Строительные машины и оборудование, справочник





Экскаваторы-планировщики

Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация


Экскаваторы-планировщики

Гидравлический полноповоротный экскаватор-планировщик на гусеничном ходу с телескопической стрелой предназначен для зачистных и экскавационных работ малых объемов.

С помощью сменного рабочего оборудования, устанавливаемого на конце стрелы, можно выполнять срезку и планировку откосов и котлована; срезку, планировку и погрузку грунта ковшом емкостью 0,15 м3 с прямолинейной режущей кромкой; рытье траншей и кюветов ковшом с зубьями или с полукруглой режущей кромкой без зубьев. Максимальная глубина копания составляет 1,65 и 2,25 м.

Рабочим оборудованием экскаватора является телескопическая стрела с ковшом, выдвижная часть которой перемещается на 1615 мм. При передвижении экскаватора стрела находится в горизонтальном положении, при работе может отклоняться вниз на 45 и вверх на 25°. Наклон осуществляется с помощью гидроцилиндров. Одновременно стрела может поворачиваться относительно собственной продольной оси на 50° в каждую сторону. Вместе со стрелой такое же положение занимает и режущая кромка ковша. Это позволяет зачистить дно котлована, а также оправить и зачистить откос под заданным углом к горизонту.
Стрела комплектуется надставкой, увеличивающей радиус действия экскаватора на 1 м.



На экскаваторе установлены три гидрораспределителя: два двухсекционных и один трехсекционный. Конструкция их одинакова. Золотники распределения трехпозиционные. В корпусе каждого распределителя установлены предохранительный клапан с переливным золотником и сливной клапан.

Транспортируют экскаватор-планировщик, вес которого 5 г, на грузовом автомобиле ЗИЛ-130 или МАЗ-500. Погрузка экскаватора и разгрузка на месте работ выполняется автокраном грузоподъемностью 5 г.

Более мощный экскаватор-планировщик выпускается на базе автомобиля КрАЗ-221. Емкость ковша 0,4 м3, глубина копания 4 м, производительность 63 м3/ч.

Экскаватор имеет ходовой двигатель мощностью 180 л. с. и отдельный двигатель привода гидросистемы мощностью 75 л. с. Планировщик может быстро перемещаться с одного строительного объекта на другой, так как его транспортная скорость достигает 47,5 км/ч.

—-

Экскаваторы-планировщики предназначены для планировки и зачистки под проектную отметку горизонтальных поверхностей земляных сооружений; планировки и зачистки откосов каналов и насыпей; погрузки и разгрузки сыпучих материалов; рытья траншей с плоским основанием под укладку различных коммуникаций и под ленточные фундаменты, а также рытья котлованов. Экскаваторы-планировщики применяют при строительстве дорог для производства земляных работ в грунтах I—IV групп и на по-грузочно-разгрузочных работах.

Экскаваторы-планировщики являются универсальными самоходными полноповоротными машинами с телескопическим рабочим оборудованием (стрелой), которое обеспечивает перемещение ковша по прямолинейной траектории при поступательном движении стрелы. Планировка различных поверхностей экскаватором возможна при такой установке ковша на стреле, когда достигается параллельность планируемых поверхностей продольной оси стрелы.

Экскаваторы-планировщики серийно выпускаются на гусеничном и пневмо-колесном ходу, а также на шасси автомобиля.

Экскаватор (рис. 4.34) Обстоит из трех основных частей: ходовой тележки, поворотной платформы (с расположенными на ней силовым оборудованием, гидрооборудованием и механизмами) и рабочего оборудования.

Рабочее оборудование монтируют на поворотной платформе шарнирно в проушинах и закрепляют с помощью двух гидроцилиндров, также шарнирно связанных с платформой. Последняя опирается на тележку через нормализованное роликовое опорно-поворотное устройство. На пневмо-колесный ход платформа опирается через роликовое опорно-поворотное устройство. В задней части платформы установлен двигатель с гидронасосами и компрессором, в средней части — механизм поворота платформы.

Телескопическое рабочее оборудование экскаватора ЭО-3332 состоит из следующих основных узлов: рамы стрелы, неподвижной и подвижной частей стрелы, сменных рабочих органов (различных ковшей, отвала, удлинителя), гидроцилиндра выдвижения— втягивания стрелы, механизма поворота стрелы вокруг своей продольной оси, гидроцилиндра поворота рабочего органа вокруг оси крепления, гидроцилиндров подъема — опускания стрелы.

Телескопическую стрелу крепят шарнирно к проушинам на поворотной платформе. Стрела может подниматься на 23° и опускаться на 50° по отношению к горизонту в вертикальной плоскости. Рама вместе со стрелой поворачивается в вертикальной плоскости с помощью двух гидроцилиндров. На конце подвижной части стрелы шарнирно закреплен рабочий орган в специальных разъемных подшипниках. Шток гидроцилиндра шарнирно крепится к рабочему органу пальцем. Телескопическая стрела представляет собой сварную конструкцию треугольного сечения из труб и листов. Подвижная часть стрелы перемещается внутри неподвижной части на роликах с помощью гидроцилиндра выдвижения — втягивания стрелы, который обеспечивает ход стрелы 3,2 м.

Гидроцилиндры, установленные на рабочем оборудовании, по конструкции отличаются один от другого только диаметром поршня и штока, а также ходом поршня. Исключение составляет гидроцилиндр выдвижения стрелы, аналогичный по конструкции остальным, но имеющий некоторые особенности.

Схема гидравлического привода экскаватора показана на рис. 4.35. В нее входят три насоса постоянной подачи, позволяющие совмещать дви» жения рабочих органов, приводимых от разных насосов. Насос подает рабочую жидкость в трехзолотниковый распределитель, управляющий гидроцилиндром поворота стрелы, гидроцилиндром поворота ковша и гидромотором поворота платформы. Насос подает рабочую жидкость в двухзолотниковый распределитель, управляющий гидромотором привода левой гусеницы и гидроцилиндрами подъема — опускания стрелы.

Рис. 4.34. Экскаватор-планировщик ЭО-3332:
1 — ходовая тележка; 2 поворотная платформа; 3 — силовое оборудование; 4 — те« лескопическая стрела; 5 — ковш; 6 — пульт управления; 7 — механизм поворота плат» формы; 8 опорно-поворотное устройство

Насос подает рабочую жидкость в двухзолотниковый распределитель, управляющий гидромотором привода правой гусеницы и гидро-цнлиндром выдвижения телескопической части стрелы. Промежуточная секция распределителя, установленная между золотниковыми секциями, обеспечивает дифференциальную систему подсоединения гидроцилиндра к насосу при включении золотника, управляющего выдвижением стрелы. При этом обе полости цилиндра соединены с напорной магистралью, и выдвижение происходит с меньшим усилием, но с увеличенной скоростью. Все золотники распределителей — трехпозици-онные, с ручным управлением и пружинным возвратом в нейтральное положение. Предохранительные клапаны встроены в распределители.

Для обеспечения плавности в начале движения и при торможении гидромоторов на их трубопроводах установлены перепускные клапаны. На трубопроводах гидроцилиндров, установлены блоки перепускных и обратных клапанов, обеспечивающие возможность движения штоков цилиндров при чрезмерных внешних нагрузках на рабочих органах. Дроссели с обратными клапанами ограничивают скорость поворота ковша и опускания стрелы.

Силовое оборудование экскаватора состоит из дизеля с муфтой сцепления и водяным радиатором, редуктора привода насосов, трех аксиально-поршневых насосов и топливного бака. Блоки гидрораспределителя имеют секционную конструкцию.

Опорно-поворотный круг включает в себя зубчатый венец, верхнюю и нижнюю обоймы и ролики. Зубчатый венец жестко соединен с ходовой рамой болтами, а обоймы стянуты между собой и прикреплены болтами к нижнему листу поворотной платформы. Механизм поворота приводится в движение от низкомоментного аксиального роторно-поршневого гидромотора, который соединен с двухступенчатым шестеренным редуктором.

Ходовое устройство экскаватора включает в себя ходовую раму, две гусеничные тележки и механизм передвижения. Через балки коробчатого профиля ходовая рама опирается на гусеничные рамы.

Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины