Строительные машины и оборудование, справочник







Дорожное поведение в зависимости от уровня автомобилизации

Категория:
   Транспортная психология


Дорожное поведение в зависимости от уровня автомобилизации

Дорожное поведение зависит от общего уровня автомобилизации. Термин «автомобилизация» может при этом пониматься исторически или в связи с индивидуальными формами проявления. Наглядная иллюстрация влияния возраста участников дорожного движения на их поведение возможна благодаря сравнению соответствующих данных по странам или даже по различным регионам в пределах одной страны, например, между США и Западной Европой или же между городскими районами, промышленными регионами и районами сельской местности. В относительной независимости от уровня проводимого сравнения представляется возможным характеризовать автомобилизацию с помощью следующих трех главных тенденций.

Социальные тенденции

Символический и потребительский взгляды на транспортные средства. Начальная стадия (общей и индивидуальной) автомобилизации осмысливается преимущественно с позиций мотива производительности (скорости). «Auto-Mobil» дает прежде неизвестные новые возможности преодолевать пространство и сокращать время. Транспортное средство становится новым выразителем самостоятельности, независимости, свободы и достижимости цели, а также престижности. Этим объясняется повышенный интерес и фетишизация автотранспорта. Эти условия ведут к непроизвольному ассоциативному соединению водителя с его транспортным средством, мощь которого связывается с возможностями владельца (водителя). В результате этого, например, обгон или преимущество проезда рассматриваются некоторыми как личное оскорбление (униженность), особенно в начальном периоде езды и особенно у юных (начинающих) водителей, где критерий безопасности явно отступает на задний план.

С возрастом и опытом участников дорожного движения символические образы и восхищение транспортным средством сменяются отношением к нему как к предмету потребления, появляется чувство большей ответственности и осторожность. Беспечный восторг сменяется рациональным подходом. Подобные изменения психологических оценок приводят к дорожному поведению с меньшей долей эгоизма, что способствует типизации движения, например, стираются различия в дорожном поведении и в отношениях к ограничениям скорости в США и ФРГ.

Приближение индивидуального поведения к социальному. Эта тенденция в развитии дорожного движения обусловлена прежде всего увеличением интенсивности транспортных и пешеходных потоков. Одновременно, по всей видимости, люди начинают относиться к дорожному движению как к области социального поведения из-за массовости. Чувство восхищенности среди юношества связано с сугубо личной перспективой, в которой дорожное движение рассматривается в качестве средства для удовлетворения индивидуальных претензий и будущих успехов — личного самоутверждения. Окружающие участники дорожного движения воспринимаются при этом в первую очередь как конкуренты в достижении эгоистических стремлений. С накоплением опыта начинает утверждаться реалистическая точка зрения в том, что надежность всей системы «дорожное движение» может обеспечиваться лишь благодаря частичному отказу от эгоистических претензий в самом широком смысле слова, что эти претензии с большой степенью вероятности могут привести к крушению надежд и расчетов. Таким образом другой участник дорожного движения более не расценивается как источник отрицательных эмоций и препятствие в достижении цели. Его действия в качестве учитываемого равноправного элемента полной системы прогнозируются и учитываются в своем поведении, так что в конце концов обеспечивается более вероятное достижение собственных целей. Эта идея положена также в основу организации пропаганды так называемого «дружеского поведения» в дорожном движении.

Сближение субъективной и объективной безопасности.

Этот процесс происходит в результате обучения при знакомстве с “‘конкретными обстоятельствами в дорожном движении. Существующая недооценка объективной опасности приводит (вследствие недостатка опыта), особенно среди молодых начинающих водителей, к широкораспространенной диспропорции между субъективной и объективной безопасностью. Лишь по мере накопления опыта, вследствие чего проявляется обманчивый эффект «отрицательного обучения», т. е. положительного усиления снижающего безопасность поведения, развивается дифференцированное восприятие объективного риска и тем самым возможность снижения порога субъективного риска или повышения объективной безопасности. При этом все более отчетливо распознается и учитывается в конкретном поведении то обстоятельство, что объективная безопасность понимается лишь как функция субъективной безопасности и ни в коем случае не должна рассматриваться в качестве абсолютного критерия.

Подобной точке зрения можно противопоставить то, что доля погибших в ДТП постоянно возрастает в течение десятилетий и ожидается, что, например, в Швеции каждый третий житель в течение своей жизни получит ранения по крайней мере в одном ДТП. Согласно международным данным по уислу пострадавших в ДТП, относящихся к соответствующему уровню автомобилизации, можно видеть, что возрастание абсолютного числа ДТП с человеческими жертвами сопровождается прогрессирующим положительным эффектом обучения, устойчивым снижением относительного числа ДТП и жертв. Однако отсюда можно сделать выводы о том, что по мере насыщения потребности в транспортных средствах все в большей мере проявляется положительный эффект обучения, в то время как в начале о0-х годов он проявлялся в явно недостаточной степени, для того чтобы предупреждать обратный эффект дальнейшего роста демографически обусловленной вероятности ДТП.

Очевиден гипотетический характер подобных концепции. Их можно рассматривать в двух аспектах. С одной стороны, есть попытка из множества полученных результатов эмпирических исследований сделать выводы с учетом главных критериев; одновременно подобные положения могут послужить основой для создания специальных рабочих концепций, которые в свою очередь вновь могут подвергаться эмпирической проверке. В этом смысле данные попытки могут обусловливаться необходимостью экономического обоснования. С другой стороны, такие положения могут играть роль разработок в прикладной психологии, предоставляя практикам лучшие возможности для ориентации и для оказания помощи в выборе объекта деятельности, если в действительности речь идет об увязке принципиальных положений об оценке с принципиальными вопросами дорожного поведения. Благодаря этому практики легче смогут решать конкретные задачи, не отвлекаясь на обобщение всего множества имеющихся материалов.

Рис. 59. Распределение погибших в ДТП на 100 тыс. жителей по странам и годам

Рис. 60. Распределение погибших в ДТП на каждые 10 тыс. эксплуатируемых транспортных средств по странам и годам

Обобщение

Психологические особенности дорожного поведения могут стать основой для эмпирической проверки отдельных предположений, помочь практической деятельности и ориентации в теоретической области и принципиальных вопросах.

Некоторые объяснения позволяют сделать общие выводы в отношении условий объективного и субъективного риска или объективной и субъективной безопасности. Ближе всего в этом вопросе находятся гипотетические модели «компенсация риска», «субъективная и объективная безопасность», «субъективная оценка опасности».

Индивидуальная готовность к риску компенсирует снижение объективной опасности посредством изменения поведения. С другой стороны, можно допустить, что взаимодействие условий субъективной и объективной безопасности представляется специфическим главным образом для данной обстановки. Это значение зависит от субъективной вероятности конкретной обстановки и ее субъективной значимости для индивидуума. Общим следствием рассмотренных гипотетических моделей является относительность понятия безопасности в отдельных подсистемах.

В результате противопоставимости таких мотивов, как скорость (цель поездки) и безопасность, оперативная деятельность участника движения характеризуется поведением в условиях риска. При этом различаются такие виды дорожного поведения, которые, с одной стороны, в большей мере определяются личностными характеристиками. а с другой — обстановкой. Правда, из этого вытекают соответствующие совершенно различные последствия для решения практических вопросов повышения безопасности движения.

Адаптированное поведение участника дорожного движения (как безопасное) зависит от уровня типизации локальных, временных и индивидуальных факторов поведения. В основу этого заложена идея о том, что рост типизации способствует прежде всего улучшению условий опознания и предвидения, снижению числа альтернативных решений и снятию остроты конкурирующего поведения.

Если рассматривать дорожное поведение с учетом уровня автомобилизации, то можно обнаружить различные тенденции: изменение отношения к транспортному средству — от фетишизации к прагматизму, осознание того, что надежность системы «дорожное движение» тем благоприятнее сказывается на каждом участнике дорожного движения, чем более он в своем поведении учитывает поведение окружающих, сближение объективной и субъективной безопасности. Причем повышение объективной безопасности во многом определяется точностью субъективной ее оценки. Эти положительные тенденции проявляются через оптимизацию всей системы ВАДС и в повышении безопасности дорожного движения и производительности всего автотранспорта.


Читать далее:

Категория: - Транспортная психология





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины