Строительные машины и оборудование, справочник





Электрооборудование автогредеров

Категория:
   Электрооборудование автогрейдеров


Электрооборудование автогредеров

На автогрейдерах применяют электрооборудование постоянного тока с номинальным напряжением 12 и 24 В.

На рис. 47 показано размещение электрооборудования автогрейдера ДЗ-98, имеющего напряжение 24 В.

Приборы электрооборудования соединены по однопроводной схеме, при которой второй провод заменяется металлическими деталями автогрейдера — массой. К массе подсоединяются отрицательные клеммы источников электроэнергии, а также один из полюсов всех потребителей.



Электрооборудование автогрейдера разделяют на следующие основные группы: источники электроэнергии; потребители электроэнергии; коммутационная аппаратура и провода.

Источники электроэнергии — аккумуляторные батареи и генератор, работающий с реле-регулятором.

К потребителям электроэнергии относятся стартер для пуска двигателя, электродвигатели насоса подкачки топлива, вентилятора пускового подогревателя, насоса подкачки масла, приборы, указатели поворотов, фары и подфарники и т. п.

К коммутационной аппаратуре относятся соединительные штепсельные разъемы, предназначенные для защиты соединений проводов и удобства пользования при демонтаже, соединительные панели и коробка для подключения передних и задних фар, переходный зажим под кабиной для подключения проводов сечением 70 мм2 цепи батареи — выключатель батарей и т. п.

Все пучки проводов наружной прокладки защищены масловла-гостойкой изоляционной лентой и поливинилхлоридными трубками.

Приборы размещены на щитке в кабине автогрейдера. Назначение всех аппаратов и приборов щитка указано на шильдиках.

Рис. 47. Размещение электрооборудования на автогрейдере ДЗ-98:
1 — задний фонарь указатель поворота, 2, 14 — катафоты, 3 — аккумуляторная батарея, 4 — фара, 5 — плафон кабины, б— вентилятор, 7—фара кабины, 8 — передняя фара, 9 — подфарник, 10 — щиток приборов, 11 — ножной переключатель света, 12 — штепсельная розетка, 13 — сигнал, 15 — реле-регулятор, 16 — выключатель батарей (массы), 17 — реле стартер, 18 — отолитель, кабины, 19 — стартер, 20 — электродвигатель насоса подкачки топлива, 21 — электродвигатель вентилятора, 22 — генератор, 23 — электродвигатель насоса подкачки масла, 24 — фонарь «стоп»

За сиденьем водителя рядом с реле-регулятором установлен выключатель, предназначенный для включения и отключения батарей от массы автогрейдера.

На автогрейдере установлено несколько фар: две фары сзади с двухнитевыми лампами, положение которых не регулируется; две средние фары с двухнитевыми лампами для освещения рабочего пространства отвала автогрейдера, установленные по бокам кабины на кронштейнах (поворотные); передние фары 8 и подфарники.

При торможении автогрейдера колесными тормозами включаются лампы верхнего отсека задних фонарей стоп-сигнала.

Сигнал установлен на передней наружной стенке кабины. Рядом с ним установлена штепсельная розетка для подключения переносной лампы.

Основное отличие электрооборудования автогрейдеров ДЗ-99-1-4 и ДЗ-ЗЫ от электрооборудования автогрейдера ДЗ-98 связано с тем, что пуск двигателей первых осуществляется с помощью дополнительного двигателя, для заводки которого достаточно напряжение 12 В. Это обусловливает меньшую потребную мощность источников электроэнергии и стартера.

Аккумуляторные батареи копят электроэнергию или заряжаются во время работы генератора и отдают энергию потребителям (разряжаются) при неработающем генераторе. На автогрейдерах применяются 12-вольтовые батареи, попарно соединенные при необходимости для обеспечения общего напряжения 24 В.

Одна батарея состоит из шести последовательно соединенных аккумуляторов напряжением 2 В каждая. Свинцово-кислотные батареи имеют на положительных пластинах перекись свинца, а на отрицательных — губчатый свинец.

Электролитом в свинцово-кислотных батареях служит раствор серной аккумуляторной кислоты плотностью 1,83—1,84 в дистиллированной воде.

Рис. 48. Проверка уровня электролита в батарее

Перед приведением батарей в рабочее состояние выворачивают пробки, вынимают из доливочных отверстий уплотнительные резиновые диски и заливают электролит. Плотность электролита, заливаемого в батареи.

Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше предохранительного щитка (рис. 48), общее количество электролита, заливаемого в батарею, составляет 7,8 л.

Температура электролита, заливаемого в батареи, не должна превышать 25° С. Через 2—3 ч после заливки электролитом батарею нужно поставить на подзаряд. Температура электролита в батарее не должна превышать 35° С. Подзаряд ведется током 11—12 А не менее 5 ч, до тех пор, пока плотность электролита и напряжение при наличии обильного газовыделения в батарее не станут постоянными в течение 2 ч.

В конце пятичасового подзаряда плотность электролита, приведенная к 15-градусной, не должна отличаться от плотности заливаемого электролита (также приведенного к 15-градусной) более чем на 0,01. Если такая величина плотности не будет достигнута, силу тока следует снизить до 8—7 А и продолжить подзаряд до постоянства плотности в течение 2 ч (при трех замерах). Если температура электролита во время подзаряда поднимается выше 45° С, следует снизить зарядный ток до 5—4 А. Время подзаряда соответственно увеличится. Если же и при этом токе температура электролита будет повышаться, необходимо прервать подзаряд и охладить электролит до температуры 35° С.

После зарядки плотность электролита, замеренная с учетом температурной поправки согласно табл. 16, может оказаться несколько выше плотности залитого электролита. В этом случае следует добавить дистиллированной воды и продолжать зарядку еще 30 мин для полного перемешивания электролита. Затем батарею выключают, дают постоять не менее 30 мин и замеряют уровень электролита во всех аккумуляторных батареях. Если уровень электролита окажется ниже нормы, доливают в аккумулятор электролит такой же плотности, какая была при заливке батареи. При уровне выше нормы избыток электролита отбирают резиновой грушей.

Электролит быстро убывает в одном или нескольких элементах батарей, появляются влажные пятна.

При проверке батареи нагрузочной вилкой в одном или нескольких элементах напряжение равно или близко к нулю.

После установки батарей на автогрейдеры их клеммы смазывают техническим вазелином.

Батареи должны быть плотно прижаты в гнездах, предназначенных для их крепления на автогрейдере.

В процессе эксплуатации необходимо постоянно следить за зарядным режимом. Кроме того, следует очищать батареи от пыли и грязи, прочищать вентиляционные отверстия в пробках, проверять и поддерживать уровень электролита.

Один раз в квартал проверяют плотность электролита. При плотности, соответствующей разрядке аккумуляторов зимой на 25% и летом свыше 50%, батарею заряжают.

Плотность электролита, приведенная к 15-градусной

Генератор представляет собой электродвигатель постоянного тока закрытого исполнения. Генератор предназначен для питания потребителей и зарядки аккумуляторных батарей.

На автогрейдере ДЗ-98 установлен генератор мощностью 3 кВт с током до 100 А и номинальным напряжением 28 В, автоматически поддерживаемым реле-регулятором в пределах ±1,5 В.

Включается генератор в сеть автоматически с помощью реле-регулятора в зависимости от режима работы двигателя. Реле-регулятор при этом обеспечивает постоянство напряжения на зажимах генератора и его предохранение от перегрузки.
Реле-регулятор (рис. 49) состоит из трех автоматически действующих приборов: реле обратного тока РОТ, ограничителя тока ОТ и регулятора напряжения РН.

Рис. 49. Принципиальная схема реле-регулятора: 1, 14 — ярмо, 2, 3, 6, 10, — обмотки, 4, 9, 12 — сердечники, 5, 7, 8 — якорьки, 11 — генератор

Реле обратного тока служит для автоматического включения генератора на нагрузку, когда напряжение его становится выше напряжения батарей, и отключения генератора, когда его напряжение становится ниже напряжения батарей.

Реле обратного тока имеет ярмо с сердечником и обмотками. При неработающем двигателе или малых его оборотах (ниже 900 об/мин), т. е. когда напряжение на зажимах генератора мало, якорек отжимается пружиной, размыкает контакт, отключив батарею от генератора. При увеличении числа оборотов якоря генератора напряжение генератора увеличивается, достигая нормальной величины, сердечник намагничивается и притягивает якорек, замыкая контакт. При этом аккумуляторные батареи соединяются с генератором для подзарядки.

Ограничитель тока предохраняет генератор от перегрузки, ограничивает силу отдаваемого им тока за счет введения в цепь обмотки возбуждения генератора добавочного сопротивления R2 при силе тока выше заданной. Ограничитель тока состоит из ярма с сердечником и обмоток.

При нагрузке генератора, когда ток в обмотке находится в допустимых пределах, контакт Къ замкнут. При повышении тока якорек притягивается к сердечнику, размыкая контакт Къ.

При этом в цепь обмотки возбуждения генератора включается добавочное сопротивление R2 и параллельно ему сопротивления Я3 и Ru что снижает ток возбуждения и напряжение генератора. Следовательно, и ток, отдаваемый генератором, уменьшится, в результате чего контакт К2 под действием пружины снова замыкается, повторяя описанный выше процесс.

Регулятор напряжения служит для поддержания постоянного напряжения генератора при изменении частоты вращения якоря. Устроен регулятор напряжения аналогично ограничителю тока, отличаясь только одной обмоткой на сердечнике. Напряжение в обмотке равно напряжению на щетках генератора. При малых оборотах двигателя контакт Къ замкнут и регулятор не влияет на работу генератора.

С повышением числа оборотов двигателя повышается напряжение генератора и намагничивается сердечник. При повышении напряжения свыше допустимого отклонения сердечник притягивает якорек, контакт размыкается и в цепь включается добавочное сопротивление. В результате магнитное поле обмотки возбуждения ослабевает и напряжение генератора снижается. Во время работы двигателя на нормальных оборотах контакты Кз регулятора напряжения все время вибрируют, поддерживая напряжение в заданных пределах.

В процессе эксплуатации регулировок генератора не требуется. В приводах генераторов, осуществляемых с помощью клиновых ремней, требуется регулировка их натяжения. Отрегулированный ремень при нажатии в средней части усилием 4 кгс должен иметь прогиб 10—15 мм.

Регулировки реле-регулятора и проверки его исправности производятся электриками.

Обслуживание генератора в процессе эксплуатации заключается в периодическом контроле его работы по показаниям приборов, проверке крепления и натяжения приводного ремня. После первых 960—1000 ч работы и в дальнейшем периодически следует снимать генератор, очищать от пыли и грязи, проверять высоту щеток, которая должна быть не менее 8 мм.

Новые щетки притирают к коллектору стеклянной шкуркой. Для этого между щетками и коллектором закладывают полосу шкурки и протягивают в направлении вращения якоря. После этого коллектор и щеткодержатели очищают от угольной пыли. Нормальный вид коллектора при эксплуатации—полированная поверхность темно-вишневого и фиолетового цвета.

Обслуживание реле-регулятора сводится к периодической затяжке винтов выводов и проверке состояния выходящих проводов.

Стартер (рис. 50) представляет собой электродвигатель постоянного тока, рассчитанный на кратковременный режим работы от аккумуляторных батарей. Он состоит из электродвигателя, механизма привода и электромагнитного тягового реле. Шестерня привода стартера вводится в зацепление с венцом маховика двигателя электромагнитом тягового реле, смонтированным на корпусе стартера с помощью нажимного рычага, а выводится из зацепления автоматически после пуска двигателя.

Рис. 50. Стартер: 1 — электродвигатель, 2 — щетка, 3 — коллектор, 4 —тяговое реле, 5 — электромагнит, б — нажимный рычаг, 7 — механизм привода, 8 — шестерни привода

Обслуживание стартера заключается в проверке крепления стартера, электропроводов и реле, периодической очистке от пыли и грязи. Если масло или дизельное топливо попадет в стартер, его снимают, разбирают и промывают бензином.

Смазывают стертер согласно руководству по эксплуатации двигателя.

В процессе эксплуатации авгогрейдеров периодически, не реже двух раз в год, проверяют надежность контактных соединений проводов, устраняя при этом натяжения и резкие изгибы их, зачищают контактные поверхности зажимов и наконечников проводов надфилем.

Для очистки коллекторов электрических машин применяют стеклянную шкурку, промывают их техническим спиртом. Через каждые 100 ч работы автогрейдера проверяют надежность зажимов наконечников всех проводов сечением 35 и 70 мм2; при этом смазывать их маслом не допускается. Категорически запрещается шунтировать зажимы автоматов защиты сети перемычками, а также устанавливать вместо перегоревшей вставки ПВ-100 общего предохранителя самодельные перемычки.

При уходе водителя из кабины на длительное время необходимо выключить выключатель батарей (массы).

Батарея состоит из нескольких положительных и отрицательных пластин, причем одноименные пластины соединены параллельно. Пластины размещены очень близко друг к другу и для предохранения от короткого замыкания между ними ставятся сепараторы из изоляционного материала. Аккумуляторные батареи собирают в эбонитовые моноблоки.

Читать далее:

Категория: - Электрооборудование автогрейдеров

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины