Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Электрокары

Публикация:
   Эксплуатация и ремонт электрооборудования электрокаров

Читать далее:




Эксплуатация и ремонт электрооборудования электрокаров

При эксплуатации электрооборудования электрокаров наиболее подвержены износу электродвигатели, контроллеры и аккумуляторные батареи.

В электродвигателе изнашиваются вращающиеся части: коллектор и вал. Кроме механического, может быть и электрический износ — пробой изоляции обмоток и коллектора, перегорание обмоток при длительной работе электродвигателя с недопустимо большой перегрузкой.

Износ контроллеров также происходит вследствие механического истирания контактных частей и, кроме того, вследствие разрушительного действия электрической дуги, образуемой при переключениях контроллера во время работы.

Аккумуляторные батареи изнашиваются вследствие тряски и толчков при работе, неправильного составления электролита и неправильных режимов зарядки и разряда.

Ниже приводятся сведения о правильной эксплуатации электрооборудования электрокаров и его ремонту.

Недопустимые перегрузки электродвигателя могут также привести к сильному разогреву мест соединения концов якорной обмотки с коллектором, выплавлению в этих местах оловянного припоя и нарушению нормальной коммутации цепи якоря, а также к обугливанию изоляции обмоток.

Состояние коллектора и щеток должно регулярно проверяться, и при обнаружении неисправностей электродвигатель должен ремонтироваться.

Признаками, указывающими на ненормальную работу двигателя, являются шум при работе, отсутствие полной мощности при нормальной нагрузке и сильный нагрев.

В этих случаях необходим осмотр двигателя после предварительной проверки исправности контроллера и батареи. При осмотре двигателя прежде всего следует проверить (при отключенных проводах, идущих от контроллера) омметром со шкалой до 10 ом исправность обмоток возбуждения и цепи коллектора. Если не обнаружено Неисправностей, то следует внимательно осмотреть состояние коллектора — нет ли на нем прогаров и механических повреждений.

После этого мегомметром или омметром со шкалой до 10 мгом следует проверить целость изоляции обмоток и якоря относительно корпуса и вала. Для этого один из проводов, идущих к омметру, присоединяется к корпусу или валу, а второй — к концам обмоток возбуждения, а затем к щеткам коллектора. Если изоляция нарушена, то электродвигатель снимается и подлежит проверке и ремонту в мастерской. Величина сопротивления обмоток относительно корпуса не нормируется, однако оно должно быть не менее сотен тысяч ом. Если на коллекторе при осмотре обнаружены пригары или сильный износ коллектора, то двигатель также снимается и ремонтируется.

Наиболее часто встречающейся неисправностью является износ щеток и коллектора. Износ щеток легко обнаружить по уменьшению длины щетки относительно первоначальной. В этом случае щетки

заменяют. При замене щеток производится их притирка. Вначале щетки грубо подгоняются по коллектору напильником и крупнозернистой бумагой, затем устанавливаются на место, под щетки закладывается стеклянная бумага № 00 (применять наждачную бумагу запрещается), рабочая поверхность которой должна быть обращена к щеткам. Длина отрезка бумаги должна быть равна примерно полуторной длине окружности коллектора. После этого якорь проворачивается от руки и производится притирка до тех пор, пока бумага не станет шлифовать всю поверхность щеток.

При притирке, а также и при эксплуатации машины необходимо следить за тем, чтобы щетки устанавливались обратно в том же положении.

Во время притирки запрещается дополнительно нажимать на щетки — они должны прижиматься только своими пружинами. Величина нажима щеток на коллектор измеряется динамометром. С этой целью под щетку подкладывается папиросная бумага, а крючок динамометра цепляется за прижимную пружину щетки. Затем динамометром оттягивают пружину, одновременно придерживая рукой подложенную под щетку бумагу. В момент, когда бумага начинает свободно вытягиваться из-под щетки, отсчитывают показания динамометра и, разделив их на площадь сечения щетки в см2, получают удельное давление в г/см2, которое для щеток электрокаров должно иметь значение, приведенное в табл. 10.

Таблица 10

При отсутствии динамометра приближенно величину нажатия Щеток мужно определить следующим образом. Как и в предыдущем случае, под щетку подкладывается папиросная бумага и щетка ставится на место. Затем бумагу вытаскивают из-под щетки. При этом, ‘если, бумага вытаскивается с трудом, но не рвется, нажатие можно считать примерно нормальным, если бумага рвется — нажатие велико, если тянется легко — нажатие мало.

После притирки щеток двигатель очищается от угольной пыли и продувается струей сжатого воздуха, после чего для лучшей

пришлифовки щеток (до зеркального блеска) следует дать ему проработать с малой загрузкой — 25—35% от номинальной. При плановом, а также при внеплановом осмотрах двигателя (если он вышел из строя) проверяется состояние коллектора. Если коллектор не имеет пригаров, поверхность его гладкая и покрыта блестящим темноватым налетом, образующимся от трения по нему щеток, то производится только продораживание слюды между пластинами. Это вызвано тем, что при работе машины медь коллектора истирается больше, чем слюдяные прокладки вследствие большей твердости последних, что приводит к вибрации щеток и в конечном счете к повышенному искрению.

Рис. 78. Приспособление для продо-раживания коллектора.

Продораживание слюды ведется на глубину 0,5—1,0 мм на фрезерном станке фрезой, толщина которой должна быть равна расстоянию между коллекторными пластинами, или вручную с помощью особого приспособления (рис. 78).

При продораживании вручную толщина ножовочного полотна должна точно соответствовать расстоянию между коллекторными пластинами, для чего полотно сошлифовывают с боков до нужного размера, а на коллектор накладывается специальная пластинка с прорезью (рис. 79). Затем коллектор прочищается волосяной щеткой, а заусенцы на нем снимаются шабером или напильником. После этого коллектор шлифуется стеклянной бумагой сначала более крупных номеров, а затем самой тонкой №00—№000. Шлифовка производится на токарном станке с помощью специальной колодки (рис. 80), длина которой немного более длины коллектора, а прибегающая к коллектору поверхность имеет радиус, равный радиусу коллектора. Шлифовка производится осторожно, с соблюдением правил безопасности. После шлифовки коллектор тщательно очищается от медной пыли (особенно пазы между пластинами), а затем обдувается струей сжатого воздуха. Если при помощи шлифовки не удается добиться ровной поверхности коллектора, то его протачивают. Проточка коллектора выполняется только квалифицированным токарем. Проточка якоря производится на станке в центрах, после чего индикатором проверяют его бой. Якорь не должен бить более чем на 0,05 мм. Если бой якоря превышает 0,05 мм, то коллектор протачивать в центрах нельзя — в этом случае вал якоря зажимается, с одной стороны, в четырехкулачковом патроне, а с друг°й — поддерживается люнетом, после чего также индикатором проверяется его бой. Перед установкой на станок обмотка якоря плотно закрывается тканью во избежание попадания в нее стружки (это относится и к шлифовке коллектора).

Рис. 79. Пластинка для предохранения пластин коллектора от повреждений при продораживании.

Рис. 80. Колодка для шлифовки коллектора.

Проточку ведут подрезным резцом с подачей не более 0,1 мм на скоростях резания: 30 м/мин — если слюда между пластинами не прорезана, и 60 м/мин — если коллектор продораживался. При проточке надо стремиться снять как можно меньше меди, так как проточка снижает механическую прочность коллектора (запас на срабатывание у коллектора составляет примерно 1/4 высоты пластин). После проточки производится продора-живание пазов между пластинами по вышеприведенному способу.

После продораживания во всех случаях производится проверка правильности формы пазов между коллекторными пластинами —они должны иметь строго прямоугольную в сечении форму. Как указывалось выше, на поверхности коллектора при работе образуется поверхностная контактная пленка, играющая важную роль для правильной ра-ботьг‘двигателя, поэтому за ее целостью надо внимательно следить. На ее состояние влияет влажность окружающей среды: при низкой влажности воздуха (до 20%) контактная пленка не образуется, что приводит к сильному износу коллектора, при очень высокой влажности происходит электролитический перенос меди коллектора на щетки, что также ведет к быстрому износу коллектора. Электролитический перенос меди коллектора легко обнаружить по омеднению рабочей поверхности щетки и появлению медного налета на сбегающем крае щетки.

При слишком малой плотности тока контактная пленка также не образуется. Сохранение коллектора в хорошем состоянии обеспечивается по возможности частым его осмотром и предотвращением попадания в электродвигатель воды, которая может привести к повышенной влажности.

Ремонт механической части двигателя. При ремонте двигателя подлежат проверке щеткодержатели. Сломанные или ослабевшие пружины следует заменить новыми, обеспечивающими нормальное Давление щетки на коллектор. Давление щетки на коллектор при этом проверяется по описанному ранее способу.

Также в случае неисправности подлежат замене подшипники. Неисправность определяется по износу обойм и шариков или роликов.-

Съем подшипников производится при помощи специального Приспособления — съемника (рис. 81).

Рис. 81. Съемник для подшипников.

Категорически запрещается сбивать подшипники, так как это приведет к порче шейки вала, на которой сидит подшипник. После съема подшипника посадочные места для подшипников на валу двигателя и в крышке корпуса промываются бензином и насухо вытираются ветошью. Забоины и следы ржавчины удаляются стертой наждачной шкуркой № 00.

Вынутый из упаковки подшипник чистыми руками кладется на чистую бумагу, затем промывается бензином и осматривается. Подшипник не должен иметь забоин, трещин, ржавчины. Перед посадкой подшипник разогревается до 80—100° в ванне с минеральным маслом, после чего ставится на свое место. Сторона, на которой выбит номер подшипника, ставится наружу. Если подшипник после разогрева не садится на место или не доходит до конца, то при помощи стакана из мягкого металла (меди, латуни), который ставится обязательно на внутреннюю обойму подшипника, легкими ударами легкого молотка по его дну, подшипник доводится до места.

Рис. 82. Балансировка якоря:
1 — подкладки; 2 — балансировочные линейки; 3 — якорь.

После установки подшипников двигатель собирается и подшипники набиваются смазкой, предусмотренной инструкцией по эксплуатации электрокара, на 2/3 свободного пространства их корпусов.

Следует помнить, что как недостаток, так и избыток смазки вредно отражается на работе подшипника и двигателя в целом.

Балансировка якоря. Если двигатель при работе имеет сильную вибрацию, или якорь его перематывался, то следует произвести балансировку якоря. Балансировка якоря производится на двух линейках, установленных по уровню (рис. 82). Несбалансированный якорь будет перекатываться на линейке до тех пор, пока его наиболее тяжелая сторона не окажется внизу. Для достижения баланса на более легкой стороне якоря при помощи воска закрепляются стальные или свинцовые грузики, положение которых определяется опытным путем. После определения их точного положения они забиваются в канавки на якоре и прочно закрепляются. Можно также балансировать якорь и путем легкого засверливаиия его тяжелой стороны.

Балансировочные линейки изготовляются из закаленной стали. Они должны иметь острые верхние кромки и такое сеяние, чтобы 0ни не прогибались под тяжестью якоря. Изготовляются они на строгальном станке с последующей закалкой и шлифовкой верхней кромки на шлифовальном станке.

Ремонт обмоток электродвигателя. Обмотки подразделяются на петлевую, в которой один частичный шаг делается вправо, а дру-rog — влево, и волновую, в которой оба шага делаются в одну сторону, например вправо. При волновой обмотке проводники, лежащие под различными полюсами, всегда соединяются последовательно. В двигателях электрокаров, как правило, на якоре делается волновая обмотка. Часть обмотки, заключенная между двумя последовательно присоединенными коллекторными пластинами, носит название секции. Число промежутков между пазами якоря, которые приходится огибать при переходе от одного проводника к другому, с ним последовательно соединенному, называется шагом обмотки.

Частичным шагом обмотки называют расстояние (по пазам якоря) между двумя проводниками, лежащими в магнитных полях противоположного знака. Обмотка характеризуется также шагом по коллектору, т. е. числом изолирующих промежутков между пластинами коллектора, замыкающими одну и ту же секцию. Полный шаг обмотки равен сумме частичных шагов, а шаг по коллектору будет равен половине шага по проводникам.

При любом числе полюсов якорь всегда будет состоять всего из двух параллельных цепей.

Волновой обмотка называется потому, что движение провода при укладке напоминает движение волны — вверх — прямо — вниз. Обмотки главных полюсов возбуждения и дополнительные (если они имеются) выполняются в виде обычных катушек многослойной намотки.

Ниже приводятся данные обмоток электродвигателя электрокаров типа ЭК-2 и «Ящерица».

Обмотка имеет 4 витка по 4 провода в секции, всего в пазу 8 вит ков, 32 провода.

Катушки возбуждения (2 шт.) наматываются проводом 3,05 ПБД Если обмотки якоря и возбуждения повреждены, то произво дится их перемотка. Характерными повреждениями являются замыкания в обмотках, неисправности изоляции, обрыв в цепи обмоток.

Замыкания в обмотках обнаружи ваются при помощи специальных аппа ратов типов СМ-1А или СМ-2 или одним из следующих способов.

Проверка наличия замыканий в обмотке якоря производится методом падения напряжения по схеме, приве[ денной на рис. 83. Аккумуляторная батарея берется на напряжение 6—12 с разрядным током 5—10 а, реостат должен выдерживать ток до 10 а, ру бильник и предохранители также должны выдерживать указанную силу тока. Амперметр берется на силу тока до 10 а (класс точности 0,5). Вольтметр должен иметь шкалу до 3 б (в качеств вольтметра следует применять для повышения чувствительност схемы милливольтметр со шкалой 0—150 мв с добавочным сопро тивлением для расширения его шкалы до 3 в; величина сопротив ления подбирается опытным путем).

В начале проверки сопротивление реостата вводится полностью а приборы включаются на наибольший предел измерения. Затем реостат выводится настолько, чтобы стрелка вольтметра отклонялась в пределах 1/2—1/3 шкалы при включении контрольных щупов 134 vm соседним пластинам коллектора. Все дальнейшие измерения К оизводят при равных значениях тока.

Рис. 83. Схема проверки исправности обмотки якоря методом падения напряжения:
1 — коллектор; 2 — добавочное сопротивление к милливольтметру; 3 — милливольтметр; 4 — батарея 6-12 в, 5— амперметр; 6 — реостат; Т — щупы приборов.

Если обмотка оборвана, то стрелка прибора будет давать наиболь-отклонения на тех пластинах, где имеется обрыв.

Схему собирают, согласно рис. 84, а. Зуммер и аккумулятор подключают при помощи щупов к коллектору по полному шагу, т. е. на xk коллектора при двухполюсной машине и на V4 коллектора — при четырехполюсной.

При подключении при помощи щупов телефона к соседним пластинам коллектора в телефоне будет слышен характерный звук, если обмотка в порядке, и наоборот — звука не будет, если в обмотке обрыв или замыкание. Замыкание на корпус может быть обнаружено способом, показанным схемой на рис. 84, б. По мере перемещения щупа от телефона по коллектору звук в телефоне будет тем слабее, чем ближе щуп будет находиться к месту замыкания обмотки с корпусом.

Грубое состояние изоляции можно проверить наружным ее осмотром.

Если изоляция имеет хорошее состояние, то поверхность ее должна быть твердой, блестящей, изоляция должна быть гибкой (лаковый покров может иметь потускневший вид).

Если ‘ изоляция набухла и отдельные ее слои могут быть разделены, хотя и сохранили еще взаимную связь, то она еще считается годной. Если же изоляция сильно набухла, имеет потемневшие,-хрупкие, легко разрушающиеся места, отдельные слои утратили взаимную связь, а проводниковая медь потемнела, то изоляция считается негодной и обмотки надо менять.

Осмотры электродвигателей бывают еженедельные, ежемесячные и годовые.

При еженедельном осмотре двигатель очищается от грязи.

При ежемесячном осмотре снимается кожух, закрывающий коллекторный люк, и проверяется состояние щеткодержателей, коллектора и внутренних частей электродвигателя.

Рис. 84. Схема проверки неисправности обмотки якоря методом прослушивания:
1 — коллектор; 2 — щупы; 3 — телефон; 4 — аккумуляторная батарея; 5 — зуммер»

Двигатель перед снятием коллекторного кожуха очищается от пыли и грязи, поверхность коллектора протирается мягкой тряпкой, слегка смоченной в бензине.

Со щеток очищается грязь и нагар, поломанные и изношенные щетки заменяются, подтягиваются контактные соединения. При обнаружении повреждений коллектора они устраняются указанными выше способами. В поврежденных местах подновляется окраска проводка при необходимости подкрашивается глифталевым лаком.

При ежегодном осмотре производится полная разборка двигателя, проверка сопротивления изоляции обмоток, промываются подшипники и закладывается новая смазка, при необходимости производится ремонт коллектора, обмоток, замена щеток, производится новая окраска подлежащих окрашиванию частей.

Следует иметь в виду, что всякое опробование электродвигателя после его сборки, во избежание его разноса, должно производиться либо при наличии нагрузки на его валу (но не превышающей номинальной), либо при пониженном напряжении — порядка 6—12 в.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Электрокары

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Эксплуатация и ремонт электрооборудования электрокаров"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства