Строительные машины и оборудование, справочник





Домкраты, лебедки, тали

Категория:
   Ремонтно-строительные машины

Домкраты, лебедки, тали

Домкраты представляют собой простейшие грузоподъемные устройства, используемые для подъема и опускания грузов ограниченной массы на небольшую высоту, а также для перемещения их на малые расстояния. Они могут иметь ручной или механический привод, просты по конструкции, надежны в работе и легко обслуживаются. При ручном приводе прикладываемое человеком усилие до 0,2 кН обеспечивает подъем значительных грузов до 3000 кН.

По принципу действия домкраты разделяют на механические (винтовые, реечные) и гидравлические.

Винтовой домкрат (рис. 5.1, а) состоит из стального или чугунного корпуса с встроенной в него неподвижной гайкой с ленточной резьбой. Перемещение груза осуществляется вращением винта рукояткой с храповым устройством в горизонтальной плоскости. Винтовые пары домкраты выполняются самотормозящимися, что предотвращает произвольное опускание груза.



Винтовой домкрат (рис. 5.1, а) состоит из стального или чугунного корпуса с встроенной в него неподвижной гайкой с ленточной резьбой. Перемещение груза осуществляется вращением винта рукояткой с храповым устройством в горизонтальной плоскости. Винтовые пары домкраты выполняются самотормозящимися, что предотвращает произвольное опускание груза.

Грузоподъемность современных винтовых домкратов составляет 30… 200 т; высота подъема груза — 130 … 290 мм.

Реечные домкраты (рис. 5.1, б) имеют грузоподъемность до 100 т. Перемещение груза осуществляется зубчатой рейкой, движущейся вертикально в направляющей корпуса домкрата. Подъем и опускание рейки достигаются вращением рукоятки через пару шестерен. Удержание груза в поднятом положении обеспечивается храповым устройством. Груз поднимается верхней опорой на рейке или нижней лапой.

Рис. 5.1. Домкраты:
1, Я —головка; 2, 13. 22 — рукоять; 3 —винт; 4 — гайка; 5, 12 — храповое колесо; в. 11 — защелка; 7, 14 — корпус; S—рейка; 10 — реечное колесо; 15 — лапа; 16 — основной поршень; 17 — гидроцилиндр; 18 — кран; 19 — нагнетательный клапан; 20 — цилиндр ручного насоса; 21 — шток насоса; 23— масляный бак; 24 — всасывающий клапан

Гидравлические домкраты (рис. 5.1, в) по сравнению с винтовыми и реечными обладают большей грузоподъемностью (до 3000 кН), плавностью подъема и опускания груза, точностью остановки его на заданном уровне и более высоким КПД. Принцип действия домкрата состоит в следующем: давлением жидкости, подаваемой в цилиндр с помощью ручного или приводного насоса, выдвигается поршень домкрата из цилиндра и производит подъем груза.
(5.1)

Гидравлический домкрат состоит из стального корпуса, основного цилиндра с поршнем, насосной установки в виде плунжерного насоса, резервуара и системы клапанов. Плунжерный насос приводится в действие вручную.

Лебедки представляют собой грузоподъемные механизмы, предназначенные для подъема, опускания или перемещения грузов с помощью каната, навиваемого на барабан. Они широко применяются для строительно-монтажных и погрузочно-разгрузочных работ, как самостоятельные устройства или элементы грузоподъемных машин.

По конструкции лебедки разделяются на одно- и многобарабанные, по способу установки — на настенные, подвесные и наземные. По назначению лебедки разделяются на подъемные и монтажные; тяговые — для перемещения груза по горизонтали; скреперные — для управления перемещением ковшей и заслонок. По приводу лебедки могут быть ручные и механические с электрическим и гидравлическим приводом.

Лебедки общего назначения имеют тяговое усилие 5… 75 кН, скорость подъема груза до 10 м/мин, канатоемкость 80… 100 м. Лебедки монтажные имеют тяговое усилие 30… 100 кН, скорость подъема груза 1 … 10 м/мин, канатоемкость 150… 500 м. У тяговых лебедок тяговое‘усилие составляет 10… 25 кН, скорость перемещения груза 10 … 15 м/мин, канатоемкость 30… 40 м.

Лебедка с электрическим приводом приводится в действие реверсивным электродвигателем (рис. 5.2). Крутящий момент от электродвигателя к барабану, поднимающему груз, передается через упругую муфту и редуктор. Опускание груза осуществляется за счет обратного хода двигателя. Между двигателем и редуктором устанавливается двухколодочный электротормоз 3, удерживающий груз в поднятом положении. Тормоза включаются автоматически при отключении электродвигателя и остановке барабана лебедки.

Рис. 5.2. Кинематическая схема реверсивной лебедки

На рис. 5.3 показана кинематическая схема фрикционной лебедки. Привод лебедки осуществляется от электродвигателя через клиноременную и зубчатую цилиндрическую передачи. Барабан связан с приводным валом через коническую фрикционную муфту, производящую его включение и выключение с помощью рукоятки, вращающей гайку. Гайка сидит на оси барабана таким образом, что при ее вращении барабан прижимается к конусным фрикционным колодкам. Удержание груза на весу обеспечивается храповым устройством. Ленточный тормоз служит для спуска груза, установлен на шкиве фрикционной муфты и управляется вручную.

Тали. При монтаже и ремонте санитарно-технических устройств и трубопроводов в местах, недоступных для кранов, применяют грузоподъемные подвесные устройства — ручные и электрические тали.

Ручные тали бывают с червячными или шестеренчатым механизмами.

Рис. 5.3. Кинематическая схема
зубчато-фрикционной лебедки: 1 — фрикционная иуфта; 2 — редуктор; 3 — электромотор; 4 — клнноре- иенная передача; 5 — ленточный тормоз; 6 — барабан; 7— ось; 8 — собачка; 9 — храповое колесо; 10 — нажимная гайка; 11 — рукоятка

Ручная червячная таль (рис. 5.4) состоит из приводной звездочки, связанной с червячной передачей, приводящей во вращение ведомую звездочку, на которой подвешена грузовая цепь с крюком. Вращение приводной звездочки осуществляется вручную приводной цепью. Таль подвешивается на крюке обоймы. Дисковый тормоз останавливает вращение червячного колеса, а следовательно, подвижной обоймы с грузовым крюком.

Электрическая таль (тельфер) представляет собой компактный грузоподъемный механизм (рис. 5.5), смонтированный совместно с ходовой тележкой, перемещающейся по монорельсу.

Рис. 5.5. Электрическая таль (тельфер)

Основными узлами тельфера являются электродвигатель, барабан, четырехступенчатый редуктор, электромагнит с пружиной дискового тормоза обеспечивает подъем крюковой обоймы. Подъем и опускание груза осуществляются канатом на режиме двигателя. Выключение двигателя и вала при подъеме груза на максимальную высоту осуществляется автоматически ограничителем подъема.

Грузоподъемность тельферов колеблется от 2,5 до 100 кН. Продольное перемещение каретки тали производится по монорельсу вручную, часто с помощью механического привода от собственного электродвигателя. Таль имеет колодку с кнопочным управлением.

Читать далее:

Категория: - Ремонтно-строительные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины