Строительные машины и оборудование, справочник






Гидравлические насосы автопогрузчиков


Категория:
   Погрузчики


Гидравлические насосы автопогрузчиков

На большинстве отечественных автопогрузчиков для создания давления в гидравлической системе механизмов грузоподъемника применяются шестеренные насосы левого или правого вращения с самокомпенсацией торцового зазора по шестерням и лопастные. На автопогрузчиках, выпущенных до 1967 г., привод насосов осуществляется от двигателя через ременную передачу, на автопогрузчиках более поздних выпусков — через редуктор и карданную передачу от коленчатого вала двигателя.

Шестеренный насос состоит из корпуса с двумя парами втулок, в которых вращается ведущая и ведомая шестерни. С торца крышка корпуса насоса закреплена болтами. Для предотвращения утечки рабочей жидкости стык между корпусом и крышкой уплотняется кольцом круглого сечения из маслостойкой резины. Приводной вал насоса, выполненный заодно с шестерней, уплотняется самоподвижным сальником, установленным в крышку. Передние втулки по малому диаметру уплотняют резиновыми кольцами, вставленными в канавки расточек крышки. В месте контакта втулок

предусмотрен зазор, за счет которого их можно развернуть на небольшой угол.



При параллельном положении лысок образуется зазор около 0,1 мм; при развороте втулок в разные стороны зазор устраняется. При работе насоса втулки поворачиваются от трения шестерен о торцы втулок. Принудительный поворот втулок создается специальной пружиной. На торцах втулок прилегающих к шестерням, имеются канавки для разгрузки их от давления, которое оказывает масло, запираемое между зубьями шестерен. Гидравлический поджим передних втулок к торцам шестерен при работе насоса происходит в результате передачи по соответствующим каналам рабочего давления на кольцевые площадки втулок, прижимающего их шестерням, а шестерни — к задним втулкам.

Для предотвращения перекосов уплотнительных втулок из-за неравенства давления в зонах всасывания и нагнетания между крышкой и уплотнительными передними втулка ми установлена пластина, уплотняемая по контуру резиновым кольцом, изолирующим площадь, занятую пластиной, от давления. Указанное устройство позволяет уравновешивать давления, действующие на втулки, и способствует их равномерному износу.

Смазка подшипников происходит через радиальные канавки, выполненные на торцах втулок и соединенные с разгрузочными канавками. Рабочая жидкость, просачивающаяо через зазоры между корпусом и задними втулками, отводится по каналам в сливную полость.

Рис. 1. Шестеренный гидравлический насос:
1 — крышка, 2, 3, 9. 14 — резиновые уплотнительные кольца, 4 — корпус, 5 ведущая шестерня, 6 — задние втулки, 7 — ведомая шестерня, 8 — болт; 10 — передние втулки; 11 — сальник; 12 — пружина, 13 — пластина

Рис. 2. Лопастный гидравлический насос:
1 — шариковые подшипники; 2 крышка. 3 и 5 — бронзовые вкладыши; 4 — статор; 6 — ротор, 7 — корпус, 9 — крышка; Ю приводной вал; П —сальник крышки; 12 — уплотнительный сальник; 13 — шпилька; 14 — крепежный винт

Принцип работы шестеренного насоса заключается в следующем. Масло из бака поступает к шестерням насоса через отверстия в корпусе. Шестерни, вращаясь, переносят масло между зубьями из зоны всасывания в зону нагнетания насоса, откуда масло поступает в гидрораспределитель.

В гидросистеме автопогрузчиков 4013 и 4014 установлен шестеренный насос НШ-67.

Лопастный насос двойного действия, применяемый в автопогрузчиках 4043М и 4045М, служит для нагнетания масла в систему гидравлического усилителя рулевого управления и состоит из чугунного корпуса, в котором установлен статор. Внутренняя поверхность статора имеет форму, близкую к эллипсу. Внутри статора между двумя бронзовыми вкладышами вращается ротор, насаженный на приводной шлицевой вал. Ротор снабжен двенадцатью лопатками, свободно перемещающимися в пазах.

В каждом бронзовом вкладыше имеется по четыре окна, равномерно расположенных по окружности. Диаметрально противоположные окна попарно соединены каналами всасывания и нагнетания. Для предотвращения утечек масла величина зазоров между ротором и внутренними поверхностями вкладышей обычно составляет 0,015—0,025 мм.

При вращении ротора лопатки под действием центробежной силы и давления рабочей жидкости, перемещаясь в пазах, прижимаются к внутренней поверхности статора. Вследствие эллиптической формы внутренней поверхности статора объем пространства, заключенного между каждой смежной парой лопаток, постоянно меняется; при увеличении объема происходит всасывание масла, при уменьшении — нагнетание. За один оборот ротора всасывание и нагнетание происходят дважды, поэтому такой насос называется насосом двойного действия. Диаметральное расположение камер всасывания и нагнетания освобождает ротор от радиальных нагрузок и позволяет создать высокое давление масла при сравнительно спокойной работе насоса.

Важной деталью насоса являются роторные лопатки. Для уменьшения трения между наружными кромками лопаток и поверхностью статора они расположены под углом 13—14° к радиусу ротора. Значительные усилия, прикладываемые к лопаткам, обусловили применение для их изготовления высококачественных износостойких сталей. В пазы ротора лопатки вставляют так, чтобы фаска была обращена в сторону, противоположную направлению вращения.

В гидравлическом приводе автопогрузчика 4008 использованы два лопастных насоса, спаренных на одном валу. Их роторы получают вращение от коленчатого вала через промежуточный карданный вал и шестеренный редуктор.

К особенностям этого насоса относится наличие дополнительных каналов для засасывания масла в связи с увеличенной подачей насоса грузоподъемника.

Гидронасосы не требуют ежедневного ухода, однако неправильная их эксплуатация может привести к поломкам отдельных деталей и выходу насосов из строя.

При эксплуатации насосов необходимо следить за уровнем масла в баке и его качеством. Уровень жидкости в баке должен быть не ниже оси входного отверстия в насосе. Высота столба жидкости над всасывающей трубой в баке должна быть не менее 150 мм. Скорости рабочей жидкости в трубопроводах для шестеренных насосов должны быть: во всасывающих — не более 1,5 м/мин, в нагнетающих — около 3,5 м/мин.

Рис. 3. Спаренный гидравлический насос:
1 — насос усилителя рулевого управления; 2 — дополнительные всасывающие каналы; 3 — насос грузоподъемника; 4 — шестерня привода

Стрелками показано движение рабочей жидкости в нейтральном положении всех золотников.

При сборке распределителя между секциями и под колпаки устанавливают уплотнительные прокладки, препятствующие утечке масла наружу. Гайки шпилек затягивают динамометрическим ключом в определенной последовательности.

Трехсекционный золотник обычно снабжен двумя золотниками двустороннего действия и одним золотником одностороннего действия. Первые два золотника предназначены для управления цилиндрами наклона грузоподъемника, а также цилиндрами грузозахватных устройств. Золотником одностороннего действия управляется плунжерный цилиндр телескопической рамы. При перемещении золотника двустороннего действия в рабочее положение сливной канал распределителя перекрывается, и масло через впускной трубопровод по кольцевому пояску золотника и одному из нагнетательных каналов поступает в двусторонний гидроцилиндр. Второй поясок золотника сообщает нерабочую полость со сливными каналами.

Гидравлические распределители автопогрузчиков 4043М, 4045М, а также 4013 и 4014 имеют неразъемный корпус и снабжены двумя клапанами: шариковым предохранительным и золотниковым перепускным. Крышка распределителя перекрывает все три золотника. В остальном конструкция распределителя с неразъемным корпусом почти не отличается от конструкции секционного распределителя.

Рис. 4. Схема работы золотникового гидравлического распределителя:
1 — корпус; 2—гайка шпильки; 3 — пружина; 4 — регулировочный винт; 5 — предохранительный клапан; 6 — шпилька; 7 и 9 — золотники двустороннего действия; 8 — золотник одностороннего действия

Рис. 5. Гидравлический распределитель автопогрузчиков 4043М и 4045М:
1, 3 и 8 — золотники распределителя; 2—уплотнительный сальник; 4 — корпус; 5 — втулка; 6— шайба; 7 — крышка; 9 — предохранительный шариковый клапан; 10 — перепускной клапан

Для проверки давления в системе регулировки клапана в трубопровод, соединяющий распределитель с задней полостью цилиндра наклона, включают манометр. Рычаг управления золотником переводят в положение, обеспечивающее наклон грузоподъемника вперед. Одновременно устанавливают необходимую частоту вращения вала двигателя и насоса. Показания манометра будут соответствовать давлению в гидросистеме при заданной частоте вращения насоса.

Давление регулируют при помощи винта предохранительного или перепускного клапанов: заворачивание винта увеличивает давление, а вывинчивание — уменьшает.

Гидрораспределитель рекомендуется разбирать не реже одного раза в год для очистки и промывки.

После разборки на золотниках и соответствующих секциях следует делать метки, для того чтобы каждый золотник при сборке был установлен на свое место. Условия разборки и промывки гидрораспределителей должны исключать попадание пыли и грязи на протертые поверхности плунжеров и каналов.

Течь масла через сальниковое уплотнение вызывается износом манжет и появлением продольных царапин, на полированных поверхностях плунжера и цилиндра. При небольшом износе течь устраняют подтягиванием гаек нажимного фланца. Если износ значительный, то манжеты заменяют. Царапины на поверхности плунжера появляются в результате попадания в пылесъемное кольцо или цилиндр твердых частиц. Глубокие царапины сначала запаивают, а затем зачищают заподлицо с поверхностью плунжера. Мелкие царапины на цилиндре устраняют зачисткой. Глубокие царапины ликвидируют только в мастерских путем расточки цилиндра с последующей шлифовкой внутренней поверхности.

Штоки поршневых цилиндров обычно защищены от попадания пыли специальными чехлами. Это значительно улучшает условия их эксплуатации. Утечки масла у этих цилиндров, возникающие вследствие износа сальниковых уплотнений и поршневых колец, устраняют подтяжкой болтов уплотнений или сменой уплотнительных колец при разборке цилиндра.

Уплотнительные кольца и манжеты гидравлических цилиндров изготавливаются из различных материалов обладающих следующими свойствами: хорошей уплотняющей способностью, высокой износо- и маслостойкостыо, а также малым коэффициентом трения и способностью работать в условиях предельных положительных и отрицательных температур рабочей жидкости гидравлического привода.

Рис. 6. Гидроцилиндр плунжерного типа

Манжеты и уплотнительные кольца гидравлических цилиндров автопогрузчиков, выпускаемые Львовским заводом автопогрузчиков, изготовлены из пербунана, основа которого — синтетический каучук. Удовлетворительные эксплуатационные показатели дают манжеты и уплотнения, выполненные из черной маслобензостойкой резины повышенной твердости.

У автопогрузчиков старых выпусков (4001, 4006, 403М и др.) цилиндры уплотнялись круглыми кольцами. Эти уплотнения надежны и долговечны в неподвижных соединениях. В подвижных соединениях срок службы сравнительно невелик, поэтому на автопогрузчиках более поздних моделей (4043М, 4013, 4014, 4045М, 4008 и др.) для уплотнения рабочих цилиндров начали применять манжеты воротничкового типа, дополненные грязеСъемником и нажимным кольцом из фторопласта.

Уплотняющая способность манжет и колец в значительной степени зависит также от качества изготовления. Поверхности деталей уплотнения должны быть гладкими, без наплывов и заусенцев, а уплотнительные кромки — острыми и ровными.

Для смены уплотнений поршня у цилиндров наклона опускают каретку на уровень 150—200 мм и наклоняют раму вперед до упора вилок на опорную поверхность. Раму грузоподъемника закрепляют от возможного падения при отсоединении штоков цилиндров наклона. Расшплинтовыва-ют и вынимают стяжные болты, связывающие головки штоков цилиндров с кронштейном вертикальной рамы, а затем вывертывают шпильки крышки цилиндра наклона. Вынимают из цилиндра шток с поршнем и корпусом сальника. Расшплинтовывают и отвертывают гайку, а затем снимают поршень со штока. Снятые манжеты или кольца заменяют новыми и собирают цилиндр. Вводят поршень и сальниковое устройство в цилиндр осторожно, чтобы не испортить кромки резиновых уплотнений.

При смене сальника плунжера цилиндра подъема снимают цепи, отделяют траверсу с роликами, отсоединяют шланг трубопровода, сливают рабочую жидкость, снимают цилиндр и укладывают его на козлы в горизонтальном положении. Вывинчивают шпильки и снимают нажимной фланец, извлекают кольцевые манжеты и пылесъемное кольцо. Вставляют новые манжеты и пылесъемное кольцо, осторожно вводят в верхнюю часть цилиндра раструб фланца и закрепляют его шпильками.

Затем цилиндр устанавливают на место.

Герметичность гидроцилиндров проверяют при выполнении операций подъема номинального груза и наклона грузоподъемника. При появлении течи через сальники подтягивают шпильки нажимного фланца.

Для уменьшения до безопасной величины скорости опускания груза между цилиндром подъема и гидравлическим распределителем установлен дроссельный клапан.

Дроссельные клапаны на автопогрузчиках 4043М, 4045М, 4008, 4049М относятся к клапанам одностороннего действия. При нагнетании рабочей жидкости в цилиндр клапан не создает дополнительного сопротивления жидкости, следовательно, не уменьшает скорости подъема груза. При опускании груза обратный поток жидкости перемещает клапан, в результате чего уменьшается сечение трубопровода и снижается скорость опускания груза.

В корпусе свободно перемещается клапан, в центре которого просверлено ступенчатое дроссельное отверстие, а на цилиндрической поверхности клапана профрезеровано под углом шесть равномерно расположенных по окружности канавок. Осевое перемещение клапана ограничивается с одной стороны втулкой /, запрессованной в корпус, а с другой — запорной шайбой. Поток рабочей жидкости, нагнетаемой в цилиндр для подъема плунжера, встречает на своем пути клапан, прижимает его к шайбе и по наружным канавкам и центральному отверстию свободно проходит в полость цилиндра. При опускании плунжера вытесняемая из цилиндра жидкость прижимает клапан к ограничительной втулке, закрывает все наружные канавки клапана, оставляя открытым центральное отверстие диаметром 4,5 мм. Резкое уменьшение сечения канала снижает скорость опускания плунжера до безопасной для груза и деталей автопогрузчика величины.

Диаметр дросселирующего отверстия зависит от мощности и назначения цилиндра. Дроссели, установленные в линии цилиндров наклона, выполняются в виде шайбы с калиброванным отверстием и служат для уменьшения скоростей наклона грузоподъемного механизма. Признак заедания дроссельного клапана — резкое уменьшение скорости подъема или возрастание скорости опускания груза. Устранить заедание клапана можно повторным подъемом и опусканием каретки или легким постукиванием по корпусу дросселя. Если это не помогает, то каретку опускают в самое нижнее положение, отсоединяют шланг, извлекают клапан и устраняют причину заклинивания.

Рис. 7. Дроссельный клапан

У автопогрузчиков 4013 и 4014 на цилиндре подъема установлен блок клапанов, обеспечивающий пропуск масла в цилиндр без сопротивления, запирающий масло в цилиндре подъема при нейтральном положении золотника гидрораспределителя и пропускающий через управляемый клапан расход масла на слив из цилиндра подъема. Сливной, управляемый клапан открывается под действием давления, создаваемого сопротивлением, находящимся в линии управления.

Читать далее:

Категория: - Погрузчики

Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Учет работы автопогрузчиков и документация
Труд и заработная плата водителей автопогрузчиков
Технологический процесс технического обслуживания и текущего ремонта автопогрузчиков
Гаражи, станции технического обслуживания, ремонтные базы и мастерские
Система планово-предупредительного технического обслуживания и ремонта автопогрузчиков
Ввод в эксплуатацию и обкатка новой машины
Повышение производительности автопогрузчиков
Основные правила техники безопасности эксплуатации автопогрузчиков
Обязанности водителя автопогрузчиков
Ковши для сыпучих грузов автопогрузчиков


Остались вопросы по теме:
"Гидравлические насосы автопогрузчиков"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы