Строительные машины и оборудование, справочник





Гибкие элементы строительных машин

Категория:
   Основные элементы грузоподъемных машин


Гибкие элементы строительных машин

Канаты. В дорожно-строительных и грузоподъемных машинах большое применение находят стальные канаты и цепи, выполняющие роль гибких элементов машины. Если канаты или цепи являются составной частью механизма подъема, то их называют грузовыми; при использовании их в качестве тягового органа механизма, перемещающего груз, масса которого воспринимается несущей конструкцией,— тяговыми; при использовании канатов в качестве оттяжки для удержания конструкции — винтовыми или расчальными. Для обвязки поднимаемого груза применяют чалочные или строповые канаты. Канат может быть одинарной свивки (спиральный канат), когда он непосредственно изготовлен из проволочек, и двойной свивки, когда проволочки предварительно свивают в пряди, а пряди свивают вокруг мягкого или жесткого сердечника в канат. Сердечники служат хранилищем для смазки и для придания канату эластичности. Когда проволоки в пряди и пряди в канате свивают в одном направлении (правом или левом), канаты называются канатами односторонней свивки, если их свивают в противоположных направлениях,— канатами крестовой свивки.

По типу свивки канаты изготовляют с точечным касанием (ТК) отдельных проволок между слоями в пряди, с линейным касанием (ЛК) в пряди, а также с точечно-линейным касанием (ТЛК). Вид контакта определяется взаиморасположением проволок в пряди. Линейный контакт, при котором контактные напряжения ниже, чем при точечном, достигается применением проволок разных диаметров. В качестве грузоподъемных и тяговых применяют преимущественно шестипрядные кадаты двойной крестовой свивки с одним органическим сердечником и числом проволочек 6X19 = 414 и 6X37 = 222. Качество каната определяется его маркировкой, в которой указывается: диаметр каната, его назначение (грузо-людской — ГЛ, грузовой — Г), механические свойства проволоки (высшая марка —В, первая марка —I, вторая марка — II), вид покрытия (для легких условий работы — АС, средних — СС, жестких — ЖС), направление свивки (левая —Л), сочетание направления свивки (односторонняя— О), способ свивки (раскручивающиеся — Р, нераскручивающиеся — Н), тип касания проволок в прядях, материал сердечника (органический сердечник —О), номер ГОСТ.

Например, по ГОСТ 3078—69, канат диаметром 16 мм, грузового назначения, светлой проволоки, марки I, правой крестовой свивки, нераскручи-вающийся, с временным сопротивлением разрыву 20 МПа будет обозначен 16Г-1-Н200.



Условия эксплуатации и хранения канатов оказывают большое влияние на их долговечность. Канат необходимо регулярно смазывать и при сматывании с бухт и катушек недопускать петель и жучков.

В соответствии с нормами Госгортехнадзора канаты могут быть выбракованы по ‘числу оборванных проволок на шаге свивки каната или по износу и коррозии проволочек. Износ или коррозию проволоки определяют микрометром, предварительно очистив ее от грязи и ржавчины. При износе или коррозии, достигших 40% и более первоначального диаметра проволок, канат бракуют. Кроме браковки по обрыву и износу проволок, канат можно выбраковать в следующих случаях: при обрыве одной пряди, при поджогах от короткого замыкания тока, при образовании жучков и сильных деформаций троса, когда виден пеньковый сердечник. В табл. 4 и 5 приведены нормы выбраковки каната согласно правилам Госгортехнадзора.

Цепи. В качестве гибких элементов стропов, грузоподъемных машин, а также тяговых органов ручных талей применяют стальные цепи. По конструктивным особенностям они разделяются на две основные группы: сварные овальнозвенные и пластинчатые. Сварные овальнозвенные цепи комплектуются из отдельных звеньев, изготовленных из стали круглого сечения марок Ст.2 и Ст.З. Цепи, применяемые в качестве грузовых и для изготовления стропов, должны соответствовать ГОСТ 2319 — 70 «Цепи сварные».

По степени точности изготовления сварные цепи разделяются на комбинированные и некомбинированные. Комбинированные цепи благодаря высокой степени точности изготовления применяют в грузоподъемных механизмах с ручным приводом, где они перемещаются по фасонным колесам и звездочкам. По конструктивным признакам сварные цепи разделяются на коротко-и длинозвенные и с распорками.

В ручных талях и других грузоподъемных устройствах применяют пластинчатые цепи. Пластины фиксируются винтиками, концы которых расклепывают или засверливают и устанавливают шплин.

Для сварных грузовых цепей, работающих на гладком барабане, коэффициент запаса прочности должен быть не менее 3 при ручном приводе и не менее 6 — при машинном приводе; при работе на звездочке (калиброванной) — не менее 3 при ручном приводе и 8 при машинном приводе.

Для сварных цепей, используемых в качестве строп, k должен быть не менее 5.

При эксплуатации втулочно-роликовые цепи необходимо периодически очищать от грязи и смазывать шарниры. Сварная грузовая цепь допускается к эксплуатации при износе не более 10% первоначального диаметра. При соединении концов цепи между собой и с деталями машины применяются специальные соединительные и концевые звенья.

Читать далее:

Категория: - Основные элементы грузоподъемных машин

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины