Строительные машины и оборудование, справочник





Эксплуатационные материалы ремонтных машин

Категория:
   Ремонтно-строительные машины

Эксплуатационные материалы ремонтных машин

Надежность и эффективность работы машин в большой мере зависят от правильности применения эксплуатационных материалов— топлива и смазок. Топлива применяются для двигателей внутреннего сгорания, в которых их химическая энергия, выделяющаяся при сгорании в виде теплоты, преобразуется в механическую энергию.

Все топлива делятся на два основных типа: бензины, применяемые для карбюраторных двигателей, и дизельные топлива — для дизельных двигателей.

Бензины обладают рядом свойств, определяющих эффективность работы двигателя. Он должен быть чистым, так как механические примеси в нем забивают бензопроводы, отчего уменьшается подача его в двигатель или прекращается совсем; примеси также способствуют изнашиванию деталей двигателя. Важным качеством является испаряемость бензина, которая определяет полноту его сгорания. Одним из основных свойств бензинов является их детонационная стойкость. Она заключается в том, что процесс сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя имеет взрывной характер, давление в ней возрастает не плавно, а скачком. Это приводит к тому, что в двигателе слышатся резкие стуки, в отработавших газах появляется черный дым, двигатель перегревается, его мощность падает, а расход топлива увеличивается. Главной причиной детонации является несоответствие между степенью сжатия двигателя и детонационной стойкостью применяемого бензина.



Бензины обладают рядом свойств, определяющих эффективность работы двигателя. Он должен быть чистым, так как механические примеси в нем забивают бензопроводы, отчего уменьшается подача его в двигатель или прекращается совсем; примеси также способствуют изнашиванию деталей двигателя. Важным качеством является испаряемость бензина, которая определяет полноту его сгорания. Одним из основных свойств бензинов является их детонационная стойкость. Она заключается в том, что процесс сгорания топливо-воздушной смеси в камере сгорания двигателя имеет взрывной характер, давление в ней возрастает не плавно, а скачком. Это приводит к тому, что в двигателе слышатся резкие стуки, в отработавших газах появляется черный дым, двигатель перегревается, его мощность падает, а расход топлива увеличивается. Главной причиной детонации является несоответствие между степенью сжатия двигателя и детонационной стойкостью применяемого бензина.

Детонационная стойкость зависит от химического состава бензина и характеризуется показателем — октанЬвым числом. Чем больше октановое число, тем выше антидетонационная стойкость бензина. Для повышения октанового числа в бензин (кроме А-76) вводят этиловую жидкость, бензин с добавкой ее называется этилированным. Этиловая жидкость очень ядовита, поэтому обращение с этилированным бензином требует особой осторожности.

Октановое число указывается в марке автобензина, например А-72 означает автобензин с октановым числом 72, АИ-93 — то же, но определенным по исследовательскому методу. Для основной массы грузовых автомобилей применяются бензины А-72, А-76, для некоторых грузовых автомобилей — бензины с маркой АИ-93 и АИ-98.

Дизельные топлива должны быть очень чистыми, так как детали системы питания дизельных двигателей изготовлены с очень высокой точностью и механические частицы, имеющиеся в топливе, быстро выводят их из строя, а также могут прекратить подачу топлива в двигатель. Для удаления механических примесей дизельные топлива перед использованием отстаивают в течение 2.. .3 сут или фильтруют. Вредное действие оказывает и вода, находящаяся в дизельном топливе в виде эмульсии. Зимой она превращается в кристаллики льда, не удаляемые фильтрами, они забивают топливопроводы и этим вызывают прекращение работы двигателя.

По ГОСТ 305—82 есть две группы топлив, содержащие серу в количестве до 0,5%. Эти топлива имеют марки: Л (летнее), 3 (зимнее), А (арктическое). Рядом с буквой ставятся числа, определяющие массовую долю (в частях) серы и температуру вспышки (для зимнего топлива — температуру застывания). Например, Л-0,2-40 или 3-0,5-35.

В средней климатической зоне с 1 октября по 1 апреля применяют топливо марки 3 и с 1 апреля по 1 октября — марки Л.

Смазочные масла снижают трение, а следовательно, и изнашивание деталей трансмиссии и силовых агрегатов машин. Кроме того, они уплотняют узлы трения, предотвращая утечку из них жидкостей и газов, охлаждают трущиеся детали, удаляют продукты износа.

В процессе работы свойства масла ухудшаются, поэтому масло надо периодически заменять в те плановые сроки, которые указаны в инструкциях по эксплуатации двигателей.

Согласно стандартной классификации ГОСТ 8581—78*, всем маслам для двигателей присваивается индекс М. Цифра, имеющаяся в марке масла, отражает его вязкость при 10°С в санти- стоксах. По своим свойствам масла делятся на четыре группы — А, Б, В, Г. Лучшими качествами обладают масла группы Г. Масло каждой группы пригодно как для карбюраторных, так и для дизельных двигателей. Если масло выпускают специально для карбюраторных двигателей, то применяют индекс 1, для дизельных — 2. Например, часто применяемым зимним маслом для бензиновых двигателей является М8Б1, для дизельных — зимнее М8Б2. Все- еезонное масло маркируется М6/10В.

В зависимости от изменения вязкости от действия температуры масла делятся на летние (более вязкие) и зимние (менее вязкие). Для пуска двигателей зимой недостаточно жидкие масла подогревают.

Кроме моторных смазочных масел применяют трансмиссионные масла для смазки элементов трансмиссии по ГОСТ 23652—79*. Для смазывания подшипников качения и других узлов трения, где возможно вытекание жидких масел, применяют густые смазки, например синтетический солидол. Существуют и некоторые специальные виды смазок, например графитная —для открытых зубчатых передач, рессор, канатная — для смазки тросов, консталино- вая — для нагретых узлов и некоторые другие.

Смазывание машин происходит в соответствии с картами и схемами смазки. Схема смазки — это упрощенный чертеж общих видор машины с указанием мест смазки. В карте смазки (табл. 14.1) ‘приводятся виды смазочных материалов для различных смазываемых точек, а также периодичность смазывания (рис. 14.1).

Рис. 14.1. Схема смазки экскаватора ЭО-2621

Охлаждающие жидкости применяют для охлаждения двигателей. В качестве их чаще всего используют воду. Основным недостатком воды является то, что она образует накипь в системах охлаждения, которая мешает отводу теплоты. Для предотвращения образования накипи воду надо менять как можно реже, так как вода, поработавшая в двигателе, лишается солей жесткости, которые являются причиной образования накипи. Накипь удаляют, промывая систему охлаждения растворами кислот или специальными антинакипинами.

Зимой вместо воды целесообразно применять специальную жидкость— антифриз. Антифризы и тосолы существуют нескольких типов с различными температурами замерзания. При использовании антифриза надо всегда учитывать, что он сильнейший яд и применять меры защиты.

Читать далее:

Категория: - Ремонтно-строительные машины

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины