Строительные машины и оборудование, справочник







Футурологические абстракции

Категория:
   Разное


Футурологические абстракции

Интерес к городу XXI в. далеко не праздный. То, что строится сегодня, будет функционировать в будущем веке. Именно поэтому важно уже сейчас найти рациональную структурную модель оптимального города, верную направленность наших представлений о городе, предметно-пространственная среда которого была бы максимально приспособлена для функций общества, составляющих его коллективов, каждого отдельного человека. В отечественной и зарубежной архитектурной и неархитектурной печати получают все большее распространение проекты городов будущего, решенных как единое пространственное сооружение, как город-здание. Характерным примером может служить проект «тотального города» французского архит. Ж. К. Бернара. Он представляет себе город будущего как единый организм, сложное объемное сооружение, в плане напоминающее спрута с разветвленными шупаль-цами. Сам объем города должен издали восприниматься как грандиозная абстрактная скульптура. Еще более наглядно эта тенденция выражена в проектах пространственных городов архит. В. Локтева. Несколько отличаются по форме, но аналогичны по замыслу и концепции проекты городов-зданий английских архитекторов Шалка и Вебера, швейцарца Вальтера Йонаса, итальянца Паоло Солери.

Спасаясь от транспортного половодья, французский архит. Э. Утуджан проектирует подземные пространственные города-метропо-лисы. Его соотечественник Иона Фридман, напротив, проектирует надземные пространственные структуры из легких каркасных конструкций и съемных объемных модулей заводского изготовления. Он предложил построить второй пространственный Париж, расположенный над старым городом, город-мост через Ла-Манш и даже города-мосты, связывающие континенты. У венгерских архитекторов имеется проект города-дома на 800 тыс. жителей. Рост населения и нехватка территории в малых странах побудили архитекторов на проектирование плавающих городов-домов в виде бетонной чаши (П. Меймон) и пространственного города-здания на сваях-опорах (Кендзо Танге). Среди проектов городов-зданий, каждого по своему интересного и оригинального в инженерном отношении (их конкретный анализ не входит в задачу этой книги. — Г. Р.), есть и такие, где увлечение техницизмом и желание поразить новизной выступает на первый план. К ним можно отнести проект шагающего города-робота «Мувинг сити» английского архит. Херрона. Стремление сделать архитектуру мобильной, преодолеть ее застылость и привязанность к определенному месту приобретает иногда такие полуфантастические, дегуманизирующие городскую среду формы. Даже если предположить, что конструкция и кинематика гигантского города-черепахи осуществима, то сама цель создания такого города-робота весьма сомнительна.

Рис. 33. Монорельсы и канатные обзорные дороги — примеры и предшественники надземного пассажирского транспорта в городах. Монорельс и канатная дорога в Осака

Рис. 34. Проект «тотального городаархит. Ж. К. Бернара. Город-здание противопоставлен природному окружению

Рис. 35. Архит. Иона Фридман СФранция) создал ряд проектов пространственных городов из легких каркасных систем и мобильных объемных элементов. Проект второго пространственного Парижа. В центре — дача-вертолет архит. Ги Ротье

Как видим, тенденция к созданию города-здания, города — единого объемного сооружения не есть случайная фантазия отдельного архитектора. Она становится как бы стратегическим направлением градостроительства. Более того, эта тенденция имеет в современном городе определенные объективные предпосылки и даже примеры в практике реального строительства. Речь идет о так называемых архитектурных комплексах многоцелевого назначения: общественных центрах, торговых центрах и т. п., решенных как единый функционально-пространственный объем. Такие сооружения с большим набором функций возникли не сразу и не сегодня. В обычном доме с магазинами на первом этаже заложены предпосылки комплекса м-ногоцелевого назначения. Единая пространственная структура отличает такие •объекты, как административный центр Ливерпуля, занимающий участок в 3 га, проект культурного центра в Питтсбурге, проект реконструкции Комсомольской площади в Москве «ак единого многоярусного сооружения, центр в районе Синдзику в Токио, проект реконструкции Маркет-стрит в Филадельфии, площадь Бунавентуро в Монреале и другие комплексы.

Рис. 36. В проектах «подвешенного города» архит. Поль Меймон использовал идею подвешенного дома» Р. Б. Фуллера (20-е годы)

Рис. 37. Плавающий го-род-дом архит. Поля Меймона и город на сваях архит. Кендзо Ганге как единые пространственные структуры.

Судя по названным проектам городов-метаструктур, городов-зданий многие современные архитекторы склонны считать, что процесс пространственной интеграции, начавшийся сегодня в центре городов, на этом не завершится. Слияние крупных многофункциональных комплексов друг с другом и с окружающей застройкой, возникновение новых объектов, опирающихся на узлы транспортных коммуникаций, повлечет за собой в конечном счете срастание всего города в единый многофункциональный объект, в единое здание. Проекты городов-зданий становятся, казалось бы, логическим завершением тенденции объединения функций города в конструктивный и пространственный организм, искусственное пространственное сооружение.

Рис. 38. Проекты города — метаструктуры с использованием мобильных жилых ячеек-квартир. Города-воронки архит. Вальтера Ионаса

Рис. 39. Проект сшагающего города» архит. Херрона как пример крайнего техницизма и гипертрофирования идеи мобильности архитектуры

И тем не менее не следует спешить с таким выводом. Наоборот, можно сделать вывод, что такие поиски структуры города обозримого будущего связаны прежде всего с поисками его формы безотносительно к анализу общественных функций населения и решению транспортной проблемы современных городов, предметная среда которых продолжает насыщаться колесными машинами. Абстрагирование от социальных задач городского населения, от психофизиологических факторов человека, от конфликтных противоречий человека и машин в городе и пороков транспортной проблемы современных больших городов, может свести отвлеченные поиски формы города будущего к опытам формалистического урбанизма, к чисто академическим упражнениям.

Рис. 40. Город как грандиозная абстрактная скульптура архитекторов Паоло Солери (Италия) и В. Локтева (внизу)

Рис. 41. Проекты городов-зданий архит. Паоло Солери и проект города-здания венгерских архитекторов

Но в этих проектах есть и положительные стороны. К ним можно отнести компактность и концентрацию общественных функций, рассредоточенных в современном городе, использование вертикального зонирования и много-ярусности. Почти все эти проекты рассчитаны (в тех случаях, когда этот вопрос вообще принимался во внимание) на какие-то новые виды горизонтального и вертикального транспорта, на отказ от традиционного колесного транспорта и многорядных автомагистралей. Правда, есть и проекты городов-домов, где машины по инерции занимают нижние ярусы этих сложных пространственных сооружений. В некоторых проектах (особенно это характерно для проектов Паоло Солери) заметны попытки функционально-территориального зонирования в соответствии с иерархией общественных функций. Связь между городами-домами, по-видимому, авторы мыслят осуществлять с использованием традиционных колесных транспортных средств. Впрочем, в проектах городов-зданий, как правило, транспортные связи не показаны (не решены).

Следует отметить и отрицательные стороны городов-зданий. Это, во-первых, концентрация больших масс людей в многоэтажном городе-«муравейнике», выбраться из которого «на природу» довольно затруднительно в смысле сил и времени. Во-вторых, город-дом — сложнейшее конструктивное сооружение. Чтобы его возвести, потребуются мощные и сложные конструкции, которые легко могут превратиться в самоцель проектирования. Кроме того, возникает проблема несоразмерности гигантского сооружения размерам человека (немасштабность). Известно, что из насыщенного небоскребами центра Нью-Йорка жители при первой же возможности выезжают в пригороды, в свои одноэтажные домики и коттеджи. Этот негативный опыт нельзя не учитывать. Огромное скопление больших масс людей в ограниченном пространстве весьма неблагоприятно сказывается на их психике, стремлении к общению, к контактам по интересам.

В проектах городов-зданий нет преемственности по отношению к существующим городам, пытающимся найти выход из транспортного половодья. Эти проекты выглядят поэтому абстрактными и надуманными пространственными построениями, которые по своей сути ближе к напряженной многоярусной транспортной эстакаде, чем к человеческому уюту Летнего сада. Однако главный недостаток этих гигантских сооружений (существующих, к счастью, только на бумаге) — отсутствие прерывистости, чередования искусственных образований и природных зон. Многие конструктивные и пространственные находки городов-зданий могут быть использованы в небольших, ограниченных пространствах, чередующихся с естественной природой, от которой надолго изолировать человека противоестественно. Правда, в крайне неблагоприятных природных условиях севера, по-видимому, возможны города-дома с искусственным микроклиматом.


Читать далее:

Категория: - Разное





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Перспективные транспортные системы
Авиация, космонавтика и архитектура
Речной и морской транспорт
Железнодорожный транспорт
От «моторного дома» к мобильной архитектуре
Структурная модель оптимального города (разработка автора)
Город для ... машин? (Транспортная проблема больших городов)
Управляющие и вычислительные комплексы в диспетчерских и операторских центрах
Цветовая схема промышленного интерьера как средство композиционной связи машин и архитектуры
Технологические системы и формирование промышленных зданий


Остались вопросы по теме:
"Футурологические абстракции"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы