Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Управление автомобилем

Публикация:
   Действия водителя в критических ситуациях

Читать далее:




Действия водителя в критических ситуациях

При управлении автомобилем водитель по многим причинам может оказаться в самых разнообразных критических ситуациях, грозящих дорожно-транспортным происшествием. Такие ситуации могут создаваться практически в любых условиях движения. Во избежание происшествия наиболее часто действия водителя сводятся к стремлению остановить автомобиль, т. е. к экстренному торможению вплоть до полной остановки. Иногда обстановка требует резкого изменения направления движения. Значительно реже во избежание происшествия надо увеличить скорость движения. Но бывает, что необходимо одновременно и торможение, и изменение направления движения. В этом случае надо помнить, что сочетание этих приемов, особенно на скользкой дороге или на высокой скорости, приводит к потере устойчивости автомобиля, к заносу и даже опрокидыванию. Водитель должен учитывать эту вероятность и соразмерять свои действия в соответствии с обстановкой.

В ситуации, когда водителем уже приняты все меры к торможению и объезду препятствия, но избежать столкновения или наезда уже невозможно, водитель обязан сохранять самообладание и принимать все меры Для того, чтобы уменьшить тяжесть последствий. К сожалению, иногда аварийная ситуация вызывает у водителя страх. В испуге он теряет способность поступать правильно, у него увеличивается время реакции.

Самый тяжелый вид происшествия — фронтальное столкновение двух машин. Статистика показывает, что из числа всех столкновений автомобилей на дорогах 70% составляют фронтальные. При этом скорость и энергия обеих машин суммируются и последствия такого столкновения бывают крайне тяжелые. Даже суммарная скорость 40 км/ч неизбежно приводит к травмам находящихся в машине людей и повреждениям автомобилей. Поэтому водитель должен сделать все, чтобы избежать фронтального столкновения. Он может направить машину в сторону от дороги, через кювет, в кустарник, на забор, даже на дерево, но только не в лоб двигающейся навстречу машине. Если избежать столкновения все же нет возможности, водитель старается сделать его боковым, скользящим, последствия которого будут менее тяжелыми.

Недопустимо в критическую минуту пытаться покинуть машину, открыть дверцу и выпрыгнуть. Чаще всего это заканчивается трагически: водитель попадает под колеса или машина при опрокидывании придавливает его. Водитель должен всегда до конца оставаться на своем месте. Главное, когда удар уже неизбежен, препятствовать своему перемещению вперед и оберегать голову. Лучше упереться ногами в пол, голову наклонить вперед между рук, покрепче ухватиться за рулевое колесо и напрячь все мышцы.

Очень опасны неисправности тормозной системы, рулевого управления и ходовой части автомобиля, возникающие в движении. Они вызывают резкое изменение направления движения и делают часто автомобиль трудноуправляемым. Появление этих неисправностей всегда внезапно, и тяжесть их последствий зависит прежде всего от способности водителя сохранить самообладание, быстро принять решение и действовать соответственно создавшейся обстановке.

Приведем примеры критических ситуаций, которые могут возникнуть в результате технических неисправностей автомобиля.

Автомобиль двигается по дороге с сухим асфальтобетонным покрытием со скоростью 60 км/ч. Дорога идет под уклон, встречного движения нет, и водитель пустил автомобиль накатом. На уклоне автомобиль стал набирать скорость, и она уже превысила установленное на дороге ограничение. Водитель решил несколько погасить скорость и спокойно нажал на педаль тормоза. Педаль легко утопилась до пола, но автомобиль на торможение не среагировал. Водитель вторично нажимает на педаль и никакого эффекта: автомобиль продолжает набирать скорость. Мелькнула мысль — в тормозную систему попал воздух и снова, уже судорожно, нажатие на педаль! Нет, тормоза отказали…

А ведь отказ рабочего тормоза на спуске особенно опасен. Например, на уклоне 6% при отключенной от двигателя трансмиссии автомобиль, свободно катящийся накатом со скоростью 30—40 км/ч, на километровом участке набирает скорость до 70 км/ч.

Решение здесь должно быть одно: принять все меры к немедленной остановке автомобиля. Как это сделать?

На сухой дороге для гашения скорости водитель может использовать стояночный тормоз, плавно затягивая рычаг тормоза на несколько щелчков. Резкое и полное включение стояночного тормоза в движении не допускается. На скользких дорогах (а при высокой скорости — и на сухих) включение стояночного тормоза нередко приводит к заносу и даже опрокидыванию автомобиля.

Самый надежный способ остановить автомобиль с неисправным рабочим тормозом практически в любых условиях — это торможение двигателем с последовательным переходом на низшие передачи в КП. Намного сложнее обстановка, когда при отказе рабочего тормоза остановился двигатель и пустить его не удается, а рычаг коробки передач находится в нейтральном положении. В этих условиях для остановки автомобиля нужно немедленно включить высшую передачу в коробке передач. При включенной передаче двигатель будет гасить скорость и не исключено, что сам начнет работать. Если он все же не пустится, водитель оставляет передачу включенной; неработающий двигатель создает большой тормозной эффект и обеспечит полную остановку автомобиля. Одновременно надо использовать и стояночный тормоз, затянув его хотя бы частично.

Что же могло произойти с рабочим тормозом, если он так внезапно отказал? Причин тут может быть несколько: или оторвался один из шлангов привода колесного тормоза (что бывает при движении через пни, камни, ветки и другие препятствия), или шланг был уже ранее частично поврежден (имел трещины, потертости), или просто был недостаточно затянут один из штуцеров привода тормозов, или перепускной клапан и тормозная жидкость из системы вытекла.

Средняя тяга привода рулевого управления может рторваться в результате износа или неправильной сборки шаровых шарниров. В момент отрыва водитель чувствует мгновенное облегчение усилий на рулевом колесе, а потом увеличение усилий и увод автомобиля вправо. Автомобиль реагирует на поворты рулевого колеса, но очень слабо. Водитель обязан приложить любые усилия на рулевом колесе, но автомобиль удержать на своей полосе движения и одновременно плавно остановить его рабочим тормозом.

Шина может разорваться при длительном движении на высокой скорости и при полной загрузке автомобиля, чаще в жаркую погоду. Разрыв сопровождается хлопком. При разрыве шины переднего колеса на рулевом колесе ощущается сильный рывок и затем постоянный увод в сторону лопнувшей шины. Если водитель в момент разрыва шины держал рулевое колесо небрежно, одной рукой, то оно может быть вырвано из руки, и автомобиль резко бросит в сторону. На большой скорости это грозит опрокидыванием или столкновением с другими транспортными средствами. Объясняется это тем, что на колесе с лопнувшей шиной возникает очень большое сопротивление качению и появившаяся сила стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины. Для предотвращения происшествия нужны быстрые и правильные действия водителя. Услышав звук разорвавшейся шины и почувствовав сильный рывок на рулевом колесе, водитель должен удержать рулевое колесо от поворотов и усилием в обратную сторону стараться сохранить прямолинейное движение автомобиля, не допуская выезда на полосу встречного движения. Одновременно он осторожно, сначала не выключая сцепления, затормаживает автомобиль рабочим тормозом до полной остановки. При появлении рыскания автомобиля торможение немедленно прекращается и возобновляется лишь после того, как автомобиль перестанет бросать из стороны в сторону. При разрыве шины заднего колеса водитель также слышит хлопок, но сильного рывка на рулевом колесе не ощущает. После хлопка появляется небольшой увод в сторону лопнувшей шины и виляние задней части автомобиля. Дальнейшие действия водителя направлены также на то, чтобы остановить автомобиль.

Рис. 1. На колесе с лопнувшей шиной возникает большая сила сопротивления качению, которая стремится развернуть автомобиль в сторону поврежденной шины

Оторваться колесо может при недостаточной затяжке болтов (гаек) его диска. Признаками слабого крепления колеса является характерный стук, прослушиваемый на небольшой скорости, виляние колеса, видимое со стороны, например из автомобиля, двигающегося сзади. Если слабо закреплено переднее колесо, то на рулевом колесе ощущаются резкие толчки, особенно при повороте. На большой скорости стук, виляние колеса и толчки на рулевом колесе почти не наблюдаются. Такое колесо может соскочить со ступицы (с тормозного барабана) и покатиться произвольно вперед или в сторону. Автомобиль получает удар, как при наезде на пороговое препятствие, и наклоняется в сторону соскочившего колеса. Тормозной барабан или ступица без колеса, катясь по дороге, создают большое сопротивление качению. При этом возникает момент сил, который стремится развернуть автомобиль в сторону соскочившего колеса, при отрыве левого колеса — на полосу встречного движения. Рулевое колесо резко и с большим усилием тянет в сторону и удержать его можно только двумя руками. В этой ситуации задачей водителя является сохранение направления движения автомобиля на своей полосе и быстрейшая остановка его. Водитель двумя руками быстро поворачивает рулевое колесо в сторону, обратную уводу машины, и, почувствовав, что при этом положении рулевого колеса автомобиль двигается прямо, продолжает крепко держать его до полной остановки. Правая нога водителя переносится на педаль рабочего тормоза и производится плавное торможение. Резко тормозить в этих условиях нельзя.

Очень опасно сорвавшееся колесо. При качении оно обладает большим моментом инерции (тем большим, чем больше скорость качения и масса колеса) и может нанести большой ущерб встречным и стоящим транспортным средствам, сооружениям, нанести серьезные травмы пешеходам. Пытаться остановить катящееся колесо «в лоб» бессмысленно, его останавливают ударом ноги со стороны.

Отрыв переднего колеса вместе со ступицей встречается как результат крайне небрежной затяжки гайки крепления и регулировки подшипников ступицы. Признаком ослабления гайки и разрушения подшипников является виляние колеса, видное со стороны и сопровождаемое иногда характерным скрипом. При отрыве колеса водитель ощущает удар, резкий рывок рулевого колеса и наклон автомобиля в сторону, т. е. происходит то же, что и при отрыве колеса со ступицы, но в значительно усиленном виде (удар сильнее, рывок рулевого колеса резче, наклон автомобиля больше). Действия водителя здесь также направлены на то, чтобы удержать автомобиль на своей полосе дороги и плавно остановиться. Однако торможение здесь опасно, и его надо производить очень аккуратно, так как тормозная жидкость из тормозного цилиндра оторвавшегося колеса может вытечь. Попав в момент торможения под задние колеса, она неизбежно вызовет занос автомобиля. Все это делает применение рабочего тормоза весьма опасным, и автомобиль лучше останавливать стояночным тормозом.

Карданный вал отрывается в результате нарушения его крепления. Признаком ослабления крепления вала является вибрация корпуса автомобиля в движении.

Обычно обрывается задний конец вала, когда нарушено крепление его фланца к фланцу заднего моста. При обрыве вал, вращаясь, как хлыстом бьет в корпус автомобиля, что сопровождается большим шумом внизу. Оторвавшийся вал может при этом разрушить привод рабочего тормоза и нанести другие повреждения. Машину следует немедленно остановить рабочим тормозом.

Несколько слов о происшествиях, которые встречаются крайне редко, но иногда приводят к трагическим последствиям.

Прежде всего о пожаре в автомобиле. Чаще всего он возникает в районе двигателя. Признаками загорания являются дым из-под капота и запах горящих горючесмазочных материалов. Причинами загорания могут быть подтекание бензина в местах неплотного присоединения шлангов, плохое состояние штуцеров, прокладок, бензопроводов, ненадежное крепление электропроводов, вызывающее искрение. При обнаружении признаков пожара в районе двигателя водитель тут же выключает зажигание и отключает массу (если в салоне установлен выключатель массы), останавливает автомобиль на правой обочине дороги и дает команду всем пассажирам покинуть машину. Действуя в хорошем темпе, водитель открывает капот двигателя, Делать это нужно крайне осторожно, оберегая лицо, так как резкое открытие капота иногда сопровождается выбросом пламени. Обычно, открыв капот, водитель быстро находит очаг пожара. Любое загорание под капотом двигателя гасится огнетушителем. Если же его нет или он неисправен, то загорание в приборах электрооборудования гасится водой, для чего в крайнем случае можно использовать воду из бачка омывателя ветрового стекла. Однако если бачок омывателя заправлен жидкостью НИИСС-4 или ее смесью с водой, следует помнить, что эта жидкость огнеопасна.

При отсутствии воды загоревшийся прибор можно накрыть куском чистого брезента или толстой ткани и плотно обжать его.

Приборы системы питания тушить водой бесполезно. Для этого нужно использовать брезент, кошму, одеяло или другие ткани, не пропитанные горюче-смазочными материалами. Пожар может возникнуть и в салоне автомобиля, причиной которого чаще всего бывает небрежное обращение со спичками, сигаретами и папиросами, с раскаленным прикуривателем. Находящиеся в салоне материалы, пропитанные бензином или маслом, и емкости с огнеопасными материалами — это потенциальные очаги пожара.

Обнаружив в салоне пожар, водитель должен немедленно остановить автомобиль, включить аварийную сигнализацию и высадить всех пассажиров. Загоревшиеся предметы выбрасываются из машины. Гасятся они огнетушителем, песком или землей, плотными материалами, способными прекратить доступ кислорода к очагу, загоревшиеся ткани затаптываются ногами. Для ликвидации пожара водитель использует пассажиров или находящихся вблизи людей.

Каждый водитель должен уметь пользоваться имеющимся в машине огнетушителем. Однако проверки показывают, что водители не умеют применять его.

Бывает и так, что автомобиль падает в воду. При этом иногда машина некоторое время держится на плаву. Водитель должен использовать эти мгновения и покинуть машину через окно двери. Открывать для этого дверь нельзя: это только ускорит погружение машины в воду.

Если автомобиль погрузился на дно при закрытых стеклах дверей, воздух сохраняется в нем еще несколько минут. Прежде всего водитель включает фары, чтобы обозначить место нахождения машины для людей, которые могут прийти на помощь. Спешить покидать машину в этой ситуации не надо. Когда вода заполнит салон наполовину, водитель, набрав полную грудь воздуха, рывком открывает дверь и как можно быстрее всплывает на поверхность. При наличии в салоне пассажиров водитель руководит их действиями и помогает им покинуть машину.

Остановимся еще на одном явлении, очень опасном и недостаточно изученном. Оно бывает с водителями в дальней дороге, и ученые называют его эффектом «заторможенного состояния» или «дорожным гипнозом». Чаще всего он возникает у водителей на длинных прямых участках дорог с малым движением других транспортных средств при длительном управлении автомобилем. Плохой отдых, а также обильная плотная пища перед поездкой способствуют этому явлению.

Эффект «заторможенного состояния» проявляется в виде сонливости, слабости, такого состояния, будто водитель на короткое время потерял сознание. Однако это не обычный сон, а психическое состояние, похожее на гипнотический сон. Водитель сохраняет способность управлять автомобилем в простой дорожной обстановке и может нормально ехать несколько десятков километров. Однако он теряет ощущение скорости, не оценивает дистанцию и самое главное — не реагирует на возникновение опасности. Он может вдруг остановиться или съехать с дороги и потом будет объяснять свои действия тем, что ему что-то показалось.

Это очень опасное состояние водителя, так как оно может привести к столкновению на высокой скорости. Такое состояние водителя почувствуют прежде всего пассажиры, которым его действия по управлению автомобилем покажутся странными. Именно они должны потребовать остановиться и порекомендовать водителю отдохнуть или физическими упражнениями, пробежкой, купанием снять с себя это состояние.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Действия водителя в критических ситуациях"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства