Строительные машины и оборудование, справочник






Элеваторы


Категория:
   Строительные машины и их эксплуатация


Элеваторы

Ковшовые вертикальные ленточные элеваторы типа ЭЛ являются стационарными подъемными устройствами, служащими для вертикального перемещения зернистых мелкокусковых сыпучих грузов. Грузы транспортируются в ковшах, жестко прикрепленных через определенные промежутки (шаг) к тяговому органу (резиновой ленте). Для предохранения рабочего органа от раскачивания во время работы внутри .корпуса элеватора устанавливают направляющие щиты (дефлекторы). Обычно при высоте элеватора от 10 до 15 м используют один комплект щитов, при высоте элеватора свыше 15 м — два комплекта щитов.

Элеваторы типа ЭЛ выпускают в двух модификациях: с глубокими ковшами (Г) для сухих, хорошо высыпающихся материалов и с мелкими ковшами (М) — для влажных и слеживающихся материалов. В соответствии с этими модификациями элеваторы обозначаются ЭЛГ или ЭЛМ. Благодаря относительно высокой скорости движения ковшей обеспечивается их гравитационно-центробежная разгрузка.

Ковшовые вертикальные одноцепные элеваторы — ЭЦГ, ЭЦМ, ЭЦО и двухцепные Э2ЦО в качестве тягового органа имеют цепь. Ковши для элеваторов изготовляются следующих типов: Г (глубокие) — для сухих, хорошо высыпающихся материалов; М (мелкие) — для влажных и слеживающихся материалов; О (остроугольные) — для кусковых, абразивных и хрупких материалов.



Тяговые цепи с ковшами по всей высоте элеватора заключены в плотный металлический кожух (трубу), который изолирует рабочий орган от внешней среды и препятствует просыпанию материала и запылению. В верхней части элеватора (головке), снабженной разгрузочным наклонным носком, расположена приводная станция, в нижней части (башмаке) — натяжная станция и загрузочный носок. Транспортируемый груз из бункера или другого загрузочного устройства через загрузочный носок поступает частично в ковш и частично на днище башмака, откуда зачерпывается ковшами и транспортируется наверх.

Ковшовые элеваторы двухцепные состоят из следующих основных узлов: верхней головки привода; нижней части (башмака); двух бесконечных цепей с прикрепленными к ним ковшами; кожуха (трубы прямоугольного сечения). Верхняя головка элеватора представляет собой кожух сварной конструкции, в котором размещен приводной цепной блок, установленный в подшипниках, закрепленных на раме головки. Привод состоит из электродвигателя, редуктора и соединительных муфт.

Нижняя часть элеватора (башмак) также имеет кожух сварной конструкции, в котором размещен натяжной цепной блок, смонтированный на валу и укрепленный в подшипниках, связанных с грузовым натяжным устройством. Верхняя и нижняя части элеватора связаны двумя бесконечными цепями с ковшами, заключенными в кожух-шахту. Такие элеваторы применяются на льдозаводах для подъема льда на эстакаду. Производительность (при заполнении ковшей на 70%) от 60 до 80 м3/ч.

Элеваторы для штучных грузов по своей конструкции аналогичны ковшовым элеваторам. Разница заключается в том, что вместо ковшей к цепям прикреплены захваты, соответствующие роду и форме перемещаемого груза. Так, для цилиндрических грузов (бочек, рулонов) захваты выполнены в виде крючьев, а для ящичных и мешковых — в виде полок или люлек. Элеваторы такого типа часто делают самозахватывающими и самосбрасывающими груз. Так, у элева-тора-бочкоподъемника к концевым звездочкам подведены наклонные мостики с двумя вырезами для пропуска крючьев. По этим мосткам у места загрузки накапливаются бочки, которые забираются проходящими через вырезы крючьями.

Рис. 1. Элеватор ковшовый ленточный

Скорость движения цепей элеваторов для штучных грузов не превышает 0,5 м/сек, а расстояние между захватами 1,5—1,8 м.

К элеваторам для штучных грузов относятся также бревнопогрузчики и штабеле-ры для досок.

Элеватор-бревно-погрузчик типа ЭЖД-3 представляет собой самоходную платформу

на железнодорожном ходу (колея 1520 мм). На платформе смонтированы цепные элеваторы, причем каждый из этих элеваторов состоит из рамы, двух, трех или четырех пар звездочек, охваченных непрерывными цепями. К ним крепятся захваты-крючья. Со склада к элеватору бревна подтаскиваются лебедкой, имеющей тяговое усилие до 1 Т, установленной на платформе погрузчика. Бревна подхватываются крючьями приемного элеватора, движущимися со скоростью 0,25 м/сек.

Скорость движения захватов подъемного элеватора 0,36 м/сек. Это позволяет, не снимая бревна с приемной части, поднимать их вверх. У верхних звездочек бревно опускается и скатывается в формируемый пакет или штабель. Производительность элеватора ЭЖД-3 —50 мъ/ч.

Рис. 2. Элеватор ковшовый двухцепной

Рис. 3. Элеваторы для штучных грузов

Специальным передвижным элеватором является штабёлер для досок. Вертикальная рама элеватора высотой 9,2 м укреплена на низкой самоходной тележке. В верхней и нижней частях рамы находятся две пары звездочек, которые огибаются тяговыми цепями. К ним прикреплены двусторонние (симметричные) захваты с шагом 1,4 м. Приведенные в движение захваты поднимают доски к верхней паре звездочек. С верхним ведущим валом соединены два шарнирных параллелограмма с полками наверху. Этими полками снимают доску с захвата и переносят ее на противоположную сторону элеватора, укладывая на другую сторону захвата, обогнувшего к этому времени ведущие звездочки. Опускаемая доска встречает на своем пути спуски, по которым направляется в формируемый штабель. Приводом штабелера служит электродвигатель мощностью около 7 кет. Скорость движения цепей 18—20 м!мин, скорость передвижения штабелера 20— 30 м/мин, производительность 12 м3/ч.

Рис. 4. Элеватор ЭЖД-3

Рис. 5. Элеватор-штабелер для досок:
1 — самоходная тележка; 2 — вертикальная рама; 3 — направляющие; 4 —захваты; 5 — подхваты; 6 — звездочки; 7 — спуски

Элеваторами называют машины непрерывного действия, служащие для перемещения материалов в вертикальном направлении или близком к нему. Элеваторы широко применяются для подачи материалов (песка, щебня, цемента) в высокорасположенные бункера технологических установок или хранилищ.

Рис. 5. Элеватор общий вид; б — лента с ковшами

Элеватор состоит из бесконечной ленты (или цепи), огибающей концевые барабаны (звездочки), и закрепленных на ней ковшей. Лента с ковшами заключена в кожух (короб) с загрузочным и выгрузочным рукавами.

Приводным барабаном элеватора является обычно верхний. Для его привода лужит электродвигатель с двухступенчатым редуктором. Натяжение ленты обеспечивается перемещением нижнего барабана натяжными винтами,

Ковши элеваторов имеют различную форму в зависимости от рода материала, для транспортирования которого они предназначены. Мелкие полукруглые ковши применяются для материалов с малой подвижностью (порошковый мел и т.п.), глубокие полукруглые — для хорошо сыпучих материалов (цемент, песок).

Элеваторы могут иметь разную скорость. Быстроходные элеваторы предназначены для транспортирования порошкообразных и мелкокусковых грузов. Ковши таких элеваторов загружаются зачерпыванием материала при огибании нижнего барабана, опущенного в загрузочный ящик, а разгружаются выбрасыванием материала центробежной силой при огибании верхнего барабана. Скорость тягового органа быстроходных элеваторов достигает 1,25—2 м/сек.
В ряде случаев, например при транспортировании среднекуско-вых материалов, движение ковшей элеватора с большой скоростью недопустимо, так как при зачерпывании материала возникают ударные нагрузки.

Транспортирующие устройства, перемещающие материал в вертикальном направлении или в направлении, близком к вертикальному, называют элеваторами. У наклонных элеваторов рабочая ветвь движется по опорным роликам 6 или специальным направляющим путям. Холостая ветвь или свободно свисает, или также движется по поддерживающим устройствам. Наибольшее применение получили вертикальные элеваторы, имеющие более простое устройство и не требующие (как это необходимо для наклонных элеваторов) кожуха сложной формы или наличия специальных поддерживающих устройств для холостой ветви.

Тяговым органом элеваторов может служить цепь или конвейерная лента. Выбор типа тягового органа обусловливается характеристикой элеватора и груза. Так, для транспортирования легкосыпучих материалов применяют конвейерную ленту, допускающую большие скороста перемещения (до 2,5 м/сек). При большой высоте подъема и транспортирования крупнокусковых, грубых, а также горячих грузов применяют цепь.

Скорость движения при цепном тяговом органе обычно не превышает 1,25 м/сек. Перемещение сыпучего груза осуществляется ковшами. Для транспортирования штучных грузов (ящиков, кип, рулонов, бочек, книг, различных деталей и т. д.) широко применяют элеваторы с подхватами и люлечные элеваторы с различными типами люлек. Ковшовые элеваторы нашли широкое применение в зернохранилищах, в пищевом производстве, при производстве строительных материалов, в химической промышленности и т. п. Они имеют относительно малые размеры в поперечном сечении, обеспечивают подачу груза на большую высоту (до 60 м) при большом диапазоне производительности (от 5 до 600 м3/час).

Рис. 6. Ковшовые элеваторы:
а — вертикальный; б — наклонный со свободно свисающей холостой ветвью; в — наклонный с поддерживаемой обратной ветвью, 1 — головка элеватора с приводной станцией; 2— тяговый орган; 3 — кожух; 4 — ковш; 5 — башмак элеватора с натяжной станцией; 6 — поддерживающие ролики; 7 — направляющие пути

В зависимости от типа транспортируемого сыпучего материала и его склонности к слеживанию применяют различные виды ковшей. Глубокие ковши, показанные на рис. 7, а, применяют для неслеживающихся, легкосыпучих материалов (например, для зерна), а мелкие ковши, показанные на рис. 8, в, — для слеживающихся материалов (например, для сырой глины). Ковши с бортовыми направляющими применяют только при сомкнутом их расположении на тяговом органе. Крепление ковшей к различным тяговым органам показано на рис. 9.

Рис. 7. Люлечные элеваторы:
а — с двусторонней подвеской люлек; б — с консольной односторонней подвеской; в — с подхватами для бочек

Рис. 8. Типы элеваторных ковшей:
а — глубокие; б — ковш с бортовыми направляющими; в — мелкий

Загрузку ковшей элеваторов производят либо путем засыпки груза через загрузочное отверстие, либо путем зачерпывания материала из нижнего башмака элеватора. Загрузку зачерпыванием применяют для таких материалов, которые не создают значительного сопротивления зачерпыванию (пылевидные и мелкозернистые материалы). Материалы крупнокусковые и абразивные загружают путем засыпки непосредственно в ковши.

Рис. 9. Крепление ковша к тяговому органу:
а — пластинчатыми цепями к задней стенке; б — пластинчатыми цепями к боковым стенкам; в — к сварной цепи; г —к лента

Разгрузка ковшей элеваторов при больших скоростях движения происходит путем выбрасывания материала из ковшей в верхней точке элеватора под действием центробежной силы. При меньших скоростях выбрасывания не происходит, и разгрузка происходит высыпанием груза из ковшей при обегании ими верхней звездочки.

Рис. 10. Схемы загрузки и разгрузки ковшового элеватора:
Загрузка: а — засыпкой в ковши; б — засыпкой и зачерпыванием. Разгрузка: в — центробежная; г — самотечная свободная; д — самотечная направленная

В этом случае необходимо отклонить холостую ветвь элеватора, чтобы можно было подставить под груз приемной лоток или же сделать элеватор наклонным.

При необходимости осуществить разгрузку путем высыпания при вертикальном элеваторе без отклонения ковшей можно применить чешуйчатые ковши, передняя стенка которых служит желобом для материала, высыпаемого из следующего ковша. Этот тип разгрузки применяется у тихоходных элеваторов при скорости движения не более 0,8 м/сек. Характер разгрузки ковшей элеваторов зависит от скорости движения ковшей и диаметра приводного барабана или звездочки элеватора. Когда ковш с материалом, подойдя к барабану, начинает поворачиваться, то на груз, кроме силы тяжести G — mg, действует центробежная сила.

Рис. 11. Схема разгрузки ковшей элеватора

Для ленточных элеваторов наименьшее натяжение проверяют на сцепление ленты с приводным барабаном по зависимости Эйлера. Приводные станции элеваторов обычно располагают в их верхней части, где натяжение тягового органа максимально и где обеспечивается наибольшая сила сцепления ленты с приводным барабаном. Натяжные станции располагают в нижней части элеваторов, что позволяет использовать веб самого тягового органа и вес нижнего барабана для осуществления заданного натяжения.

Для предохранения элеватора любого типа от самопроизвольного обратного движения под действием веса его загруженной части при выключении двигателя привод снабжают стопорным устройством, допускающим движение только в одном направлении. Чаще всего для этой цели используют роликовые или храповые остановы. Тяжелые элеваторы снабжают электромагнитными стопорными тормозами. Чтобы не повредить ходовую часть элеватора и кожух при обрыве тягового органа на цепных элеваторах, применяются специальные ловители цепи, а на ленточных элеваторах ковши по боковым стенкам соединяются стальными канатами, идущими без натяжения вдоль ленты и удерживающими ковши от падения при ее обрыве. Одновременно с этим на натяжных барабанах (звездочках) устанавливают реле скорости, выключающее электродвигатель при обрыве тягового органа.

Влажность грузов, не обладающих липкостью или схватываемостью (например, песка, апатита) в пределах примерно до 10%, не препятствует транспортированию, а создает более стабильный поток. При большей влажности скорость транспортирования резко понижается. Влажные липкие грузы (например, глину) транспортировать вибротранспортом нельзя. Скорости транспортирования грузов горизонтальными вибрационными конвейерами находятся в пределах 0,1— 0,3 м/сек и редко достигают 0,5 м/сек для хорошо транспортирующихся грузов.

Угол наклона вибрационных конвейеров при транспорте на подъем кусковых, зернистых и некоторых порошкообразных грузов обычно не превышает 15” и иногда (для грузов с хорошей транспортабельностью) достигает 20°. Для пылевидных грузов (например, цемента), я также не сортированных грузов с большим количеством (более 60%) пылевидных частиц угол наклона конвейера при транспорте вверх на подъем обычно не превышает 5°, так как при больших углах транспортирование практически прекращается. Для некоторых пылевидных грузов с весьма мелкими частицами (например, пыль из циклонов) транспортирование вверх по наклону невозможно. Величина амплитуды колебаний для конвейеров с электромагнитным вибратором обычно выбирается в пределах 0,1—2 мм в зависимости от производительности и длины транспортирования: для питателей и конвейеров с центробежным приводом — в пределах 0,5—5 мм и для конвейеров с эксцентриковым приводом — в пределах 3—12 мм.

Сравнение горизонтальных вибрационных машин с другими транспортирующими машинами показывает, что вибрационные питатели значительно экономичнее и легче ленточных, качающихся и тарельчатых питателей. Вибрационные конвейеры значительно (в 3—4 раза) экономичнее и легче винтовых конвейеров. При транспортировании на средние расстояния (50 м и более) вибрационные конвейеры значительно уступают ленточным конвейерам как по весу, так и по расходу энергии.

Читать далее:

Категория: - Строительные машины и их эксплуатация

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины