Строительные машины и оборудование, справочник



Категория:
   Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Публикация:
   Генератор ЗАЗ-1102

Читать далее:




Генератор ЗАЗ-1102

На Двигателе установлен генератор переменного тока Г222, который представляет трехфазную, шестиполюсную электрическую машину с электромагнитным возбуждением, встроенным выпрямительным блоком БПВ6-50-02 и интегральным регулятором напряжения Я112/1.

Генератор установлен с правой стороны двигателя и крепится к кронштейну болтом, а его установка фиксируется на натяжной планке гайкой. Привод генератора осуществляется от шкива, расположенного на носке коленчатого вала, с помощью клиновидного ремня.

Трехфазный, переменный ток, индуктируемый в обмотке, преобразуется в постояный выпрямительным блоком, прикрепленным к крышке. Электронный регулятор с щеткодержателем и защитной крышкой прикреплен к крышке.

Схема соединений генератора показана на рис. 2.

Напряжение для возбуждения генератора при включении зажигания подается от аккумуляторной батареи к клемме “Б” и через реле PC на контрольную лампу HL – лампа горит.

После пуска двигателя под действием выпрямленного фазного напряжения от клеммы “О” якорь реле притягивается к сердечнику и размыкает контакты, ток через лампу не проходит, и она не горит.

Управляющее напряжение подается на вывод “В” регулятора непосредственно от клеммы “30”.

Охлаждение генератора осуществляется с помощью вентилятора.

Рис. 1. Генератор Г222:
1 – шкив с вентилятором; 2, 9 — полюсные наконечники ротора; 3 — дистанционная втулка; 4, 1S — передний и задний подшипники; 5,13 — крышки со стороны привода и контактных колец; 6 — обмотка ротора; 7 — статор; 8 — обмотка статора; 10 — буферная втулка; 11 — втулка; 12 — поджимная втулка; 14 -выпрямительный блок; 15 — диод; 16 — винт крепления выпрямительного блока; 17 — контактное кольцо; 19 — конденсатор; 20 — вал ротора; 21 — вывод “30” генератора; 22 — вывод “0” генератора; 23 — регулятор напряжения; 24 — щеткодержатель; 25 — щетка; 26 — шпилька крепления генератора к натяжной планке

Шариковые подшипники ротора закрытого типа в эксплуатации не требуют смазки. Они расположены в передней (со стороны привода) и задней крышках.

На задней крышке расположены снаружи: щеткодержатель 24 с интегральным регулятором напряжения Я112-В1 и конденсатор; внутри выпрямительный блок БПВ6-50-02. Напряжение, поддерживаемое интегральным регулятором, равно 14,1± 0,2 В и регулировке не подлежит.

Передняя и задняя крышки с расположенным между ними статором стянуты четырьмя болтами, усилие затяжки гаек болтов 3,6…5 Н-м (0,36…0,5 кгс-м).

В процессе эксплуатации генератора могут возникнуть неисправности. Осн«в-ные внешние их признаки и способы устранения указаны в табл. 23, помещенной в конце подраздела.

ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ:
— “-” аккумуляторной батареи всегда должен соединяться с “массой”, а “+” -подключаться к зажиму “30” генератора. Ошибочное обратное включение батареи немедленно вызовет повышенный ток через диоды генератора, и они выйдут из строя;
— не допускается работа генератора с отсоединенными от зажима “30” проводами потребителей (особенно с отсоединенной аккумуляторной батареей). Это вызывает опасное повышение напряжения и могут быть повреждены диоды и регулятор напряжения;
— нельзя проверять работоспособность генератора “на искру” даже кратковременным соединением зажима “30” генератора с “массой”. При этом через диоды
— протекает значительный ток, и они повреждаются. Проверять генератор можно только с помощью амперметра и вольтметра;
— нельзя проверять электропроводку автомобиля мегомметром или лампой, питаемой напряжением более 12 В. Если такая проверка необходима, то предварительно следует отсоединить провода от генератора и регулятора напряжения;
— проверять сопротивление изоляции статора повышенным напряжением следует только на стенде и обязательно с отсоединенными выводами фазных обмоток от диодов;
— диоды генератора не допускается проверять напряжением более 12 В или мегомметром, так как он: имеет слишком высокое для диода напряжение, и они при проверке будут пробиты (произойдет короткое замыкание);
— при электросварке узлов и деталей кузова автомобиля следует отсоединять провода от всех клемм генератора и аккумуляторной батареи.

Проверка генератора на стенде. Проверка на стенде позволяет определить исправность генератора и соответствие его характеристики номинальным. У проверяемого генератора щетки должны быть хорошо притерты к контактным кольцам коллектора, а сами кольца чистыми.

Рис. 2. Схема соединения генератора в общую схему автомобиля:
G1 — аккумуляторная батарея; G2 — генератор; G3 — выключатель зажигания; Rl, R2 потребители электроэнергии; IIpl, Пр2 – предохранители; С — конденсатор K73-21B (2,2 мкФ, 160 в); HL — контрольная лампа (12 В, 1,2 Вт); PC – реле контрольной лампы PC702

Рис. 3. Схема соединений для проверки генератора: 01 — генератор; PV — вольтметр; R — реостат; РА — амперметр; Ql, Q2 — выключатели; G2 — аккумуляторная батарея

Рис. 4. Характеристика отдаваемого тока при установившемся тепловом режиме и напряжении 14 В:

Рис. 5. Форме кривой выпрямленного напряжения генератора:
а – генератор исправен; б — диод пробит; в – обрыв в цепи диода

Установить генератор на стенд и выполнить соединения, как указано на рис. 207. Включить электродвигатель стенда и выключатели Q1 и Q2, реостатом R установить напряжение на выходе генератора 13 В и довести частоту вращения ротора до 5000 мин-1. Дать генератору проработать на этом режиме не менее 2 мин, а затем замерить силу тока отдачи. У исправного генератора она должна быть не менее 47 А. Проверить также силу тока отдачи при частоте вращения ротора 4000, 2400, 1900, 1500 мин“1. Если замеренная величина отдаваемого тока меньше приведенной на рис. 208, то это говорит о неисправностях в обмотках статора и ротора, о повреждении диодов или износе контактных колец и щеток. В этом случае необходима тщательная проверка обмоток и диодов, чтобы определить место неисправности.

Напряжение на выходе генератора проверяется при частоте вращения 1000 и 5000 мин“1. При частоте вращения 1000 мин“1 напряжение должно быть не менее 12 В.

Затем увеличить частоту вращения до 5000 мин-1, реостатом R установить ток отдачи 15 А и замерить напряжение на выходе генератора, которое должно быть (14,1± 0,4) В при температуре окружающего воздуха и генератора (25± 10) “С.

Если напряжение не укладывается в указанные пределы, то необходимо заменить регулятор напряжения новым, заведомо исправным и повторить проверку. Если напряжение будет нормальным, то, следовательно, Старый регулятор напряжения поврежден и его необходимо заменить. А если напряжение по-прежнему не будет укладываться в указанные выше пределы, то необходимо проверить обмотки и диоды генератора.

Проверка генератора осциллографом. Осциллограф позволяет по форме кривой выпрямленного напряжения точно и быстро проверить исправность генератора и определить характер повреждения.

Для проверки следует собрать схему согласно рис. 207. Включить электродвигатель стенда и выключатели Q1 и Q2, довести частоту вращения ротора до 1500…2000 мин-1. Выключателем Q1 отключить аккумуляторную батарею от клеммы “30” генератора и реостатом R установить ток отдачи 10 А.

Проверить по осциллографу напряжение на клемме “30” генератора. При исправных диодах и обмотке статора кривая выпрямленного напряжения имеет пилообразную форму с равномерными зубцами.

Если имеется короткое замыкание в диодах выпрямительного блока (диод пробит) или обрыв в цепи диода (обмотке статора), форма кривой резко меняется: нарушается равномерность зубцов и появляются глубокие впадины.

Проверка обмотки возбуждения ротора. Обмотку возбуждения можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, сняв только регулятор напряжения вместе с щеткодержателем. Зачистив при необходимости шлифовальной шкуркой контактные кольца, омметром или контрольной лампой проверить, нет ли обрыва в обмотке возбуждения и не замыкается ли она с массой. Если обмотка не имеет короткозамкнутых витков, то ее сопротивление должно быть 3,7±0,2 Ом при температуру 20 “С.

Проверка статора. Статор проверяется после разборки генератора. Выводы его обмотки должны быть отсоединены от диодов выпрямителя.

В первую очередь необходимо проверить омметром с помощью контрольной лампы и аккумуляторной батареи, нет ли обрывов в обмотке статора и не замыкаются ли ее витки на “массу”. Изоляция проводов обмотки должна быть без следов перегрева, который происходит при коротком замыкании в диодах выпрямительного блока. Статор с такой поврежденной обмоткой необходимо заменить.

Рис. 6. Схема для проверки диодов выпрямителя

Наконец, необходимо проверить специальным дефектоскопом, нет ли в обмотке статора короткозамкнутых витков.

Проверка диодов выпрямительного блока. Исправный диод пропускает ток только в одном направлении. Неисправный может либо вообще не пропускать ток (обрыв цепи), либо пропускать ток в обоих направлениях (короткое замыкание).

В случае повреждения одного из диодов выпрямителя необходимо заменять целиком выпрямительный блок.

Короткое замыкание диодов выпрямительного блока можно проверить, не снимая генератор с автомобиля, предварительно отсоединив: провода от аккумуляторной батареи и генератора; вывод “В” регулятора от клеммы “30” генератора. Проверить можно омметром или с помощью лампы (1…5 Вт, 12 В) и аккумуляторной батареи, как показано на рис. 6.

Примечание. С целью упрощения крепления деталей выпрямителя три диода имеют на корпусе “+” выпрямленного напряжения. Это диоды “положительные”, и они запрессованы в одну пластину выпрямительного блока, соединенную с выводом “30” генератора.

Другие три диода (“отрицательные”) имеют на корпусе “-” выпрямленного напряжения. Они запрессованы в другую пластину выпрямительного блока, соединенную с “массой”.

Сначала следует проверить, нет ли замыкания одновременно в “положительных” и “отрицательных”‘диодах. Для этого “+” батареи через лампу подсоединить к зажиму “30” генератора, а “-” – к корпусу генератора (рис. 210, а). Если лампа горит, то и “отрицательные” и “положительные” диоды имеют короткое замыкание.

Короткое замыкание “отрицательных” диодов можно проверить, соединив “+” батареи через лампу со Штекером нулевого провода обмотки статора, а “-” – с корпусом генератора. Горение лампы означает короткое замыкание в одном или нескольких “отрицательных” диодах. Следует помнить, что в этом случае горение лампы может быть и следствием замыкания витков обмотки статора на корпус генератора. Однако такая неисправность встречается реже, чем короткое замыкание диодов.

Для проверки короткого замыкания в “положительных” диодах необходимо “+” батареи через лампу соединить с зажимом “30” генератора, а “-” – со штекером вывода нулевой точки. Горение лампы укажет на короткое замыкание одного или нескольких “положительных” диодов.

Обрыв в диодах без разборки генератора можно обнаружить либо осциллографом, либо при проверке генератора на стенде по значительному снижению (на 20…30%) величины отдаваемого тока по сравнению с номинальным. Если обмотки и регулятор напряжения генератора исправны, а в диодах нет короткого замыкания, то причиной уменьшения отдаваемого тока является обрыв в диодах.

Проверка регулятора напряжения. Генератор Г222 имеет малогабаритный микроэлектронный регулятор напряжения типа Я112-В1. Он представляет собой неразборный, нерегулируемый узел, расположенный на задней крышке генератора.

Работа регулятора заключается в непрерывном и автоматическом изменении силы тока возбуждения генератора таким образом, чтобы напряжение генератора поддерживалось в заданных пределах при изменении частоты вращения и тока нагрузки генератора.

Проверка на автомобиле. Для проверки необходимо иметь вольтметр постоянного тока со шкалой до 15…30 В, класса точности не ниже 1,0.

После 15 мин работы двигателя на средней частоте вращения при включенных фарах и аккумуляторной батарее нужно замерить напряжение между клеммой “30” и “массой” генератора. Напряжение должно находиться в пределах 13,7… 14,5 В.

В случае, если наблюдается систематический недозаряд или перезаряд аккумуляторной батареи и регулируемое напряжение не укладывается в указанные пределы, регулятор напряжения необходимо заменить.

Проверка снятого регулятора. Регулятор, снятый с генератора, проверяется по схеме, показанной на рис. 7.

Между выводами “Ш” и “В” включить лампу мощностью 1…3 Вт, 12 В. Выводы “Б” и “В” замкнуть между собой. К выводу “Б” и к массе регулятора присоединить источник питания напряжением 12 В. Если регулятор исправен, то лампа должна гореть. Если лампа не горит – в регуляторе пробой. Затем проверить напряжение отключения регулятора, подключив к выводам “Б”, “В” и “массе” напряжение 24 В через потенциометр и вольтметр. Установить вначале 12В— контрольная лампа должна гореть. Повышая напряжение потенциометром и наблюдая за вольтметром, зафиксировать отключение лампы. При исправном регуляторе лампа должна при 13,7… 14,5 В погаснуть. Если лампа не гаснет и при более высоком напряжении – в регуляторе пробой.

Проверка конденсатора. Конденсатор служит для защиты электронного оборудования автомобиля от импульсов напряжения в системе зажигания, а также для снижения помех радиоприему. Повреждение конденсатора или ослабление его крепления на генераторе (ухудшение контакта с массой) обнаруживается по увеличению помех радиоприему при работающем двигателе. Ориентировочно исправность конденсатора можно проверить мегаомметром или тестером (на шкале 1…10 МОм). Если в конденсаторе нет обрыва, то в момент присоединения щупов прибора к выводам конденсатора стрелка должна отклониться в сторону уменьшения сопротивления, а затем постепенно вернуться обратно. Емкость конденсатора, замеренная специальным прибором, должна быть 2,2 мкФ ± 20 %.

Ремонт генератора. Неисправность или повреждение устраняется заменой деталей.

Разборка генератора. Отсоединить провода регулятора и конденсатора от клеммы “30” генератора, отвернуть винты и снять регулятор напряжения в сборе с щеткодержателем и конденсатор. Отвернуть гайки стяжных болтов и снять крышку генератора вместе с ротором и шкивом. Зажать ротор в тисках, отвернуть гайку шкива и съемником снять шкив с вала ротора. Вынуть из паза на валу сегментную шпонку и снять крышку. Отвернуть гайки винтов, соединяющих наконечники диодов с выводами обмотки статора, вынуть из колодки штекер нулевого привода и извлечь статор из крышки генератора. Отвернуть гайку контактного винта и снять выпрямительный блок.

Сборка генератора. Собирается генератор в последовательности, обратной разборке. Несоосность отверстий в лапах крышек генератора должна быть не более 0,4 мм, поэтому при сборке необходимо вставлять в эти отверстия специальный калибр. Коническая пружинная шайба шкива выпуклой стороной должна соприкасаться с гайкой. Гайку шкива нужно затягивать моментом 38,4…52 Н-м (3;84…5,2 кгс-м).

Замена щеткодержателя. Если щетки износились и выступают из щеткодержателя меньше чем на 5 мм, то необходимо заменить щеткодержатель с щетками. Для замены выдвинуть щеткодержатель из корпуса регулятора напряжения, нажав на вывод “0”.

Перед установкой регулятора напряжения с новым щеткодержателем на место следует продуть гнездо в генераторе от угольной пыли и удалить протиркой масло, смешанное с угольной пылью.

Рис. 7. Проверка регулятора напряжения Я112-В:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — регулятор напряжения; 3 — провод, замыкающий клеммы “Б” и “В”; 4- контрольная лампа; 5 — вольтметр; 6 — потенциометр

Замена подшипников ротора. Чтобы извлечь неисправный подшипник из крышки со стороны привода, необходимо отвернуть гайки винтов, стягивающих шайбы крепления подшипника, снять шайбы с винтами и на ручном прессе выпрессовать подшипник. Если гайки винтов не отворачиваются (концы винтов раскернены), то нужно спилить концы винтов.

Устанавливать новый подшипник в крышку генератора можно только в том случае, если отверстие для подшипника не деформировано. Диаметр отверстия должен быть не больше 41,992 мм. Если отверстие имеет больший диаметр или деформировано, заменить крышку новой.

Запрессовать подшипник в крышку на прессе и затем зажать между двумя шайбами винтами с гайками. После затягивания гаек концы винтов раскернить.

При замене подшипника ротора со стороны контактных колец, если диаметр отверстия больше 31,99 мм или оно деформировано, заменить и крышку 13, так как если подшипник поврежден, то повреждается и гнездо в крышке. Подшипник следует снять съемником и запрессовывать на прессе.

Таблица 1. Возможные неисправности генератора, их причины и способы устранения

Если подшипники в хорошем состоянии, осторожно с помощью пинцета с плоским концом вскрыть уплотнитель, промыть подшипник в бензине, продуть сжатым воздухом и заправить по 1…2 г смазки ВНИИНП-207 или Литол-24, после чего закрыть уплотнитель подшипника.

Рекламные предложения:



Читать далее:

Категория: - Автомобиль ЗАЗ-1102 - Таврия

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 



Остались вопросы по теме:
"Генератор ЗАЗ-1102"
— воспользуйтесь поиском.

Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы

Небольшой рекламный блок


Администрация: Бердин Александр -
© 2007-2019 Строй-Техника.Ру - информационная система по строительной технике.

  © Все права защищены.
Копирование материалов не допускается.


RSS
Морская техника - Зарядные устройства