Строительные машины и оборудование, справочник





Экскаваторы с гибкой подвеской рабочего органа

Категория:
   Транспортное строительство


Экскаваторы с гибкой подвеской рабочего органа

Устройство и кинематические схемы

Универсальные одноковшовые экскаваторы с гибкой подвеской рабочего органа конструируют по одной схеме. Они состоят из гусеничной или пневмоколесной тележки и поворотной платформы, на которой размещаются силовая установка, главная трансмиссия, механизмы, двуногая стойка, кузов-кабина и пульт управления. К поворотной платформе крепится рабочее оборудование.

Преимущественно распространен групповой привод механизмов. Механизмы к главной трансмиссии подключаются фрикционными и кулачковыми муфтами (к главной трансмиссии относятся, передачи и части механизмов, постоянно вращающиеся при работе экскаватора).



У экскаватора движение от двигателя через турбо-трансформатор и шестирядный цепной редуктор передается на промежуточный вал, соединенный шестерней с шестернями, жестко закрепленными на валах II и IV главной лебедки.

Подъемный и тяговый барабаны главной лебедки и соединенный цепной передачей со звездочкой барабан подъема стрелы закреплены на валах свободно, включаются ленточными фрикционами внутреннего типа и оснащены ленточными тормозами наружного типа.

Тяговый барабан соединен дополнительно цепной передачей со звездочкой, закрепленной на валу II свободно. Первоочередное включение фрикционных муфт звездочки и барабана обеспечивает принудительное реверсирование барабана, что необходимо для привода напорного механизма, т. е. выдвижения и втягивания рукояти с ковшом. Ковш выдвигается (напор) включением муфты барабана. При включенном механизме движение от тягового барабана передается цепной передачей на блок звездочек, установленных у пяты стрелы, а от них на звездочку напорного барабана, закрепленного жестко на валу V. Кремальерные (реечные) шестерни напорного вала находятся в постоянном зацеплёнии с рейками 10, соединенными с балками приводимой в движение рукояти.

Экскаватор оборудован цилиндрическим реверсом механизмов поворота платформы и хода. Шестерни 34 я 6 закреплены на валах свободно и находятся в постоянном зацеплении с шестерней блока шестерен, установленного на валу III на втулке. Обычно малая шестерня блока соединена со шлицевым концом вала III специальной зубчатой муфтой. При работе крановым оборудованием для уменьшения числа оборотов поворотной платформы зубчатая муфта заменяется планетарным механизмом и шестерня 5 сцепляется с сателлитами водила.

Поочередное включение ленточных фрикционных муфт шестерен приводит в разнонаправленное движение вал III и соединенные с ним через коническую шестерню 15 блок шестерен и шестерню.

Рис. 1. Одноковшовый экскаватор: 1— силовая установка; 2 — двуногая стойка; 3 — механизмы; 4 — канат стрелоподъ-емной лебедки; 5 —канат главной лебедки; 6 — ковш; 7 — рукоять; 8 —кремальерная рейка; 9— стрела; 10 — рама ходовой части; 11 — пульт управления; 12 — поворотная платформа

Рис. 2. Кинематическая схема экскаавтора ЭО-5111А

При включенной кулачковой муфте шестерня поворотного вала VI обегает зубчатый венец, прикрепленный к ходовой раме, и поворачивает платформу экскаватора. На поворотном валу установлен тормоз.

При включенной кулачковой муфте приводится в движение вертикальный вал VII ходового механизма с шестерней, проходящий внутри центральной цапфы поворотной платформы, а от него через конический редуктор — горизонтальный вал VIII. Вал VIII кулачковыми муфтами (нормально-замкнутыми) связан с полуосями IX, звездочки которых приводят в движение цепными передачами ведущие звездочки гусеничного хода.

Для поворота экскаватора одну из кулачковых муфт выключают. Ходовой механизм оборудован управляемым стопором для фиксации экскаватора на месте при работе.

Кулачковые муфты соединены коромыслом, поэтому одновременное включение поворотного и ходового механизмов невозможно.

Между двигателем и трансмиссией отсутствует жесткая кинематическая связь, поэтому для остановки трансмиссии предусмотрен тормоз.

Двигателем приводится в движение посредством клиноремен но передачи компрессор 30 пневматической системы управления экскаватора. Начат выпуск экскаваторов с коршами небольшой емкости.

Сменное рабочее оборудование

Прямая лопата

Прямая лопата предназначена для копания грунта выше уровня стоянки экскаватора и широко используется для работы в забоях, разработки выемок, погрузки сыпучих материалов в транспортные средства и т. п.

Лопата является обычно основным оборудованием экскаваторов с ковшом емкостью свыше 0,7 м3.

Оборудование состоит из рукояти с ковшом и стрелы. Рукоять соединяется со стрелой седловым подшипником, позволяющим ей свободно поворачиваться вокруг горизонтальной оси (подъем и опускание ковша) и совершать возвратно-поступательное движение (напор и возврат ковша).

Рис. 3. Ковш и рукоять прямой лопаты

Возвратно-поступательное движение рукояти осуществляется специальным напорным механизмом, обеспечивающим принудительное регулируемое заглубление ковша в грунт, что позволяет использовать прямую лопату для разработки тяжелых грунтов. У других видов сменного рабочего оборудования напорного механизма нет.

Рабочий цикл прямой лопаты состоит из операций:
— копание грунта (совместным движением подъемного и напорного механизмов);
— перемещение заполненного грунтом ковша к месту разгрузки (поворотом платформы с рабочим оборудованием);
— разгрузка ковша (открыванием днища);
— возвращение рабочего оборудования в забой (обратным поворотом платформы);
— опускание ковша (для очередного заполнения).

Последние две операции совмещаются для уменьшения времени цикла.

Ковш прямой лопаты изготовляется обычно комбинированным (отдельные литые части и детали соединяются сваркой или клепкой) и состоит из корпуса, откидывающегося днища с засовом и сменных зубьев.

Зубья изготовляются из марганцовистой стали и закрепляются в гнездах литого козырька ковша. Передняя верхняя часть корпуса (козырек) отогнута вперед, чтобы при работе передняя стенка не соприкасалась с грунтом. Боковые и задняя стенки ковша усилены поясасами коробчатого сечения.

Ковш соединяется с рукоятью пальцами и двумя тягами.

На рукояти имеются три отверстия под палец, что позволяет перестановкой его регулировать угол резания.

К проушинам задней стенки крепятся шарнирно обойма блока подъема ковша и днище.

При опускании ковша подпружиненный засов ударяется скошенной передней гранью о скобу, защелкивается и удерживает днище закрытым. Открывается днище (разгрузка ковша) при натяжении цепи специальным механизмом.

Однобалочная рукоять экскаватора ЭО-4111Б коробчатого сечения сварена из двух швеллеров и полосовой стали.

В передней части рукояти приварен кронштейн для крепления винта натяжного устройства каната возврата рукояти, а в противоположном конце закреплен уравнительный блок напорного каната. Ход рукояти в седловом подшипнике ограничивается упорами.

Однобалочная рукоять легче двухбалочной, позволяет применить канатный напор, однако недостаточно устойчива против скручивающих усилий, возникающих при копании грунта крайним зубом ковша, поэтому в оборудовании прямых лопат многих экскаваторов (ЭО-5111А, ЭО-6112 и др). применены двухбалочные рукояти с реечным напорным механизмом.

Для разработки однородных грунтов небольшой-крепости (I—II категорий) широко используются ковши с полукруглой сплошной режущей кромкой.

Ковши легче обычных и имеют меньшее сопротивление копанию, что позволяет оборудовать экскаваторы ковшами увеличенной емкости и значительно повысить их производительность.

Для разработки мерзлых и скальных грунтов средней твердости некоторые модели экскаваторов (ЭО-4111Б, ЭО-5111АС, ЭО-6112Б и др.) оборудуются ковшами активного действия.

В этом случае в полой передней стенке ковша монтируются три ударных блока, представляющие собой пневматические молотки со сменными зубьями. Молотки включаются автоматически, когда усилие на зуб превысит сопротивление копанию незамерзше-го грунта (для включения необходимо сжать пружину, тарированную на усилие 500 кгс при емкости ковша 0,65—1,25 м: и 1000 кгс при емкости ковша 1,6—2,5 м3). При копании незамерзшего грунта ковш работает как обычный.

Для питания пневмомолотков сжатым воздухом требуется передвижная компрессорная установка производительностью 9—10 м3/мин. Шланг для подачи воздуха проходит через флюгерное устройство, установленное на двуногой стойке экскаватора, и не мешает повороту платформы.

Применение ковшей активного действия предпочтительнее на экскаваторах, оборудованных турботрансформаторами (ЭО-5111АС), обеспечивающими автоматическое регулирование процесса копания.

Рукоять ковша может быть однобалочной (внутреннего типа) или двухбалочной (внешнего типа), обхватывающей стрелку.

Стрелы изготовляются сварными, коробчатого сечения и могут быть однобалочными и двухбалочными в зависимости от того, обхватывает ли стрелу рукоять (двухбалочная) или проходит внутри ее (однобалочная).

Стрела экскаватора ЭО-4111Б состоит из двух балок, объединенных сварными коробками. В головной части стрелы на разъемных подшипниках закреплена ось, на которой установлены блоки полиспастов подъема стрелы и ковша. Нижняя часть стрелы для устойчивости уширена и оснащена пятами для шарнирного крепления к поворотной платформе. Стрела оборудована амортизаторами (против ударов ковша при работе) и указателем угла наклона стрелы. В отверстиях 6 закрепляется ось седлового подшипника.

Напорные механизмы, обеспечивающие принудительное выдвижение и втягивание рукояти, подразделяются по принципу действия

Рис. 4. Ковш с полукруглой режущей кромкой

Рис. 5. Стрела экскаватора ЭО-4111Б

Рис. 6. Схемы напорных механизмов: а — зависимый; б — независимый; в —- комбинированный канатный; г — комбинированный зубчато-реечный

на зависимые, независимые и комбинированные, а по способу передачи усилия на рукоять — на канатные и зубчато-реечные.

В зависимом напоре рукоять выдвигается натяжением каната подъема ковша, поэтому от величины натяжения каната зависит максимальное напорное усилие, и машинист может только его уменьшить.

В независимом напорном механизме рукоять выдвигается и втягивается отдельным механизмом, что позволяет машинисту легко регулировать величину напорного усилия и толщину срезаемой стружки грунта.

В комбинированный напорный механизм входят зависимый и независимый напорные механизмы. Включением независимого напорного механизма можно увеличить напорное усилие.

В зависимом зубчато-реечном напорном механизме канат, идущий с барабана главной лебедки, последовательно огибает левый (со стороны машиниста) головной блок 6 стрелы, блок ковша, правый блок и навивается против часовой стрелки на барабан, жестко закрепленный на валу. Канат возврата рукояти, идущий с барабана главной лебедки, навивается на барабан по часовой стрелке.

Барабаны главной лебедки закреплены на валу свободно, включаются фрикционными муфтами (вращение против часовой стрелки) и оснащены тормозами.

При копании грунта канат натягивается и поворачивается барабан по часовой стрелке, закрепленные на валу кремальерные шестерни выдвигают рукоять. Величину и скорость выдвижения рукояти можно ругулировать притормаживанием барабана, а втягивание рукоятки— его включением.

У барабана большой диаметр для создания напорного усилия, достаточного для разработки твердых грунтов, что усложняет регулиро-ровку толщины срезаемой стружки при работе на слабых грунтах. Необходимость сильного притормаживания барабана приводит к быстрому износу тормоза Зависимый напорный механизм не позволяет также врезаться в твердый грунт с поверхности, так как, пока зубья ковша не врезались в грунт, натяжение подъемного каната невелико, а значит, и не развивается достаточное напорное усилие.

В независимом зубчато-реечном напорном механизме левый барабан главной лебедки цепными передачами соединен с напорным валом, а вал кремальерными шестернями с рейками рукояти. Рукоять выдвигается и втягивается в результате принудительного реверсирования барабана. Правый барабан лебедки служит для подъема ковша. Идущий с него подъемный канат закрепляется вторым концом за стрелу голоёных блоков.

На независимый напорный механизм затрачивается до 30% мощности привода, что является основным его недостатком.

В комбинированном канатном напорном механизме левый барабан лебедки при помощи цепной передачи приводит в движение напорный барабан, установленный у пяты стрелы. Напорный канат огибает уравнительный блок, закрепленный на конце рукояти, крайние блоки, установленные на оси седлового подшипника, и навивается на напорный барабан обоими концами снизу. Возвратный канат прикрепляется одним концом к установленному в передней части рукояти винтовому устройству, регулирующему натяжение канатов механизма, огибает средний блок, установленный на оси седлового подшипника, и гавивается на напорный барабан сверху.

Подъемный канат, идущий с правого барабана лебедки, вторым концом навивается сверху на левую часть напорного барабана, имеющую большой диаметр для увеличения напорного усилия.

Напорный барабан может вращаться по часовой стрелке (напор) в результате натяжения подъемного каната или включения барабана лебедки. Совместное действие обоих барабанов увеличивает напорное усилие, что необходимо для врезания ковша в твердый грунт. Рукоять втягивается вращением барабана против часовой стрелки.

Установка напорного барабана у пяты стрелы, а направляющих блоков на оси седлового подшипника обеспечивает постоянство натяжения канатов напорного механизма при изменении угла наклона стрелы и рукояти.

Комбинированный зубчато-реечный напорный механизм работает по принципу рассмотренного выше напорного механизма.

Механизмы открывания днища ковша у экскаваторов с канатным и зубчато-реечным напорными механизмами одинаковы.

В механизме открывания днища ковша экскаватора ЭО-4111Б прикрепленный к рычагу тросик управления огибает блок, установленный на оси седлового подшипника, ролики рычага и навивается на напорный барабан, установленный у пяты стрелы.

Такая запасовка каната управления обеспечивает постоянство его натяжения при возвратно-поступательном движении рукояти (канат движется так же, как и возвратный трос напорного механизма) и изменении угла ее наклона.

Рис. 7. Механизм открывания днища ковша экскаватора ЭО-4111Б

При включении пневмокамеры рычаг натягивает канат и тот через рычаг, соединенный цепью с рычагом, выдергивает засов и открывает днище ковша.

Система в исходное положение возвращается пружиной, соединенной тягой с рычагом и пружиной засова.

В отличие от рассмотренной схемы в механизмах открывания ковша экскаваторов с зубчато-реечным напорным механизмом тросик управления запасован в барабан, установленный на напорном валу.

У барабана и кремальерных шестерен одинаковый диаметр, что также обеспечивает постоянство натяжения.

Обратная лопата

Обратная лопата предназначена для копания грунта ниже уровня стоянки экскаватора и широко используется для рытья неглубоких котлованов, траншей, выполнения ирригационных и других работ. Обратная лопата часто является основным оборудованием эскавато-ров с ковшом емкостью менее 0,7 м3.

Рабочее оборудование состоит из стрелы, рукояти, ковша совкового типа и дополнительной стойки.

Рабочий цикл экскаватора, оборудованного обратной лопатой, состоит из следующих операций:
— копание грунта — позиция I (натяжением тягового каната при свободном подъемном канате);
— выведение рабочего оборудования из забоя — позиция II (натяжением подъемного каната при застопоренном канате);
— перемещение заполненного ковша к месту разгрузки (поворотом платформы с рабочим оборудованием);
— разгрузка ковша — позиция III (ослаблением каната и натяжением каната);
—возвращение рабочего оборудования к месту забора грунта (вращением платформы в обратную сторону);
— опускание ковша в забой (для очередного заполнения).

Длительность цикла обратной лопаты больше, чем у прямой. Для обратной лопаты используется обычно стрела прямой лопаты. При этом с нее снимается ось с головными блоками и на ее месте закрепляется ось рукояти, а вместо оси седлового подшипника (напорного вала) устанавливают ось с направляющими блоками для тягового каната.

Рукоять представляет собой коробчатую сварную балку, в средней части которой находится кронштейн с вваренной в него гильзой для оси крепления рукояти к стреле. К балке рукояти приварены щеки, в которых закреплены блоки.

К наружным сторонам щек блока прикреплены пружинные амортизаторы. Рукоять соединяется с ковшом пальцем и двумя тягами, перестановкой которых можно изменять угол резания.

Ковш совкового типа оснащен козырьком, в который вставляются сменные зубья. Широко используются также и ковши со сплошной режущей кромкой. Для разгрузки ковш опрокидывается поворотом рукояти.

Рис. 8. Схема работы обратной лопаты

Рис. 9. Рукоять и ковш обратной лопаты экскаватора ЭО-4111Б

Драглайн

Драглайн предназначен для копания грунта ниже уровня стоянки экскаватора, отличается гибкой подвеской ковша и широко используется для возведения насыпей с подачей грунта из боковых резервов, разработки выемок, рытья котлованов и траншей, выполнения ирригационных и других работ.

Рабочее оборудование состоит из стрелы решетчатой конструкции с блоками, ковша совкового типа и наводки.

При работе опущенный на дно котлована или траншеи ковш подтягивается к экскаватору тяговым канатом и наполняется грунтом. Натяжением каната при приторможенном канате ковш поднимается к оголовку стрелы. При этом натянутый разгрузочный тросик не дает ковшу опрокинуться.

После поворота экскаватора к месту разгрузки ковш опрокидывают ослаблением натяжения каната.

Стрела драглайна не воспринимает усилия копания, поэтому изготовляется облегченной и состоит из двух равных частей, соединенных болтами.

Для увеличения радиуса действия стрелу удлиняют вставкой. Рабочий угол наклона стрелы 30—40°. Стрела подвешивается к двуногой стойке при помощи стрелового полиспаста и тяг, что позволяет не заменять стреловой канат прямой лопаты при смене рабочего оборудования.

Рис. 10. Схема работы драглайна

Рис. 11. Ковш драглайна

Ковш драглайна сварной конструкции со сплошной выпуклой режущей кромкой. К его боковым стенкам приварены проушины для крепления тяговых и подъемных цепей. Подъемные цепи прикреплены к обойме блока. Между ними установлена распорная планка, чтобы цепи не терлись о боковые стенки ковша. К концу тягового каната присоединены тяговые цепи и разгрузочный тросик, который огибает блок и закрепляется вторым концом на арке, соединяющей боковые стенки ковша.

Длина тросика выбирается такой, чтобы при одновременном натяжении тягового и подъемного канатов передняя часть ковша была немного приподнята и грунт из него не высыпался.

Крепление тяговых цепей в проушине можно менять по высоте для изменения угла наклона ковша при копании.

Ковши драглайна сварнсш конструкции со сплошной режущей кромкой применяются при разработке только грунтов I—II категорий.

Основные механизмы

Главная муфта экскаватора

На экскаваторах с групповым приводом механизмов от двигателя внутреннего сгорания устанавливают дисковую фрикционную муфту, предназначенную для плавного подключения главной трансмиссии к работающему двигателю и мгновенного отключения ее в экстренных случаях. При отключенной трансмиссии запускается двигатель.

Однодисковая фрикционная муфта открытого типа установлена на экскаваторе Э-4111Б (Э-652Б).

Ведущий вал муфты соединяется с маховиком дизеля при помощи диска и пакетов, собранных из резиновых серег. Соединение представляет собой упругую муфту, компенсирующую несоосность, возникающую при креплении корпуса муфты к картеру маховика.

На внешнем шлицевом конце ведущего вала закреплены ведущий упорный диск, ведомый диск и ведущий нажимной диск. К ведущим дискам прикреплены фрикционные накладки. Ведомый диск может перемещаться вдоль вала с роликовым подшипником, на котором он установлен. Ведущий нажимной диск соединяется шлицами со втулкой, на которую навинчена гайка-крестовина с тремя нажимными кулачками. Хвостовики кулачков пружинными серьгами соединяются с муфтой включения.

Для передвижения муфты включения влево пружинные серьги поворачивают нажимные кулачки, и они перемещают влево по шлицам втулки нажимной диск до упора ведомого диска в ведущий диск, т. е. включается муфта. При этом пружинные серьги должны перейти через вертикальное положение, чтобы муфта самопроизвольно не включилась. При выключении муфты диска раздвигаются тарельчатыми пружинами, установленными между ведомым и ведущими дисками.

Рис. 12. Однодисковая фрикционная муфта открытого типа экскаватора ЭО-4111Б

Ведомый диск пакетами из резиновых серег соединяется с диском, на гильзе которого закреплена четырехрядная звездочка цепного редуктора экскаватора.

Для включения муфты поворачивают системой рычагов и тяг валик, и он передвигает кольцевой рычаг, соединенный пальцами с корпусом нажимного подшипника. Одновременно с выключением муфты рычагом прижимают тормозную колодку к торцовой поверхности диска и останавливают главную трансмиссию.

Тарельчатые пружины, установленные между упорным диском и подшипником, закрепленным в ступице диска, ограничивают силу прижима ведомого диска, а значит, и величину передаваемого муфтой крутящего момента, что в определенной степени защищает двигатель от перегрузок.

По мере износа фрикционных накладок требуемый зазор между дисками выключенной муфты устанавливается навинчиванием разрезной гайки-крестовины на втулку, после чего гайка-крестовина стопорится стяжным болтом. При большом износе фрикционных накладок последние заменяются новыми.

Редукторы

На экскаваторах с групповым приводом механизмов устанавливается цепной или шестеренчатый редуктор, обеспечивающий снижение числа оборотов валов трансмиссии и необходимое м жосевое расстояние между двигателем и первым трансмиссионным валом.

Цепной редуктор применяется на экскаваторах с ковшом емкостью до 1 м3. При большей емкости ковша используется шестеренчатый редуктор .

У цепного редуктора (рис. 13) ведущая и ведомая звездочки соединены четырехрядной втулочно-роликовой цепью.

Рис. 13. Цепной редуктор

Рис. 14. Шестеренчатый редуктор экскаватора ЭО-6112Б

Ведущая звездочка закрепляется на гильзе главной муфты или ва-валу турботрансформатора, а ведомая — на первом валу трансмиссии.

Цепь натягивается пружиной, посредством тяги с нажимным роликом. Натяжение регулируется гайкой.

Шестеренчатый редуктор, установленный на экскаваторе ЭО-6112Б, одноступенчатый с промежуточной шестерней для создания необходимого межосевого расстояния между двигателем и валом реверса.

Ведущий вал-шестерня соединяется упругой муфтой с валом главной муфты экскаватора. На ведомом валу, установленном в корпусе на подшипниках, закреплена шестерня для передачи движения на вал реверса. Насос гидравлической системы управления соединяется с ведомым валом при помощи муфты и штифтов.

Реверсивные механизмы

В установленном на экскаваторе ЭО-4111Б (Э-652Б) коническом реверсе конические шестерни закреплены на горизонтальном валу свободно и находятся в постоянном зацеплении с шестерней вертикального вала. К дискам шестерен прикреплены сменные двухконусные фрикционные колодки.

Ребристые шкивы закреплены на валу на скользящих шпонках. У каждого из них через прорезь в ступице проходит чека, соединенная со штоком, перемещающимся внутри вала.

При подаче сжатого воздуха в пневмоцилиндр поршень перемещает шток и ребристый шкив, прижатый чекой к фрикционным колодкам, приводит шестерню в движение. Сжатый воздух в пневмоцилиндр подается через вращающееся соединение.

Рис. 15. Конический реверс экскаватора ЭО-4111Б

Поочередное включение конусных фрикционов изменяет направление вращения вертикального вала и связанных с ним поворотного и ходового механизмов экскаватора.

При включении пневмоцилиндра шкив возвращается в исходное положение пружиной.

Отход шкива от фрикционных колодок (зазор) ограничивается упором. Зазор регулировочным винтом устанавливается в пределах 1,5—2 мм.

На горизонтальном валу реверса установлены звездочка четырехрядного цепного редуктора и шестерня привода вала реверса главной лебедки.

Главная и стрелоподъемная лебедки

При помощи главной лебедки осуществляются главные рабочие’ движения экскаватора, т. е. операции, связанные с копанием грунта. При копании грунта обычно сочетают подъемное и тяговое движения ковша, поэтому главные лебедки строительных экскаваторов изготовляются двухбарабанными.

Барабаны лебедки могут размещаться на одном валу (одноваль-ные) или двух параллельных валах (двухвальные).

На большинстве экскаваторов (Э-651, ЭО-4111 Б, ЭО-6112) установлены одновальные лебедки, обеспечивающие хороший доступ для обслуживания и занимающие меньше места по длине платформы. Однако наряду с этим усложняется получение различных скоростей движения тягового и подъемного канатов (только установкой сменных барабанов разного диаметра) и монтаж лебедки.

Главная лебедка экскаватора ЭО-4111Б сконструирована следующим образом.

Вал лебедки закреплен в стойках поворотной платформы на сферических роликоподшипниках и приводится в движение шестерней, установленной на шлицах его консольной части. В средней части вала установлены на шарикоподшипниках барабаны лебедки и жёстко закреплены крестовины ленточных фрикционных муфт.

Барабаны лебедки состоят из втулок, шкивов, корпусов с нарезкой (на рисунке изображена половина корпуса) для навивки каната. Фрикционные шкивы двойные. К внутренним прижимаются фрикционные накладки, а к наружным—фрикционные накладки ленточных тормозов.

На втулке левого барабана закреплены звездочки, к которым присоединяются механизмы реверсирования барабана и привода напорного механизма, используемые при оборудовании экскаватора прямой лопатой. Для работы с другими видами сменного рабочего оборудования устанавливаются корпуса (на рисунке изображена половина корпуса). Для работы с крановым оборудованием устанавливаются специальные корпуса (на рисунке изображена половина корпуса).

При выключенных фрикционных муфтах барабан стопорится нормально-замкнутым автоматическим тормозом. Пневматическая камеpa, выключающая ленточный тормоз барабана, сблокиро вана с механизмом включения муфт реверса. Поэтому при включении муфт выключаются также пневмо-камера и пружина, замыкая тормоз, удерживает поднятый груз.

Рис. 16. Главная лебедка экскаватора ЭО-4111Б

Рис. 17. Реверс главной лебедки экскаватора ЭО-4111Б

На правой консольной части вала закреплена нро-тивообгонная муфта механизма ограничения скорости опускания стрелы, сконструированная по типу роликового останова. Муфта цепной передачи соединена с барабаном стрелоподъемной лебедки. Вращение барабана быстрее вала главной лебедки (при опускании стрелы) приводит к заклиниванию роликов муфты.

Стрелоподъемная лебедка экскаватора ЭО-4111Б установлена на валу реверса главной лебедки.

Барабан лебедки оснащен ленточным тормозом и храповым механизмом (внутреннего типа) для удержания стрелы и при помощи звездочки соединяется цепной передачей с противообгонной муфтой, установленной на валу главной лебедки.

Двусторонней кулачковой муфтой, закрепленной на скользящих шпонках, можно поочередно соединять с валом барабан (для подъема стрелы) или звездочку реверса барабанов главной лебедки (левого — при работе прямой лопатой и правого — крановым оборудованием).

. На левом консольном конце вала установлена на подшипниках гильза, к которой жестко прикреплены ребристый шкив и зубчатый венец. Этот вепец находится в постоянном зацеплении с шестернями валов реверса и главной лебедки экскаватора и при включенном вале выполняет роль передаточной шестерни.

Вал 9 включается двухконусной фрикционной муфтой. Цилиндр с двухконусными фрикционными колодками укреплен на шлицевом конце вала. Поршень закреплен шпонками и гайкой.

При подаче сжатого воздуха в цилиндр (через торец вала) фрикционные колодки прижимаются к вращающемуся ребристому шкиву и приводят вал в движение. В исходное положение колодки возвращаются пружиной.

Опорно-поворотные устройства

Нагрузки, действующие на поворотную платформу экскаватора, передаются на ходовую раму опорно-поворотным устройством, обеспечивающим свободное вращение платформы вокруг вертикальной оси.

Рис. 18. Роликовый опорно-поворотный круг закрытого типа: а — разрез; б — расположение роликов

Опорно-поворотные устройства экскаваторов изготовляются в основном многокатковымн или в виде роликового круга.

Роликовые. опорно-поворотные круги закрытого типа надежны и долговечны. Ролики (рис. 159, а) размещаются между зубчатым венцом с внутренним зацеплением и наружными кольцами, прикрепленными болтами к поворотной платформе. Оси вращения соседних роликов взаимно перпендикулярны (рис. 18, б), поэтому они выполняют функции опорных и захватных катков. Ролики воспринимают н горизонтальные нагрузки, поэтому не требуется установка центральной цапфы.

Поворотные механизмы экскаваторов с групповым приводом сконструированы по одной схеме.

При включении вертикального вала, установленного на подшипниках в поворотной платформе, закрепленная на нем шестерня обегает зубчатый венец и вал поворачивает платформу экскаватора.

Поворотный вал приводится в движение от реверса, что позволяет переключением муфт изменять направление его вращения, а значит, и поворотной платформы.

Ходовое оборудование

На строительных экскаваторах малой мощности с гибкой подвеской рабочего органа применяется в основном гусеничный и пневмоко-лесный ход (пневмоколесный при емкости ковша до 0,65 м3).

Гусеничные экскаваторы оборудуются жесткими многокатковымн гусеницами, создающими устойчивую опорную базу. При работе на болотистых грунтах применяются уширенные гусеницы, обеспечивающие низкие удельные давления.

Ходовая рама пневмоколесного оборудования экскаваторов с групповым приводом механизмов (рис. 19) сварной конструкции соединяется с задним мостом жестко, а с передним мостом — балансирной подвеской.

Поворотная платформа (на рисунке не показана) опирается на прикрепленный к ходовой раме опорно-поворотный круг с зубчатым венцом внутреннего зацепления.

Рис. 19. Пневмоколесный ход

Кинематика привода вертикального вала ходового механизма от реверса, установленного на поворотной платформе, не отличается от рассмотренных ранее. Вал при помощи конической передачи приводит в движение горизонтальный вал ходового механизма, соединенный зубчатыми муфтами и валами с дифференциалами мостов, изготовленных по типу автомобильных.

При движении по хорошим дорогам передний мост может быть отключен шлицевой муфтой. Ходовые колеса оборудованы колодочными тормозами с пневматическим приводом. Передние колеса управляемые.

Для буксировки экскаватора предусмотрена скоба.

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины