Строительные машины и оборудование, справочник







Диагностирование электрооборудования СДПТМ

Категория:
   Диагностирование строительных машин


Диагностирование электрооборудования СДПТМ

В процессе эксплуатации СДПТМ с дизельным двигателем основные неисправности электрооборудования приходятся на аккумуляторные батареи, генератор с регулятором напряжения, стартер и другие потребители электроэнергии.

Комплексная проверка работоспособности аккумуляторной батареи проводится под нагрузкой по напряжению, которое при запуске двигателя стартером должно быть не менее 10,2 В, а при последовательном соединении двух батарей — не менее 20,4 В.

Поэлементное диагностирование аккумуляторных батарей включает проверку уровня и плотности электролита, степени заряженности элементов, наличия короткого замыкания пластин.

Уровень электролита должен быть на 10-15 мм выше сепараторных пластин. Наличие контакта пластин с воздухом приводит к быстрому снижению емкости батарей. При понижении уровня доливают дистиллированную воду, так как она испаряется быстрее, чем кислота. Плотность электролита замеряется ареометром. Разница между плотностью электролита в отдельных элементах не должна превышать 0,02 г/см3. Плотность электролита заряженной аккумуляторной батареи, приведенная к 15 °С, для условий Республики Беларусь и второй климатической зоны России рекомендуется 1,27 г/см3.

Степень заряженности аккумуляторной батареи влияет на ее работоспособность. При длительном хранении или эксплуатации в разряженном состоянии на поверхности активного слоя пластин оседают крупные кристаллы PbS04 (явление сульфатации пластин). Этот дефект практически не устраняется и приводит к снижению емкости батарей. Сульфатация с малой глубиной может быть устранена путем продолжительной зарядки током до 0,04 емкости аккумуляторных батарей при плотности электролита не более 1,11 г/см3 и последовательной разрядке. Этот процесс повторяют несколько раз.

Заряженность аккумуляторов определяют по плотности и напряжению. При разрядке аккумуляторных батарей плотность понижается. Так, снижение ее на 0,01 г/см3 соответствует разрядке аккумуляторной батареи на 6%. Заряженность элементов по напряжению проверяется нагрузочной вилкой. Если аккумулятор заряжен и исправен, то напряжение под нагрузкой в конце 5-й секунды остается в пределах 1,7-1,8 В. При снижении напряжения за это время на 1,4-1,5 В батарею отправляют на зарядку, которая осуществляется током, равным 0,07-0,10 ее емкости. Разница в напряжении отдельных элементов не должна превышать 0,15 В.

Нагрузочной вилкой при отключенных нагрузочных резисторах определяется короткое замыкание пластин. Для исправного элемента должно соблюдаться неравенство Е0 > 0,84 + g, где Е0 — электродвижущая сила элемента; g — плотность электролита. Если измеренная Е0 меньше расчетной, то в элементах имеется частичное короткое замыкание.

Приближение Е0 к нулю указывает на полное короткое замыкание пластин. Короткое замыкание пластин возникает при выпадении из них на дно банок активной массы. Как правило, этот дефект возникает при чрезмерном пользовании стартером, когда большие разрядные токи приводят к короблению пластин. Поэтому рекомендуется при запуске двигателя включать стартер не дольше 5 с. Если двигатель после первой попытки не запустился, то каждую следующую попытку запуска необходимо осуществлять через 15-20 с.

В настоящее время на СДПТМ в качестве источника электрической энергии применяют трехфазные синхронные генераторы. В них, как правило, устанавливаются выпрямители на кремниевых диодах, которые закрепляются на крышке генератора со стороны контактных колец. На таких генераторах запрещается соединять плюсовой провод с массой и отключать его от регулятора напряжения, так как это может привести, к пробою диодов.

Для определения работоспособности генератора проверяют частоту вращения якоря генератора, соответствующую его возбуждению без нагрузок и с нагрузкой (на начало отдачи и на полную отдачу при номинальном напряжении). При проверке на начало отдачи частота исправного генератора без нагрузки не должна превышать 1000 об/мин в момент достижения напряжения 12,5 В для 12-вольтного и 25 В для 24-вольтного электрооборудования. После возбуждения генератора нагрузку и частоту вращения плавно увеличивают до номинальных значений (табл. 11.9). Проверяется устойчивость работы под нагрузкой и наличие искренний на щетках коллектора. Без снятия нагрузки отключается генератор и повторно проверяется частота его возбуждения.

Если результаты измерений не соответствуют паспортным данным, то производится локализация неисправностей. При номинальном напряжении измеряется сила тока в обмотке возбуждения, который должен быть не более ЗА для 12-вольтных генераторов и не более 1 А для 24-вольтных.

Исправность элементов выпрямителя проверяют путем измерения обратного тока.

Необходимость разборочных операций генератора и регулятора напряжения определяют на основании результатов испытаний. К частым отказам генератора относятся: потери контакта между щетками и коллектором генератора или контактными кольцами, заедание щетки в щеткодержателе, износ щеток, попадание грязи и масла, снижение упругости пружин щеткодержателей и т. д.

При установке новых щеток их притирают к коллектору. Для этого полоску мелкой стеклянной шкурки, ширина которой должна быть равной ширине коллектора, вводят между щеткой и коллектором, затем протаскивают ее в направлении, противоположном направлению вращения якоря, повторяя эту операцию до полного прилегания щетки к коллектору.

Давление пружины проверяют динамометром, оттягивая им нажимной рычажок щеткодержателя. Фиксируют показания динамометра в момент, когда полоска бумаги, введенная между щеткой и коллектором, свободно вытаскивается.

Грязь и масло с контактных колец и коллектора удаляют ветошью, смоченной бензином. Подгар с коллектора удаляют стеклянной шкуркой, прижимая ее к коллектору и вращая рукой якорь. Если подгар значительный и шкуркой не удаляется, то коллектор протачивают. Кольца с износом более 0,5 мм необходимо проточить.

По окончании всех работ внутреннюю полость генератора следует продуть сжатым воздухом.

Регулятор напряжения представляет собой электронную схему, как правило, в интегральном исполнений, которая в период эксплуатации не разбирается и не ремонтируется.

Эксплуатация электронных регуляторов без аккумуляторной батареи не рекомендуется. Запрещается замыкание выводов регулятора между собой, а при подключении к электрооборудованию постороннего источника свыше 15(30) В он должен быть отключен. Работоспособность регуляторов напряжения совместно с генератором оценивается по эффективности стабилизации напряжения 13,6-14,5 В или 28-30 В в электрооборудовании машины при изменении частоты вращения, нагрузки и температуры окружающей среды. Техническое состояние регулятора напряжения отдельно от генератора проверяется в соответствии со схемами (рис. 11.13), с переменным напряжением, подключаемого источника тока. Сигнальная лампа мощностью не более 6 Вт включается как обмотка возбуждения генератора между выводами «Ш» и «+» бортовой электросети для первого вида (рис. 11.13, а) и соответственно «-» (рис. 11.13, б) для второго вида регуляторов, которые невзаимозаменяемы. По сигналу лампы определяется исправность регулятора. Он считается исправным, если лампа горит при напряжении 12-12,5 В (24-25 В) или не горит при напряжении 14-15 В (28-30 В).

Для проверки регулируемого напряжения генераторной установки можно подключить вольтметр или мультиметр непосредственно к аккумуляторной батарее. Предварительно необходимо убедиться в исправности проводки электрооборудования. При проверке изоляции обмоток генератора ток разряда не должен превышать 0,5 мА. В противном случае нарушена изоляция или пробит диод выпрямительного блока.

В эксплуатации находится еще много машин, в которых напряжение генератора поддерживается реле-регулятором. В случае завышенного значения напряжение регулируется ослаблением, а в случае заниженного — натяжением спиральной пружины якорька путем подгиба хвостика угольника. Подрегулировку регулятора необходимо производить, если регулируемое напряжение более чем на 0,5 В превышает указанное в технических условиях (как правило, 14 В для 12-вольтного и 29 В для 24-вольтного электрооборудования).

Регулировку регулятора следует вести, стараясь максимально приблизиться к среднему значению регулируемого напряжения. При проверке и регулировке регулятора напряжения на машине достаточно подключить вольтметр к генератору, а требуемая нагрузка достигается одновременным включением потребителей. При этом суммарный ток приближается к номинальному. Частота вращения измеряется тахогенератором.

Работоспособность генератора проверяют без снятия его с двигателя путем измерения напряжения на зажимах «+» и «-» генератора, а затем на аналогичных зажимах регулятора при средней и максимальной частоте вращения. Разница измеренных напряжений не должна превышать 1,5 В.

Комплексная оценка работоспособности стартера производится по параметрам режимов холостого хода и полного торможения, по развиваемой мощности, щеточно-коллекторному соединению и механизму привода. Диагностирование стартера проводится по количественным значениям контролируемых параметров, приведенным к температуре 20 С.

Повышенная сила тока на режимах холостого хода вызывается: при снижении частоты вращения — перекосом якоря, задеванием его за крепление полюсов, изнашиванием подшипников или отсутствием в них смазочного материала; при отсутствии вращения якоря — коротким замыканием на массу в обмотках якоря либо возбуждения или в щеткодержателях. Увеличение силы тока в режиме полного торможения характеризуется межвитковым замыканием в обмотках якоря или возбуждения.

При поэлементном диагностировании особое внимание уделяется состоянию щеточно-коллекторного соединения. Рабочая поверхность коллектора должна быть чистой и гладкой, без следов подгорания. При необходимости коллектор зачищают шкуркой со стеклянным покрытием зернистостью 80 и 100. Проверяют отсутствие замыкания щеткодержателей на массу, степень износа щеток и силу воздействия на них пружины.

Работоспособность механизма привода проверяется по легкости перемещения муфты, а исправность обмоток и силовых контактов тягового реле — по сопротивлению. При втянутом якоре реле зазор между упорной шайбой и втулкой привода должен быть равен 1,0±0,5 мм.

Диагностирование контрольно-измерительных приборов осуществляется с помощью приборов Э-204 или моделей 531 и 537 в соответствии с инструкциями, прилагаемыми к ним.

При проверке амперметра шунт прибора Э-204 последовательно присоединяют к нему и сравнивают показания двух приборов. Отклонение в показаниях не должно превышать 15%.

Проверка измерителей давления производится подключением датчика в специальный штуцер прибора Э-204. Создается максимальное давление, и при его плавном снижении показания проверяемого указателя сравниваются с контрольным значением. Отклонение не должно превышать 4%.

Термометр проверяют при помещении его датчика в нагреватель прибора Э-204, заполненный дистиллированной водой. По степени нагрева сравнивают показания проверяемого термометра с контрольным. Отклонение не должно превышать 6 °С.

При отклонениях давления и температуры, превышающих приведенные значения, проверяются датчики по силе потребляемого тока. Контроль уровня жидкости в системах СДМ осуществляется с использованием электромагнитных и магнитоэлектрических указателей уровня. Измерители уровня жидкости включают реостатные датчики. Работоспособность указателей в комплексе с датчиком проверяется по углу отклонения рычага.

Работоспособность электрооборудования зависит от состояния изоляции. Ток разряда более 1мА при отключенных потребителях указывает на наличие повреждений изоляции.

В настоящее время на машинах применяются электронные системы, выполняющие функции управления процессом топливоподачи. Наиболее полно и точно функции управления топливоподачей выполняются системами электронного впрыскивания. Экономия топлива в этом случае достигает 25%. Центральным управляющим органом системы управления впрыскиванием является электронный блок управления (рис. 11.14), принимающий информацию от датчиков и выдающий управляющие сигналы на исполнительные электромагнитные устройства. Основная информация, необходимая для формирования состава смеси в экономичном режиме, поступает в ЭБУ, как правило, с 8 первичных преобразователей, определяющих частоту вращения, температуру воздуха, температуру охлаждающей жидкости, расход воздуха, положение акселератора, усилия на рабочем органе, положение распредвала и состав отработавших газов.

Наиболее совершенные электронные системы предусматривают обратную связь. Например, определяется наличие кислорода в отработавших газах и при получении информации о действительном составе смеси по команде ЭБУ вносится соответствующая корректировка в продолжительность впрыскивания. В ЭБУ входит микрокомпьютер, управляющий впрыскиванием топлива, оптимизируя его по количеству и углу опережения впрыска.


Читать далее:

Категория: - Диагностирование строительных машин





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины