Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Воздушные линии электропередач

Публикация:
   Деревянные опоры

Читать далее:




Деревянные опоры

Наибольшее распространение при строительстве ВЛ деревянных опор обусловлено их невысокой стоимостью, достаточно высокой механической прочностью, а также природным круглым сортаментом, обеспечивающим простоту конструкций и наименьшее сопротивление ветровым нагрузкам. Высокие электроизоляционные свойства древесины позволяют применять на деревянных опорах меньшее количество подвесных изоляторов, чем на металлических или железобетонных, а для ВЛ 6—10 кВ использовать легкие и дешевые изоляторы. Кроме того, в некоторых случаях отпадает необходимость в подвеске грозозащитного троса и заземлении этих опор. В качестве фундаментов для деревянных опор используют железобетонные пасынки или сваи.

Деревянные опоры в 1,5 раза дешевле железобетонных и металлических, но менее долговечны. Для продления срока службы древесину опор подвергают противогнилостной обработке (антисептированию) на специальных заводах. Перспективным является использование опор из клееной древесины, конструкции которых разрабатываются в последнее время. Такую древесину изготовляют из сосновых досок, пропитанных масляным антисептиком и склеенных между собой. Применение клееной древесины позволяет повысить срок службы опор, ликвидировать скрытые пороки древесины (гниль и т. п.), а также использовать короткомерные столбы.

Деревянные опоры применяют на BЛ напряжением до 220 кВ; разработаны также конструкции опор для BЛ напряжением 330 и 500 кВ.

Технические свойства древесины. Для изготовления деревянных опор применяют сосну, лиственницу и реже ель. Древесина сосны и лиственницы содержит много смолы и поэтому хорошо противостоит действию влаги. Ель значительно легче поддается загниванию, и ее не разрешается использовать для изготовления траверс и пасынков. Опоры из ели можно устанавливать только на В Л напряжением до 35 кВ, питающих потребителей третьей категории. Стойки опор изготовляют из стволов деревьев. Нижняя часть ствола называется комлем, а верхняя, более тонкая, — отрубом. Естественную конусность ствола от отруба к комлю называют сбегом.

Прочность древесины в значительной степени зависит от влажности. При уменьшении влажности в деревянных опорах из-за усушки древесины нарушаются соединения: ослабляются гайки и бандажи. Чтобы получить древесину, пригодную для изготовления опор (с влажностью 18—22%), ее сушат. Основным способом является атмосферная, т. е. естественная сушка на воздухе, которая, хотя и является длительной (40—50 дней), дает наилучшие результаты. В последние годы применяют высокотемпературную сушку древесины в петролатуме, а также сушку токами высокой частоты.

Прочность древесины зависит также от наличия тех или иных пороков: гнили, сучков и трещин, кривизны, косослоя, механических повреждений ствола, повреждения насекомыми. Самым опасным пороком является гниль, возникающая от поражения древесины грибками. Загнившая древесина покрывается мелкими трещинами, становится трухлявой и распадается от легкого удара. Наиболее интенсивное гниение происходит при температуре 20—35 °С и влажности 25—30%.

Для защиты от гниения древесину пропитывают маслянистыми и минеральными антисептиками. В качестве маслянистых антисептиков обычно применяют чистое креозотовое масло или креозотовое масло в смеси в мазутом, который служит растворителем. Недостатками маслянистых антисептиков являются их вредное воздействие на кожу и слизистые оболочки человека, а также горючесть. Маслянистыми антисептиками пропитывают готовые элементы деревянных опор непосредственно на заводе. При сборке опор на трассе все места, подвергавшиеся обработке, дополнительно покрывают более безопасными минеральными антисептиками: фтористым натрием, динитрофенолом, уралитом и другими, которые разводят в воде. Разрабатываются и испытываются синтетические материалы, служащие одновременно для антисептирования и защиты древесины от возгорания.

Непропитанная древесина (сосна и ель) имеет средний срок службы от трех до пяти лет. Пропитка древесины маслянистыми антисептиками повышает срок службы опор до 15—25 лет. Деревянные опоры из сосны и ели без защиты их от гниения устанавливать запрещено. Лиственницу зимней рубки ввиду ее большой стойкости к загниванию разрешается применять непро-питанной.

Опоры ВЛ до 1 кВ. На ВЛ до 1 кВ устанавливают унифицированные деревянные опоры: одностоечные промежуточные и одностоечные с подкосами— анкерные, угловые, концевые и ответвительные. Подкосы анкерных, угловых и концевых опор служат для восприятия усилий от тяжения проводов.

Основными элементами промежуточной опоры являются пасынок и стойка, а опоры с подкосом — пасынки стойки и подкоса, стойка и подкос. Для повышения прочности закрепления в грунте анкерных и угловых опор применяют железобетонные и деревянные ригели, которые крепят к пасынку. Провода к опоре крепят на крюках или траверсах со штырями. Устанавливают также опоры без пасынков — с цельной стойкой.

Как правило, опоры устанавливают с железобетонными пасынками ПТ трапецеидальной формы длиной 3,25; 4,25 и 6 м. Стойки опор имеют длину 6,5 и 7,5 м для подвески пяти проводов и 7,5 и 8,5 м для подвески восьми проводов.

Рис. 1. Деревянные опоры В Л напряжением до 1 кВ:
а и б — одностоечные промежуточные с креплением проводов на крюках и на траверсе, виг — одностоечные с подкосом угловые с креплением проводов на крюках и на траверсе; 1 — пасынок, 2 — стойка, 3 — крюк, 4 — штырь, 5 — траверса, 6 — подкос траверсы, 7 — подкос опоры, S — ригель

Сопряжение стойки с пасынком показано на рис. 1. Длина сопряжения должна быть 1100 мм для железо-бетонных пасынков и 1300 мм для деревянных. Проволочный бандаж выполняют из десяти витков стальной оцинкованной проволоки диаметром 4 мм или шести витков катанки диаметром 6 мм. Соединение стойки с пасынком может быть также выполнено припасовочными хомутами. С подкосом стойку соединяют врубкой и двумя болтами или двумя металлическими накладками. Траверсу крепят к стойке сквозным болтом и двумя раскосами.

Опоры рассчитаны на подвеску на крюках до восьми алюминиевых проводов сечением до 50 мм2 или соответствующих им по массе проводов других марок и сечений. В зависимости от климатических условий тип

опоры для одних и тех же марок проводов не меняется, изменяется длина максимально допустимого пролета между опорами. При скрещивании линий или устройстве вводов в здания используют промежуточные опоры с дополнительными крюками.

Схема расположения проводов на опорах с крюками шахматная (шаг 200 мм). Верхний крюк устанавливают на расстоянии 200 мм от скоса стойки. Для опор, устанавливаемых в особо гололедных районах, расстояние между крюками увеличивают до 300 мм.

Опоры ВЛ 6—10 кВ. На В Л 6—10 кВ устанавливают унифицированные свободностоящие деревянные опоры трех типов: одностоечные — промежуточные; А – образивные — концевые, анкерные, ответвительные, угловые промежуточные и трехстоечные (А-образные с подкосами) — угловые анкерные. А-образные фермы анкерных и концевых опор устанавливают по оси ВЛ, а угловых — по биссектрисе угла поворота линии. На рис. 3 показаны основные типы деревянных опор ВЛ 6—10 кВ с железобетонными и деревянными пасынками и подвеской проводов на крюках и траверсах.

Одностоечные опоры состоят из стойки, пасынка и крюков. Для подвески проводов больших сечений вместо крюков устанавливают траверсу и оголовник. А-образные и трехстоечные опоры — анкерные, угловые и другие — помимо стоек и пасынков имеют подтраверсники, с помощью которых траверсы крепятся к стойкам, а также поперечины (усиливающие жесткость А-образной фермы), ригели и подкосы.

Рис. 2. Сопряжение стойки с пасынком на В Л до 1 кВ:
а — проволочными бандажами (деревянного), б — припасовочными хомутиками (железобетонного); 1 — стойка, 2 — пасынок, 3 — проволочный бандаж, 4 — припасовочный хомут, 5 — планка, 6 — гайка

Основными деталями опор всех типов являются стойки длиной 8,5 м, железобетонные пасынки длиной 4,25 м и деревянные пасынки длиной 4,5 м. Имеются также варианты промежуточных опор со стойками длиной 9,0 и 6,5 м и пасынками различной длины.

Рис. 3. Деревянные опоры ВЛ 6—10 кВ:
а и б — промежуточные с креплением проводов на крюках и на траверсе и оголовнике, в — угловая промежуточная с креплением проводов на траверсе, г — анкерная, 0 — угловая анкерная; 1 — пасынок, 2 — стойка, 3 — крюк, 4 — штырь, 5 — оголовник, 6 — траверса, 7 — поперечина, 8 — ригель, 9 — подтраверсник, 10 — подкрс

Детали всех опор унифицированы. Например, ИЗ деталей угловых анкерных опор можно собрать анкерные и концевые опоры.

Сопряжение железобетонных пасынков со стойкой для опор ВЛ 10 кВ выполняют так же, как и для опор BЛ до 1 кВ: проволочными бандажами или припасовочными хомутами. Бандаж в этом случае имеет восемь витков проволоки вместо шести. Деревянные пасынки сопрягают со стойками только бандажами. Для деталей А-об-разных опор принято бесшпоночное сопряжение в верхушке с уменьшенным количеством врубок и затесов.

Опоры рассчитаны на подвеску одной цепи стальных, сталеалюминиевых или алюминиевых проводов сечением соответственно до 25; 50 и 95 мм2. Для крепления проводов на траверсах А-об-разных опор применяют накладки из швеллеров, позволяющие устанавливать штыревые и подвесные изоляторы.

Опоры BЛ 35 кВ для легких проводов. На одноцепных ВЛ 35 кВ с легкими проводами устанавливают унифицированные деревянные опоры трех типов: одностоечные — промежуточные; А-образные — угловые промежуточные, анкерные и концевые; трехстоечные (А-образные с подкосом) — угловые анкерные и ответвительные.

Конструкции одностоечных и А-образных опор ВЛ кВ со штыревыми изоляторами аналогичны конструкциям опор ВЛ 6—10 кВ. При креплении проводов на подвесных изоляторах применяют одностоечные опоры с угловой траверсой. Деревянные стойки имеют длину 8,5; 9,0 или 11 м, железобетонные пасынки — 6 м, а деревянные пасынки — 4,5 или 6,4 м.

Рис. 4. Верхушка угловой опоры:
1 — стойка, 2 — траверса, 3 — металлический оголовник, 4 — стяжные болты

Сопряжение железобетонных пасынков со стойками выполняют хомутами. Деревянные пасынки (двойные для одностоечных опор и одинарные для А-образных) сопрягают со стойками бандажами из 20 витков оцинкованной проволоки диаметром 4 мм или 16 витков катанки. В слабых грунтах промежуточные опоры устанавливают с ригелями.

Опоры рассчитаны на подвеску одной цепи стальных, сталеалюми-ниевых и алюминиевых проводов сечением соответственно до 25, 70 и 95 мм2. В населенной местности применяют двойное крепление проводов на штыревых изоляторах и одинарное — на подвесных.

Опоры ВЛ 35 к В для тяжелых проводов и ВЛ 110 — 220 кВ. На ВЛ 35 — 220 кВ устанавливают унифицированные опоры двух типов: П-образные промежуточные и АП-об-разные анкерные и угловые.

Рис. 5. Промежуточная П-образная опора ВЛ 35—110 кВ:
1 — пасынок, 2 — стойка, 3 — траверса, 4 — раскосы, 5 — ригель

П-образные опоры ВЛ 35— 110 кВ представляют собой свободно стоящий портал, имеющий две стойки, горизонтальную траверсу и внутренние перекрестные связи — раскосы для усиления жесткости П-образной фермы. При подвеске троса применяют такие же опоры, но с траверсой, смещенной вниз на 2 м. Пасынки портальных опор могут быть деревянными и железобетонными, одинарными (для ВЛ 35— 110 кВ) и двойными (для ВЛ 220 кВ). Деревянные стойки опор ВЛ 35—110 кВ имеют длину 11 м, ВЛ 220 кВ — 13 м. Траверсы опор ВЛ 35—110 кВ — одинарные, а ВЛ 220 кВ —двойные. Используются также П-образные опоры ВЛ 35 — 110 кВ с цельной стойкой (без пасынков) и на деревянных пасынках — сваях.

Рис. 6. Крепление траверсы со стойкой опоры:
а — ВЛ 35—110 кВ, б —ВЛ 220 кВ; 1 — стойка, 2 — болт, 3 — седло, 4 — траверса

Рис. 7. АП-образная тросовая опора ВЛ 35—110 кВ:
1 — А-образная ферма, 2 — подтраверсник, 3 — грозозащитный трос, 4 и 5 — траверсы для крепления тросов и проводов, 6 и 8 — раскосы верхнего и нижнего ярусов, 7 и 9 — поперечины верхнего и нижнего ярусов

Стойки с пасынками соединяют проволочными бандажами. Для затяжки бандажей применяют специальные стяжные болты и фасонные шайбы. Траверсы со стойкой соединяют болтами и специальными металлическими деталями — седлами для уменьшения количества врубок.

Провода на опорах располагают горизонтально на подвесных изоляторах. Расстояние между фазами ВЛ 35 кВ принято 3 м, ВЛ 110 кВ — 4 м и ВЛ 220 кВ — 5 м. Для присоединения гирлянд изоляторов и тросов применяют специальные детали крепления.

АП-образные опоры представляют собой пространственные деревянные конструкции, выполненные из двух А-образных ферм, соединенных между собой в плоскостях П траверсами, раскосами и поперечинами в двух ярусах. Если АП-образную опору устанавливают на прямом участке, раскосы в плоскостях П не ставят и А-образные фермы связывают поперечинами только в одном ярусе.

Траверса АП-образных опор ВЛ 35—110 кВ проходит внутри угла, образованного стойками, и крепится к ним подтраверсными брусьями и металлическими поковками без врубок. Раскосы к стойкам и пасынкам также присоединяют поковками, а поперечины крепят сквозными болтами. Траверсы угловых опор смещены относительно оси ВЛ в сторону внешнего угла.

АП-образные опоры ВЛ 220 кВ отличаются от АП-образных опор ВЛ 35—110 кВ главным образом размерами. Траверса АП-образной опоры для ВЛ 220 кВ — двойная, состоящая из двух бревен длиной 13 м. Обе половины траверсы расположены снаружи А-образных ферм на подтраверсниках. Пасынки опоры имеют длину 7,5 м.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Воздушные линии электропередач

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Деревянные опоры"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства