Строительные машины и оборудование, справочник






Двигатель не пускается или пускается с трудом


Категория:
   Справочник водителя


Двигатель не пускается или пускается с трудом

Причин указанной неисправности может быть много. Рассмотрим более подробно основные из них, обратив особое внимание на их характерные признаки, возможные способы обнаружения и устранения на конкретных примерах, начиная с проверки систем питания, зажигания и пуска двигателя.

Проверка системы питания карбюраторного двигателя

Убедившись в том, что уровень топлива в баке в пределах нормы, кран открыт, клапаны пробки заливной горловины топливного бака исправны, отверстия в корпусе пробки для сообщения с атмосферой не загрязнены, следует проверить, есть ли подача топлива в карбюратор. Для этого необходимо отсоединить топливопровод от входного штуцера карбюратора и с помощью рычага ручной подкачки топливного насоса или проворачиванием коленчатого вала двигателя пусковой рукояткой проверить, есть ли выход топлива из подводящего к карбюратору топливопровода. При этом диафрагма топливного . насоса должна находиться в верхнем положении, так как при крайнем нижнем положении механизм ручной под-качки не работает. Установить диафрагму топливного насоса в крайнее верхнее положение можно поворотом коленчатого вала двигателя. Наличие сильной и пульсирующей струи топлива свидетельствует о нормальной его ; подаче к карбюратору. В этом случае неисправность следует искать в самом карбюраторе или в соединениях между карбюратором и впускным трубопроводом, между частями самого карбюратора, между впускным трубопроводом и блоком цилиндров двигателя.



Если в указанных соединениях подсос воздуха не обнаружен, то необходимо убедиться, что топливо поступает, в поплавковую камеру, проверив его уровень через смотровое окно в корпусе карбюратора или по метке. При отсутствии топлива вывернуть пробку гнезда сетчатого фильтра карбюратора, вынуть фильтр, промыть бензином и поставить на место. Если фильтр чистый, то топливо в поплавковой камере может отсутствовать из-за загрязнения игольчатого топливного клапана в крышке поплдвковой камеры. Клапан рекомендуется проверить, промыть и продуть сжатым воздухом, используя насос для накачки-шин. Если в поплавковой камере есть топливо, но уровень его не соответствует установленной норме, то следует произвести регулировку подгибанием язычка кронштейна поплавка. Поврежденный поплавок заменить запасным.

Если уровень топлива в поплавковой камере в пределах установленной нормы, то вероятными причинами не- : возможности пуска двигателя являются засорение каналов и жиклеров в карбюраторе механическими примесями или нарушение регулировки привода управления дроссельными заслонками (заслонки постоянно закрыты). Для устранения засорений следует частично разобрать карбюратор и продуть каналы и жиклеры сжатым воздухом, используя насос для накачки шин. Протирать детали карбюратора ветошью или обтирочными концами не рекомендуется, так как отделяющиеся от них волокна могут сами вызвать засорение каналов или жиклеров. При сильном осмолепии жиклеров их можно очищать заостренной палочкой из мягкого дерева. Чистить каналы и жиклеры проволокой или другими металлическими предметами недопустимо.

Если струи топлива из подводящего к карбюратору трубопровода нет или она очень слабая и неровная, то следует отсоединить топливопровод от нагнетающего штуцера фильтра тонкой очистки топлива и с помощью рычага ручной подкачки топливного насоса или проворачиванием коленчатого вала двигателя пусковой рукояткой проверить, есть ли выход топлива из выходного отверстия фильтра тонкой очистки топлива. Наличие сильной пульсирующей струи свидетельствует о засорении топливопровода, соединяющего фильтр тонкой очистки и карбюратор. Трубопровод следует прочистить, продуть сжатым воздухом и надежно закрепить, проверив герметичность его соединения с фильтром тонкой очистки топлива и вновь подкачать бензин. Наличие сильной пульсирующей струи топлива из трубопровода свидетельствует о загрязнении фильтра тонкой очистки топлива. Его необходимо осторожно разобрать, и если фильтрующим элементом является металлическая сетка, то промыть ее, а если пористая керамика, то заменить элемент новым.

При отсутствии пульсирующей струи топлива из трубопровода, соединяющего фильтр топкой очистки топлива и топливный насос, отсоединить этот трубопровод от выходного штуцера IV топливного насоса и проверить действие насоса. Если топливо под действием рычага ручной подкачки будет выталкиваться из выходного штуцера сильной пульсирующей струей, то насос неисправен. В этом случае следует прочистить трубопровод, соединяющий насос и фильтр тонкой очистки, продуть его сжатым воздухом и надежно закрепить, проверив герметичность соединения с топливным насосом и фильтром тонкой очистки топлива.

Может случиться, что под действием рычага ручной подкачки топливный насос работает, а при проворачивании коленчатого вала стартером или пусковой рукояткой не работает или работает с перебоями. Наиболее вероятной причиной этого является износ рычага привода топливного насоса. При этом ход штока диафрагмы уменьшается настолько, что топливный насос подает топливо недостаточно или вообще не подает. Восстановить времен-по нормальную подачу топлива можно либо заменой про, кладки между корпусом топливного насоса и картером двигателя на более тонкую, несколько приблизив рычаг к эксцентрику распределительного вала, либо регулировкой хода штока или заменой рычага привода топливного насоса после возвращений в гараж.

Если пульсирующей струи топлива из топливного на-coca нет, то рекомендуется отсоединить трубопровод V от всасывающего штуцера топливного насоса и с помощью насоса для накачки шин продуть оставшуюся топливную магистраль в направлении от насоса-к топливному баку.

При этом должен прослушиваться характерный звук, издаваемый при прохождении воздуха через жидкость. В противном случае неисправен топливный насос либо в систему засасывается воздух на< участке от бака до насоса.

Если подсоса воздуха нет (обычно в местах подсоса видны следы подтекания топлива), следует внимательно осмотреть топливный насос снаружи и проверить, не вытекает ли топливо из отверстия, расположенного в нижней части его корпуса и сообщающего полость под диафрагмой с атмосферой. Выход топлива указывает на повреждение диафрагмы насоса, которую следует заменить. Если нет новой диафрагмы, то можно временно восстановить работоспособность топливного насоса, сместив диски разорванной диафрагмы так, чтобы поврежденные участки слоев ткани (листы) не совпадали.

При подтекании топлива из топливного насоса следует равномерно затянуть соединительные винты, а при необходимости заменить уплотнительную прокладку. При осмотре топливного насоса необходимо убедиться в том, что не выскочила ось рычага привода и не сломана пружина.

Для проверки топливного насоса можно закрыть влажным пальцем его “входное отверстие, и если при качании рычага будет чувствоваться всасывание, то насос исправен.

Иногда при проверке топливного насоса из нагнетательного штуцера выходит слабая струя топлива. Чаще всего это происходит из-за осмоления и залишшия клапанов и фильтрующей сетки насоса, потери упругости пружины диафрагмы и, как уже указывалось, при повреждении диафрагмы, подсосе воздуха, подтеканиях топлива, износе рычага привода топливного насоса. В этих случаях рекомендуется разобрать топливный насос, промыть и очистить клапаны и сетчатый фильтр, при необходимости заменить неисправные детали.

Если при продувке топливной магистрали воздухом бурления топлива в топливном баке не слышно, но оно появилось при отключении топливопровода от выходящего штуцера фильтра-отстойника, значит, был засорен трубопровод, соединяющий топливный насос и фильтр-отстойник. Необходимо^ прочистить и продуть его. При отсутствии бурления топлива в баке отсоединить впускной штуцер фильтра-отстойника и вновь продуть топливную магистраль. Если бурление топлива в баке появится, значит, неисправен фильтр-отстойник: возможны засорение или замерзание воды в нем, течь бензина через прокладку корпуса отстойника, уплотнительную шайбу болта крепления и сливное отверстие. Необходимо удалить отстой :(воду) через сливное отверстие. Перед отвертыванием пробки сливного отверстия отстойника следует перекрыть кран на топливопроводе, идущем от бака к топливному насосу. Чистку корпуса и фильтрующего элемента производят в чистом неэтилированном бензине.

Если при продувке топливной магистрали воздухом бурления топлива в топливном баке нет, но оно появилось при отключении топливопровода от выходящего штуцера бензобака, значит, был засорен трубопровод, идущий от бака к фильтру-отстойнику. Если это случилось зимой, то, вероятнее всего, в топливопроводе замерзла вода. Для устранения замерзания можно использовать водяную грелку, обтирочные концы, смоченные горячей водой, и т. п. Если же бурление топлива в топливном баке не появится при его продувке воздухом, значит, имеется неисправность в топливном баке: возможно засорение сетчатого фильтра или замерзание воды в приемной трубке. В этом случае необходимо удалить отстой через сливное отверстие и промыть бак бензином. При заправке принимать все меры для предотвращения попадания в топливный бак воды, грязи, пыли.

Если проверкой установлено, что система питания двигателя исправна, а двигатель не пускается, то необходимо проверить систему зажигания.

Проверка системы зажигания

Неисправности в системе зажигания целесообразно искать, начиная с аккумуляторной батареи и заканчивая свечами зажигания.

Состояние аккумуляторной батареи можно определить по силе звучания сигнала, яркости света фар и работе стартера. Сильный звуковой сигнал, яркий свет фар и быстрое вращение коленчатого вала двигателя от стартера свидетельствуют об исправности аккумуляторной батареи.

Состояние цепи низкого напряжения системы зажигания можно в какой-то степени определить по показанию стрелки амперметра (если последний имеется на автомобиле) при проворачивании коленчатого вала двигателя.

При этом может быть следующее:

1. Стрелка амперметра стоит на нуле. Это говорит о плохом контакте на зажимах аккумуляторной батареи или обрыве в цепи тока низкого напряжения.

2. Стрелка амперметра отклоняется в сторону разрядки на величину 2…4 А и при проворачивании коленчатого вала двигателя остается неподвижной. Это свидетельствует о замыкании на массу цепи низкого напряжения на участке от катушки зажигания до контактов прерывателя.

3. Стрелка амперметра отклоняется в сторону разрядки до отказа. Это свидетельствует о коротком замыкании на участке от катушки зажигания до аккумуляторной батареи.

4. Стрелка амперметра показывает разрядку 2…4 А и при проворачивании коленчатого вала двигателя возвращается на нуль. Это означает, что цепь низкого напряжения исправна и неисправности следует искать в цепи высокого напряжения, начиная от катушки зажигания и кончая свечами.

Рассмотрим на примерах несколько характерных неисправностей системы зажигания.

1. Отсутствует искра между электродами свечи зажигания или она слабая. Чтобы установить причину указанной неисправности, следует снять провод со свечи и установить его так, чтобы между наконечником провода и массой автомобиля был зазор 5…7 мм. Отсутствие искры в зазоре при проворачивании колончатого вала двигателя рукояткой или стартером (амперметр при этом показывает 2…4 А и возвращается на нуль) свидетельствует о неисправности цепи высокого напряжения.

Для проверки этой цепи необходимо вынуть центральный провод из крышки распределителя (распределитель исключается из цепи) и установить зазор 5…7 мм между наконечником привода и массой автомобиля. При исправной цепи тока высокого напряжения до распределителя при размыкании контактов рукой появится сильная искра в зазоре между центральным проводом и массой. Тогда неисправность следует искать в проводах, подводящих ток высокого напряжения к свечам, или в крышке и роторе распределителя. В крышке распределителя возможны трещины, грязь, влага, загрязнение гнезд, поломка или потеря уголька (рис. 1), пружины. При загрязнении гнезд проводов их следует зачистить наждачной шкуркой, а при наличии трещин на крышке или роторе — заменить их.

Рис. 1. Крышка распределителя зажигания:
1 — контактная пластина ротора; 2 — уголёк; 3 — пружина; 4 — гнездо центрального контакта; 5 — гнездо бокового контакта; 6 — электрод; 7 — ротор

Если неисправность не обнаружена, необходимо проверить исправность ротора и качество изоляции проводов высокого напряжения. Для этого, не снимая ротора, вынуть из распределителя центральный провод высокого напряжения, поднести его к контактной пластинке ротора па расстояние 3 мм и размыкать рукой контакты прерывателя. Если при размыкании контактов в зазоре появляется искра, ротор замыкает на- массу автомобиля, имеет трещину или загрязнен.

Если же при отключенном распределителе искра между массой и центральным проводом катушки зажигания по прежнему отсутствует, то, вероятнее всего, неисправны провод высокого напряжения, вторичная обмотка катушки зажигания или конденсатор.

Убедившись в исправности центрального провода вы, сокого напряжения, заменив его другим, следует проверить конденсатор и катушку зажигания.

Способы проверки конденсатора. Наиболее простым способом проверки конденсатора является замена его заведомо исправным, запасным (можно временно использовать конденсатор от звукового сигнала). Пробой конденсатора на массу можно проверить переносной лампочкой которую следует включать в разрыв черного провода, соединяющего катушку зажигания с зажимом К прерывателя и конденсатором. Если лампа горит при включенном зажигании, значит, конденсатор неисправен. Возможно, в пути не окажется переносной лампы. Тогда можно отсоединить от. зажима К прерывателя черный провод, идущий от катушки зажигания, и касаться им отсоединенного от прерывателя вывода конденсатора. Искрение между концами проводов при включенном зажигании свидетельствует о пробое конденсатора.

Утечку и обрыв в конденсаторе выявляют зарядкой его током высокого напряжения от катушки зажигания и разрядкой на «массу». Появление разрядной искры со щелчком между проводом конденсатора и его корпусом означает, что он исправен. Если разрядной искры нет, значит, конденсатор неисправен.

Третий способ проверки конденсатора следующий: отключить конденсатор от цепи, и если при проворачивании коленчатого вала появится очень слабая искра в зазоре 5…7 мм между центральным проводом высокого напряжения и массой, а также будет происходить сильное искрение контактов прерывателя, значит, конденсатор неисправен и требует замены.

При исправном конденсаторе рекомендуется проверить катушку зажигания. В катушке зажигания возможна утечка тока высокого напряжения в ее карболитовой крышке или пробой изоляции вторичной обмотки, о чем свидетельствует сильный нагрев катушки. В этом случае катушку следует заменить.

‘Хорошая бесперебойная искра, возникающая между высоковольтным проводом свечи и. массой при прокручивании коленчатого» вала, говорит о исправной цепи высокого напряжения. В этом случае рекомендуется проверить свечи зажигания, поочередно вывертывая их из двигателя. При обнаружении на свечах масла, топлива либо нагара их следует очистить, просушить и вновь повторить

пуск двигателя. Если свечи исправны, а двигатель не пускается, то необходимо проверить правильность установки зажигания.

Обрыв в цепи тока низкого напрян«ения можно найти с помощью переносной лампы. Для этого один ее провод подсоединить к массе, а другой подсоединять поочередно: сначала к зажиму прерывателя, а затем, сняв предварительно карболитовую крышку и ротор, к проводу //, шине III, пружине IV рычажка, подвижному контакту V. При исправных деталях прерывателя, чистых и разомкнутых контактах лампа при указанных проверках должна гореть. Если неисправность не обнаружена, присоединить один провод переносной лампы к неподвижному коптакту, а второй — к «массе». Если переносная лампа при этом загорится, значит, произошел обрыв провода, соединяющего панель прерывателя с массой. Если же переносная лампа не горит при подключении к неподвижному контакту, а загорается при подсоединении к подвижному и при замкнутых контактах, то это свидетельствует о неисправности контактов прерывателя! возможно, они очень загрязнены или сильно обгорели и ток через них не проходит.

Если при подключении переносной лампы к зажиму прерывателя переносная лампа не горит, то обрыв следует искать в цепи по направлению к аккумуляторной батарее. Для этого подсоединить один провод переносной лампы к массе, а другой — к зажиму Р катушки зажигания. Горение лампы при этом указывает на обрыв или нарушение контакта в зажимах провода, соединяющего катушку зажигания с прерывателем. В этом случае следует осмотреть зажимы, проверить чистоту и надежность контактов. Если же переносная лампа не загорелась, то подключить ее к зажиму ВК катушки зажигания и массе. Если лампа загорится, то имеется обрыв в первичной обмотке катушки зажигания, и катушку следует заменить. Если же лампа не загорелась, подсоединить ее к зажиму ВК-Б катушки зажигания и массе. Горение лампы при этом указывает на неисправность вариатора. Аналогичным .образом следует искать обрыв в цепи до аккумуляторной батареи.

Слабая или нерегулярная искра на свечах зажигания имеет аналогичные неисправности, как и ее отсутствие, но они менее выражены, поэтому найти их бывает значительно труднее.

Рис. 2. Системы зажигания:
а — контактная система зажигания: 1 — прерыватель; 2 — конденсатор; я — контрольная лампа; 4 — свеча зажигания; 5 — первичная обмотка катушки зажигания; в — вторичная обмотка катушки зажигания; 7 — добавочный резистор; 8 — включатель зажигания; 9 — амперметр; 1” — внлючатель стартера; 11 — аккумуляторная батарея; 12 — крышка распределителя зажигания; I—V — последовательность обнаружения места обрыва (нарушения контакта) в цепи тока низкого напряжения с помощью переносной лампы; б — контактно-транзисторная система зажигания: Л — амперметр; Б — аккумуляторная батарея: В — включатель батареи; Я3 — внлючатель зажигания; ДС — добавочный резистор; КЗ — катушка зажигания; Л —лампа; Пр — прерыватель; Рр — свечи зажигания; ТН — транзисторный коммутатор; 1—6 — провода

Проверка контактно-транзисторной системы зажигания

При проверке контактно-транзисторной системы зажигания на автомобилях ГАЗ-66, ГАЗ-63А, ЗИЛ-130 следует использовать контрольную лампу и руководствоваться монтажной схемой соединений элементов системы зажигания. Напомним, что монтажная схема системы зажигания автомобиля ЗИЛ-130 имеет отличие от системы зажигания автомобиля ГАЗ-66, которое состоит в том, что провод подключен к клемме К катушки зажигания (на рисунке показано пунктиром). При обнаружении неисправностей в первичной цепи системы зажигания рекомендуется руководствоваться показаниями амперметра.

Если амперметр показывает большой (свыше 5 А) разрядный ток, то причинами отказа могут быть:

замыкание на массу на участке первичной цепи до немаркированной клеммы транзисторного коммутатора; неисправность транзисторного коммутатора;, замыкание на массу в цепи управления транзисторным коммутатором.

Рекомендуемый порядок обнаружения причины отказа:

1. Проверить исправность первичной цепи на участке до немаркированной клеммы транзисторного коммутатора, подключив контрольную лампу между наконечником провода, отсоединенного от немаркированной клеммы коммутатора, и массой. Если лампа горит, то проверяемый участок исправен, и провод необходимо снова подключить к клемме коммутатора. Если же лампа не горит, то необходимо контрольной лампой проверить наличие напряжения во всех элементах первичной цепи в такой последовательности: клеммы В К и К добавочного резистора, наконечник провода у клеммы С реле стартера, наконечник провода у клеммы К транзисторного коммутатора, наконечник провода у клеммы К катушки зажигания, немаркированная клемма катушки зажигания.

Полезно запомнить и дополнительные признаки, позволяющие обнаружить места неисправности.

При разрядном токе 15…20 А замыкание следуй искать на участке от добавочного резистора до катущк» зажигания.

Замыкание на массу первичной обмотки катушки зажигания проявляется в повышенном нагреве ее корпуса.

2. Проверить исправность транзисторного коммутатора, отсоединив провод 5 от его клеммы Р. Если коммутатор исправен, то при этом контрольная лампа, подключенная между немаркированной клеммой транзисторного коммутатора и массой, должна загореться (разрядный ток через амперметр должен резко уменьшиться). Если контрольная лампа не загорится, то транзисторный коммутатор неисправен.

3. Проверить исправность цепи управления, состоящей из провода 5 и прерывателя.

Подключением контрольной лампы между наконечником провода 5, отсоединенным от клеммы прерывателя, и массой проверяется отсутствие замыкания этого провода на массу. Если лампа не горит, то провод замыкает на массу.

При проверке исправности прерывателя необходимо отрегулировать зазор между его контактами и внешним осмотром убедиться в отсутствии замыкания на корпус гибкого провода.

Если стрелка амперметра находится около нулевого деления, то причинами отказа могут быть:
— обрыв или плохой контакт в цепи от добавочного резистора до немаркированной клеммы транзисторного коммутатора;
— неисправность транзисторного коммутатора (обрыв цепи в схеме коммутатора);
— обрыв в цепи управления транзисторным коммутатором.

Рекомендуемый порядок обнаружения причины отказа.

1. Проверить, нет ли обрыва или плохого контакта на участке первичной цепи до немаркированной клеммы транзисторного коммутатора. Если контрольная лампа, подключенная к этой клемме и массе, не горит, необходим” найти место обрыва в цепи.

Рекомендуемая последовательность подключения контрольной лампы:
для автомобиля ГАЗ-66: клеммы ВК-Б, В К и К добавочного резистора, клемма К транзисторного коммутатора, кчемма К и немаркированная клемма катушки зажигания, немаркированная клемма транзисторного коммутатора?
для автомобиля ЗИЛ-130: клеммы ВК-Б, ВК и К добавочного резистора, клемма К и немаркированная клемма катушки зажигания, клемма К и немаркированная клемма транзисторного коммутатора.

2. Проверить исправность транзисторного коммутатора, ‘соединив его клемму Р с массой. Если коммутатор исправен, то контрольная лампа, подключенная между его немаркированной клеммой и массой, погаснет (разрядный ток через амперметр увеличится до 5..Л0 А). Если транзисторный коммутатор неисправен, то контрольная лампа не погаснет (разрядный ток амперметра не изменится).

3. Проверить исправность цепи управления (провод 5 и прерыватель).

Исправность провода 5 проверяется подключением контрольной лампы между клеммой прерывателя и массой при разомкнутых контактах прерывателя. Если лампа горит, то провод исправен.

В этом случае необходимо искать место обрыва в прерывателе. Место обрыва может быть обнаружено последовательным подключением контрольной лампы к участкам цепи внутри прерывателя. Одновременно проверить и при необходимости (в случае образования на контактах окис-ной пленки) «засветлить» контакты мелкой стеклянной шкуркой и отрегулировать зазор.

Проверка вторичной цепи системы зажигания. Вторичная цепь системы зажигания проверяется в случае, когда установлено, что первичная цепь исправна.

Отказ вторичной цепи могут вызвать следующие причины:
— выход ив строя вторичной обмотки катушки зажигания или пробой центрального провода высокого напряжения на массу;
— пробой ротора распределителя на массу;
— пробой крышки распределителя.

Рекомендуемый порядок обнаружения причины отказа:

1. Проверить исправность центрального провода высокого напряжения и катушки зажигания, для чего отсоединить центральный провод от гнезда крышки распределителя и проверить, есть ли искра между наконечником провода и массой. Отсутствие искры свидетельствует о замыкании на массу провода или о выходе из строя катущ, ки зажигания. Пробой центрального провода на массу может быть обнаружен визуально: он сопровождается искровыми разрядами и характерными щелчками в месте повреждения изоляции. Для проверки исправности экранированного центрального провода высокого напряжения необходимо заменить его заведомо исправным (можно использовать неэкрани-рованный провод) и повторить проверку на искру.

2. Проверить исправность ротора распределителя, поднеся центральный провод к разносной пластине ротора на расстояние 4…5 мм. Если во время размыкания контактов прерывателя между проводом и ротором проскакивает искра, то ротор распределителя неисправен.

3. Проверить, нет ли в крышке распределителя трещин, следов прогара и междуэлектродных перекрытий, а также наличие и состояние контактного уголька.

Напомним, что транзисторный коммутатор ТК-102 (ТК 101-А2) и катушка зажигания Б114 (Б111) неремонтопригодны и в случае выхода из строя подлежат замене. Применение коммутатора и катушки зажигания других типов не допускается.

Замена транзисторного коммутатора, добавочного резистора, катушки зажигания, а также регулировка зазора в контактах прерывателя, установка зажигания и проверка свечей должны выполняться, как правило, электриком. Устранение таких неисправностей, как плохой контакт в местах подключения проводов к клеммам аппаратов зажигания, замена проводов и свечей, удаление нагара на высоковольтных изоляционных деталях, может выполняться водителем.

Проверка системы питания дизеля

Итак, если двигатель не пускается, то прежде всего необходимо проверить, есть ли топливо в баке и открыт ли кран всасывающего топливопровода. Затем нужно убедиться в отсутствии подсоса воздуха в системе. Малейшая неплотность в соединениях на участке от топливного бака до топливоиодкачивающего насоса влечет за собой попадание воздуха в систему питания, что нарушает подачу топлива в цилиндры двигателя.

Рис. 2. Схема питания дизеля:

Подсос воздуха можно обнаружить по выделению перу или подтеканию топлива в местах соединения топливопроводов.

Для удаления воздуха необходимо прокачать систему питания с помощью ручного топливоподкачивающего насоса, отвернув частично пробку для выпуска воздуха на фильтре тонкой очистки топлива 6. Прокачка осуществляется движепием рукоятки со штоком и поршнем вверх-вниз до прекращения выхода воздуха через пробку. После прокачки рукоятка доляша быть плотно навернута на верхний резьбовой хвостовик цилиндра, а пробка фильтра тонкой очистки топлива завернута до отказа.

Если в системе питания подсоса воздуха нет, то нужно отсоединить топливопровод, подводящий топливо к фильтру тонкой очистки, и провернуть коленчатый вал двигателя стартером. При этом топливо должно струей выходить из топливопровода. В противном случае неисправен подкачивающий насос или засорены топливопроводы, идущие к топливному баку, фильтрующий элемент фильтра грубой очистки или топливозаборник.

Наиболее частые неисправности топливоподкачивающего насоса: поломка пружины или зависание поршня,’ попадание грязи между седлом и клапаном. Насос следует разобрать и устранить неисправность или отправить в ремонт.

Затем проверяют фильтрующие элементы фильтров грубой и тонкой очистки. О засорении фильтрующих элементов можно судить по снижению давления топлива в магистрали на входе в насос высокого давления. При необходимости их следует очистить.

Если двигатель по-прежнему не пускается, то, вероятнее всего, неправильно установлен угол опережения впрыска топлива, который необходимо отрегулировать, или неисправен насос высокого давления. Насос ремонтируется в мастерской.

Пуск двигателя может также ухудшаться из-за неисправностей форсунок 3 и пониженной компрессии в цилиндрах. Форсунку надо отрегулировать, а затем выяснить причину низкой компрессии и, если необходимо, отправить двигатель в ремонт.

В зимнее время возможны замерзание воды в топливопроводах, фильтрах или на сетке заборника или повышение вязкости масла, затрудняющее перемещение рейки топливного насоса высокого давления.

В этом случае нужно попытаться осторожно прогреть топливопроводы, фильтры, топливный насос высокого давления с помощью ветоши, смоченной в горячей воде. Топливный бак рекомендуется разогревать заливкой в него нагретого топлива или паяльной лампой с металлической сеткой для гашения пламени; пользоваться открытым пламенем для прогрева воспрещается.

При низких температурах возможно загустевание топлива в системе, особенно в тех случаях, если не используется топливо специальных зимних сортов.

Для устранения этой неисправности надо заменить топливо на соответствующее сезону и прокачать систему питания.

Контроль системы пуска

Контроль включает проверку состояния аккумуляторных батарей, стартера, включателя приборов и стартера и электрических цепей для их соединения.

Причинами снижения работоспособности аккумуляторных батарей (при исправном генераторе) могут быть: ослабление натяжения ремня привода вентилятора, генератора и водяного насоса, окисление клемм либо ненадежное соединение с массой и приборами системы пуска, понижение уровня и плотности электролита в банках из-за трещин в мастике, крышках и стенках бака, сульфатации пластин и ряд других.

Рис. 2. Электрическая схема соединений приборов для пуска Двигателя:

Для восстановления хорошего электрического контакта нужно в первую очередь тщательно зачистить наждачной бумагой не только клеммы самого аккумулятора, но и внутренние поверхности наконечников проводов, особенно плюсового. При сильном окислении может оказаться необходимым снять с клемм и наконечников тонкий слой окислившегося металла ножом. Если аккумуляторы к моменту обнаружения неисправности оказались сильно разряженными, необходимо их снять с автомобиля и отправить на зарядку.

При исправных и заряженных аккумуляторных батареях причинами, затрудняющими пуск двигателя, могут быть неисправности стартера, его реле, включателя стартера либо ненадежное их соединение с массой автомобиля или между собой.

Для проверки рекомендуется использовать переносную лампу, подключив один ее провод к массе автомобиля, а другим последовательно касаясь проверяемых клемм по всей электрической цепи системы пуска. Яркость свечения лампы свидетельствует о надежном соединении приборов. Если при исправной электропроводке, полностью заряженных и надежно подсоединенных аккумуляторных батареях стартер не работает (при его включении свет фар не слабеет), то наиболее вероятными причинами неисправности могут быть чрезмерное подгорание силовых контактов тягового реле стартера или контактного диска, отсутствие контакта щеток с коллектором, обрыв соединений внутри стартера. Чтобы убедиться в подгорании контактов, достаточно включить стартер и при этом снаружи их замкнуть. Если при замыкании силовых контактов якорь начал вращаться, значит, предполагаемая причина неисправности подтвердилась. Нужно снять стартер с автомобиля и отправить в ремонт.

Если при указанной проверке якорь не вращается, то стартер надо снять с двигателя, проверить состояние коллектора и щеток, убедиться в легкости перемещения щеток в щеткодержателе и при необходимости очистить наждачной шкуркой подгоревший коллектор, продуть его воздухом, устрапить заедание щеток, а сильно изношенные щетки заменить новыми. Если после этого стартер по-прежнему не будет работать, значит, в его обмотках появился обрыв, и он требует замены или ремонта.

Очень редко, но может наблюдаться и такой случай: стартер работает, его якорь вращается, а коленчатый вал двигателя остается неподвижным. Причина — сильное загрязнение привода стартера или пробуксовка ведущей и ведомой полумуфт. Рекомендуется снять стартер с автомобиля, его привод промыть в бензине, а затем смазать моторным маслом. Если привод перемещается легко, без заеданий, следовательно, пробуксовывает муфта свободного хода. В этом случае стартер требует замены.

Иногда после пуска двигателя стартер не выключается, то есть его шестерня остается в зацеплении с зубчатым венцом маховика. Причины: неисправны включатель приборов и стартера, тяговое реле 4 либо привод стартера. В этом случае следует выключить зажигание (массу), снять стартер с двигателя, отыскать и но возможности устранить неисправности самостоятельно или отправить стартер в ремонт.

Читать далее:

Категория: - Справочник водителя


Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины