Строительные машины и оборудование, справочник





Эксплуатационные материалы большегрузного транспорта

Категория:
   Текущее обслуживание



Эксплуатационные материалы большегрузного транспорта

В процессе эксплуатации автомобилей БелАЗ для поддержания их высокой надежности рекомендуется применять только те марки топлив, масел и смазок, которые приведены в заводских инструкциях.

Для двигателей ЯМЗ-240 и ЯМЗ-240Н применяются топлива марок ДЛ, ДС, ДЗ и ДА (дизельное летнее, специальное, зимнее и арктическое) по ГОСТ 4749—73 — топливо для быстроходных дизелей и марок Л, С, 3 и А (летнее, специальное, зимнее и арктическое) по ГОСТ 305—73 — топливо дизельное автотракторное. Топливо ДЛ, ДС, Л и С применяется при температуре выше 0 °С, ДЗ и 3 — при температуре от 0 до —30° С и ДА и А — при температуре ниже —30 °С.

Основным отличием этих топлив является содержание, в них серы. Так, в топливе по ГОСТ 4749—73 количество серы не превышает 0,2%, а в топливе по ГОСТ 305—73 0,4% серы в марке А, 0,6% в марке 3 и 1,0% в марках Л л С.

В связи с частым применением топлив с большим содержанием серы завод-изготовитель двигателей рекомендует применять специальные масла, содержащие эффективные моющие присадки. Для двигателей ЯМЗ-240 при летней эксплуатации используют масло МЮВ по ТУ 38—1—210—68, при зимней (до —30° С) масло ДС-8 Ш8В) по ГОСТ 8581—63 с присадками и при температуре ниже 1_30°С—масло ДСЗп-8 (М8БЗ) по ТУ 38—1—165—68 с присадками.

Для двигателей ЯМЗ-240Н при летней эксплуатации применяется масло М10Г по ТУ 38—1—211—68 и при зимней те же масла, что и для двигателя ЯМЗ-240.

Смену масла необходимо производить не реже чем через 200 ч работы двигателя, при этом следует слить его из картера двигателя, промыть систему смазки и масляный фильтр, заменить фильтрующие элементы и заправить свежее масло. При загорании па прогретом двигателе лампочки аварийного давления масла в фильтре фильтрующие элементы меняют ранее указанного срока. При переходе на осенне-зимнюю или весенне-летнюю эксплуатацию следует снять и промыть поддон двигателя, а также сетку заборника масляного насоса, удалить смолистые отложения со стенок картерной части блока.

В топливный насос высокого давления и в воздушные фильтры двигателя (срок смены при ТО-1), в картер рулевого механизма (срок смены один раз в полугодие) и в подшипники стартера (срок смены через 1000 ч) заливается то же масло, что и для двигателя ЯМЗ-240.

Для гидромеханической передачи (заливается в поддон ГМП 70 л), объединенной гидравлической системы опрокидывающего механизма и гидравлического усилителя руля (заливается в масляный бак 115 л для автомобиля БелАЗ-540А и 175 л для автомобиля БелАЗ-548А) применяется масло типа А по ТУ 38—1—101— 179—71. Масло заменяется через 2000 ч работы автомобиля. При замене масла в гидромеханической передаче необходимо слить масло, заменить или проточить фильтрующие элементы через 500 ч (проточенные фильтрующие элементы меняют через каждые 200 ч работы), снять поддон и маслопрмемник, промыть их, вновь установить и залить свежее масло. После заливки масла запустить двигатель, дать ему немного поработать до полного заполнения узлов гидравлической системы ГМП, остановить двигатель и через 15 мин после остановки двигателя дозаправить гидромеханическую передачу до верхней метки маслоизмерительного щупа. При замене масла в масляном баке гидравлической системы опрокидывающего механизма и гидравлического усилителя руля необходимо слить масло из бака, промыть бак и масляный фильтр (фильтр промывать через 500 ч работы) и залить свежее масло

При эксплуатации автомобилей в условиях Крайнего Севера в масляный бак опрокидывающего механизма и гидроусилителя руля необходимо заливать гидрожидкость АМГ-10 по ГОСТ 6794—63, имеющую температуру застывания —70 °С.

Для редуктора главной передачи и бортовых редукторов ведущего моста применяется масло при летней и зимней до —20° С эксплуатации ТАп-15, ТЭп-15 с присадками ЭФО по ВТУ 38—1—90—67 (срок замены 1000 ч работы автомобиля) и ТАп-15В по МРТУ 38—1—185—65 (срок замены 2000 ч работы автомобиля); при зимней эксплуатации до —30 °С масло ТАп-10 и при температуре ниже —30° С масло ТС-10 с присадкой ОТГГ по ВТУ 38—1—149—68 (срок замены в обоих случаях 1000 ч работы автомобиля). Емкость главной передачи 18 л и колесной передачи 24 л (12×2) автомобиля БелАЗ-540А, а автомобиля БелАЗ-548А соответственно 28 и 32 л (16X2).

Для цилиндров лтневмогидравлической подвески применяется масло веретенное АУ по ГОСТ 1642—50 для летней и зимней (до —30° С) эксплуатации и масло приборное МВП по ГОСТ 1805—51 или минеральное АМГ-10 по ГОСТ 6794—53 — при зимней эксплуатации при температуре ниже —30° С. Емкость цилиндров подвески автомобиля БелАЗ-540А 16 л (4X4) и автомобиля БелАЗ-548А 24 л (4X6).

Карданные подшипники и подшипники генератора смазываются одноразовой смазкой Л3158, по МРТУ 12Н № 139—64. Срок смены смазки в карданных подшипниках — 16 тыс. км, а в подшипниках генератора — 700 ч работы двигателя.

Подшипники ступиц передних колес смазываются всесезонно смазкой 1—13. жировой по ГОСТ 1631—61, а в условиях Крайнего Севера смазкой ЦИАТИМ-203 по ГОСТ 8773—73.

Шарнирные подшипники реактивных штанг и цилиндров подвески, шарниры вилки подвески, пальцы крепления платформы, верхние головки крепления цилиндров опрокидывания платформы (смазывать через 100 ч работы автомобиля), шлицы карданных валов (смазывать через 500 ч работы автомобиля), шарниры рулевых тяг и гидроусилителя рулевого управления и подшипники шарнира вала руля (смазывать через 40 тыс. км пробега, но не реже одного раза в год) смазываются всесезонно смазкой ЦИАТИМ-201 по ГОСТ 6267—74. В качестве заменителя. можно применять смазку ЦИАТИМ-203.

Шкворни поворотных кулаков передней оси, втулки разжимных кулаков, оси тормозных колодок (автомобиля БелАЗ-548А), шарниры привода управления гидромеханической передачи, шарниры привода тормозов, зажимы аккумуляторных батарей, наконечники проводов, замки и стеклоподъемник двери кабины смазываются через 100 ч работы автомобиля смазкой УС-2 (л) по ГОСТ 1033—73 летом и зимой до —30° С и смазкой ЦИАТИМ-201 или ЦИАТИМ-203 зимой при температуре ниже —30 °С.

В системе охлаждения следует применять чистую дистиллированную или дождевую воду. При ее отсутствии, особенно в зимнее время при безгаражном хранении автомобиля, для охлаждения двигателя рекомендуется использовать низкозамерзающую жидкость—антифриз 40 и 65 по ГОСТ 159—52. Антифриз представляет собой раствор этиленгликоля с незначительными примесями пропиленгликолей с добавкой антикоррозийной присадки, исключающей коррозию .металлических деталей системы охлаждения и двигателя. Антифриз 40 применяется зимой при окружающей температуре до —30° С, а антифриз 65 при окружающей температуре ниже —30° С. Температура их замерзания соответственно —40° С и —65° С.


Читать далее:

Категория: - Текущее обслуживание





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины