Строительные машины и оборудование, справочник






Генераторы автомобиля "Урал"


Категория:
   Автомобили Урал


Генераторы автомобиля "Урал"

Конструктивные особенности генераторов Г250-П1, Г130 и Г51.

На автомобилях Урал-375Д, -375СК1, -375К, -375ДЮ установлен генератор переменного тока Г250-П1 (до 1974 г. устанавливался генератор постоянного тока Г51). На автомобилях Урал-377, -377С, -375Н, -375СН установлен генератор постоянного тока Г130.

Генератор Г250-П1 (рис. 164) трехфазный, двенадцатиполюсный, синхронный с проточной вентиляцией, водостойкий и со встроенным кремниевым выпрямительным блоком. Работает в комплекте с транзисторным бесконтактным регулятором напряжения РР132.



Провода к выводам генератора, регулятора напряжения и аккумуляторной батареи подсоединять в строгом соответствии с маркировкой, указанной на зажимах генератора и регулятора. Неправильное присоединение проводов к зажиму генератора и регулятора может привести к отказу генератора, аккумуляторной батареи и регулятора напряжения.

Рис. 1. Генератор Г250-П1:
1 — крышка со стороны контактных колец; 2 — выпрямительный блок ВБГ-1Т; 3, 13 — винты; 4 — крышка подшипника; 5, 11 — подшипники; 6 — щеткодержатель; 7 — болт; 8 — втулка; 9 — шпонка; 10 — гайка; 12 — шкив; 14 — вентилятор; 15 — крышка со стороны привода; 16 16— статор; 17 — ротор

Рис. 2. Генератор Г130:
1 — крышка подшипника; 2 — подшипник со стороны коллектора; 3 — коллектор; 4 — крышка со стороны коллектора; 5 — корпус; 5 —якорь; 7 — обмотка возбуждения; 8 — подшипник со стороны привода; 9 — шкив с вентилятором; 10 — крышка со стороны привода; 11 — щеткодержатель; 12 —пружина щеткодержателя; 13 — щетка; 14 — винт защитной ленты; 15 — защитная лента; 16 — рычаг; 17 — стяжная шпилька

Генератор Г130 постоянного тока, защищенного исполнения параллельного возбуждения, работает совместно с реле-регулятором РР130.

Генератор Г51 постоянного тока, водостойкий, экранированный, параллельного возбуждения, работает с реле-регулятором РР51.

Техническое обслуживание

Периодически следует проверять надежность крепления гене-тора и очищать его сжатым воздухом. После пуска двигателя поверить работу генератора по показаниям амперметра. При этом по мере восстановления заряда аккумуляторной батареи зарядный ток постепенно уменьшается, а при полностью заряженной батарее становится минимальным или отсутствует.

Для проверки состояния щеток и легкости их перемещения в щеткодержателях необходимо: снять щеткодержатель или снять защитную ленту, подняв рычаг. В случае заедания щетки и щеткодержатели очистить от грязи. Допускается износ щеток по высоте не более 17 мм для генератора Г250-П1 и не более 8 мм для генератора Г130.

Если в генераторе Г130 изношенные щетки заменяют новыми, то их необходимо притереть по коллектору мелкозернистой стеклянной шкуркой.

Шкурку, равную по ширине коллектору, протягивают между щетками и коллектором при опущенных щетках против направления вращения коллектора.

Рабочая поверхность коллектора (генератор Г130) или контактных колец (генератор Г250-П1) должна быть гладкой, слегка темного цвета, но без следов нагара. Если обнаружен нагар, то коллектор или кольца протереть чистой тряпкой, слегка смоченной в бензине, или зачистить мелкозернистой шлифовальной шкуркой.

Если следы нагар не зачищаются шлифовальной шкуркой необходимо проточить коллектор или контактные кольца.

Усилие, создаваемое щеточными пружинами у генератора проверяют ручным динамометром в направлении оси щеток. Пружины, потерявшие упругость, необходимо заменить.

При установке генератора рекомендуется перед затяжкой болтов крепления генератора к кронштейнам ослабить болты крепления заднего кронштейна к двигателю, затянуть болты крепления генератора и затем затянуть полностью болты крепления заднего кронштейна.

Ремонт

Для ремонта генератор необходимо снять с двигателя и очистить от грязи.

Разборка.

Разбирать генератор Г250-П1 рекомендуется в следующем порядке:
— отвернуть болты и снять щеткодержатель со щетками;
— отвернуть винты и снять крышку подшипника, затем отвернуть стяжные винты и с помощью съемника снять крышку со стороны контактных колец вместе со статором;
— отсоединить фазовые обмотки статора от выводов на выпрямительном блоке, отвернуть гайку и при помощи съемника снять шкив, вентилятор, втулку и вынуть шпонку;
— с помощью съемника снять крышку со стороны привода вместе с подшипником, после чего отвернуть винты и выпрессовать подшипник из гнезда крышки.

Разборку генератора Г130 необходимо выполнять в следующей последовательности:
— установить генератор в приспособление, закрепив его корпус, или в тиски, закрепив его за ушко крышки со стороны привода;
— отвернуть винты крепления наконечников проводов щеток, приподнять рычаги щеткодержателей и вынуть щетки;
— снять крышку вместе с прокладкой и, отвернув гайку крепления подшипника, снять пружинную и плоскую шайбы;
— отвернуть гайку крепления шкива, снять пружинную шайбу и с помощью съемника снять шкив и вынуть шпонку;
— отвернуть и вынуть стяжные шпильки с пружинными шайбами, снять съемником крышку в сборе и вынуть из корпуса якорь в сборе с крышкой.

После разборки все детали очистить от грязи и масла. Контроль деталей. Проверить, нет ли короткого замыкания в генераторе с помощью прибора ППЯ модели Э202 или контрольной лампой под напряжением 220—550 В в течение 1 мин.

Контрольную лампу подключить:
— у генератора Г130 — между корпусом якоря и поочередно с ламелями коллектора, крышкой и изолированным щеткодержателем, корпусом и выводом катушки возбуждения;
— у генератора Г250-П1 — между статором и обмотками фаз, корпусом ротора и выводом обмотки возбуждения. При отсутствии замыкания лампа не горит.

Рис. 3. Схема проверки диодов выпрямительного блока

Рис. 4. Схема проверки генератора Г130:
а — в режиме двигателя; б —в режиме генератора; 1 — генератор; 2 — аккумуляторная батарея; 3 — реостат нагрузки

Обмотки генераторов на отсутствие обрывов проверяют также-на приборе ППЯ модели Э202 или контрольной лампой, которую подключают: у генератора Г130 — к выводам катушек возбуждения, у генератора Г250-П1—к контактным кольцам ротора и поочередно к выводам фазных обмоток. При обрыве обмотки, а у генератора Г250-П1 при нарушении соединения в средней точке фаз. лампа не горит.

Проверить, нет ли витковых замыканий в якоре генератора с помощью прибора ППЯ, а в катушке возбуждения и в фазных обмотках с помощью омметра. В случае замыкания заменить указанные узлы.

В выпрямительном блоке проверяют исправность диодов с помощью контрольной лампы, подсоединенной к источнику постоянного тока под напряжением не более 12 В. Если диоды исправны, то лампа загорается в положении I и не горит в положении II. При неисправных диодах лампа не горит (или горит) в обоих положениях. Исправность диодов можно проверить также прибором, предназначенным для проверки полупроводниковых элементов.

На якоре не допускается вырыв секции обмотки, коррозия, задиры и смещения пластин якоря. Биение якоря должно быть не более 0,08 мм.

При износе контактных колец более 0,5 мм по диаметру, большом подгаре коллектора их следует проточить. Шероховатость поверхности после проточки должна быть Ra 1,25 мкм, биение коллектора или контактных колец относительно шеек вала допускается не более 0,02—0,03 мм. Минимально допустимый диаметр проточки коллектора — 39,66 мм, контактных колец —29,2 мм. У коллектора после проточки выбрать на глубину 0,5—0,8 мм изоляцию между пластинами. Изоляцию также можно выбрать заточенным ножовочным полотном. После этого снять заусенцы стеклянной шкуркой.

Рис. 5. Схема соединений для проверки электрических характеристик генератора Г250-П1

Сборку генератора проводят в порядке, обратном разборке. После сборки проверить частоту вращения ротора (якоря) генератора, при которой достигается напряжение 12,5 В. Этот параметр проверяют в режиме холостого хода и при полной нагрузке. Данные должны соответствовать технической характеристике.

В генераторе Г130 дополнительно проверяют потребляемую силу тока при работе в режиме двигателя, которая должна быть не более 5 А.

Читать далее:

Категория: - Автомобили Урал

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Система герметизации автомобилей Урал-375д, -375дю, -375к, -375ск1
Централизованная система регулирования давления воздуха в шинах автомобилей Урал-375д, -375дю, -375к, 375-ск1
Специальное оборудование автомобиля "Урал"
Кабина, оперение и платформа автомобиля "Урал"
Электродвигатели, контрольно-измерительные приборы и провода автомобиля "Урал"
Стартеры ст2 и ст130 автомобиля "Урал"
Система зажигания автомобиля "Урал"
Регулятор напряжения рр132, реле-регуляторы рр130 и рр51 автомобиля "Урал"
Аккумуляторная батарея автомобиля "Урал"
Электрооборудование автомобиля "Урал"


Остались вопросы по теме:
"Генераторы автомобиля "Урал""
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы