Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   О тракторах

Публикация:
   Эвакуация поврежденных машин

Читать далее:




Эвакуация поврежденных машин

Технические средства эвакуации. Работы по эвакуации машин сложные, разнообразные и трудоемкие, поэтому необходимы специальные приспособления, устройства и машины. При вытаскивании машин (например, тяжело застрявших) требуются подъемные и тяговые средства, обеспечивающие силу тяги порядка сотен тысяч килограммов-силы (тысяч килоньютонов) и очень прочные приспособления и устройства для крепления этих средств на местности.

К техническим средствам эвакуации относятся инструмент и приспособления, оборудование, механизмы и средства тяги, при помощи которых эвакуируют машины. В зависимости от назначения эти средства делятся на буксирные, транспортные, тяговые, подъемные, такелажные, анкерные устройства, инженерные и погрузочные.

Буксирными средствами перемещают машины на собственной ходовой части. Основные буксирные средства: бронированные и небронированные тягачи и тракторы.

Тягачом с лебедкой на базе самоходной установки (СУ) вытаскивают машины легких и средних видов застреваний и буксируют все типы машин. Тягач имеет лебедку, сошник для закрепления тягача на грунте при работе лебедкой, два однороликовых блока для увеличения силы тяги, грузовую платформу, кран-стрелу, пружинное буксирное устройство и жесткую сцепку для буксирования неуправляемых машин (у которых не работают тормоза и механизмы поворота или отсутствует механик-водитель), приспособления для проведения ремонтных работ и радиостанцию.

Рис. 1. Тягач с лебедкой на базе самоходной установки.

Рис. 2. Жесткая сцепка для буксирования неуправляемых машин:
1 — буксирное устройство; 2 — штанга; 3 — шарнирная вилка; 4 — башмак.

Жесткую сцепку, состоящую из двух штанг, с с одной стороны соединяют с буксирным устройством тягача, а с другой — через шарнирные вилки с башмаками, надеваемыми на крюки буксируемой машины.

Тягач с лебедкой на базе танка Т-34 оборудован так же, как и тягач с лебедкой на базе СУ. Им вытаскивают машины при легких и средних видах застреваний и буксируют легкие и средние машины.

Тягачом с комплектом такелажного оборудования на базе танка Т-34 вытаскивают машины средних и тяжелых видов застреваний при помощи такелажного оборудования и буксируют легкие и средние машины на тросах. Тягач оборудован платформой, краном-стрелой и радиостанцией.

Артиллерийский тягач АТ-Т можно использовать для вытаскивания при помощи имеющейся на нем лебедки машин при легких видах застревания, а также для буксирования на тросах легких и средних машин (средние машины обычно буксируют двумя тягачами в сцепе).

Тракторами Т-100М и С-100 можно буксировать легкие машины.

Транспортные средства. Машины с поврежденной ходовой частью перевозят по дорогам с твердым покрытием на прице-пах большой грузоподъемности. На этих прицепах перевозят на большие расстояния исправные машины для сохранения их моторесурсов. Прицепы буксируют автомобильными тягачами. Прицепы оборудованы пневматической тормозной системой, подключаемой к тормозной системе автомобильного тягача, и откидными башмаками для обеспечения въезда машин на прицепы.

В полевых условиях машины с поврежденной ходовой частью можно транспортировать на небольшие расстояния на полозьях или лыжах гусеничными тягачами и тракторами Т-100М и С-100. Полозья изготовляют из бревен или брусьев, а лыжи —из стали толщиной 64-8 мм.

Основными средствами для создания силы тяги при вытаскивании машин являются тягачи и лебедки, установленные на некоторых тягачах. Можно также применять тракторы (Т-100М, С-100, ДТ-75 и др.) и ручные лебедки массой 160-М900 кг с силой тяги от 0,5 (5,0 кн) до 10,0 тс (100 кн) с длиной троса на барабане 100-7-300 м. Чтобы получить необходимую силу тяги, используют полиспасты с большими передаточными числами.

Основными подъемными средствами, используемыми для проведения необходимых грузоподъемных работ .при эвакуации машин, служат гидравлические домкраты массой 35-37 кг, грузоподъемностью 16, 25 и 30 тс (160, 250 и 300 кн), кран-стрелы, установленные на некоторых тягачах, краны СПК-5 и К-121.

Рис. 3. Прицеп большой грузоподъемности.

Такелажными средствами изменяют величину и направление силы тяги при вытаскивании машин и крепежных работах. К ним относятся стальные тросы, блоки, полиспасты, коуши, серьги, петли и другие соединительные детали.

Стальными тросами присоединяют тягач или лебедку к эвакуируемой машине, крепят эвакуационное оборудование и собирают схемы полиспастов.

Блоками изменяют направление и увеличивают силу тяги. Блоки бывают однороликовые и двухроликовые. Для присоединения к анкерам или тросам они снабжены силовыми пальцами или крюками.

Рис. 4. Кран К-121.

Полиспаст — ьмеханизм, состоящий из системы блоков, соединенных тросом. Полиспастом увеличивают силу тяги за счет уменьшения скорости движения вытаскиваемой машины по сравнению со скоростью выбирания троса лебедки, движения тягача или другого тягового средства. Полиспасты применяют тогда, когда сила тяги имеющихся тяговых средств недостаточна для вытаскивания застрявшей машины.

Неподвижные блоки полиспаста присоединяют к неподвижным предметам на местности (анкерные устройства), подвижные— к вытаскиваемой машине. Конец троса полиспаста, прикрепляемый к вытаскиваемой машине, подвижному блоку или к анкерному устройству, называется анкерным. Конец троса, соединяемый с лебедкой тягача или другим тяговым средством, называется ходовым.

Комплект такелажного оборудования служит для вытаскивания застрявших машин при помощи лебедок тягачей, самих тягачей или других тяговых средств. Комплект состоит из тросов, блоков, анкеров, штырей и соединительных деталей. Он обеспечивает сборку различных схем полиспастов. Съемные анкеры со штырями позволяют создавать на грунте неподвижные опоры (анкеры) для крепления неподвижных блоков.

Рис. 5. Схема полиспаста.

Рис. 6. Комплект такелажного оборудования:
1 — барабан с тросом; 2— буксирные тросы; 3 —серьга тяжелого танка; 4 — серьга большая; 5 —петля среднего танка; 6 — подставка; 7 — ломы с длинным и коротким плечом; 8—ключ к блокам; 9—ключ для зажимов троса; 10 — кувалда; 11 — двухроликовый блок; 12 — одноролико-вый блок; 13 — анкер; 14 — штырь.

Рис. 7. Самовытаскивание танка.

Анкерными устройствами закрепляют тяговые и такелажные средства на местности при вытаскивании застрявших машин. В качестве анкеров можно использовать деревья, пни, закрепленное в грунте бревно, тягачи, установленные перпендикулярно тросу, и металлические анкеры из комплекта такелажного оборудования. Крепление тягача на грунте усиливают имеющиеся на некоторых тягачах сошники.

Вытаскивание застрявших машин. В зависимости от технического состояния машины, характера застревания и наличия эвакуационных средств применяют один из следующих способов: самовытаскивание, вытаскивание тягачами, лебедкой тягача, при помощи полиспастов.

Самовытаскивание применяют, если сила тяги по двигателю застрявшей машины достаточна для ее выхода, но гусеницы буксуют. Для самовытаскивания необходимо провести несложные подготовительные работы, облегчающие вывод застрявшей машины: уменьшить крутизну выхода, удалить препятствия, прикрепить к машине средства самовытаскивания, укрепить пути выхода и т. д. Попытка самовытаскивания без проведения подготовительных работ, как правило, приводит к более тяжелому застреванию.

Самовытаскивание осуществляют следующими наиболее распространенными способами:
— при помощи бревна или нескольких бревен, присоединяемых к гусеницам застрявшей машины;
— при помощи троса, прикрепленного к неподвижному предмету и к гусеницам застрявшей машины;
— наматыванием тросов на ведущие колеса, используемые как лебедка;
— привязыванием буксирного троса к гусеницам машины, застрявшей на пне;
— использованием подручных материалов для увеличения сцепления гусениц с грунтом.

Вытаскивание машины тягачами наиболее распространено при легких видах застревания вследствие простоты и надежности. Вытаскивают после проведения подготовительных работ, обеспечивающих превышение силы тяги на крюке тягача над силой сопротивления застрявшей машины. Вытаскивать машину можно одним или несколькими тягачами.

Вытаскивают машину лебедкой тягача при легких застреваниях, когда сила тяги тягача недостаточна для вытаскивания машины, а также при средних застреваниях, если необходимо использовать блоки. Тягач закрепляют на грунте сошником.

Вытаскивают машины при помощи полиспастов, когда силы тяговых средств недостаточны для вытаскивания машины. Обычно полиспасты используют при среднем, тяжелом и сверхтяжелом видах застреваний машин. Силу тяги на тросе полиспаста создают тягачами, тракторами и лебедками.

Переворачивание и подъем машин. Машины опрокидываются при преодолении сложных естественных и искусственных препятствий (овраги, рвы и т. д.) или вследствие сползания при движении по крутым склонам.

Машины переворачивают, как правило, через борт. В этом случае требуется меньшая сила тяги и снижаются ударные нагрузки, воспринимаемые ходовой частью и агрегатами машины, чем при переворачивании через кормовую или носовую часть.

Рис. 8. Вытаскивание танка из оврага при помощи лебедки тягача, заанкированного сошником.

Через кормовую или носовую часть машину переворачивают в исключительных случаях:
когда значительно снижается объем земляных работ и местность препятствует переворачиванию машины через борт.

Чтобы уменьшить ударную нагрузку на ходовую часть и агрегаты машины, ее переворачивают на подготовленную подушку из мягкой земли, хвороста и бревен.

Из глубокого водоема на значительном удалении от берега, из щелей и других сложных мест застрявшие машины из-за трудоемкой и сложной работы поднимают тогда, когда невозможно ее вытащить. Для подъема машин привлекают специальную технику инженерных подразделений.

При вытаскивании машин соблюдают следующие основные правила безопасности:
— руководит всеми работами одно лиЦо; к месту работ посторонних не допускают; перед вытаскиванием проверяют состояние и крепление всех деталей тяговых и такелажных средств;
— вытаскивают машину плавно и равномерно без резких рывков и остановок;
— не стоят вблизи натянутых тросов, блоков и вытаскиваемой машины.

Буксирование машин. Выбор буксирного средства (тягача, трактора) зависит от состояния ходовой части буксируемой машины, характера и состояния грунта, рельефа местности и наличия дорог.

Для буксирования машин на опорных катках (без гусениц) сила тяги, в зависимости от состояния грунта, может быть в два-три раза больше силы тяги, потребной для буксирования машин с исправными гусеницами. Если сила тяги на крюке тягача недостаточна, буксируют машину несколькими тягачами в сцепе.

Тягач сцепляют буксирными тросами с управляемой машиной одним из следующих способов:
— сцепка треугольником (одни коуши обоих тросов соединяют с буксирным крюком тягача, а другие — с крюками буксируемой машины);
— перекрестная сцепка (основной способ) двумя тросами одинаковой длины; один коуш буксирного троса соединяют с правым (левым) крюком тягача, а другой — с левым (правым) крюком буксируемой машины;
— параллельная сцепка (первый трос присоединяют к правым буксирным крюкам, а второй — к левым буксирным крюкам тягача и машины). Если предполагают совершать крутые повороты, используют перекрестную сцепку. В этом случае на буксирные тросы нагрузка распределяется равномерно, буксируемая машина движется по колее тягача и сами повороты облегчаются.

Тягач с неуправляемой буксируемой машиной соединяют жесткой сцепкой (см. рис. 102), которая устраняет наезд машины на тягач при движении по неровной местности и облегчает движение на поворотах.

При буксировании соблюдают следующие основные правила безопасности:
— при сцепке машины с тягачом жесткой сцепкой или буксирными тросами водитель тягача перемещает его только по команде своего командира; перед троганием водитель подает сигнал и, осмотревшись, начинает движение;
— между водителем буксируемой машины и экипажем тягача устанавливают надежную зрительную или радиосвязь;
— периодически проверяют крепление и состояние жесткой сцепки или буксирных тросов;
— не останавливаются на мостах, переправах, перекрестках дорог и у закрытых поворотов;

Рис. 9. Способы сцепки тягача с буксируемой машиной:
1 — треугольником; 2 — перекрестная;

К транспортированию машин прибегают, когда из-за сильного повреждения ходовой части буксировать машину на большое расстояние невозможно или нецелесообразно, и ее транспортируют автомобильными тягачами на прицепах. Транспортировать можно только по дорогам с твердым покрытием, подъемы на которых не превышают 54-6°. На небольшие расстояния машины транспортируют гусеничными тягачами на лыжах или полозьях. На прицеп машину втягивают по откидным башмакам лебедкой тягача. Перед погрузкой прицеп надежно затормаживают. На прицепе машйну хорошо крепят растяжками и подкладками.

На лыжи или полозья машину накатывают лебедкой тягача или вывешивают машину домкратами и подводят лыжи (полозья) под ее ходовую часть. Погруженную машину крепят к лыжам (полозьям) тросами. Буксирные тросы тягача присоединяют к передней части лыж или полозьев.

При транспортировании выполняют следующие основные правила безопасности:
— перед началом и периодически во время движения проверяют состояние и крепление прицепных устройств или буксирных тросов и надежность установки машины на прицепах или лыжах;
— транспортируют машины плавно и равномерно, не допуская внезапных остановок и резких толчков;
— запрещается перевозить личный состав на транспортируемой машине.

Сборные пункты поврежденных машин (СП ГШ) организуют во время боевых действий для сбора поврежденных машин в одном месте. На этих пунктах поврежденные машины подвергают дозиметрическому и химическому контролю и, если необходимо, дезактивации и дегазации, ремонтируют или готовят к дальнейшей эвакуации. СППМ размещают в местах скопления наибольшего количества поврежденных машин. Место для сборного пункта выбирают с естественной маскировкой и там, где есть вблизи источники воды, пути подвоза, эвакуации и удобно развернуть ремонтные мастерские.

Ремонтно-эвакуационную группу (РЭГ) создают для обеспечения эвакуации машин имеющимися средствами в кратчайшие сроки. В эту группу входят специалисты ремонтных и эвакуационных подразделений. Ремонтно-эвакуационная группа проводит подготовительные работы по эвакуации машин. Ее использование зависит от решаемых задач. Так, во время преодоления глубоких бродов группа обеспечивает переправу и в любой момент готова помочь экипажу застрявшей машины.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - О тракторах

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Эвакуация поврежденных машин"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства