Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Организация обслуживания и ремонта

Публикация:
   Электробезопасность

Читать далее:




Электробезопасность

Основные правила. Лица, обслуживающие электроустановки, должны предварительно пройти обучение безопасным методам работы”на рабочем месте и сдать экзамен квалификационной комиссии.

В соответствии с «Правилами технической эксплуатации и безопасного обслуживания электроустановок промышленных предприятий» установлено пять квалификационных групп. Для каждой квалификационной группы установлен перечень работ, которые работник данной группы должен выполнять в электроустановках, и степень его ответственности при работе. Группу устанавливает квалификационная комиссия сроком на один год.

Разряд работника и присвоенная ему квалификационная группа, как правило, не совпадает. Например, электрик, имеющий самый высокий разряд, но не имеющий квалификационной группы, не может быть допущен к самостоятельной работе в электротехнических установках. Согласно Правилам машинисты башенных кранов должны иметь квалификационную группу не ниже второй, а обслуживающие кран электромонтеры — не ниже третьей.

Лица, относящиеся ко второй квалификационной группе, должны знать устройство электроустановок; отчетливо представлять опасность электрического тока; знать основные требования техники безопасности в объеме, необходимом для безопасного производства работ, выполняемых по данной должности; иметь общее представление о назначении и применении защитных средств; уметь практически оказать первую помощь.

Лица третьей квалификационной группы должны иметь элементарные познания в области электротехники, быть ознакомлены с устройством и оборудованием электроустановок; отчетливо представлять опасность при работах на электроустановках; знать общие правила техники безопасности, в частности, правила допуска к работам на электротехнических установках; твердо знать правила безопасности по тем видам работ, которые входят в их обязанности, а также правила пользования защитными средствами; иметь опыт по надзору за работающими на электроустановках; уметь оказывать первую помощь.

Опасность выполнения работ на электроустановках состоит в том, что при прикосновении к частям установки, находящимся под рабочим напряжением, человека поражает электрический ток. Это может привести к смертельному исходу или потере трудоспособности. При поражении электрическим током различают электрические травмы (наружные поражения тканей) и электрический удар ’(поражение внутренних органов человека). Особенно опасен электрический удар, который сопровождается, как правило, потерей сознания, появлением судорог, частичным или полным прекращением дыхания и работы сердца у пострадавшего. Величина тока, начиная с 0,05 А, опасна для жизни, а ток 0,1 А является смертельным. Наиболее опасен переменный ток частотой от 40 до 60 Гц.
Величина тока, опасная для жизни человека, в каждом конкретном случае определяется рядом факторов: сопротивлением тела человека, величиной приложенного напряжения, площадью соприкосновения тела с токо-ведущей частью, местом входа и выхода тока через тело человека.

Рис. 168. Прикосновение человека к токоведущим частям электроустановок:
а — однополюсное, б — двухполюсное

Сопротивление тела человека может быть в пределах от нескольких сотен до нескольких сотен тысяч Ом. Оно зависит главным образом от состояния кожного покрова: значительно уменьшают сопротивление увлажнение кожи, выделение пота, а также общая усталость. Расчетная величина сопротивления 1000 Ом.

Электроустановки согласно «Правилам устройства электроустановок» разделяются в отношении мер безопасности на электроустановки напряжением до 1000 В и напряжением выше 1000 В, Безопасным считают напряжение 12 или 36 В в зависимости от условий эксплуатации установки и производственной среды.

По степени опасности поражения людей электрическим током различают три группы установок (помещений): без повышенной опасности, с повышенной опасностью и особо опасные. Башенные краны относятся к группе особо опасных, поэтому безопасная величина напряжения на кране 12 В.

Прикосновение человека к токоведущим частям может быть однополюсным (рис. 168, а), когда прикасаются к одному проводу (одной фазе), и двухполюсным (рис. 168, б), когда прикасаются к двум проводам (фазам). Двухполюсное прикосновение более опасно, так как человек находится под полным линейным напряжением.

Защитное заземление. Для защиты персонала, обслуживающего электрооборудование башенного крана, применяют защитное заземление. Защитное заземление служит для защиты, человека от поражения током при переходе напряжения на нетоковедущие части электроустановки в результате порчи изоляции. Заземляют корпуса электродвигателей, трансформаторов, контроллеров, металлические кожухи рубильников, защитных панелей, кнопок.

Способ заземления зависит от системы сети, в которую включена электроустановка. В сети с изолированной нейтралью силового трансформатора (рис. 169, а) для заземления соединяют нетоковедущив части установки с землей. Между корпусом и землей создают металлическое соединение, имеющее малое сопротивление. В случае пробоя изоляции ток по этому соединению уходит в землю. Если человек прикоснется к корпусу, то его тело (обладающее значительно большим сопротивлением) будет присоединено параллельно с проводником, а следовательно, не будет подвержено действию опасной для организма величины тока. В сети с глухим заземлением нейтрали силового трансформатора (рис. 169, б) соединяют нетоковедущие части установки с заземленным нейтральным проводом. При неисправности изоляции и замыкании на корпус происходит короткое замыкание между поврежденной фазой и нейтральным проводом. В цепи резко увеличивается ток, и поврежденный участок автоматически отключается от сети в результате того, что сгорают плавкие вставки предохранителей, срабатывают токовые реле или отключаются автоматические выключатели.

Башенный кран заземляют, присоединяя рельс кранового пути к искусственным заземляющим устройствам (рис. 170) или к естественным заземлителям. В четырехпроводнои сети с глухим заземлением нейтрали заземление кранового пути является повторным заземлением нейтрального провода. Корпуса электроаппаратов, установленных изолированно от металлоконструкции крана (например, на деревянных частях кабины), должны быть соединены с заземляющим проводом (или с нейтральным проводом) проводниками.

Искусственное заземляющее устройство (рис. 170, а, б) состоит из заземлителей, находящихся в непосредственном соединении с землей, и заземляющих проводников, с помощью которых заземлители соединяют с рельсами кранового пути. В качестве заземлителей обычно используют стальные трубы длиной 2,5—3 м, диаметром 35 мм и более со стенками толщиной не менее 4 мм или равнобокий уголок размером не менее 63 X 63 X 4 мм. Трубы или уголки забивают вертикально в землю на расстоянии 2,5—3 м друг от друга (рис. 170, в). Заземлители соединяют между собой и с рельсами кранового пути полосовой сталью толщиной не менее 4 мм и сечением не менее 48 мм2 или стальной проволокой диаметром не менее 6 мм.

Перемычки (рис. 170, г) между стыками рельсов и между двумя нитками рельсов в начале и конце кранового пути выполняют из стальной полосы или стальной проволоки тех же сечений и крепят к рельсам сваркой. Запрещается применять в качестве заземляющих проводников какие-либо материалы, кроме стали. Если есть опасность коррозии, применяют обмедненные или оцинкованные стальные заземлители, заземляющие проводники и перемычки.

Рис. 170. Заземление рельсового кранового пути:
а — расположение заземляющих устройств и перемычек, б — заземляющее устройство, в — расположение заземлителей в заземляющем устройстве, г — перемычки на стыке рельсов; 1 — заземляющее устройство, 2 — перемычка между нитками рельсов, 3 — перемычка на стыке рельсов, 4 — заземляющий проводник, 5 — заземлитель

Если в зоне кранового пути есть естественные заземлители, их соединяют с рельсами в разных местах не менее чем двумя проводниками. В качестве естественных заземлителей используют проложенные под землей водопроводы, обсадные трубы, металлические конструкции и арматуру железобетонных конструкций зданий и сооружений, имеющие соединение с землей. Запрещается использовать в качестве естественных заземлителей трубопроводы горючих или взрывчатых жидкостей и газов, трубопроводы, покрытые изоляцией для защиты от коррозии, алюминиевые и свинцовые оболочки кабелей.

При питании крана электроэнергией от четырехпроводной сети с глухозаземленной нейтралью трансформатора крановые пути помимо заземляющего устройства соединяют также и с нейтральным проводом питающей сети. Это соединение выполняют проводниками на сварке.

Заземляющую жилу четырехжильного кабеля, которым кран подключают к внешней сети питания, одним концом присоединяют к металлоконструкции крана, а другим — к клемме нейтрального провода (или клемме земли, если сеть питания трехпроводная) на подключа-тельном пункте.

Количество необходимых заземляющих устройств определяется общим сопротивлением заземляющего устройства кранового пути, но должно быть не менее двух. Общее сопротивление заземляющего устройства кранового пути должно быть не более 4 Ом. Для повторных заземлений нейтрального провода, а также при питании крана от трансформатора мощностью, равной или меньше чем 100 кВА, сопротивление заземляющего устройства должно быть не более 10 Ом.

Сопротивление заземляющего устройства проверяют при вводе кранового пути в эксплуатацию и в дальнейшем периодически, не реже одного раза в три месяца. Результаты проверки записывают в крановой журнал.

Защитные средства. Средства, применяемые для защиты людей от поражения электрическим током, в зависимости от назначения делятся на четыре группы.

Первую группу составляют изолирующие защитные средства, предназначенные для защиты человека от частей электроустановок, находящихся под напряжением, и от земли.

Рис. 171. Изолирующие защитные средства:
а — инструменты с изолированными ручками, б — диэлектрические галоши, в — диэлектрические боты, г — резиновый коврик

Сюда входят штанги, клещи, инструменты с изолированными ручками (рис. 171, а), диэлектрические перчатки, галоши (рис. 171, б), рукавицы, диэлектрические боты (рис. 171, в), изолирующие подставки, резиновые коврики (рис. 171, г) и дорожки.

Изолирующие средства первой группы разделяют на основные и дополнительные.

К основным относятся такие, изоляция которых способна выдержать рабочее напряжение установки и допускает прикосновение их к токоведущим частям. По отношению к электроустановкам любого напряжения основными средствами являются изолирующие штанги и клещи для предохранителей, а для установок с напряжением до №00 В также диэлектрические перчатки и рукавицы и монтерский инструмент с изолированными ручками.

Дополнительные защитные средства не могут обеспечить защиту от поражения током и предназначены для усиления действия основнота защитного средства. К ним относятся изолирующие подставки, диэлектрические боты, коврики, дорожки, перчатки и рукавицы, применяемые при работе на установках с напряжением выше 1000 В. Для работы на установках с напряжением до 1000 В дополнительными средствами служат диэлектрические галоши и все перечисленные выше средства, кроме диэлектрических перчаток и рукавиц, которые в данных установках являются основными.

Изолирующие средства периодически испытывают повышенным напряжением. Результаты испытаний заносят в журнал, а на ботах, галошах, ковриках, перчатках и других защитных средствах ставят штамп с датой испытания и величиной рабочего напряжения, при котором они могут быть использованы. Защитные средства перед применением очищают, проверяют, нет ли на них повреждений, а по клейму на них убеждаются в соответствии рабочему напряжению и в том, что не истек срок периодического испытания. Защитные средства, срок действия которых истек, а также поврежденные средства или новые, но не прошедшие испытания, применять не разрешается. Их нельзя хранить вместе с остальными средствами.

В торую группу составляют переносные указатели тока и напряжения. К ним относятся токоизмерительные клещи (рис. 172, а), контрольные лампы и токоискатели с неоновой лампой (рис. 172, б).

Контрольную лампу разрешают применять в установках с напряжением не выше 220 В, токоискатели с неоновой лампой — с напряжением до 500 В. Указатели напряжения проверяют наружным осмотром перед каждым применением.

В третью группу входят предупредительные плакаты, переносные ограждения и временные защитные заземления.

Четвертую группу составляют защитные средства от действия вольтовой дуги, продуктов горения и механических повреждений. К ним относятся защитные очки, брезентовые рукавицы, противогазы, шланговые и кислородные респираторы.

Правила обслуживания электроустановок. Основные указания по устройству и эксплуатации электрооборудования башенных кранов изложены в «Правилах устройства электроустановок» и «Правилак технической эксплуатации и безопасного обслуживания электроустановок промышленных предприятий».
Электрические аппараты башенного крана, находящиеся в местах, доступных для случайного прикосновения к их токоведущим частям, должны иметь защитные кожухи. Снимать эти кожухи для осмотра электрооборудования, а также ремонтировать электродвигатели, электроаппараты и сменять плавкие вставки разрешается только при отключении крана от сети. При этом на отключающих аппаратах вывешивают предупредительные плакаты «Не включать, работают люди».

Все работы, связанные с проверкой напряжения, тока и регулированием электроаппаратов, следует проводить в диэлектрических перчатках, стоя на изолирующем основании (изолирующей подставке, коврике), или в диэлектрических галошах.

Не разрешается работать с засученными рукавами и без головного убора, так как можно случайно прикоснуться открытой частью рук или головы к токоведущим частям разных фаз. Находящиеся вблизи места работ металлические заземленные предметы должны быть ограждены или закрыты изолирующим материалом.

Оказание первой помощи. Человека, пораженного электрическим током, необходимо быстро освободить от действия тока. Для этого следует отключить ту часть установки, которой касается пострадавший. Если установку отключить невозможно, пострадавшего отделяют от токоведущих частей, используя сухую одежду и любой другой непроводящий материал. При однофазном включении человека можно освободить, если отделить от земли (например, с помощью сухой Доски, веревки и т. д.). При необходимости можно перерубить провода, соблюдая особую осторожность (не касаться проводов, рубить каждый провод отдельно, надев диэлектрические перчатки и галоши). При напряжении сети .выше 1000 В для отделения пострадавшего от земли или от токоведущих частей следует надеть боты, перчатки и действовать штангой или клещами на соответствующее напряжение. Если пострадавший находится на высоте, следует предупредить или обезопасить его падение.

Меры первой помощи зависят от состояния пострадавшего после освобождения его от тока. Если пострадавший .в сознании, но до того был в обмороке или продолжительное время находился под током, ему необходимо обеспечить полный покой до прибытия врача и дальнейшее наблюдение в течение 2—3 ч. При тяжелом состоянии нужно вызвать скорую помощь. Если пострадавший потерял сознание, его надо уложить, распустить одежду, создать приток свежего воздуха, срочно вызвать врача. Если пострадавший дышит слабо, нужно делать искусственное дыхание до прибытия врача.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Организация обслуживания и ремонта

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Электробезопасность"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства