Домкраты, лебедки, тали, тельферы


Категория:
Основные элементы грузоподъемных машин

Домкраты, лебедки, тали, тельферы

Домкраты. Домкратами называются устройства, предназначенные для подъема груза на небольшую высоту (до 1 м) воздействием на него снизу вверх. Домкраты разделяются на реечные, винтовые и гидравлические. Винтовые домкраты могут быть с невращающимся и вращающимся грузоподъемным винтом.

Винтовой домкрат с вращающимся грузоподъемным винтом состоит из корпуса, стального винта, имеющего резьбу прямоугольного или трапециевидного сечения, и гайки. В верхней части винта шарнирно насажены рифленая головка, опирающаяся на винт сферической опорой. В винте просверлено отверстие для рукоятки, с помощью которой вращают винт. Утолщение в нижней части винта препятствует полному вывинчиванию винта при подъеме груза.

Там, где вращение приводной рукоятки на полную окружность оказывается невозможным, применяют винтовые домкраты с трещотками. Трещотка состоит из храпового колеса, закрепляемого на винте и рукоятки с двусторонней собачкой. Собачка фиксируется пружиной. В винтовых домкратах нет специальных тормозных устройств для удержания поднятого груза. Самоторможение обеспечивается углом подъема винтовой линии а, значение которого меньше, чем угол трения р, т. е. меньше того угла, при котором груз, помещенный на наклонной плоскости (которую и представляет собой винтовая линия), начинает сползать под действием собственной массы.

Реечные домкраты имеют более сложную конструкцию и меньшую грузоподъемность по сравнению с винтовыми. При подъеме низко расположенных грузов лапа стальной зубчатой рейки подводится под груз. Рейка перемещается шестерней, вращение которой осуществляется передаточным механизмом, состоящим из двух-трех пар передач. Направляющие закреплены в корпусе и служат для удержания рейки от боковых отклонений. С помощью рукоятки осуществляется подъем груза. Храповик с собачкой служит для удержания поднятого груза. Величина поднимаемого груза головкой рейки в 2 раза больше, чем лапой.

Рис. 42. Гидравлический домкрат: а — общий вид; б — схема работы

На рис. 42 показаны общий вид и схема работы гидравлического домкрата. С помощью поршня плунжерного насоса жидкость из насосного отделения перекачивается через клапанные устройства в цилиндр домкрата и давит на поршень, несущий груз. С помощью рукоятки перемещается поршень плунжерного насоса. Отверстие регулирует скорость опускания груза, так как через него вытекает жидкость из цилиндра. В качестве жидкости в гидравлических домкратах применяют незамерзающую смесь (воду, спирт и технический глицерин), а также веретенное масло, застывающее при температуре —35° С.

Лебедки. Различают лебедки общего и специального назначения. Лебедки общего назначения выполняются с ручным, механическим, электрическим и, очень редко, с приводом от двигателя внутреннего сгорания. На рис. 43 показаны конструктивная и кинематическая схемы лебедки с ручным приводом, применяемой на монтажных работах, когда подъем груза производится при малой скорости. Эти лебедки изготовляют на тяговые усилия 5—100 кН при канатоемкости 100—

Барабан устанавливается на оси, закрепленной в двух боковых щеках 2. Вращение барабана осуществляется одним или несколькими парами зубчатых колес 3, установленных на валах. Ведущий вал вращается одной или двумя рукоятками 4. Автоматический грузоупорный тормоз 5 обеспечивает удержание поднятого груза, а при необходимости его плавное опускание.

Лебедки общего назначения с механическим приводом классифицируют: по числу барабанов на одно- и многобарабанные; по виду конструктивной связи между двигателем и барабаном на реверсивные (редукторные) и зубчато-фрикционные. Реверсивные лебедки имеют тяговые усилия 3,2—125 кН при скорости каната 0,5—0,1 м/с и канатоемкости 80—800 м. У реверсивной лебедки на раме установлены: барабан, двухступенчатый зубчатый редуктор, тормоз и электродвигатель. Упругая муфта соединяет электродвигатель с редуктором и одновременно является тормозным шкивом.

Двухколодочный тормоз имеет короткоходовый (или длинно-ходовый) электромагнит или злектрогидравлический толкатель, электрическая часть которых включена параллельно электродвигателю привода, что обеспечивает растормаживание тормоза при включении электродвигателя. Спуск груза осуществляется принудительным реверсированием двигателя. С помощью контроллера через пускорегулирующее сопротивление осуществляется управление электродвигателем.

Рис. 43. Лебедка с ручным приводом: а — общий вид; б — кинематическая схема

По найденным значениям мощности и передаточного числа подбирают редуктор. Лебедки специального назначения применяются в кранах для подъема и опускания груза, изменения положения стрелы, перемещения грузовых тележек и монтажа крановых конструкций.

Рис. 44. Червячная таль с приводом

В бульдозерах лебедки служат для подъема и опускания отвала, в скреперах — для подъема и опускания ковша, открывания и закрывания заслонки; в бетономешалках и растворомешалках — для подъема и опускания ковшей. При монтаже строительных конструкций применяют многоскоростные лебедки. Изменение скорости каната достигается применением планетарных, в том числе дифференциальных, передач и одного или двух двигателей.

Зубчато-фрикционные лебедки. У зубчато-фрикционных лебедок груз опускается за счет его силы тяжести независимо от работы двигателя. Разъемная связь барабана с двигателем не обеспечивает безопасного выполнения работ, поэтому эти лебедки не применяются на монтажных работах.

Тали. Таль (рис. 44) представляет собой грузоподъемный механизм, состоящий из двух обойм — подвижной с блоком и крюком (крюковой подвеской) и неподвижной с крюком, посредством которой она крепится к конструкции. Грузоподъемность деталей от 5 до 100 тыс. кг. Крюком таль подвешивается к конструкции или к тележкам, перемещающимся по монорельсу. На крюке находится поднимаемый груз. Вращая тяговое колесо с помощью цепи, червяк приводит во вращение червячное колесо. На одном валу посажены червячное колесо и грузовая звездочка, через которую перекинута грузовая цепь. Запасовка цепи выполнена в виде двукратного полиспаста, один конец цепи пальцем крепится к щековым обоймам тали, а другой через звездочку крюковой обоймы идет на грузовую звездочку, свободный конец цепи пальцем прикрепляется к корпусу тали. Движение цепи на грузовой звездочке обеспечивает подъем или опускание груза. Конусный тормоз, размещенный на валу червяка, удерживает на весу поднятый груз, кроме того, тормозной момент развивается силой трения, возникающей на поверхности конусов вследствие осевого давления червяка под действием груза.

Тельферы (электротали) в отличие от талей имеют механический привод и применяются как самостоятельные машины для подъема и перемещения грузов по монорельсу. Электродвигатель через редуктор передает вращение на барабан с помощью вала, на конце которого установлены тормозные диски электромагнитного дискового тормоза. Трос одним концом закрепляют на барабане, а другим (огибающим блок грузовой обоймы) крепят к корпусу электротали. Концевой выключатель предохраняет обойму от удара о корпус. При пуске тельфера магниты размыкают тормозные диски и рабочий вал свободно вращается. Тележка, к которой подвешивается электроталь, имеет механизм передвижения с индивидуальным электродвигателем и редуктором.

Управление электроталью осуществляется либо из кабины, либо с пола с использованием гибкого кабеля, снабженного кнопочной коробкой для пуска и остановки электродвигателя. Электротали выпускаются грузоподъемностью от 2,5 до 100 тыс. кг со скоростью подъема груза до 8 м/мин и высотой подъема до 35 м.





Главная → Справочник → Статьи → Форум





Реклама на сайте от 100 руб.

Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры


Ручные машины
Сборка строительных машин
Электрооборудование строительных машин

Подъемно-транспортные машины и оборудование
Землеройно-транспортные машины
Краны на железнодорожном ходу
Подъемно-транспортные машины
Краны башенные серии КБ
Краны-трубоукладчики
Краны автомобильные
Краны предприятий
Краны стреловые
Краны башенные
Краны мостовые
Краны кабельные
Краны козловые

Такелажные приспособления
Погрузчики
Монтаж строительных конструкций
Разное

Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропольщикам


Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Механизация земляных работ
Механизация строительства
Механизация дорожных работ
Автоматизация строительства
Малая механизация
Бетонные работы
Мини-тракторы


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы


Статьи по теме::
Системы управления грузоподъемных машин
Насосы, гидродвигатели, гидротолкатели грузоподъемных машин
Дизель-генераторные установки грузоподъемных машин
Двигатели внутреннего сгорания грузоподъемных машин
Элеткродвигатели грузоподъемных машин
Общие сведения о приводе грузоподъемных машин
Остановы и тормозные устройства
Грузозахватные устройства
Блоки, полиспасты, барабаны, звездочки
Гибкие элементы строительных машин


Остались вопросы по теме:
"Домкраты, лебедки, тали, тельферы"
— воспользуйтесь поиском.

Поиск по сайту: