Строительные машины и оборудование, справочник






Электрооборудование автомобилей


Категория:
   Управление автомобилем


Электрооборудование автомобилей

В автомобилях и автобусах расходуется значительное количество электроэнергии приборами для зажигания горючей смеси в Цилиндрах двигателя, специальным электромотором (стартером) Для пуска двигателя, приборами для освещения, световыми и звуковыми сигналами, электродвигателем вентилятора отопителя кузова и стеклоочистителя и т. д.

Источниками тока для питания всех электроприборов, установленных на автомобиле, служат аккумуляторная батарея и генератор.

Аккумуляторные батареи. На современных автомобилях и автобусах устанавливают стартерные свинцово-кислотные аккумуляторные батареи номинального напряжения 6 или 12 В. В каждом аккумуляторе— номинальное напряжение 2,0 В.



Аккумуляторные батареи имеют обозначения на межэлементных соединениях, характеризующих их тип. Первая цифра (6 или 3) в обозначении указывает на количество последовательно соединенных аккумуляторов; буквы СТ — назначение батареи — автомобильная стартерная. Цифры, следующие после тире, обозначают номинальную емкость батареи в ампер-часах при 10-часовом режиме разряда; буквами Э — эбонит, П — асфальтопековая пластмасса, Т — полиэтилен (обозначен материал изготовления бака). Буквами также обозначается и материал сепараторов: М — ми-пласт, МС—мипласт со стекловолокном, Р — мипор, С — стекловолокно. Наличие в конце условного обозначения буквы 3 означает сухозаряженное исполнение батареи.

Например, 6СТ-54 ЭМ означает: автомобильная стартерная батарея, состоящая из 6 последовательно соединенных аккумуляторов номинальной емкости 54 ампер-часа, в эбонитовом баке с сепаратором из мипласта. Краткая техническая характеристика стар-терных свинцово-кислотных аккумуляторов батарей с указанием их применяемости приведены в таблице 34.

Чтобы аккумуляторная батарея работала надежно и длительное время, нужно систематически следить за ее состоянием и устранять неисправности как в пути, так и в гараже.

Не реже одного раза в две недели нужно: очищать батарею от пыли и грязи. Поверхность батареи необходимо протереть чистой ветошью, смоченной в 10%-ном растворе аммиака (нашатырного спирта) или соды. Очищать окислившиеся клеммы и наконечники проводов; проверять плотность крепления батареи в гнезде и контакта наконечника проводов с выводами батареи. Не допускать натяжения проводов для предупреждения порчи выводов батареи; проверять и при необходимости прочищать вентиляционные отверстия; проверять уровень электролита во всех аккумуляторных батареях и при необходимости доливать дистиллированной водой до уровня. В холодное время года во избежание замерзания воду следует добавлять непосредственно перед зарядом для быстрого перемешивания ее с электролитом.

Уровень электролита в аккумуляторе определяется стеклянной трубкой диаметром 3—5 мм. Для этого трубку опускают в электролит аккумулятора до соприкосновения с предохранительным щитком и, закрыв пальцем руки верхнее отверстие трубки, вынимают ее вертикально. Уровень электролита должен быть на 10—15 мм выше пластин (рис. 1).

Доливать электролит или кислоту в аккумулятор воспрещается, за исключением тех случаев, когда точно известно, что понижение уровня электролита произошло из-за его выплескивания. При этом плотность доливаемого электролита должна быть такой же, какую имел электролит в аккумуляторе до этого. Заливку электролита следует производить до положенного уровня.

При приготовлении электролита в дистиллированную воду вливают тонкой струей серную кислоту, перемешивая раствор. Запрещается лить воду в концентрированную кислоту во избежание несчастного случая от бурной реакции.

Не реже одного раза в квартал необходимо наконечники и зажимы смазать техническим вазелином после предварительной зачистки; следить за полнотой заряда аккумуляторных батарей.

Рис. 1. Проверка уровня электролита стеклянной трубкой

При плотности электролита, соответствующей разряженности аккумуляторов более чем на 25% зимой и более чем на 50% летом, батарею зарядить.

Плотность электролита в каждом из аккумуляторов батареи проверяют кислотомером, наконечник которого опускают в аккумулятор и при помощи груши набирают электролит в стеклянную трубку. Ареометр всплывает, и отметка, на которой будет находиться уровень жидкости, указывает на плотность электролита (рис. 2).

Степень разрядки аккумуляторной батареи определяется нагрузочной вилкой по вольтметру (рис. 3).

Проверка напряжения вилкой каждого аккумулятора под нагрузкой проводится в течение не более 5 секунд. Для этого ножки вилки прижимают к штырям каждого аккумулятора. В полностью заряженном аккумуляторе напряжение не должно падать ниже 1,7 В. Понижение напряжения до 1,6 В указывает на то, что аккумулятор разряжен на 25%, снижение напряжения до 1,5 В соответствует разрядке на 50%, а ниже 1,5 В указывает на полную его разряженность. В этом случае аккумуляторную батарею необходимо включить на зарядку. Падение напряжения до 0 свидетельствует о неисправности аккумулятора. Такую батарею необходимо снять с автомобиля и направить в цех для проверки. Проверять исправность аккумуляторной батареи «на искру», замыкая цепь на «массу», запрещается.

Рис. 2. Измерение плотности электролита кислотомером: 1 — резиновая груша, 2 — стеклянная трубка, 3 — ареометр, 4 — наконечник

Рис. 3. Применение нагрузочной вилки: 1 — ножки нагрузочной вилки; 2 — вольтметр

Во время эксплуатации в аккумуляторной батарее могут произойти следующие неисправности:
— трещины на поверхности мастики (устраняются оплавлением нагретым паяльником или металлической лопаткой);
— сульфатация пластин (покрытие их белым налетом), вызываемая разрядкой аккумуляторов ниже нормы, пребыванием батареи длительное время в незаряженном состоянии, высокой температурой электролита или большой его плотностью (устраняется десульфатацией, то есть несколькими циклами заряда и разряда батареи, при значительной сульфатации батарею заменить новой);
— окисление контактов (штырей и наконечников).

Окислы удаляются промывкой раствором соды с последующей протиркой насухо и покрытием тонким слоем технического вазелина; короткое замыкание внутри батареи может быть вызвано разрушением сепараторов и выпадением активной массы пластин от большой силы зарядного или разрядного тока. При коротком, замыкании батареи напряжение ее быстро падает, уменьшаются плотность электролита и емкость батареи. Эта неисправностьустраня-естя в мастерской промывкой или разборкой замкнутого аккумулятора (элемента), заменой негодных пластин и последующей зарядкой.

Хранить аккумуляторные кислотные батареи можно в сухом виде, с электролитом и с вылитым электролитом. Батареи, не залитые электролитом, хранятся в неотапливаемых помещениях при температуре до — 30 °С и должны быть защищены от попадания прямых солнечных лучей.

Батареи с электролитом перед установкой на длительное хранение должны быть полностью заряжены, плотность и уровень электролита доведены до нормы. В процессе хранения ежемесячно необходимо производить контроль плотности электролита, и при ее падении батарею следует зарядить. Максимальный срок хранения аккумуляторных батарей с электролитом при температуре не выше 0°С — около полутора лет, а при комнатной — 9 месяцев. При подготовке батареи для хранения без электролита необходимо из полностью заряженной батареи вылить электролит, закрыть пробки заливных отверстий, очистить отверстия для выхода газа. Температура хранения — не выше 0°С и не ниже —30°С. В этих условиях срок хранения — около 18 месяцев.

Для приведения аккумуляторной батареи в рабочее состояние после длительного хранения необходимо залить ее электролитом и зарядить током нормального заряда.

Генераторы и реле-регуляторы. Основным источником электроэнергии на автомобиле является генератор. Он предназначен для питания всех потребителей электрической энергии и заряда аккумуляторной батареи.

Наша промышленность выпускает генераторы постоянного и переменного тока с встроенными кремниевыми диодами. Генераторы переменного тока удовлетворяют необходимые требования: простота конструкции, долговечность и надежность в эксплуатации, малые габариты; большая удельная мощность, обеспечивающая заряд аккумуляторных батарей при работе двигателя на малых оборотах коленчатого вала на холостом ходу.

Генератор переменного тока с электромагнитным возбуждением представляет собой трехфазную синхронную электрическую машину. Для преобразования трехфазного переменного тока, создаваемого генератором, в постоянный ток используется селеновый выпрямитель.

Регулирование напряжения генераторов в зарядных пределах осуществляется при помощи реле-регуляторов. По принципу действия реле-регуляторы делятся на электромагнитные (контактно-вибрационные), полупроводниковые (транзисторные) и комбинированные (контактно-транзисторные).

Комплект, состоящий из генератора, выпрямителя и реле-регулятора, называют генераторной установкой. В генераторных установках постоянного и переменного тока с вынесенным выпрямителем применяются контактно-вибрационные реле-регуляторы. Генераторы переменного тока с встроенными выпрямителями в основном работают в комплекте с транзисторными и контактно-транзисторными реле-регуляторами.

Реле-регуЛяторы, работающие в комплекте с генераторами постоянного тока, кроме регуляторов напряжения, имеют также реле обратного тока, предназначенное для автоматического включения на заряд аккумуляторной батареи при напряжении генератора, превышающем электродвижущую силу батареи, и отключения ее, если напряжение генератора становится меньше, чем батареи.

Для защиты генераторов от перегрузки большинство контактно-вибрационных реле-регуляторов имеют ограничитель тока. Транзисторные и контактно-транзисторные реле-регуляторы, кроме регулятора напряжения, для защиты транзистора от пробоя при замыканиях в цепи возбуждения генератора имеют реле защиты.

В случае такой замены необходимо: при наличии ограничителя тока отрегулировать его в соответствии с номинальным током генератора; при спаривании экранированного генератора с неэкранированным реле-регулятором (неэкранированного генератора с экранированным реле-регулятором) соединить проводом «массы» генератора с реле-регулятором.

Исправный генератор должен работать без шума и стуков и обеспечивать необходимый заряд аккумуляторной батареи. Поэтому при ежедневном, а также при первом и втором техническом обслуживании в первую очередь необходимо убедиться, что генератор дает зарядный ток.

Для нормальной работы генератора необходимо, чтобы коллектор не был замасленным или загрязненным, а щетки прилегали к нему с определенным давлением. Состояние коллектора и щеток проверяются при снятой защитной ленте. Если установлен большой износ коллектора, генератор необходимо снять с автомобиля и направить в ремонт. При износе щеток более чем на 50% их следует заменить. Новые или плохо прилегающие к коллектору щетки надо притереть, для чего приподнять щетку и подложить между ней и коллектором полоску мелкой стеклянной шкурки зерном к притираемой щетке. Затем, опустив щетку, протягивают в обе стороны шкурку через смотровое окно до тех пор, пока щетка по всей длине приляжет не менее чем на 2/3 всей поверхности. Давление щеток на коллектор определяют по показанию динамометра при начале движения полоски бумаги, заложенной между щеткой и коллектором (рис. 4).

Величина давления щеточных пружин в сборе со щеткодержателем в рабочем положении автомобилей ГАЗ-24 «Волга», ГАЗ-53А, ЗИЛ-130, ГАЗ-66, МАЗ-500А, КамАЗ-5320 и его модификаций должна быть в пределах 180—260 г.

Если замаслен коллектор, его надо протереть тряпкой, смоченной неэтилированным бензином на неработающем генераторе, а если подгорел коллектор, его надо зачистить мелкой стеклянной шкуркой. После зачистки коллектора и притирки щеток генератор необходимо продуть через смотровое окно сжатым воздухом, чтобы удалить образовавшуюся угольную абразивную пыль.

При техническом обслуживании необходимо проверить затяжку винтов крепления выпрямителя и плотность соединений наконечников проводов к его зажимам и особенно наконечников, соединяющих выпрямитель с «массой».

В процессе работы реле-регулятор необходимо проверять и при обнаружении неисправностей устранить их.

Контакты реле обратного тока должны быть всегда чистыми, без малейших следов копоти и подгорания. Копоть с контактов удаляется замшей, смоченной спиртом или неэтилированным бензином. Если же контакты подгорели, их зачищают мелкой стеклянной шкуркой, а затем снова протирают.

Нормальный зазор между разомкнутыми контактами реле обратного тока должен находиться в пределах 0,4—0,7 мм. Регулируется зазор опусканием или поднятием держателя, при этом необходимо предварительно ослабить винты, крепящие его.

Зазор между якорем и сердечником реле обратного тока должен быть в пределах 1,3—1,6 мм. Регулируется он подгибанием стойки ограничителя. При износе контактов более чем на 50% их заменяют новыми.

Рис. 4. Проверка давления щеток на коллектор

Работа регулятора напряжения может нарушится из-за неисправностей, а именно: искрение контактов вследствие нарушения или ослабления креплений дополнительных угольных сопротивлений. В этом случае необходимо проверит.

Необходимо помнить, что проверка действия реле-регулятора и его регулировка должны производиться квалифицированным электриком. Снимать крышку реле-регулятора и изменять регулировку его приборов водителю запрещается.

Стартеры. Автомобильный стартер — это электрический прибор, предназначенный для пуска двигателя. Он снабжен приводным механизмом, передающим вращающий момент вала стартера коленчатому валу двигателя. По принципу действия привода стартеры подразделяются на стартеры с механическим включением и принудительным электромагнитным . включением шестерни привода и последующим самовключением ее с венчиком маховика после пуска двигателя.

В стартерах применяют электродвигатели постоянного тока последовательного или смешанного возбуждения, питающиеся от аккумуляторных батарей. Сила тока, потребляемая электродвигателем стартера при его работе, не остается постоянной и зависит от состояния аккумуляторных батарей, сопротивления электрической цепи и частоты вращения якоря.

Регулировка света фар, Проверка регулировки света фар как в условиях предприятия, так и на линии может производиться переносным прибором НИИАТ—Э-6 или при помощи специального экрана. В этом случае автомобиль устанавливают на горизонтальной площадке и на определенном расстоянии от вертикально поставленного экрана. При проверке на экране света фар грузового автомобиля он должен быть без груза, автобус — без пассажиров, легковой— только с одним водителем. Продольная ось автомобиля должна совпадать с вертикальной линией 3 экрана, боковые вертикальные линии находиться против центра фар (расстояние С), верхняя горизонтальная линия 4 — на высоте Н от пола до центра фары, а нижняя горизонтальная линия — на расстоянии В от центра светового пятна до центра фар.

После того как автомобиль установлен и линии на экране нанесены, включают дальний свет и закрывают одну фару плотным непроницаемым для света материалом. Центр светового пятна от незакрытой фары должен совпадать с точкой пересечения линии 5 и вертикальными линиями 1 или 2.

Приборы батарейного зажигания считаются исправными, если они обеспечивают бесперебойное и своевременное воспламенение рабочей смеси в цилиндрах двигателя, не создавая при этом помех радиоприему.

К приборам зажигания относятся, кроме аккумуляторной батареи и генератора, катушка зажигания, прерыватель-распределитель, конденсатор, свечи зажигания, провода низкого и высокого напряжения, полупроводниковые приборы зажигания.

Катушка зажигания преобразует ток низкого напряжения е ток высокого напряжения. Первичная и вторичная обмотки катушки тщательно изолируются друг от друга. При длительной эксплуатации или Перегреве катушки изоляция высыхает и трескается и происходит замыкание между витками первичной и вторичной обмотки, катушка выходит из строя. Ее надо заменить новой. О неисправности катушки свидетельствует короткая искра фиолетового цвета между центральным проводом и массой.

Рис. 5. Разметка экрана И площадки для проверки и регулировки света фар автомобиля

Прерыватели-распределители проверяются осмотром и регулируются при помощи специальных приборов. Контакты прерывателя должны быть чистыми и иметь необходимый зазор в пределах 0,35—0,45 мм

Сила нажатия подвижного контакта на неподвижный проверяется динамометром, присоединенным к подвижному контакту, и должна составлять 400—500 г Контакты прерывателя должны соприкасаться по всей площади и иметь гладкую поверхность, без следов износа, окисления и обгорания. Зачищают контакты мелкой стеклянной шкуркой, а затем промывают чистым бензином. Такие же требования предъявляются при обслуживании контактно-транзисторной системы зажигания.

Корпус, крышку, провода высокого и низкого напряжения прерывателя-распределителя очищают от грязи, масла и проверяют их крепление При этом надо убедиться, что изоляция проводов не имеет видимых повреждений, а их наконечники неподвижно укреп-, лены на зажимах приборов зажигания.

Контакты крышки и ротора протирают чистой тряпкой, смоченной в бензине, смазывают в соответствии с картой смазки.

Регулируется зазор прерывателя-распределителя следующим образом (рис. 56): пусковой рукояткой провернуть коленчатый вал так, чтобы кулачок прерывателя полностью разомкнул контакты; ослабить винт, крепящий пластину неподвижного контакта; вращая головку регулировочного эксцентрика, сместить пластину, а с ней и неподвижный контакт в требуемом направлении до получения нужного зазс/ра, величину которого контролировать набором щупов; затянуть винт, закрепить пластинку с неподвижным контактом, зафиксировав установленный зазор.

Кроме того, необходимо при первом техническом обслуживании смазать валик прерывателя-распределителя, повернув на один оборот крышку кол-пачковой масленки, кулачок прерывателя, ось рычажка, прерыватель и втулку кулачка.

Свечи зажигания служат для воспламенения рабочей смеси.

Свечи зажигания имеют свою маркировку: первая буква означает диаметр верхней части корпуса (10 мм — Т, 14 мм — А, 18 мм—М). Число, следующее за буквой, означает длину нижней части изолятора в миллиметрах, следующая буква — материал изолятора (У — уралит, Б — боркорунд, К—кристаллокорунд). Буква С в конце означает, что свеча выполнена с герметизацией по центральному электроду токопроводящим материалом. Пример. Свеча А15У: диаметр верхней части корпуса 14 мм, длина нижней части изолятора 15 мм, материал изолятора—уралит.

Рис. 6. Проверка и регулировка зазора между контактами прерывателя: 1 — винт, крепящий пластину неподвижного контакта; 2 — регулировочный эксцентрик; 3 —пластина неподвижного контакта, 4 — подвижный контакт; 5 — неподвижный контакт

При эксплуатации свечей следует поддерживать регулировку искрового промежутка в соответствии с зДйРДеКйй инструкцией, замеряя искровой промежуток только при помощи круглого щупа. Уменьшение или увеличение зазора против нормы приведет к перебоям в искрообразовании. Для доведения зазора до нормы следует подогнуть боковой электрод. Подгибать центральный электрод нельзя, так как можно повредить изолятор.

Неисправность свечи проверяется на работающем двигателе, при этом поочередно снимается со свечей наконечник проводов. Если при отключении свечи перебои в работе двигателя увеличились, свеча исправна, если же двигатель работает без изменений,— свеча неисправна.

Если после остановки двигателя прикоснуться рукой к изолятору свечи, то неисправная свеча окажется холодной.

Перед завертыванием свечи в двигатель необходимо смазывать резьбу графитной смазкой для предохранения от пригорания. Завертывать свечу следует до начала деформации уплотнительного кольца.

При работе электрооборудования между контактом электрических приборов и электродами свечей зажигания создается искрение, которое является причиной возникновения высокочастотных электромагнитных волн, мешающих работе радиолокационных установок. Чтобы эти помехи ликвидировать, в проводах от катушки зажигания к распределителю и от распределителя к свечам устанавливают подавляющие резисторы величиной сопротивления от 7 до 14 тыс. Ом (СЭ01, СЭ02, СЭ12 и СЭ14), изготовленные .в виде стержней из очищенного обуглероженного асбеста, перемешанного с бакелитовым или другим лаком, которые помещаются в карболитовых патронах. В прерывателях распределителях многих автомобилей подавляющим устройством является контактный уголек центрального ввода крышки распределителя.

Установка зажигания обеспечивает согласованное появление искры зажигания в каждом цилиндре при подходе поршня к. в. м. т. в конце такта сжатия, Для установки зажигания необходимо: отсоединить трубку вакуумного регулятора; снять крышку прерывателя-распределителя и при необходимости отрегулировать зазор между контактами; ослабить крепление корпуса прерывателя-распределителя; установить поршень первого цилиндра в в. м. т. в конце такта сжатия, для чего вывернуть свечу из первого цилиндра и затем, проворачивая коленчатый вал, совместить метку на шкале коленчатого вала с соответствующим делением на указателе (рис. 7); стрелку октан-корректора установить на нулевое (среднее) деление; включить зажигание и осторожно поворачивать корпус прерывателя-распределителя против вращения его вала до начала размыкания контактов. Начало размыкания определяют контрольной лампой, присоединенной параллельно контактам прерывателя. Лампа загорится в момент размыкания контактов; закрепить корпус прерывателя-распределителя, присоединить трубку вакуумного регулятора, поставить крышку и провода высокого напряжения на место, завернуть запальную свечу; проверить правильность установки зажигания, для чего запустить двигатель, прогреть до нормальной температуры, в процессе движения дать резкий разгон. Если в начале разгона появились детонационные стуки, необходимо подрегулировать установку зажигания путем вращения гайки октан-корректора.

Рис. 7. Указатели для установки зажигания: а — на двигателях автомобилей «Запорожец», б — на 4- и 6-цилиндровых двигателях автомобилей ГАЗ с нижним расположением клапанов, в —на двигателях автомобилей – ГАЗ-5ЭА, г — на 6-цилиндроиых двигателях автомобилей ЗИЛ: 1 — крышка распределительных шестерен, 2 — установочная шпилька, 3 — лунка на шестерне распределительного вала; д — на V-образных двигателях автомобилей ЗИЛ-130 и ЗИЛ-375

Двигатель каждого автомобиля требует индивидуальной корректировки момента зажигания. При движении автомобиля на прямой передаче по ровной дороге со скоростью 30 км/час при правильно установленном зажигании во время разгона в двигателе появляются и постепенно исчезают детонационные стуки. Отсутствие стуков указывает на позднее зажигание, а неисчезающие сильные стуки —на слишком раннее зажигание,

Читать далее:

Категория: - Управление автомобилем

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины