ремонт поврежденной прошвы.

4. Ремонт постановкой заплат и частей обивки наклейкой

Значительная часть обивки некоторых кузовов легковых автомобилей и автобусов приклеена к металлическим панелям, деревянным филенкам кузова или картону. Так, например, в кузове автомобиля «Москвич» обивка потолка приклеена к крыше кузова; обивка дверей — к картону. Кузовы автобуса типа ЗИС-8 оклеиваются внутри дерматином или бязью (в последнем варианте обивка после наклейки шпаклюется и окрашивается).

В процессе ремонта кузова часто приходится приклеивать отставшую обивку, снимать ее для ремонта или замены, а также заменять порванный или разбухший картон. Иногда ремонт небольших повреждений в приклеенной обивке производится без снятия обивки с кузова приклейкой заплаты (применяется только на некоторых кабинах грузовых автомобилей и на филенках некоторых автобусных кузовов).

Чтобы приклеить обивку клеем ЗИС-4010, наносят слой клея кистью № 24 или 40 на обе склеиваемые поверхности, оставляют их сохнуть 5—8 минут при нормальной температуре (18—20°); затем накладывают обивку на поверхность, к которой она долж-«а быть приклеена, тщательно расправляют материал, одновременно прижимая и разглаживая его. Необходимо следить за тем, чтобы в клее не было затвердевших кусков, могущих попасть на склеиваемые поверхности. Твердые куски клея или грязи оставляют на поверхности обивки бугорки, которые портят ее вид.

Казеиновый клей и клейстер (ржаной или пшеничный) нано сят тонким слоем обычно на одну из склеиваемых поверхностей (более толстого материала). При наклейке бязи в автобусных кузовах применяется также клей АК-20.

Клей наносится тонким слоем на фанеру кузова, и бязь тут же прикладывается и разглаживается по покрытой клеем поверхности.

Приклейка обивки потолка на кузов автомобиля «Москвич» производится следующим образом:
1) наносят клей ЗИС-4010 на панель крыши и на сырой клей приклеивают прокладку обивки потолка; клей наносят частями, за три приема, не давая ему пересыхать;
2) приклеенные части прокладки тщательно расправляют на крыше;
3) прокатывают всю прокладку на панели специальными катками;
4) наносят резиновый клей на обивку потолка;
5) просушивают в течение 20 минут;
6) наносят клей на прокладку потолка и приклеивают обивку к прокладке на крыше;
7) проглаживают приклеенную обивку специальными катками;
8) обрезают лишний материал у края обивки.

5. Ремонт перелицовкой обивки

Обивку, подлежащую перелицовке, осторожно разбирают и распарывают швы; тщательно очищают от пыли и других загрязнений; ремонтируют порванные места и проутюживают обивку. Сшивка отдельных частей распоротой обивки ведется по старым швам с нелицевой стороны.

Читать далее:

Категория: - Ремонт кузова автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины