Строительные машины и оборудование, справочник







Генератор КРаЗа

Категория:
   Автомобили КрАЗ


Генератор КРаЗа

Генератор предназначен для параллельной работы с аккумуляторными батареями и служит источником электроэнергии на автомобиле.

Генератор Г-271 является трехфазной синхронной электрической машиной переменного тока, электромагнитного возбуждения со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-1.

Генератор состоит из статора, ротора, двух крышек, вентиля-ТоРа и шкива.

Статор набран из пластин электротехнической стали. Внутренняя часть статора имеет 18 равномерно расположенных по окружности пазов, в которые помещена обмотка. Обмотка статора — трехфазная, соединена по схеме «звезда» (в каждой фазе по шее непрерывно намотанных катушек).

Ротор состоит из катушки возбуждения, намотанной непосред, ственно на стальную втулку, к торцам которой примыкают два полюса, образующих двенадцатиполюсную магнит, ную систему. Втулка и клювообразные полюсы закреплены на валу посредством прессовой посадки на накатку. На вал ротора напрессованы также контактные кольца, к которым припаяны концы обмотки возбуждения.

Рис. 50. Генератор:
1 — шкив; 2 — вентилятор; 3 — крышка передняя; 4 — статор; 5 — вал ротора; б — полюсы; 7 — контактные кольца; 8 — крышка задняя с выпрямительным блоком; 9 — щеточный узел.

Крышка со стороны контактных колец (задняя крышка) имеет вентиляционные окна и прилив (лапу), который служит кронштейном для крепления генератора. На крышке крепится щеткодержатель (щеточный узел), в направляющих отверстиях которого находятся две щетки прямоугольного сечения, а внутри ее расположен выпрямительный блок. Выводы «+» «Ш» и «—» на крышке служат для присоединения:
«+» — к клемме «+» реле-регулятора;
«Ш» — к клемме «Ш» реле-регулятора;
«—» — к винту «массы» реле-регулятора, обозначенному буквой М.

Крышка со стороны привода также имеет вентиляционные окна и два прилива (лапы), один из которых служит для крепления генератора на кронштейне двигателя, а другой (с резьбовым отверстием) — для крепления натяжной планки, с помощью которой регулируется натяжение ремня. В крышке имеется два резьбовых отверстия, предназначенные для снятия ее с вала ротора при разборке генератора.

Вал ротора генератора вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа (с двусторонним уплотнением), установленных в передней И задней крышках. В эти подшипники при сборке заложена постоянная смазка 158 МРТУ 12Н № 139—64, поэтому в эксплуатации смазывать их не требуется.

Генератор охлаждается потоком воздуха от вентилятора, установленного на валу ротора со стороны привода, через вентиляционные окна в крышках.

Работает генератор следующим образом. Обмотка возбуждения, питаемая постоянным током, создает вокруг ротора магнитный поток. При вращении ротора магнитный поток изменяется по величине и направлению, вследствие чего в обмотке статора наводится переменная ЭДС. Переменный ток, вырабатываемый генератором, преобразуется в постоянный выпрямительным блоком, смонтированным в крышке со стороны контактных колец. Постоянство напряжения генератора поддерживается реле-регулятором.

Уход за генератором

После первых 50 000 км пробега и в дальнейшем при каждом втором техническом обслуживании (ТО-2) необходимо снять генератор с двигателя, предварительно отключив аккумуляторные батареи от «массы» автомобиля, и отправить в электромастерскую для очистки его деталей и выпрямительного блока от пыли и грязи (продувкой сжатым воздухом), для проверки высоты щеток и состояния контактных колец.

Высота щеток должна быть не менее 8 мм от пружины до основания щетки. Если износ щеток больше допустимого, они подлежат замене. При замене щеток надо разобрать генератор и проточить контактные кольца, если их износ превышает 0,5 мм по диаметру; минимально допустимый диаметр проточки контактных колец 29,3 мм.

Шарикоподшипники генератора с обнаруженными дефектами (заедание, повышенный шум) следует заменить.

Перед установкой выпрямительного блока необходимо проверить исправность всех его моноблоков. Проверку производить постоянным током напряжением 12—24 В согласно схеме (рис. 51).

Р—п исправен, если контрольная лампочка 3 горит в положении I и гаснет в положении II. При пробое р—п перехода лампочка горит в обоих положениях, при обрыве р—п перехода лампочка не горит в обоих положениях. Не допускается проверка р—п переходов напряжением от сети переменного тока.

В процессе эксплуатации (при вынужденной замене статора, ротора, обмоток и других деталей) необходимо проверять начальные обороты возбуждения генератора на соответствие их технической характеристике. Проверка производится на стенде (от источника постоянного тока), позволяющем изменять обороты генератора от О до 5000 об/мин. Схема подключения генератора и приборов для проверки дана на рис. 52.

При проверке генератора обороты двигателя стенда надо увеличивать плавно, чтобы напряжение генератора не превышало 25 В.

Рис. 51. Схема для проверки выпрямительного блока:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — сдвоенный переключатель; 3 — контрольная лампочка на 1—6 св; 4 — моноблок с двумя р—п переходам и; 5 — средняя точка моноблока (фазн ый вывод выпрямителя).

Рис. 52. Схема для проверки электрических характеристик генератора:
1 — вольтметр; 2 — включатель; 3 — амперметр; 4 — сопротивления; 5— аккумуляторные батареи; 6 — генератор.

Регулировка натяжения ремня привода генератора производится при каждом первом техническом обслуживании (ТО-1).

Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления передней и задней лап генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке. Нажимом от руки или с помощью рычага отклонить генератор в сторону натяжения ремня до требуемой величины, после чего болты надежно затянуть. По окончании регулировки проверить натяжение ремня: правильно натянутый ремень при нажатии на середину его ветви с усилием 3 кг должен иметь прогиб 10—15 мм. Слишком сильное натяжение ремня приведет к увеличению нагрузок на подшипники генератора и преждевременному выходу их из строя.

Оси ручьев шкива генератора и приводного шкива должны находиться в одной плоскости. Совпадение осей обеспечивается перемещением кронштейна генератора.

—-

Генератор Г271 (трехфазная синхронная электрическая машина переменного тока электромагнитного возбуждения со встроенным выпрямительным блоком ВБГ-П установлен на кронштейне, закрепленном на верхней крышке шестерен распределения. Передняя опора генератора крепится к кронштейну болтом и гайкрй. задняя — болтом и регулировочной втулкой, ввернутой в заднюю опору кронштейна.

Генератор (рис. 108) состоит из статора, ротора, крышек, выпрямительного блока с выводом, вентилятора и шкива.

Рис. 108. Генератор:
1 — вал ротора, 2 — полюс ротора; 3 — задняя крышка, 4 — вывод выпрямительного блока; .5 — контактные кольца; 6 — крышка заднего подшипника; 7 — задний подшипник ротора; 8 и 22 — гайки; 9 — вывод «Ш»; 10 — щеткодержатель; 11 и 12— щетки; 13 — ротор; 14 — обмотка ротора; 15 — стяжной болт; 16 — статор; 17 — обмотка статора; передняя крышка; 19 — вентилятор; 20 — шкив; 21 — передний подшипник ротора; 23 — распорная втулка

Статор представляет собой пакет, набранный из пластин электротехнической стали толщиной 0,5 мм. Две крайние пластины имеют толщину 2 мм. Обмотка статора — трехфазная, соединена по схеме «звезда» и удерживается в пазах с помощью клиньев. Каждая фаза имеет по шесть непрерывно намотанных катушек. В каждой катушке 20 витков провода ПЭВ-2 диаметром 1,16—1,27 мм. Концы фаз подсоединены к выводам выпрямительного блока, установленного в задней крышке генератора. Крышки и статор генератора соединены стяжными болтами.

Обмотка возбуждения намотана проводом ПЭВ-2 диаметром 0,51—0,58 мм и состоит из 1490+10 витков. Ее выводы подсоединены к контактным кольцам, которые своими основаниями напрессованы на вал ротора. Вал ротора вращается в двух шарикоподшипниках закрытого типа, заполненных смазкой при сборке. Между шкивом и передним подшипником установлена распорная втулка и вентилятор.

В крышке сделаны вентиляционные отверстия, против которых установлен выпрямительный блок. Сверху на крышке крепится щеткодержатель, в направляющих отверстиях которого размещены две угольные щетки прямоугольного сечения, прижатые пружинами к контактным кольцам. Через отверстия в крышке вентилятор подает охлаждающий воздух в генератор. На этой же крышке выполнен прилив с резьбовым отверстием для крепления натяжной планки, с помощью которой регулируется натяжение приводного ремня генератора.

Выпрямительный блок ВБГ-1 состоит из трех моноблоков, в каждом из которых имеется два выпрямительных р—и-перехода из кремниевых диодов (выпрямителей), соединенных в трехфазную двухполупериодную мостовую схему. Диоды обеспечивают номинальный выпрямленный ток 30 А, максимальный 45 А, номинальное напряжение 14 В. Все они встроены попарно (прямой и обратной полярности) в три радиаторные секции, отлитые из цинкового сплава. Место сопряжения радиаторной секции и корпуса выпрямительного блока покрывается слоем эпоксидной смолы.

Корпус выпрямительного блока является изолятором, отлитым из волокнита, и имеет подковообразную форму с отверстиями для пропуска воздуха из генератора. Крепится корпус к крышке генератора в четырех точках, две из которых являются выводами выпрямительного блока. Минусовая шина прикреплена винтом к крышке, плюсовая прижата болтом-клеммой « + » к корпусу блока. Вывод плюсовой клеммы-болта изолирован. Выводы « + » и «Ш» на крышке служат для присоединения к соответствующим клеммам регулятора напряжения, а вывод «—» соединяется с винтом массы регулятора напряжения, обозначенным буквой «М».

Техническое обслуживание генератора заключается в ежедневной проверке (перед выездом) его работы по показаниям амперметра, периодической (при каждом ТО-1) очистке поверхностей от грязи и масла, подтяжке болтов крепления генератора, проверке крепления шкива и соединения проводов, регулировке натяжения приводного ремня.

Для регулировки натяжения ремня необходимо ослабить болты крепления передней и задней опор генератора к кронштейну и болт крепления генератора к натяжной планке. Нажимом руки или с помощью рычага отклонить генератор и натянуть ремень так, чтобы при нажатии на середину его ветви с усилием 3 кгс стрела прогиба была равна 10—15 мм. Ось ручья шкива генератора и ось ручья приводного шкива должны совпадать. Регулировка обеспечивается перемещением кронштейна генератора.

После первых 50 тыс. км пробега автомобиля, а в дальнейшем при каждом ТО-2 необходимо, отключив массу автомобиля выключателем массы, снять генератор с двигателя, очистить от пыли и грязи, продуть сжатым воздухом и направить в электромастерскую для разборки и обслуживания.

Порядок разборки генератора:
1. Отвернуть два винта крепления щеткодержателя к крышке и вынуть щеткодержатель.
2. Отвернуть три винта крепления крышки заднего шарикоподшипника.
3. Отвернуть четыре стяжных винта и снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором (при необходимости воспользоваться съемником).
4. Отсоединить фазные выводы обмотки статора от выводов выпрямительного блока.
5. Отвернуть гайку крепления шкива, снять шкив, вентилятор, упорную втулку и вынуть шпонку.
6. Снять с вала крышку со стороны привода обязательно с помощью съемника с использованием р^рьбовых отверстий Мб на крышке.

После разборки генератора следует проверить состояние щеток, контактных колец, шарикоподшипников и выпрямительного блока.

Высота щеток должна быть не менее 8 мм от пружины до их основания. Изношенные щетки надо заменить новыми. Если износ контактных колец превышает 0,5 мм по диаметру, их нужно проточить. Минимально допустимый диаметр колец после проточки 29,3 мм.

В случае повышенного износа или заедания подшипников следует заменить их. В течение всего срока службы генератора допускается одноразовая замена подшипников.

Исправность моноблоков выпрямительного блока проверяют постоянным током напряжением 12—24 В согласно схеме (рис. 109). Ни в коем случае не допускается проверка переменным током.

Если р—л-переход исправен, контрольная лампа горит в положении I и гаснет в положении II. Если переход пробит, лампочка будет гореть в обоих положениях.

Рис. 109. Схема проверки моноблоков выпрямительного блока:
1 — средняя точка моноблока (фазный вывод выпрямителя); 2 —моноблок с двумя р — n-переходами; 3 — контрольная лампа; 4 — сдвоенный переключатель; 5 — аккумуляторная батарея

После сборки генератора его техническую характеристику проверяют на стенде по схеме (рис. 110). Привод стенда должен обеспечивать изменение частоты вращения ротора от 0 до 5000 об/мин.

Частоту вращения увеличивают постепенно, чтобы напряжение, развиваемое генератором, не превысило 25 В. Генератор должен возбуждаться при частоте вращения не более 1050 об/мин без нагрузки и не более 2100 об/мин при токе нагрузки 20 А. К обмотке возбуждения испытываемого генератора подводят напряжение 25 В от внешнего источника 10 постоянного тока, температура окружающего воздуха и генератора не должна превышать +20 °С.

Проверенный на стенде генератор следует установить на двигатель, отрегулировать совпадение плоскостей ручьев шкивов, натяжение приводного ремня и•подсоединить провода. В процессе эксплуатации генератора на автомобиле категорически запрещается производить пуск двигателя при отключенном плюсовом проводе генератора, так как это приведет к возникновению на генераторе повышенного напряжения, опасного для кремниевых выпрямителей.

Рис. 110. Схема подключения приборов для проверки электрической характеристики генератора:
1 — испытуемый генератор; 2 и 8 — вольтметры; 3 и 9— выключатели; 4 и 7 — амперметры; 5 и 6 — потенциометры; 10 — аккумуляторные батареи


Читать далее:

Категория: - Автомобили КрАЗ





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины