Диагностирование сборочных единиц и дефектацшо деталей грузоподъемных машин с гидравлическим приводом следует проводить в соответствии с технологическими картами на диагностирование сборочных единиц и дефектацию деталей, в которых указаны применяемые контрольно-диагностические средства и оборудование, наименование и содержание операций, периодичность, номинальные, допустимые и предельные значения параметров. В технологических картах должен быть предусмотрен ресурс основного оборудования, по исчерпании которого машина или ее сборочные единицы и агрегаты направляются в капитальный или текущий ремонт.
При прогнозировании учитывают изменения состояния, его динамику и наработку машины. Зная предельные значения параметра состояния, по номограмме, таблице или формуле определяют остаточный ресурс сборочной единицы или составной части машины.
Технологический процесс проверки состояния и де-фектации сборочных единиц, составных частей и деталей гидросистем грузоподъемных машин обычно разделяется на две самостоятельные фазы.
Первая фаза — безразборное диагностирование сборочных единиц и составных частей гидросистем машин: гидронасосов, гидромоторов, золотников, распределителей клапанов, гидрозамков и т. д. Это диагностирование проводят непосредственно на машинах либо на стендах в ремонтно-механических мастерских.
Вторая фаза — дефектация деталей. После мойки и очистки детали поступают на дефектовочный пост. Дефектацию проводят в соответствии с технологическими картами на дефектацию деталей данной машины.
В результате контроля определяют техническое состояние деталей, которые делят на годные для дальнейшей работы, годные для восстановления и требующие выбраковки.
Вначале наружным осмотром выявляют внешние дефекты, видимые невооруженным глазом или через 5… 10-кратную лупу (трещины, вмятины, выбоины, задиры, искривления и др.). Затем детали подвергают инструментальному обмеру для проверки износа, формы (прямолинейность, овальность, конусность, скрученность и т. д.) и размеров.
Инструментальный обмер. Для проверки формы и размеров детали подвергают замерам при помощи: линеек, кронциркулей, штангенциркулей, микрометров, индикаторов, предельных калибров, угломеров, зубоме-ров и другого измерительного инструмента, различных приборов и приспособлений. Результаты замеров вносят в технологические карты на дефектацию деталей машин.
Наиболее часто встречаются дефекты валов и осей: износ сопряженных поверхностей, шеек, шлиц, шпоночных канавок, резьб, прогиб и скручивание. Овальность и износ шеек валов и осей определяют путем замера микрометрами или микрометром-индикатором, а конусность — при замере шеек в нескольких местах по длине и диаметру. Изгиб валов и осей определяют в центрах станка индикатором.
Износ отверстий определяют микрометрическими нутромерами и калибрами. Внешний и внутренний диаметры шлицев контролируют микрометрами, скобами или специальными шаблонами. Размер шлицев проверяют калибрами, размер шпоночных канавок — шаблоном и калибром. Износ штоков цилиндров проверяют микрометрами и индикаторами.
Износ гидроцилиндров определяют микрометрическим нутромером и индикаторным приспособлением; износ зубчатых колес — по толщине постоянной хорды (рис. 31) или длине общей нормали штангензубомером или скобами. При контроле подшипников качения проверяют радиальный и осевой люфты (рис. 32 и 33).
Результаты замеров деталей сопоставляют с данными технологических карт на дефектацию, на основании которых детали сортируют на 3 группы: годные, требующие ремонта и негодные. Качество выполнения дефектации деталей в значительной степени зависит от квалификации дефектовщика, совершенства мерительного инструмента, приборов и приспособлений.
Дефектация пружин. Пружины контролируют по чертежным размерам и по упругости на приборах ГАРО. Упругость определяют по шкале прибора, длину — линейкой, штангенциркулем, микрометром и т. д.
Метод магнитной дефектации. Трещины и другие скрытые дефекты выявляют при помощи магнитной дефектации, основанной на принципе «магнитного рассеивания». Деталь, укрепленная в магнитном дефектоскопе, намагничивается, в ее теле образуется направленный магнитный поток в виде параллельных силовых линий. При наличии трещин или другого дефекта магнитные силовые линии резко меняют направление и огибают трещину или другой дефект детали (рис. 34).
В практике наибольшее применение получил магнитный дефектоскоп МДВ. Для обнаружения направления магнитного поля на деталь наносят суспензию (смесь): керосин или трансформаторное масло и мелкодисперсный порошок окиси железа.
Ультразвуковая дефектоскопия. Этот метод основан на явлении распространения в металле ультразвуковых колебаний и отражения их от дефектов, нарушающих монолитность металла. Действие ультразвукового дефектоскопа УЗД-7Н (рис. 35) заключается в следующем. Пьезоизлучатель и приемник (контролируемая деталь) перемещаются вдоль контролируемой детали, и, если в детали имеется трещина или раковина, ультразвуковой луч, посланный излучателем, отразится от поверхности дефекта и не попадет на приемник, находящийся в данный момент в звуковой тени. Положение стрелки индикатора определит наличие дефекта в данном месте детали.
Рис. 31. Замер зубьев зубчатых колес-по постоянной хорде
hx — высота зуба до постоянной хорды; Sx — постоянная хорда; Ьх —толщина зуба по постоянной хорде
Рис. 32—33. Проверка радиального (рис. 32) и осевого (рис. 33) люфтов подшипников качения
Рис. 34. Схема прохождения магнитных силовых линий в детали в —при отсутствии дефекта; б —при наличии дефекта
Строительные машины и оборудование
→ Для специальных земляных работ
→ Дорожно-строительные машины
→ Строительное оборудование
→ Асфальтоукладчики и катки
→ Большегрузные машины
→ Строительные машины, часть 2,
→ Дорожные машины, часть 2
→ Ремонтные машины
→ Ковшовые машины
→ Автогрейдеры
→ Экскаваторы
→ Бульдозеры
→ Скреперы
→ Грейдеры
Эксплуатация строительных машин
→ Эксплуатация средств механизации
→ Эксплуатация погрузочных машин
→ Эксплуатация паровых машин
→ Эксплуатация экскаваторов
→ Эксплуатация подъемников
→ Эксплуатация кранов перегружателей
→ Эксплуатация кузовов машин
→ Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины
Остались вопросы по теме:
"Диагностирование сборочных единиц и дефектация деталей машин"
— воспользуйтесь поиском.
→ Машины городского хозяйства
→ Естественная история машин
→ Транспортная психология
→ Пожарные автомобили
→ Автомобили-рефрижераторы
→ Монтаж и эксплуатация лифтов
→ Тракторы