Строительные машины и оборудование, справочник





Гибкие подъемные и тяговые органы

Категория:
   Транспортное строительство


Гибкие подъемные и тяговые органы

В грузоподъемных и строительных машинах и механизмах в качестве гибкого органа для передачи тяговых усилий, крепления (строповки) и подъема грузов преимущественно применяются стальные канаты и цепи.

Канаты из органического (пеньковые и хлопчатобумажные) и синтетического волокна используются только для чалочных работ.

Стальные канаты изготовляются из светлой или оцинкованной проволоки марок В, I и II (ГОСТ 7372 — 66) диаметром от 0,2 до 3 мм с расчетным пределом прочности проволоки при растяжении 130— 200 кгс/мм2 и могут быть одинарной, двойной и тройной свивки. При этом свивка может быть односторонней и крестовой. Последняя более устойчива против раскручивания.



Канаты одинарной свивки свиваются сразу из пучка проволоки (все проволоки размещены последовательными концентрическими кругами), обладают большой жесткостью и применяются в основном для расчалок.

При изготовлении канатов двойной свивки (тросов), наиболее распространенных (рис. 16), вначале свивают проволоки в пряди, а затем пряди в канат вокруг сердечника из пеньки, асбеста или стальной проволоки.

Число проволок в прядях и прядей в канатах может быть различным, однако в строительных и грузоподъемных машинах применяются главным образом шестипрядные канаты с числом проволок в пряди.

Канаты односторонней свивки (проволоки в прядях и пряди вокруг сердечника свиты в одном направлении) обладают большей гибкостью, но легко раскручиваются и сплющиваются, поэтому могут использоваться только для подъема грузов, движущихся по жестким направляющим.

Канаты крестовой свивки (проволоки в прядях и пряди вокруг сердечника свиты в противоположных направлениях), несмотря на относительную жесткость, применяются более широко.

Канаты изготовляются с правым (слева—вверх—направо) и левым направлением свивки прядей вокруг сердечника.

Канаты тройной свивки (кабели) свиваются из нескольких канатов двойной свивки.

По роду свивки проволок в прядях канаты изготовляют типа ТК с точечным контактом отдельных проволок между слоями пряди (рис. 16, а; 18,а)иЛК —с линейным касанием проволочек в пряди.

Рис. 1. Стальные канаты

Рис. 2. Цепи: а — сварная; б — пластинчатая с фигурными звеньями; в — пластинчатая с простыми звеньями

Пластинчатые цепи (рис. 2, б, в) изготовляются однорядными и двухрядными в соответствии с ГОСТ 191—63 и состоят из стальных пластин, соединенных валиками. Число пластин возрастает с увеличением разрывающей нагрузки.

Элементы цепи изготовляют из сталей Ст. 40, Ст. 45, Ст. 50 и подвергают термообработке.

Пластинчатые цепи надежнее сварных, допускают скорости до 0,25 м/с, однако тяжелее и дороже их, не могут изгибаться в поперечном направлении и употребляются только со звездочками.

Согласно правилам Госгортехнадзора запас прочности относительно разрушающей нагрузки для пластинчатых цепей должен быть не менее 5 при машинном и не менее 3 при ручном приводе.

Читать далее:

Категория: - Транспортное строительство

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины