Строительные машины и оборудование, справочник






Дорожно-транспортные происшествия и их предупреждение


Категория:
   Управление автомобилем


Дорожно-транспортные происшествия и их предупреждение

Дорожно-транспортное происшествие представляет собой нарушение дорожного движения, связанное с потерей водителем возможности управления транспортным средством и сопровождающееся ранением, гибелью людей или материальным ущербом. Ежегодно в мире происходит свыше 55 миллионов дорожно-транспортных происшествий, причины которых состоят в действиях водителей и пешеходов, состояний транспортных средств и дорожных условий. Часто конкретное происшествие бывает обусловлено двумя-тремя различными причинами, из-за которых транспортное средство становится неуправляемым.

Предупреждение дорожно-транспортных происшествий, снижение их количества и тяжести последствий являются основными задачами государственной системы обеспечения безопасности дорожного движения. Успешное решение этих задач возможно только на основе научного анализа происшествий, для проведения которого предусмотрен определенный порядок их учета. Согласно утвержденной «Инструкции по учету дорожно-транспортных происшествий» учет производится органами ГАИ и до-рожно-эксплуатационными организациями путем заполнения специальной учетной карточки или линейного журнала.

Классификация дорожно-транспортных происшествий необходима для более эффективного их учета и последующего анализа. Она предусматривает разделение всех происшествий на группы, в каждой из которых количество происшествий в процентах от их общего числа следующее:
— столкновение транспортных средств — 26,5
— опрокидывание транспортного средства вследствие потери устойчивости — 18,9



Как видно, в основе большинства дорожно-транспортных происшествий, совершаемых по вине водителей, лежит несоблюдение «Правил дорожного движения», в частности превышение предела скорости, при котором водитель полностью сохраняет возможность управления транспортным средством. Скорость является необходимым и главным качеством дорожного движения, характерная черта которого — передвижение с возможно более высокой скоростью. Одновременно с этим стремлением возрастает опасность нарушения дорожного движения, так как растет несоответствие между скоростью изменения дорожно-транспортной обстановки и психофизиологическими возможностями человека. Установлено, например, что скорость 100 км/ч в четыре раза повышает опасность возникновения дорожно-транспортного происшествия по сравнению со скоростью 70 км/ч. Это вызывает необходимость ограничения скорости, что отражено в «Правилах дорожного движения» применительно к наиболее общим условиям.

На основе требований Правил водитель в конкретной дорожно-транспортной ситуации должен выбрать такую скорость, которая в соответствии с его возможностями и условиями движения является безопасной. На этот выбор влияет качество всех компонентов дорожного движения: транспортных средств, дорожных условий, регулирования движения, но главную роль играет водитель — его способности, умение и желание обеспечивать безопасное движение.

Таким образом, важнейшим направлением предупреждения и сокращения количества дорожно-транспортных происшествий является повышение уровня подготовленности и воспитание дисциплинированности водителей.

С виной пешеходов и других участников дорожного движения связано около 30% всех дорожно-транспортных происшествий. Их конкретные причины обусловлены незнанием «Правил дорожного движения» или нежеланием соблюдать эти Правила со стороны упомянутых участников. Наиболее часто происшествия возникают из-за перехода проезжей части в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, перехода перед близко идущим транспортом, а также вследствие неожиданного выхода на проезжую часть. Предупреждение таких происшествий и снижение их количества требуют в первую очередь совершенствования методов пропаганды и изучения «Правил дорожного движения» его участниками, а также повышения общего уровня их сознательного отношения к безопасности дорожного движения.

Транспортные средства обусловливают возникновение дорожно-транспортных происшествий, главным образом вследствие их технической неисправности, так как конструкция современных автомобилей в основном отвечает требованиям активной и пассивной безопасности. Общее количество происшествий из-за неисправностей транспортных средств (около 4%) связано с конкретными механизмами и системами в процентном отношении следующим образом:
тормозная система — 41,3
рулевое управление — 16,4
шины — 12,6
система освещения и световой сигнализации — 7,9
ходовая часть — 6,6
стеклоочиститель, зеркала заднего вида — 1,8

Главное условие предупреждения происшествий, вызываемых подобными причинами, — поддержание транспортных средств в технически исправном состоянии. Для этого необходимо своевременное выполнение операций системы планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта в соответствии с требованиями «Положения о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта». Одновременно в автотранспортных предприятиях должны соблюдаться «Правила технической эксплуатации подвижного состава автомобильного транспорта», содержащие перечень недостатков и неисправностей агрегатов, механизмов и систем автомобилей, с которыми их эксплуатация не допускается.

Наиболее серьезные неисправности транспортных средств, угрожающие безопасности движения, приведены в «Правилах дорожного движения». При наличии хотя бы одной из этих неисправностей Правила запрещают эксплуатацию транспортного средства, а в некоторых случаях требуют прекратить его движение.

Дорожные условия являются причиной значительной части всех дорожно-транспортных происшествий (около 20%) главным образом вследствие ухудшения транспортно-эксплуатационных качеств дорог. Неудовлетворительное состояние дорожных условий приводит к происшествиям, количество которых в процентах связано с конкретными причинами следующим образом:
скользкое покрытие — 48,3
неровное покрытие — 13,3
низкое качество содержания дорог зимой — 5,5
плохое состояние обочин — 4,5 отсутствие необходимых элементов оборудования дорог — 3,6
сужение проезжей части препятствиями — 2,7
недостаточный радиус закруглений в плане — 1,5
отсутствие ограждений — 1,4
недостаточное освещение проезжей части — 1,4
ограничение видимости, отсутствие разметки и другие причины — 14,9

Предупреждение и снижение количества происшествий, вызванных состоянием дорожных условий, зависит от соблюдения норм проектирования и строительства дорог и главным образом от выполнения дорожной службой требований «Технических правил содержания и ремонта автомобильных дорог».

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины