Строительные машины и оборудование, справочник





Допуски, посадки и классы точности

Категория:
   Передвижные электростанции

Допуски, посадки и классы точности

Детали двигателей (поршни, поршневые кольца и др.) изготовляются с высокой точностью, что позволяет при ремонтах заменять изношенные или поврежденные детали новыми из числа запасных. Кроме того, благодаря высокой точности изготовления деталей можно переставлять их без дополнительной обработки с одной машины на другую.

Деталь даже после тщательной обработки имеет неровную, покрытую мелкими выступами и впадинами поверхность.

При грубо обработанных поверхностях сопряженные детали соприкасаются не по всей поверхности, а только в отдельных точках. Так как поверхность выступов незначительна, они легко сминаются, вследствие чего между соприкасающимися деталями образуется большой зазор. Поэтому все детали имеют определенные размеры и обработаны с необходимой точностью, зависящей от того, для какой цели они предназначены.



При грубо обработанных поверхностях сопряженные детали соприкасаются не по всей поверхности, а только в отдельных точках. Так как поверхность выступов незначительна, они легко сминаются, вследствие чего между соприкасающимися деталями образуется большой зазор. Поэтому все детали имеют определенные размеры и обработаны с необходимой точностью, зависящей от того, для какой цели они предназначены.

В технике машиностроения существует понятие номинальный размер детали, под которым понимается основной расчетный размер, округленный до целых единиц миллиметров. Предположим, что по расчету необходим стальной вал диаметром 30,7 мм, но так как в ГОСТе на размеры валов такого размера нет, то принимают ближайший номинальный диаметр вала, равный 32 мм. По ГОСТу предусмотрено только 116 номинальных диаметров для валов диаметром 1-500 мм. Благодаря стандартизации номинальных размеров частей машин удешевляется их изготовление.

При производстве двигателей изготовлять все их детали номинальных размеров практически невозможно. Действительный размер детали всегда будет отклоняться от номинального в сторону увеличения или уменьшения. Например, если необходимо изготовить вал диаметром 32 мм, на его чертеже указывают, с какой точностью он должен быть выполнен.

На изготовление каждой детали дается определенный допуск. Чем большую, точность должны иметь действительные размеры деталей, тем меньшими будут допуски на их размеры. Так, если допускаются отклонения номинального диаметра вала на 0,1 мм (в сторону уменьшения или увеличения), то вал диаметром 32 мм может иметь следующие предельные размеры: наименьший 31,9 мм и наибольший — 32,1 мм.

Рис. 1. Поверхность обработанной детали (в сильно увеличенном виде)

Предельными называются размеры, между которыми может колебаться действительный размер детали. В приведенном примере валы диаметром более 32,1 мм потребуют дополнительной обработки, а диаметром менее 31,9 мм будут браком.

Рис. 2. Схема соединения вала с отверстием

Разницу между заданными (наибольшим и наименьшим) предельными размерами называют допуском. В нашем примере допуск 0,2 мм. Допуск указывают на чертеже рядом с размером диаметра вала: 32±0,1 мм. Так как допуск бывает очень малым, его для удобства выражают не в миллиметрах, а в микронах (мкм): (1 мкм=0,001 мм; микрон обозначают греческой буквой ц). В нашем примере допуск был 0,2 мм, или 200 мкм.

Сборка каждой детали двигателя производится с учетом определенных технических требований. Например, скользящий подшипник должен иметь свободное вращение по отношению к шейке вала, т.е. в этом случае необходимо обеспечить определенный зазор между шейкой вала и подшипником.

Зазором называется положительная разность между диаметром отверстия (диаметром цилиндра или втулки) и диаметром вала (поршня), обеспечивающая возможность их свободного перемещения. На рис. 2 схематически изображено соединение вала с отверстием и показаны размеры и допуски отверстия и вала.

В других случаях соединение двух деталей должно быть неподвижным, тогда втулку в горячем или холодном состоянии с силой (или, как говорят, с «натягом») напрессовывают на вал.

Натягом называется отрицательная разность между диаметром отверстия и диаметром вала до сборки, обеспечивающая после сборки неподвижное соединение.

Рис. 3. Схема посадки с натягом

Для создания натяга диаметр втулки должен быть несколько меньше диаметра вала, т.е. втулка должна быть с силой напрессована на вал.

Пример. Втулка с внутренним диаметром 32,1 мм напрессовывается на вал диаметром 32,2 мм. Чему равен натяг?

Натяг равен 32,2 мм — 32,1 мм=0,1 мм.

Неподвижные соединения имеют различные по величине натяги.

Допуском натяга называют разность между наибольшим и наименьшим натягами.

Допуском зазора называют разность между наибольшим и наименьшим зазорами.

Пример. Наибольший зазор между шейкой вала и внутренней поверхностью подшипника 0,4 мм, а наименьший — 0,1 мм.

Допуск зазора равен 0,4 мм — 0,1 лш=0,3 мм.

Способ соединения двух деталей, когда одна из них вставлена в другую, называется посадкой.

Посадки разделяются на следующие две основные группы: посадка для свободного движения, при которой обеспечивает ся возможность относительного перемещения соединенных дета лей во время работы. Такой посадкой является соединение вала с подшипником; неподвижная посадка, при которой соединенные детали во время работы не должны Перемещаться относительно друг друга Допуски и посадки для каждой детали двигателя имеют опре деленную, строго нормированную величину.

Рис. 4. Схема детали с одним отверстием постоянного диаметра для посадки на три вала

В технике принята система допусков и посадок, которая базируется на использовании определенной совокупности допусков и посадок. Государственным стандартом предусмотрены две системы допусков и посадок: система отверстия и система вала.

Допуски по системе отверстия отличаются тем, что размер отверстия детали остается постоянным, а необходимые посадки достигаются за счет различных допусков нарвалу. На рис. 148 схематически представлена деталь с одним отверстием постоянного диаметра для посадки на три вала с различными диаметрами.

Допуски по системе вала основаны на том, что диаметр вала остается постоянным, а диаметры отверстий сопряженных деталей имеют различные величины.

Для удобства графического построения допусков и посадок применяют так называемую «нулевую линию», от начала которой производится отсчет отклонений на чертеже и через которую проходит номинальный размер детали.

Большинство отечественных машиностроительных заводов предпочитает систему отверстия, применение которой требует меньшего набора инструментов (сверл, разверток и др.), чем при использовании системы вала, и позволяет производить технологически простую обработку вала, а не более сложную расточку или развертку отверстий.

Каждая система допусков и посадок разделяется на 10 классов точности.

На рис. 5 показана схема изменения размеров соединения типа вал — отверстие (поршень — цилиндр) в зависимости от износа сопряженных деталей.

Рис. 5. Схема подвижного соединения типа вал — отверстие

Первоначальный зазор So по мере продолжения работы и износа деталей постепенно увеличивается и достигает в точках ВВ’ предельной величины Snp.

Наиболее быстро износ нарастает в период приработки деталей до точек АА, примерно в течение 60-80 ч. Во второй период (II) нарастания износа от точек АА’ до точек В В’ интенсивность износа снижается и дальнейшее его нарастание протекает почти по прямой линии. В этот период происходят только количественные изменения поверхностных слоев металла сопряженных деталей.

При достижении предельно допустимого износа, когда образуется максимально допустимый зазор в точках ВВ, детали должны быть заменены или подвергнуты ремонту. Вследствие несвоевременного ремонта соединения износ сильно нарастает (III).

Пример. Неизношенное соединение шейка распределительного вала — втулка подшипника двигателя имеет средний номинальный зазор 5о=0,075 мм.

Читать далее:

Категория: - Передвижные электростанции

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Приемы оказания первой помощи пострадавшему при поражении электрическим током
Правила техники безопасности при эксплуатации электрооборудования
Общие требования охраны труда и техники безопасности
Правила техники безопасности при обкатке и испытаниях двигателей
Правила техники безопасности при сварочных и наплавочных работах
Правила техники безопасности при работе с аккумуляторными батареями
Меры безопасности при работе с этилированными бензинами и незамерзающими жидкостями (антифризами)
Противопожарные мероприятия (правила)
Основные требования охраны труда и правила техники безопасности при работе на передвижных электростанциях
Ремонт рубильников, пакетных выключателей и предохранителей


Остались вопросы по теме:
"Допуски, посадки и классы точности"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы