Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Путевые и дорожные машины

Публикация:
   Домкраты, лебедки, тали и тельферы

Читать далее:




Домкраты, лебедки, тали и тельферы

Домкраты бывают механические и гидравлические. Механические домкраты разделяются на винтовые и реечные. Винтовой домкрат (рис. 73, а) состоит из корпуса, винта, гайки и приводной рукоятки. Груз опирается на рифленую головку, которая свободно вращается на верхней части винта. Вращением рукоятки винт выходит из гайки и поднимает груз. При работе на слабом основании под корпус домкрата подкладывают доски. Для работы в стесненных условиях применяют рукоятки с трещотками. Трещотка состоит из храпового колеса и защелки. Для фиксации защелки в одном из крайних положений в корпусе рукоятки размещается стопор с пружиной. Особенностью домкратов этого типа является то, что они обладают свойством самоторможения, которое обеспечивается выбором угла подъема винтовой нарезки винта меньшим, чем угол трения в резьбе. КПД винтового домкрата г = 0,3—0,4, грузоподъемность до 50 т при высоте подъема груза до 0,4—0,6 м.

Рис. 73. Механические домкраты
а — винтовой; б — реечный

Реечный домкрат (рис. 73, б) состоит из стального корпуса, в направляющих которого перемещается зубчатая рейка с грузовой головкой вверху и лапой внизу. Перемещение рейки обеспечивается специальной шестерней и двумя парами зубчатых передач, приводимых во вращение рукояткой. Для удержания поднятого груза на валу рукоятки установлено храповое колесо с защелкой. Величина поднимаемого груза головкой рейки в два раза больше, чем груза, поднимаемого лапой.

Рис. 74. Гидравлический домкрат
а — общий вид; б — конструктивная схема

Рис. 75. Лебедки

Гидравлический домкрат (рис. 74) применяется при монтажных работах, когда массу поднимаемого груза до 750 т необходимо поднять на высоту 0,3—0,4 м. При необходимости несколько гидравлических домкратов объединяют в батарею (с питанием от одного насоса), способную поднять груз массой до 2—3 тыс. т. Принцип работы гидравлического домкрата показан на рис. 74,6. До подъема поршень, находящийся в корпусе, подводится под груз. Подъем поршня вместе с грузом происходит вследствие давления жидкости, создаваемого в нижней части цилиндра плунжерным насосом. Плунжер насоса приводится в движение рукояткой и перекачивает жидкость из корпуса домкрата в полость под поршень. При движении плунжера вправо жидкость из насосного отделения через всасывающий клапан поступает во всасывающую полость, откуда при движении плунжера влево выталкивается через нагнетательный клапан в полость подъемного цилиндра. Для создания уплотнений плунжер насоса имеет манжету, а всасывающий и нагнетательный клапаны — пружины. Груз опускается при открытии перепускного крана. Рабочей жидкостью гидродомкрата служат индустриальные и трансформаторные масла или жидкость, замерзающая при низких температурах.

Лебедки (рис. 75) представляют собой механизмы, позволяющие преобразовывать поступательное движение тягового органа (каната) во вращательное (при подъеме груза), и наоборот (при спуске груза). Цривод лебедок может быть ручным или механическим (от двигателя). Основным параметром лебедок является тяговое усилие (5К) в канате, навиваемом на барабан (0,5—10 т) и канатоемкость барабана (100—300 м).

Лебедка с ручным приводом (рис. 75, а) состоит из барабана, замедляющих передач, грузоупорного тормоза с храповиком и приводной рукоятки. Механизм лебедки собран в двух ограждающих листах. Грузоупорный тормоз обеспечивает удержание поднятого груза на весу, а также постепенное его опускание при принудительном вращении рукоятки в обратном направлении.

Электрическая реверсивная лебедка (рис. 75,б) состоит из электродвигателя, редуктора и барабана. Вал электродвигателя соединяется с входным валом редуктора с помощью упругой муфты с колодочным тормозом 3. Подъем и спуск груза осуществляется на рабочем режиме электродвигателя. Изменение направления вращения ротора двигателя (реверсирование) достигается переключением фаз двигателя на пульте управления. Благодаря жесткой кинематической связи эти лебедки безопасны в работе и применяются во всех механизмах, связанных с подъемом людей.

Зубчато-фрикционная лебедка (рис. 75, б) может выполняться с одним или двумя барабанами. В кинематической цепи этой лебедки имеется разрыв, который ликвидируется в процессе подъема груза включением фрикционной муфты. На сварной раме лебедки установлен электродвигатель, от которого посредством зубчатой передачи вращение передается на зубчатое колесо конусного фрикциона. Барабан свободно установлен на оси и может иметь незначительные осевые перемещения.

Для включения барабана необходимо с помощью рукоятки повернуть гайку по нарезной части оси. Гайка своим бортиком упирается в торец барабана и приближает его к конусу фрикциона. За счет сил трения, возникающих на контактируемых поверхностях фрикциона, барабан приходит во вращение. Для удержания груза на весу необходимо отключить фрикцион и включить ленточный тормоз. Длительное удержание груза на весу обеспечивается храповым остановом. При опускании груза выключается храповый останов и ленточным тормозом плавно притормаживают барабан. Причем скорость опускания груза не должна превышать скорости подъема. В связи с наличием фрикционной связи в кинематической цепи зубчато-фрикционные лебедки запрещается применять для подъема людей.

Тормоза строительных лебедок выполняют обычно двухколодочными и ленточными. Цвухколодочный тормоз с электромагнитным управлением (рис. 76, а) применяется в электрических реверсивных лебедках и состоит из стоек и колодок, которые в момент торможения плотно прижимаются к шкиву, являющемуся частью соединительной муфты. В нерабочем положении тормоз затянут пружиной, усилие которой через шток и тягу передается на стойки, а последние на колодки. При подъеме груза вместе с пуском двигателя лебедки электроток проходит по катушке электромагнита, благодаря чему скоба, выполняя роль якоря, притягивается к катушке и смещает шток вправо, сжимая при этом пружину. Стойки разводятся в стороны и между тормозными колодками и шкивом образуется зазор (1,0—1,5 мм), который обеспечивает свободное вращение барабана. Стойка, освобожденная от воздействия на нее штока, отводится вправо вспомогательной пружиной. Отход стойки влево осуществляется за счет силы тяжести массы электромагнита и ограничивается регулировочным болтом, установленным в кронштейне. Усилие пружины регулируется гайкой, а величина отхода колодок — гайкой.

Рис. 76. Тормоза строительных лебедок
а — двухколодочный; б — ленточный

Ленточный тормоз (рис. 76, б) зубчато-фрикционных лебедок состоит из тормозного шкива, который охватывает стальная лента с тормозными накладками, и механизма управления. При движении рычага с грузом вниз лента плотно прижимается к шкиву и тормозит его вращение. Управляется тормоз либо вручную, либо с помощью электромагнита, который включается при размыкании тормоза. Тормозной шкив выполнен отдельно и установлен свободно на втулке барабана и связан с ним храповым устройством, состоящим из храпового колеса и защелки. Такая конструкция позволяет не выключать тормоз при включении механизма на подъем. Поэтому вращение барабана на подъем возможно и при замкнутом тормозе. Для этого необходимо преодолевать только дополнительный момент трения, возникающий во втулке муфты. Для спуска груза тормоз размыкают и барабан вращается совместно с тормозным шкивом.

Подвеска грузов бывает безполиспастная (одноветве-вая) и полиспастная (многоветвевая). Полиспастом называется система неподвижных и подвижных блоков, объединенных канатами (рис. 77). Одноветвевая подвеска груза выигрыша в силе не дает. Двухветвевая система подвески груза (рис. 77, а) представляет собой двухкратный полиспаст, позволяющий получитьвыигрыш в силе в два раза, трехветвевая (рис. 77,6) —в три раза и четырехветвевая (рис. 77, в) — в четыре раза.

Рис. 77. Схемы полиспастных подвесок груза

Тали и тельферы (электротали) применяют для подъема грузов и перемещения их по монорельсу. Тали представляют собой грузоподъемные устройства с ручным приводом. Наибольшее распространение получила таль с червячной передачей (рис. 78, а) грузоподъемностью от 0,5 до 10 т. Крюком таль подвешивается к несущим элементам (балкам). Груз захватывается крюком. При вращении тягового колеса цепью червяк приводит во вращение червячное колесо. На валу червячного колеса жестко посажена грузовая звездочка, через которую перекинута грузовая цепь. Запасовка цепи представляет собой двукратный полиспаст, один конец цепи пальцем крепится к щековым обоймам тали, а другой, обогнув звездочку крюковой обоймы, идет на грузовую звездочку и свободно свисает. Свободный конец цепи пальцем прикрепляется к корпусу тали. Перематывание цепи на грузовой звездочке приводит к подъему или опусканию груза. Поднятый груз удерживается на весу грузоупорным конусным тормозом, размещенным на валу червяка. Тормозной момент развивается силой трения, возникающей на поверхности конусов, вследствие осевого давления червяка.

Электрическая передвижная таль (тельфер) представляет собой компактную электрореверсивную лебедку, подвешиваемую к тележке, передвигающейся по монорельсу (см. рис. 78,6, в). Тельфер состоит из электродвигателя (см. рис. 78,г), барабана, на котором подвешен грузовой полиспаст с крюковой обоймой. Крутящий моменх от электродвигателя через вал и зубчатые передачи, объединенные в редуктор, передается на грузовой барабан. Груз на весу удерживается дисковым тормозом закрытого типа, диски которого размыкаются только лишь при пуске электродвигателя. Рычаг связан с ограничителем высоты подъема, автоматически отключающим двигатель в случае переподъема груза. Тележка, к которой подвешен тельфер, приводится в действие от самостоятельного электродвигателя и редуктора, с помощью которого передвигается по монорельсу. Тельфер управляется с уровня пола посредством гибкого кабеля, снабженного пусковой кнопкой (см. рис. 78,б). Грузоподъемность тельферов колеблется в пределах от 0,25 до 10 т при высоте подъема до 35 м.

Рис. 78. Тали и тельферы
а, б — червячная таль; в, г — электроталь (тельфер)

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Путевые и дорожные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Домкраты, лебедки, тали и тельферы"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства