Строительные машины и оборудование, справочник





Гидравлические системы ходового устройства и их основные элементы

Категория:
   Краны-трубоукладчики



Гидравлические системы ходового устройства и их основные элементы

Подача смазочного материала к точкам смазывания трансмиссии.

Гидравлическая система обеспечивает подвод масла под давлением к следующим элементам ходового устройства: на трубоукладчике Т-3560М — к ведущему и промежуточному валам коробки передач и планетарным передачам механизмов поворота, на трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г — к ведущему и ведомому валам коробки передач и подшипникам конической шестерни заднего моста. Система подачи смазочного материала обеспечивает также его очистку и охлаждение. Она включает в себя масляный шестеренный насос низкого давления с маслоприемником, масляный радиатор с фильтром и гидролинии с конечными штуцерами и промежуточной разводящей арматурой.

Насос (рис. 96) на трубоукладчиках расположен внутри корпуса (отделения) коробки передач, куда он при сборке внесен через люк в корпусе и прикреплен своим фланцем к привалоч-ной плоскости люка снаружи корпуса. Несущая часть насоса помимо фланца включает в себя прикрепленный к этому фланцу на болтах и штифтах кронштейн-корпус, а также корпус и крышку шестерен, притянутые к одной из боковых поверхностей кронштейна-корпуса на шпильках. В отверстиях кронштейна-корпуса и крышки размещены ось ведомой шестерни насоса и его ведущий валик. Ось в опорных отверстиях кронштейна-корпуса и крышки 8 запрессована, а ведущий валик установлен в аналогичных отверстиях посредством подшипниковых втулок, застопоренных от проворачивания горизонтально расположенными штифтами.

Рис. 96. Масляный шестеренный насос системы смазывания трансмиссии тру« боукладчиков ТГ-201 и ТО-1224Г:
1 — фланец, 2 — седло клапана, 3 — пружина, 4 — регулировочный винт, 5 — конус клапана, б и 10 — ведущая и ведомая шестерни, 7 — ведущий валик, 8 — крышка шестерен, 9 — ось, 11 — корпус шестерен, 12 — кронштейн-корпус, 13 — ступица шестерни, 14 — шестерня привода

Ведомая шестерня в корпусе установлена на оси свободно, а ведущая шестерня укреплена на валике шпонкой. На свободном конце валика вне кронштейна-корпуса на шлицах установлена ступица с приклепанной к ее фланцу шестерней привода. Шестерня выполнена из текстолита. Ступица застопорена от осевого перемещения поперечным штифтом и замковым кольцом.

На трубоукладчиках шестерня привода находится во взаимодействии с ведущей шестерней, размещенной на промежуточном вале коробки передач.

Насос снабжен предохранительным клапаном, рассчитанным на перепуск масла на слив в случае, если его давление в нагнетательной полости из-за загрязнения или низкой температуры временно поднимется до 50 кПа. Клапан состоит из установленного в отверстии нагнетательной полости седла, взаимодействующего с ним полого конуса, регулировочного винта с торцовой полостью и размещенной в полостях конуса и винта распорной пружины. При эксплуатации клапан укрыт снаружи винтовой крышкой с прокладкой.

Насос работает аналогично описанному насосу гидросистемы навесного оборудования. Работа его клапана заключается в том, что при появлении в нагнетательной полости насоса давления свыше 50 кПа усилие, создаваемое пружиной, оказывается преодоленным, конус отходит от седла и масло частично сливается в полость корпуса коробки передач через специальный канал (не показан).

Маслоприемник служит для забора масла в насос и представляет собой прифланцованную к корпусу насоса гнутую трубку, имеющую на нижнем конце цилиндрическую коробку. Коробка имеет в качестве нижней горизонтальной стенки фильтрующую сетку и размещена на трубоукладчике Т-3560М у днища отделения заднего моста корпуса трансмиссии, а на трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г —у нижней стенки корпуса коробки передач.

Масляный радиатор служит для охлаждения циркулирующего масла в летнее время. Радиатор на трубоукладчиках расположен в зоне масляного радиатора системы смазывания двигателя и имеет подобную ему конструкцию: состоит из верхнего и нижнего коллекторов-сборников, охлаждающих овальных трубок и двух соединительных пластин, укрепленных на двух стойках. В холодное время года радиатор и фильтр на трубоукладчике Т-3560М отключаются автоматически посредством предохранительного клапана, который выполнен и срабатывает аналогично описанному выше предохранительному клапану масляного насоса. На трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г отключение производят посредством крана «зима — лето».

Масляный фильтр. На трубоукладчиках применен щелевой двухсекционный фильтр (рис. 97), подобный масляному фильтру грубой очистки системы смазывания дизеля. Масло поступает в фильтр через входной штуцер корпуса, проходит через щели наружного и внутреннего фильтрующих элементов в центральную полую штангу и дальше через канал корпуса и выходной штуцер направляется в радиатор. В случае засорения фильтрующих элементов и повышения давления масла срабатывает предохранительный клапан и масло, минуя фильтрующие элементы, направляется в радиатор.

Подвод масла к сервомеханизмам муфты сцепления и механизмов поворота. Гидравлическая система применена на трубоукладчиках ТГ-201 и ТО-1224Г. Гидросистема состоит из насоса, установленного на корпусе распределительных шестерен двигателя и получающего вращение от одной из них; снабженного фильтром гидробака, установленного на корпусе двигателя слева по ходу; нагнетательной с порционерами и сливной линий.
Насос использован шестеренный типа НШ. Насос засасывает рабочую жидкость из бака и подает ее сначала к яорционёру сервомеханизма муфты сцепления, откуда жидкость

выходит двумя потоками. Первый поток направляется в сервомеханизм и далее выпускается на слив, второй поступает к порцио-неру сервомеханизма механизмов поворота и, разделившись на две части, попадает в обе полости сервомеханизма, а из них поступает на слив.

Рис. 97. Масляный фильтр системы смазывания трансмиссии:
1 — корпус, 2 — фильтрующие элементы, 3 — полая штанга, 4 — предохранительный клапан, 5 — выходной штуцер

—-

Гидравлические системы применяют для привода и управления рабочими органами самоходных и прицепных скреперов, автогрейдеров и прицепных грейдеров, бульдозеров и других строительно-дорожных машин. Системы состоят из следующих узлов: приводного агрегата — насоса, устанавливаемого либо непосредственно на двигателе, либо на специальном редукторе отбора мощности; исполнительного механизма, представляющего собой гидродвигатель; механизма управления — распределительного устройства, устанавливаемого обычно в кабине оператора и служащего для включения определенного исполнительного механизма и гидравлической следящей системы; вспомогательных устройств — бака для рабочей жидкости, магистрального фильтра, трубопроводов. В качестве рабочей жидкости системы обычно используют минеральное масло.

В гидравлических передачах объемного действия применяют шестеренные, лопастные, поршневые и, реже, винтовые насосы, предназначенные для преобразования механической энергии в энергию потока жидкости. Их основными параметрами являются развиваемое давление и подача, которая определяется количеством жидкости, подаваемой за один оборот или в единицу времени.

Шестеренный насос типа НШ (рис. 14.2) состоит из двух цилиндри-. ческих шестерен, заключенных в корпус. Выступающий конец вала ведущей шестерни соединен шлицами с приводным устройством. Валы шестерен вращаются в бронзовых втулках подшипников. Выступающий вал имеет уплотнения. Насосы крепятся болтами к крышке.

Принцип его действия заключается в том, что вращающийся ротор с помощью лопастей-шиберов, свободно ходящих в пазах, засасывает жидкость в пространство между лопастями через подводящее отверстие и подает ее в сливную полость и далее через сливное отверстие к рабочим механизмам. Лопастные насосы обратимы и могут быть использованы для преобразования энергии потока жидкости в механическую энергию вращательного движения выходного вала.

Аксиально-поршневые насосы (рис. 14.3) применяют главным образом в гидроприводах с повышенным давлением и относительно высокими мощностями (20 л. с. и выше). Они допускают значительные кратковременные перегрузки и работают с высоким КПД, однако чувствительны к загрязнению масла и требуют его тщательной фильтрации.

Принцип работы насоса заключается в следующем. Вращение передается через эластичную муфту приводному валу, а затем насосному блоку с помощью шатунов и плунжеров. Когда корпус насоса находится в нулевом положении, плунжеры вместе с насосным блоком имеют только вращательное движение и подача жидкости не производится.

Отклонение корпуса насоса от нулевого положения в ту или другую сторону связано о установкой масло-распределителя, насосного блока е центральным шипом и плунжеров с шатунами под углом от 0 до 20° к оси приводного вала. Вследствие этого плунжер в цилиндрах насосного блока кроме вращательного приобретает и возвратно-поступательное движение. Рабочая жидкость (масло), засасываемая плунжерами из канала через маслораспределитель, попадает в канал (нагнетательную линию). Поступающее количество масла пропорционально углу отклонения. Реверсирование осуществляется поворотом корпуса насоса в противоположную сторону.

Рис. 14.2. Шестеренный насос:
1 — уплотнения; 2 — ведущая шестерня; 3 — корпус; 4 — бронзовые втулки подшипника; 5 — ведомая шестерня; 6— крышка р втулки

Рис. 14.3. Аксиально-поршневой насос:
1 — приводной вал; 2 — шатун; 3 — плунжер; 4 — нагнетательный канал; 5 — всасывающий канал; 6 — насосный блок «неигельиыи канал.

В качестве гидродвигателей поступательного действия применяют гидроцилиндры. Цилиндры одностороннего действия способны развивать усилие только в одном направлении, на выталкивании штока поршня (плунжера). Обратный ход совершается под действием нагрузки той части машины, с которой сопряжен шток или плунжер. Цилиндры двустороннего действия работают под давлением жидкости в обоих направлениях и бывают с двусторонним (сквозным) штоком.

При помощи гидродвигателя энергия рабочей жидкости преобразуется в механическую энергию вращения вала ротора. Конструкция гидродвигателей, применяемых в дорожно-строительных машинах, аналогична конструкции насосов, поскольку некоторые типы их являются обратимыми и могут выполнять функцию двигателей при подводе к ним рабочей жидкости под давлением. Характеризуется гидродвигатель развиваемым крутящим моментом и частотой вращения вала ротора.

Широкое применение нашли аксиально-поршневые гидродвигатели. Устройство такого двигателя аналогично устройству аксиально-поршневого насоса. В случае использования последнего в качестве гидродвигателя по напорному трубопроводу нагнетается рабочая жидкость, давление которой на поршни преобразуется во вращение вала. На шлицевый конец вала обычно надевается муфта, через которую приводится во вращение какой-либо агрегат (например, поворотный круг отвала автогрейдера). Отработавшая рабочая жидкость отводится от гидродвигателя по сливному трубопроводу в бак.

Рис. 14.4. Моноблочный гидрораспределитель:
1 — верхняя крышка; 2 — золотник; 3 — корпус; 4 — бустер; 5 — рукоятка; 6 — втулка; 7 — корпус фиксаторов; 8 — фиксатор; 9 — фасонная втулка; 10 — возвратная пружина; И — стакан пружины; 12 — винт золотника; 13 — нижняя крышка; 14 — седло перепуского клапана; 16 — перепускной клапан

Гидрораспределители управляют работой цилиндров и гидродвигателей объемных гидросистем, направляют и перекрывают потоки рабочей жидкости, протекающие по трубопроводам гидросистемы. В современных гидростатических системах применяют чаще всего золотниковые распределители, которые выпускают в двух исполнениях: моноблочном и секционном.

У моноблочного распределителя все золотниковые секции выполнены в одном литом корпусе, число секций постоянное и не может быть увеличено. У секционного распределителя каждый золотник установлен в отдельном корпусе (секции), присоединяемом к таким же смежным секциям. Число секций можно уменьшить или увеличить путем перемонтажа. В эксплуатации при неисправности одного золотника можно заменить секцию, не бракуя в целом весь распределитель.

Моноблочный распределитель (рис. 14.4) имеет корпус, в котором установлены три золотника и перепускной клапан, опирающийся на седло. Посредством рукояток, установленных в крышке, водитель переставляет золотники в одно из четырех рабочих положений: нейтральное, плавающее, подъема рабочего органа и опускания рабочего органа. В каждом положении, кроме нейтрального, золотник фиксируется специальным устройством, а в нейтральном — возвратной (нульустановочной) пружиной. Из фиксированных положений подъема и опускания золотник возвращается в нейтральное автоматически или вручную. Фиксирующие и возвратные устройства закрыты крышкой, прикрепленной снизу к корпусу болтами.

Бак гидросистемы служит резервуаром для рабочей жидкости, он соединен с насосом всасывающим трубопроводом, а с распределителем — сливным. При работе жидкость, циркулирующая в гидросистеме, нагревается, особенно при прохождении через распределитель, в баке она охлаждается.

Для очистки рабочей жидкости смонтированы фильтры с бумажным фильтрующим элементом или сетчатыми фильтрующими дисками.

Трубопроводы соединяют агрегаты гидросистемы и направляют потоки рабочей жидкости. Их изготовляют из стальных труб и рукавов высокого давления. Для соединения трубопроводов применяют самозапорные устройства. Для предохранения системы от перегрузки в трубопроводы встраивают клапаны.


Читать далее:

Категория: - Краны-трубоукладчики





Главная → Справочник → Статьи → Форум



Разделы

Строительные машины и оборудование
Для специальных земляных работ
Дорожно-строительные машины
Строительное оборудование
Асфальтоукладчики и катки
Большегрузные машины
Строительные машины, часть 2,
Дорожные машины, часть 2
Ремонтные машины
Ковшовые машины
Автогрейдеры
Экскаваторы
Бульдозеры
Скреперы
Грейдеры Эксплуатация строительных машин
Эксплуатация средств механизации
Эксплуатация погрузочных машин
Эксплуатация паровых машин
Эксплуатация экскаваторов
Эксплуатация подъемников
Эксплуатация кранов перегружателей
Эксплуатация кузовов машин
Крановщикам и стропальщикам
Ремонт строительных машин
Ремонт дорожных машин
Ремонт лесозаготовительных машин
Ремонт автомобилей КАмаЗ
Техническое обслуживание автомобилей
Очистка автомобилей при ремонте
Материалы и шины

 

Поиск по сайту:


Статьи по теме::
Мероприятия при работе трубоукладчиков
Строительство магистральных трубопроводов
Хранение и консервация трубоукладчиков
Транспортирование трубоукладчиков
Эксплуатация трубоукладчиков в особых природно-климатических условиях
Испытания и обкатка трубоукладчиков
Контроль качества ремонтных работ на трубоукладчиках
Общие положения о ремонте трубоукладчиков
Смазывание и заправка трубоукладчиков топливом, водой и рабочей жидкостью
Техническое обслуживание трубоукладчиков


Остались вопросы по теме:
"Гидравлические системы ходового устройства и их основные элементы"
— воспользуйтесь поиском.


Машины городского хозяйства
Естественная история машин
Транспортная психология
Пожарные автомобили
Автомобили-рефрижераторы
Монтаж и эксплуатация лифтов
Тракторы