Строительные машины и оборудование, справочник







Эволюция формы колесных экипажей

Категория:
   Разное


Эволюция формы колесных экипажей

Аналогичную эволюцию претерпели транспортные колесные машины, заполняющие улицы современных городов. В иллюстративном ряду они даны вместе с машинами технологическими. Одновременное рассмотрение эволюции архитектурных форм, форм транспортных и технологических машин дает возможность яснее представить их стилевую связь, проследить определенные закономерности смены характера этих форм, увидеть, что на всех этапах своего развития машины были неотъемлемым компонентом предметной среды. Подобно тому как паровая машина сделала токарный станок технологической машиной, так и применение двигателя превратило древнюю колесную повозку в транспортную машину. Предшественники автомобиля — кареты и другие конные экипажи, с тех пор как было изобретено колесо, медленно, но непрерывно совершенствовались и в соответствии с классовой принадлежностью своих владельцев обладали различным уровнем комфорта, лепными украшениями, гербами, росписью. Традиционные формы карет и повозок всегда по своим формам и декоративным украшениям соответствовали господствовавшему стилю в архитектуре или, точнее, составляли вместе с архитектурой единый архитектурно-предметный комплекс.

Колесо — замечательное изобретение, уходящее в глубокую древность, сослужило большую службу человечеству, пройдя многовековой путь развития. Барельефы и росписи донесли до нас изображения легких и изящных колесниц Египта, более тяжелых колесниц, на которых охотились ассирийские цари, характерный силуэт и украшения двухколесной греческой повозки.

Рис. 20. Пластичные формы архитектуры 70-х годов. Автоматизация производства приводит к замене отдельных машин автоматизированными системами. Каплеобразный автомобиль становится подвижным элементом транспортной артерии. Токарный участок цеха-автомата 1-го ГПЗ. План цеха-автомата. Перспективная автоматическая линия (эскиз автора).

Вместе с тем в каждом новом поколении машин все больше проглядывают зачатки каплеобразной формы, характерной для современной скоростной машины. Так, в 50-х годах автомобиль освобождается от «крыльев» («Победа», «Стандарт-Вагнер»), затем появляется его устойчивая схема с передним и задним свесом для двигателя и багажника, отрабатываются грузопассажирские модели В формообразовании машин, как и в архитектуре, чередуются периоды строгого функционализма и «украшательства». Для автомобилей 50-х годов, особенно американских, характерно стремление придать машине динамичную форму за счет крыльев-стабилизаторов, боковых накладок, двуцветной окраски. Аналогичный процесс придания форме выразительности и значительности за счет дополнительных украшающих средств происходит и в архитектуре.

На смену прямолинейной коробчатой форме машин 50—60-х годов в 70-х годах приходит каплеобразная форма, напоминающая «Победу», но гораздо более низкая, изящная и несущая в себе черты, характерные для спортивного автомобиля. Одновременно все чаще проявляется тенденция к так называемой «вагонной компоновке», к увеличению пассажирского салона за счет переноса двигателя в заднюю часть автомобиля. (До сих пор двигатель располагается впереди пассажирской кабины, там, откуда в свое время выпрягли лошадей.) Вагонная компоновка делает машину обтекаемой, каплеобразной. Ее форма окончательно порывает с каретными ассоциациями. Типичными примерами таких машин могут служить итальянские «Селена» и «Пенинфари-на», а также разработанные под руководством Ю. А. Долматовского автомобили вагонной компоновки (ВНИИТЭ, МСХКБ). Бескапотная компоновка автомобиля стимулировала распространение микроавтобусов и «моторных домов», подготовила схемы электромобилей малых размеров.

Каплеобразные формы машин существенно влияют на восприятие улицы-автомагистрали. Вместо улицы, вдоль фасадной застройки которой проезжали автомобили-кареты, возникает другой образ — автострада с непрерывным потоком каплеобразных машин, все меньше воспринимаемых как отдельная «вещь», а скорее как подвижный элемент городских автомагистралей, поднятых на нескольких уровнях.

Аналогична эволюция средств городского общественного транспорта, прошедшего путь от конок, украшенных орнаментом и коваными решетками, до современных трамваев, автобусов, троллейбусов. Для этих машин, решенных в виде вытянутого вагона, двухэтажного или сочлененного, нехарактерна обтекаемость и стремительность формы. Присущая гоночной машине, она неуместна для тихоходного уличного транспорта. Растет степень комфортабельности этих машин. На наших глазах, например, изменился трамвай, казалось, безнадежно устаревший вид транспорта, дребезжащий, с деревянными скамейками. Вместо него появились бесшумные, яркие по цвету вагоны с просторным и уютным салоном, с кабиной, где рулевое колесо уступило место тумблерам на панели управления. Так, благодаря чешским дизайнерам архаичный вид транспорта обрел новую жизнь, новые формы и комфорт. Трамваи, автобусы, троллейбусы входят в ткань города и становятся активными элементами его среды.

Непрерывный рост территории больших городов требует все большего количества транспортных машин для связи их отдаленных районов, расстояние между которыми достигает нескольких десятков километров. Однако с увеличением числа машин в городе и по мере заполнения ими улиц скорость движения часто становится ниже той, с какой ездили по городу извозчичьи фаэтоны. Иными словами, основное преимущество машин — скорость сводится на нет. Решить проблему скоростной связи в большом городе может только внеуличный транспорт, т. е. транспорт, проходящий под поверхностью земли или поднятый над землей. Метро — яркий пример функциональной, конструктивной и композиционной связи архитектуры и машин как объектов дизайна. Неумение или нежелание архитекторов видеть в поезде метро активный элемент композиции комплекса (в настоящее время разрабатываются новые динамичные формы вагонов метро) часто приводило к тому, что станции метро украшались в изобилии декоративными картушами и мозаиками. Располагали их, как правило, на потолке в кессонах, где спешащий поток людей их практически не видит, и оставляли пустой стену, перед которой люди вынуждены стоять в ожидании поезда. Стремительная форма нового поезда метро и яркая окраска еде его активным компонентом типовой стак которая может иметь отличительные приз за счет цвета, декоративных панно и сре визуальной информации. Насыщение м объектами техники (вагоны поезда, эскал ры, автоматы, мнемосхемы) делает его пр ром синтеза архитектуры и дизайна, тре( щего комплексного подхода к проектирова!

Восприятие транспортных средств в п де и города из транспортных средств — в ный психологический фактор, который Hej не учитывать при проектировании тех и i гих элементов искусственной городской срс Внедрение в эксплуатацию качественно но: видов бесколесного высокоскоростного BHeyj ного транспорта, строительство поднятых землей эстакад для экспрессов и движущи тротуаров окажет еще большее влияние образ города как своим присутствием в го де, так и стилеобразующим воздействием архитектурное формообразование. Подо! тому как в технологическом машинострое! отдельные станки сливаются в технологичеа системы, отдельные автомобили-кареты прев тились в непрерывный поток, который в со тании со сложной сетью транспортных инг нерных развязок оказывает мощное воздей вие на характер городской среды.


Читать далее:

Категория: - Разное





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины