Эксплуатация канатов


Категория:
Канаты и грузозахватные устройства

Эксплуатация канатов











Правильная эксплуатация каната способствует увеличению срока его службы и предотвращению аварий.

Правильная эксплуатация включает соблюдение режима навески; использование канатов, соответствующих данным эксплуатационной документации крана; соблюдение правил надзора за работой каната и его состоянием.

Разматывать канат следует, вращая барабан или бухту, как показано на рис. 137. Снимать канат витками нельзя, так как при этом образуются петли, а выправление их ведет к расслоению прядей и сердечника и образованию заломов.

Работать с канатами необходимо в рукавицах для предохранения рук от прокола концами лопнувших проволок.

Рис. 137. Способы размотки каната: а — с катушки, б, в — из бухты

При разматывании каната проверяют, нет ли на нем пороков изготовления. Канат с дефектами применять на кране нельзя. Наиболее часто встречающиеся дефекты: некруглое сечение каната, т. е. канат сплющен или срезан; неравномерное натяжение прядей — одна из прядей низкая (перетянута) или высокая (не натянута); западание или выпячивание проволок в прядях из-за смещения проволок при изготовлении каната; ржавчина на поверхности проволок из-за неправильного хранения или отсутствия смазки.

Канаты выпускают длиной 250, 500 и 1000 м и при эксплуатации их приходится разрубать на отрезки необходимой длины. Чтобы предотвратить раскручивание каната после рубки, место предполагаемой рубки обвязывают мягкой проволокой. Причем нераскручивающийся канат.перевязывают в двух местах, если диаметр его более 15 мм. Канат меньшего диаметра можно не перевязывать. Раскручивающиеся канаты перевязывают в 2—4 местах с каждой стороны от предполагаемого места рубки.

Последовательность подготовки нераскручивающегося каната для рубки показана на рис. 138. Направление обвязки должно быть противоположным направлению свивки прядей с тем, чтобы после рубки перевязка уплотнилась. Чем туже будет перевязка, тем лучше будет она держаться, а следовательно, конец каната не расплетется. Поэтому обвязку следует выполнять с затяжкой проволоки приспособлением с катушкой или деревянным бруском с отверстиями, через которые пропущена наматываемая проволока.

Рубить канат можно зубилом на наковальне или разрезать с помощью тонкого наждачного диска. В заводских условиях концы каната часто режут пламенной горелкой и оплавляют сварочным аппаратом в зажимах, что ускоряет процесс разрубки и предохраняет канат от расплетания. Применяют также дисковые пилы и абразивные круги.

Срок службы каната во многом зависит от правильной его запасовки. При использовании каната в системе полиспаста канат должен изгибаться на блоках в одном направлении (рис. 139, а). Если направления противоположны (рис. 139, б), то долговечность каната уменьшается. При намотке каната на барабан необходимо учитывать, что канат подвергается изгибу и кручению. В зависимости от направления свивки каната и направления его намотки на барабан деформация кручения в канате может уменьшаться или увеличиваться. Необходимо подбирать канат таким образом, чтобы в процессе намотки канат дополнительно подкручивался. При этом условии плотность свивки и связанный с ней срок службы каната увеличивается. Направление свивки имеет особое значение для гладких барабанов.

Рис. 138. Перевязка концов каната перед рубкой:
а — с одной перевязкой, б — канат с двумя готовыми перевязками; I—IV — последовательность обвязки; 1 — канат, 2 — проволока,-3 — узел; d — диаметр каната

Направление рекомендуемой свивки каната можно определять по правилу Руки. Для этого правая или левая рука должна быть обращена ладонью к барабану. Направление, указываемое большим пальцем руки, отставленным под 90° относительно остальных, Должно совпадать с направлением движения к барабану наматываемого каната. Остальные пальцы руки должны указывать направление, в котором прибавляются витки на вращающемся барабане. Необходимое направление свивки каната будет одноименным с рукой, палЬдЫ которой совпали с указанными направлениями.

Во время эксплуатации канат нужно систематически, не реже одного раза в неделю, просматривать. Наиболее частый дефект каната — обрыв проволок или прядей каната, что может быть вызвано естественным или преждевременным износом из-за отсутствия смазки, большими перегрузками или неправильной запасовкой. При обнаружении оборванных проволок или потертостей каната его проверяют в соответствии с браковочными нормами Госгортех-надзора.

Рис. 139. Схема запасовок каната на блоках полиспаста:
а – в одном направлении, б — противоположном; 1 — канат, 2 — блоки

Канаты бракуют по числу оборванных проволок на длине одного шага свивки каната. Шаг свивки определяют следующим образом. У проверяемого места* каната делают метку на какой-либо пряди с помощью мела или обвязкой нитки вокруг каната. Проследив эту прядь до места, где она сделала полный оборот вокруг оси каната, делают вторую метку (см. рис. 127,е). Если известна конструкция каната, т. е. сколько прядей в сечении, можно определить шаг свивки отсчетом вдоль оси каната от выбранной точки такого количества прядей, сколько их в сечении каната (например, 6 для шестипрядного каната). Следующая после отсчета прядь (седьмая для шестипрядного) будет концом шага свивки. На отмеренной длине подсчитывают количество оборванных проволок, учитывая, что после обрыва каждая проволока имеет два конца.

Канаты, изготовленные из проволок одинакового диаметра, бракуют согласно нормам табл. 20, а для канатов, пряди которых изготовлены из проволок разного диаметра, вводят поправки. Обрыв тонкой проволоки принимают за 1, а толстой — за 1,7. Так, например, если у каната 6 X 19 = 114 -Ь 1о. с. на длине шага свивки шесть оборванных тонких проволок и пять толстых, получим: 6 X 1 + 5 X 1,7 = 14,5 вместо 11.

При наличии у каната поверхностного износа или коррозии проволок допускаемое число обрывов на шаге свивки уменьшают согласно табл. 21. Износ или коррозию проволоки определяют измерением диаметра с помощью микрометра. Измеряемую проволоку предварительно очищают от грязи и ржавчины.

При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат бракуют.

Если число обрывов проволок на длине шага свивки меньше, чем указано в табл. 20 и 21, такой канат может быть допущен к работе, но за ним нужно тщательно наблюдать. Концы оборванных проволок откусывают, чтобы избежать усиленного износа блоков и барабана.

Помимо браковки по обрыву и износу проволок, канат бракуется в следующих случаях: при обрыве одной пряди; при образовании заломов (жучков); сильной деформации, например, расплющивании, когда становится виден пеньковый сердечник; при поджогах каната от короткого замыкания тока.

При неравномерном износе проволок каната по его длине для увеличения срока службы каната в эксплуатации можно прибегать к перепанцировке его концов, т. е. менять местами концы каната (закрепленный на барабане перенести на стрелу, а закрепленный на стреле — на барабан), но если износ не больше допустимого нормой.

Хранят канаты в закрытом сухом и теплом складе с деревянным или асфальтовым полом и настилом. При складировании канатов, намотанных на барабан, барабаны устанавливают на диски, а не кладут плашмя. Канаты в бухтах хранят подвешенными на штырях, перекладинах. Если это невозможно, бухты укладывают на подкладки. При временном хранении на открытом воздухе канаты закрывают толем, рубероидом, предохраняя от попадания в смазку каната песка и грязи.

При длительном хранении канатов смазку их поверхности необходимо периодически обновлять, для чего не реже чем один раз в 6 месяцев канаты перематывают и осматривают по всей длине. Бухты канатов для возобновления смазки погружают в ванны со смазкой. Для смазывания канатов необходимо использовать смазки, рекомендуемые заводом-изготовителем. Их наносят сплошным слоем без пропусков во избежание появления местной коррозии проволок.





Главная → Справочник → Статьи → Форум


Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры


Ручные машины
Сборка строительных машин
Электрооборудование строительных машин

Подъемно-транспортные машины и оборудование
Землеройно-транспортные машины
Краны на железнодорожном ходу
Подъемно-транспортные машины
Краны башенные серии КБ
Краны-трубоукладчики
Краны автомобильные
Краны предприятий
Краны стреловые
Краны башенные
Краны мостовые
Краны кабельные
Краны козловые

Такелажные приспособления
Погрузчики
Монтаж строительных конструкций
Разное

Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропольщикам


Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины


Механизация земляных работ
Механизация строительства
Механизация дорожных работ
Автоматизация строительства
Малая механизация
Бетонные работы
Мини-тракторы


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Статьи по теме::
Такелажные работы при работе башенного крана
Канаты, полиспасты, грузовые крюки
Требования к эксплуатации съемных грузозахватных приспособлений
Грузозахватные устройства
Способы крепления канатов
Пеньковые и другие канаты из органических материалов
Стальные канаты
Канаты и грузозахватные устройства

Поиск::